Перейти к содержанию

Ил-106

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ил-106
Концепция самолетаКонцепция самолета
Тип тяжёлый военно-транспортный самолёт
Разработчик Россия «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина»
Главный конструктор Н. Д. Таликов
Первый полёт 2025—2026 (план)
Статус ведётся проектирование
Единиц произведено 0

Ил-106 (ранее — ПАК ТА[1], ПАК ВТА, СТВТС, «Ермак») — российский проект сверхтяжёлого военно-транспортного самолёта, разрабатываемый ОКБ Ильюшина. Предназначен для замены самолётов типа Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан» в ВВС России[2][3][4]. Проект разработки самолёта был включён в госпрограмму вооружения на 2018—2027 годы. Планируемое начало опытно-конструкторских работ (ОКР) — 2021 год, сборка опытных образцов самолёта — 2025 год[2][4][5][6].

Ил-106 займёт пустующую пока в перспективном российском авиапроме нишу — сверхтяжёлых грузовых самолётов грузоподъёмностью более 100 тонн[7].

Характеристики

Ил-106 проектируется для перевозки грузов 80—100 тонн на расстояния до 5000 км. Фюзеляж — цельнометаллический моноплан по нормальной аэродинамической схеме с крылом умеренной стреловидности с вертикальными концевыми поверхностями. Герметизированная грузовая кабина длиной 34 м. Передняя и задняя грузовые рампы (что значительно ускоряет погрузку/выгрузку). Многоопорное убирающееся шасси (что обеспечивает возможность эксплуатации на грунтовых аэродромах).

Силовая установка — четыре турбореактивных двигателя НК-92, специально спроектированных под этот проект в КБ Кузнецова (Куйбышев, сейчас — Самара). Двигатель НК-93, который является развитием НК-92, демонстрировался, в частности, на авиашоу МАКС 2007, где был признан самым мощным гражданским российским авиационным двигателем.

Самолёт предполагается оснастить цифровой ЭДСУ, а информационное поле кабины выполнить на основе многофункциональных ЖК-индикаторов.

История разработки

В XX веке проект победил в государственном (ещё в CCCP) конкурсе между ОКБ Ильюшина, ОКБ Антонова и ОКБ Туполева на разработку принципиально нового оперативно-стратегического самолёта, предназначенного на смену Ан-22 и Ил-76.

Было запланировано производство первого прототипа на 1995 год и начало лётных испытаний на 1997 год, но из-за сложной экономической ситуации в стране эти планы тогда не были реализованы[8]. Разработка самолёта была возобновлена в 2010-е годы.

В 2013 году КБ Ильюшина году объявило о разработке перспективного транспортного самолёта (ПТС) «Ермак». В апреле 2014 года были начаты исследования для определения вида бортового радиоэлектронного оборудования для семейства перспективных транспортных самолётов сверхтяжёлого класса. Как пояснил Сергей Сергеев, сегодня нужна «полная замена парка во всех классах транспортной авиации — лёгком, среднем, тяжёлого и тяжёлого дальнего». Для самолёта на основе двигателя ПД-14 будет разработан новый, более мощный двигатель ПД-35 с тягой 30 тонн[9]. Предполагается, что технические характеристики будут отчасти наследоваться от предыдущего проекта Ил-106, наиболее близкого из проектов КБ Ильюшина[7].

По состоянию на 2015 год велось эскизное проектирование. Заявлено о полном импортозамещении и возможности самолёта садиться на грунтовые ВПП[10].

В марте 2017 года гендиректор компании «Ил» Сергей Вельможкин заявил, что работа над проектом Ил-106 продолжается[11].

Предполагается, что Ил-106 станет основой для разработки в КБ Ильюшина ПАК ВТА Перспективный авиационный комплекс Военно-транспортной авиации[12].

Согласно годовому отчёту ПАО «Ил» за 2018 год на предприятии велась предконтрактная работа на выполнение научно-исследовательской работы «Исследование путей создания перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации (НИР ПАК ВТА)», а также был заключён государственный контракт на выполнение 3—5 этапов опытно-конструкторских работ (ОКР) по проекту[13].

В 2018 году генеральный конструктор Николай Таликов сообщил, что КБ собирается создать новый военно-транспортный самолёт на основе предыдущего проекта Ил-106, по которому велись разработки в 1990—2000 годы, и запустить его в производство к 2025—2026 году[5][4][3].

В 2020 году Министерство обороны России определило тактико-технические требования к самолёту[2][14][15]; они учитывают характеристики перспективных разработок ЭМЗ им. Мясищева (проект «M-60» 2017 года)[16] и ЦАГИ (проект «Слон»).

Тактико-технические характеристики

Приведённые технические характеристики являются расчётными. Источник данных: Taylor 1996 [17]

Технические характеристики
Лётные характеристики

Аналоги

См. также

Примечания

  1. ПАК ТА — проект тяжёлого транспортного самолёта Архивная копия от 16 мая 2019 на Wayback Machine // Авиация России, 14 апреля 2016
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Грузовик высокого полета: Россия готовит замену Ан-124 и Ан-22. Новый реактивный самолёт создают для военно-транспортной авиации Архивная копия от 15 августа 2021 на Wayback Machine. ИЗВЕСТИЯ, 4 августа 2020
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Роман Барский. ПАО «Ил»: сверхтяжелый военно-транспортный самолет. Замена Ан-124 «Руслан» Архивная копия от 24 августа 2021 на Wayback Machine. Журнал «Наука и техника», 8 мая 2019 г.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Руслан Мельников. Россия создаст самолет на замену легендарному «Руслану» Архивная копия от 29 августа 2021 на Wayback Machine. RG.ru, 29 декабря 2018
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 Алексей Заквасин. «Мы сделаем шаг вперёд»: главный конструктор ПАО «Ил» о замене «Руслана» и модернизации транспортной авиации РФ Архивная копия от 28 декабря 2018 на Wayback Machine RT.ru, 28 декабря 2018
  6. Создание сверхтяжёлого транспортника на замену "Руслану" начнётся после 2025 года. Interfax.ru. Дата обращения: 8 мая 2019. Архивировано 8 мая 2019 года.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 Самый большой в мире: чего ожидать от проекта «Ермак». Вадим Пономарев. «Эксперт Online». 22 окт 2014 г.. Дата обращения: 7 ноября 2014. Архивировано 31 декабря 2014 года.
  8. Il-106 Large Transport Project Архивная копия от 28 августа 2017 на Wayback Machine // GlobalSecurity.Org
  9. «Ермак» надеется на Пермь (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 февраля 2016. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  10. разрабатываемый новый военно-транспортный Ил-106 сможет садиться на грунт. Дата обращения: 4 декабря 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  11. Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 16 марта 2017 года.
  12. Вадим Пономарев. Самый большой в мире: чего ожидать от проекта «Ермак» Архивная копия от 31 декабря 2014 на Wayback Machine // «Эксперт Online», 22 окт 2014
  13. Заключен контракт на создание сверхтяжёлого транспортника на смену Ан-124 "Руслан". Interfax.ru. Дата обращения: 8 мая 2019. Архивировано 8 мая 2019 года.
  14. Как будет выглядеть российский самолет Слон: итальянская пресса о ПАК ВТА Архивная копия от 15 августа 2021 на Wayback Machine. АвиаПорт. Дайджест
  15. Что известно о новом российском сверхтяжелом транспортном самолете? Архивная копия от 15 августа 2021 на Wayback Machine Аргументы и Факты
  16. Детали проекта самолета М-60 Архивная копия от 15 августа 2021 на Wayback Machine. ВПК.name
  17. Michael J. H. Taylor. . — Brassey's World Aircraft & Systems Directory. — London, England: Brassey's, 1996. — P. 231. — ISBN 1-85753-198-1.