А-100
A-100 «Премьер»[1] | |
---|---|
Тип | Самолёт ДРЛО |
Разработчик |
АО «Концерн „Вега“» ТАНТК имени Г. М. Бериева |
Первый полёт | 18 ноября 2017 года |
Начало эксплуатации | 2017 |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты | ВКС РФ |
Единиц произведено | 1 |
Стоимость единицы | 3,3 млрд.руб. |
Базовая модель | Ил-76МД-90А |
А-100 «Премьер»[1] — российский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) на базе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76. Самолёт может обнаруживать и сопровождать до 300 воздушных, морских и наземных целей, а также управлять беспилотниками. В качестве воздушного командного пункта А-100 обеспечивает устойчивую связь с различными группировками войск. Самолёт получает информацию не только со своего радара, но и от космических спутников[2]. Многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН). Антенный комплекс построен на базе антенны с активной фазированной решёткой.
Ранее поставки в ВВС России планировалось начать в 2016 году; самолёты начнут поступать в ВКС России в 2024 году[3].
История
21 ноября 2014 года ТАНТК имени Г. М. Бериева получил первый самолёт Ил-76МД-90А для переоборудования в самолёт ДРЛО типа А-100[4].
Проект нового самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, должен будет постепенно заменить в ВВС РФ имеющиеся машины А-50 и А-50У. Многофункциональный бортовой радиотехнический комплекс для самолёта создаётся концерном радиостроения «Вега»[5]. По словам гендиректора концерна «Вега» (изготовитель самолёта), комплекс разрабатывается по гособоронзаказу на смену самолётам дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и А-50У[6]. Российский летающий радар может одновременно сопровождать до 300 целей на расстоянии в 650 км, с новым оборудованием самолет превосходит все зарубежные аналоги, включая американские Boeing E-3 Sentry.
Самолёт оснащён цифровым навигационным комплексом и двухдиапазонным локатором с фазированной антенной решёткой.
А-100 способен находиться в воздухе на расстоянии 1000 километров от базы до 6 часов[7].
26 октября 2016 года летающая лаборатория для самолёта ДРЛО А-100 «Премьер» впервые поднялась в воздух[8][9]. Летающая лаборатория А-100ЛЛ создана на базе штатного самолёта А-50.
Первый полёт состоялся 18 ноября 2017 года с аэродрома Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г. М. Бериева[10][11][12].
В июле 2020 года стало известно о том, что для ВКС РФ построят ещё один самолёт А-100, который присоединится к программе испытаний, рассчитанных на срок до 2024 года. Сообщалось также, что после завершения испытаний в 2024 году начнётся серийное производство А-100 и замена парка устаревающих самолётов ДРЛОиУ А-50[13]. Таким образом, сроки окончания испытаний и начала серийного производства самолёта значительно сдвинулись по сравнению с первоначально заявленными сроками. Если изначально планировалось завершить испытания и начать поставки в 2016 или 2017[14][15], то позже эти сроки официально сдвинули на 2024 год[16]; подобная судьба была и у А-50, разработка и испытания которого шли 12 лет.
10 февраля 2022 года состоялся первый полёт комплекса А-100 с включенным бортовым радиотехническим комплексом (БРТК)[17].
Конструкция
Основой для самолёта А-100 стал самолёт А-50ЭИ, в конструкцию которого внесены следующие изменения:
- установлен новый радиотехнический комплекс «Премьер»,
- установлен новый пилотажно-навигационный комплекс,
- изменено расположение дверей, окон и люков,
- изменены бортовые системы[2].
См. также
- АВАКС/AWACS
- А-50
- Ту-126
- Ан-71
- KJ-2000
- Shaanxi KJ-200
- Boeing E-3 Sentry (AWACS)
- Boeing 737 AEW&C
- Boeing E-767
- Adnan
- Embraer R-99
- IAI EL/M-2075 Phalcon
- IAI EL/W-2085
- EL/W-2090
- EADS CASA C-295 AEW
- Saab 340 AEW&C
- Saab 2000 AEW&C
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 "Русские витязи" открыли МАКС . НВО (19 августа 2011). Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ 2,0 2,1 http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine. Бериев А-100.
- ↑ Новый «летающий радар» А-100 планируют передать ВКС России в 2024 году Архивная копия от 4 февраля 2022 на Wayback Machine // РГ, 9.04.2020
- ↑ ТАНТК им. Бериева получил первый Ил-76МД-90А . www.militaryparitet.com (25 ноября 2014). Архивировано 16 декабря 2014 года.
- ↑ Началось строительство «летающего радара» нового поколения «Премьер» . Lenta.ru (21 ноября 2014). Дата обращения: 27 апреля 2020. Архивировано 8 мая 2016 года.
- ↑ Летающая лаборатория для нового авиарадара А-100 «Премьер» впервые поднялась в воздух . Взгляд. Дата обращения: 9 февраля 2017. Архивировано 11 февраля 2017 года.
- ↑ "Летающий радар"А-100, Вести.ру. Архивировано 9 февраля 2019 года. Дата обращения 9 февраля 2019.
- ↑ Прототип «летающего радара» А-100 впервые поднялся в воздух . Lenta.ru. Дата обращения: 26 октября 2016. Архивировано 26 октября 2016 года.
- ↑ Самолёт-лаборатория А-100ЛЛ впервые поднялся в воздух . Ростех. Дата обращения: 1 февраля 2018. Архивировано 1 февраля 2018 года.
- ↑ Российский самолёт радиолокационного дозора А-100 совершил первый полёт . ТАСС. Дата обращения: 18 ноября 2017. Архивировано 19 ноября 2017 года.
- ↑ Mail ru Новости. Новейший российский «летающий радар» совершил испытательный полёт (недоступная ссылка). Mail.ru Новости. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 9 февраля 2019 года.
- ↑ Новейший «летающий радар» А-100 впервые взлетел Архивная копия от 4 февраля 2022 на Wayback Machine // Lenta.ru, 18 ноября 2017
- ↑ Для российских ВКС планируют построить второй «летающий радар» А-100 «Премьер». Он присоединится к программе испытаний, рассчитанной до 2024 г. Архивная копия от 9 июля 2020 на Wayback Machine // Известия, 8.07.2020
- ↑ ВВС России получат к 2016 году новый самолёт радиолокационного обнаружения . Интерфакс (9 августа 2011).
- ↑ Александр Зелин: Российский ОПК создаёт новый самолёт . Российская газета (9 августа 2011). Архивировано 4 декабря 2011 года.
- ↑ В России рассказали о проблемах создаваемого «Премьера» Архивная копия от 4 февраля 2022 на Wayback Machine // Lenta.ru, 2 февраля 2022
- ↑ Комплекс А-100 совершил первый полет с включенным локатором Архивная копия от 10 февраля 2022 на Wayback Machine // ОАК, 10.02.2022
Ссылки
- А-100 . «Уголок неба».
- АО Концерн «Вега»