Ил-80

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ил-80
Тип воздушный командный пункт
Разработчик Союз Советских Социалистических Республик ОКБ Ильюшина
Первый полёт 29 мая 1985 года
Начало эксплуатации 1992 год
Статус на вооружении
Эксплуатанты Россия ВКС России
Годы производства с 1987 года
Единиц произведено 4
Базовая модель Ил-86

Ил-80 (Ил-86ВзПУ, изделие «65с», по классификации НАТО: Maxdome) — воздушный командный пункт (ВзПУ), разработанный в конце 1980-х годов в КБ Ильюшина на базе пассажирского самолёта Ил-86.

Самолёт предназначен для эвакуации высшего военного руководства страны в угрожаемый период и одновременного управления вооружёнными силами в условиях конфликта любой степени интенсивности, включая полномасштабную ядерную войну. Оборудован средствами связи, системами жизнеобеспечения, мощной энергоустановкой. Может работать полностью автономно. В состав экипажа входят операторы систем и офицеры боевого управления. Детальная информация по этому самолёту является государственной тайной[источник не указан 1472 дня].

История

Самолёт предназначен для управления Вооружёнными силами в случае вооружённого конфликта с применением ядерного оружия.

Требования предъявляемые к воздушному командному пункту: дальность и продолжительность полёта должны обеспечить вывод ставки Верховного главнокомандующего из угрожаемой зоны в случае опасности войны любой интенсивности; самолёт должен иметь бортовые средства защиты от оружия массового поражения, в том числе защиту от радиоактивного заражения; на самолёте должна быть аппаратура, обеспечивающая управления всеми видами вооружённых сил в том числе с использованием АСУ и ТКС[расшифровать], включая аппаратуру СДВ-связи; самолёт должен иметь возможность автономного применения в случае выхода из строя наземного и спутникового оборудования систем ретрансляции связи и навигации; самолёт должен иметь возможность применения с любого аэропорта ГА; самолёт должен обеспечивать высокий комфорт на борту; самолёт должен соответствовать уровню надёжности: вероятность отказов в 10 раз ниже, чем для ВС военного назначения[1].

Внешне от своего прототипа Ил-80 отличается наличием в носовой части фюзеляжа крупного накладного отсека, в который помещено различное радиоэлектронное оборудование. Отсутствуют иллюминаторы, на крыле дополнительные пилоны с электрооборудованием. Два из четырёх самолётов имеют штангу для дозаправки в воздухе.

В отличие от своего прототипа (Ил-86), на самолёте применена усиленная конструкция крыла и корпуса. Сделано это для уменьшения последствий воздействия на самолёт со стороны возможного ядерного взрыва[2]. Самолёт получился очень тяжёлым, что потребовало для него хорошо подготовленную взлётно-посадочную полосу, а также высокую квалификацию пилотов для взлёта и посадки. Большой вес потребовал установку на Ил-80 четырёх опор шасси. На крыле самолёта установлены пилоны, в которых размещаются генераторы энергии для радиоэлектронного оборудования[2].

Ил-80 не укомплектован вооружением. Защита самолёта обеспечивается истребительной авиацией сопровождения[2].

Четыре Ил-80 и два Ил-76СК в аэропорту Чкаловский, 2011 год.

Всего было выпущено четыре таких самолёта (регистрационные номера воздушных судов (РНВС) СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148, СССР-86149).

9 мая 2010 года самолёт с РНВС RF(Россия)-86147 (93645) принял участие в воздушной части парада в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне в Москве[3].

Один из самолётов (RF-93642[4], бывший 86148) прошёл модернизацию с установкой нового электронного оборудования в 2015 году.

В декабре 2020 года стало известно, что из одного из самолётов в аэропорту Таганрог-Южный (который проходил плановый ремонт в ТАНТК) было похищено оборудование, предположительно, для сдачи на металлолом[5]. Пропали 39 электронных блоков связного оборудования и пять плат из таких же пяти демонтированных блоков[6]. В Таганрогский городской суд поступило дело в отношении 36-летнего местного жителя Жоры Хачунца, обвиняемого в краже деталей с Ил-80[7]. В настоящее время Жора признан виновным и осуждён.

Помимо четырёх Ил-80, было построено два самолёта Ил-76СК (Ил-76ВКП), номера СССР-76450 и СССР-76451, близких по составу оборудования и решаемым задачам. Базируются они там же.

См. также

Примечания

  1. warbook. club Ил-80 самолёт судного дня
  2. 2,0 2,1 2,2 http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Ильюшин Ил-80
  3. Ил-80 — самолёты на параде в Москве. (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 октября 2010. Архивировано 30 января 2020 года.
  4. наша авиация. russianplanes. net. Дата обращения: 7 декабря 2020. Архивировано 23 апреля 2013 года.
  5. С российского «самолёта Судного дня» могли украсть секретное оборудование Архивная копия от 8 декабря 2020 на Wayback Machine // Русская служба Би-би-си, 7 декабря 2020
  6. «Второстепенное оборудование»: что украли с «самолёта Судного дня». Появились подробности кражи аппаратуры с «самолёта Судного дня» Архивная копия от 26 декабря 2020 на Wayback Machine // Газета.Ru, 26.12.2020
  7. В Таганроге передано в суд дело о краже деталей с «самолета Судного дня». www.kommersant.ru (6 декабря 2021). Дата обращения: 6 декабря 2021. Архивировано 6 декабря 2021 года.

Ссылки