Городская электричка
Городская электричка[1][2] (пригородно-городской поезд, городской поезд, городская железная дорога) — один из видов железнодорожного транспорта городской агломерации, используемый как городской, пригородный и ближний междугородный транспорт. Городская электричка занимает промежуточное положение между городским общественным транспортом и классическими пригородными поездами и использует обычные железнодорожные линии в пределах и вне города, при этом нередко имеет и выделенные пути.
Первая[3][4] подобная система работает в Берлине под названием S-Bahn с 1930 года[5] (отдельные участки датируются 1870-ми)[6], сформировавшись из сети пригородных железных дорог, впоследствии дополненных кольцевой линией, соединяющей конечные станции, в 1882 году — линией «Stadtbahn» («городская железная дорога»), идущей с востока на запад через центр по насыпи и эстакадам, а в 1939 — ещё одной прямой линией через центр, «Nord-Süd», идущей с юга на север, и проходящей под центром города в тоннеле[6]. Формирование особой идентичности сети началось с установления специального тарифа, отличавшегося от обычного железнодорожного[6].
В настоящее время аналогичные системы действуют и в других городах и странах под разными наименованиями.
Отличия от других систем пригородного и межрегионального железнодорожного сообщения
Отличительными особенностями систем городской электрички являются:
- Сквозное прохождение линий через центральные части крупных городов (часто на эстакадах или в тоннелях)[1]
- Наличие быстрых и удобных пересадок на метро и/или другие виды магистрального общественного транспорта (LRT/BRT)[1]
- Система оплаты, интегрированная с оплатой общественного транспорта[1]
- Тактовое движение поездов[1]
- Подвижной состав, салон которого спроектирован именно под данный тип сообщения и не встречается на других маршрутах. Характерно отсутствие тамбуров и более часто (по сравнению с региональными поездами) расположенные двери, типичное расположение кресел — 2+2[7][8]
- Платформы на одном уровне с полом вагонов[8][9]
Отличия от систем метро
- выход концов веток в пригороды
- большая глубина тоннелей и расстояние между станциями
- подвижной состав, рассчитанный на большие, по сравнению с метро, пассажиропотоки
- для питания, как правило, используется контактный провод, а не контактный рельс
- наземная железнодорожная структура может использоваться совместно с пригородными поездами и поездами дальнего следования
- более частое, по сравнению с метро, прохождение поездов разных веток по одной эстакаде или в одном тоннеле (вилочное движение)
Азия
Китай
В Пекине и Шанхае есть линии, которые функционируют аналогично S-Bahn или RER, соединяя центр города с пригородами и другими городами в регионе.
Япония
В Японии существует несколько систем, в той или иной степени соответствующих критериям городской электрички. Одна из наиболее известных — система JR East в Токио, включающая в себя линии Яманотэ, Тюо и другие. Эти линии обслуживают как центр города, так и пригородные районы, предлагая высокую частоту движения и удобные пересадки на другие виды транспорта. Также стоит упомянуть линию Кэйхин-Тохоку и линию Сайкё, также соединяющие центр Токио с пригородами и соседними городами.
Европа
Белоруссия
Великобритания
Германия, Австрия, Швейцария
Дания
Система обслуживает Копенгаген и его окрестности.
Италия
В Милане действует система городской электрички S-Lines[англ.], аналогичная S-Bahn.
Россия
Единого названия для систем городских железных дорог в России нет. Наиболее часто используется термин «городская электричка». Полноценными линиями городской железной дороги как минимум являются МЦК и МЦД в Москве: их сходство с системами S-Bahn многократно подчёркивалось в официальных заявлениях и прессе[10][11][12].
Система | Месторасположение | Регион | Дата открытия | Линии | Длина | Подвижной состав | Компания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
МЦД | Москва; Московская область | Москва; Московская область | 21 ноября 2019 года | 3 | 217 км | ЭГ2Тв; ЭП2Д | ЦППК |
МЦК | Москва | Москва | 10 сентября 2016 года | 1 | 54 км | ЭС2Г | Московский метрополитен,
подвижной состав арендуется у РЖД |
Нижегородская городская электричка | Нижний Новгород; Нижегородская область | Нижегородская область | 24 июня 2013 года | 3 | 71,2 км | ЭД9Э; ЭП3Д | ВВППК |
ПЦК | Пермь | Пермский край | 30 апреля 2022 года | 1 | 47 км | ЭС2Г | РЖД |
Южно-Сахалинская городская электричка | Южно-Сахалинск | Сахалинская область | апрель 2023 года | 4 | РА3 | ПК Сахалин |
По состоянию на конец лета 2023 года в Санкт-Петербурге планируется строительство системы городской электрички на базе существующей железнодорожной инфраструктуры по аналогии с МЦД. Планируется строительство двух полуколец, одно из которых соединяло бы Ораниенбаум с Сестрорецком, а другое — Гатчину и Тосно[13][14][15][16][17][18][19][20]. Также по состоянию на 2020 год рассматривалась концепция строительства для нужд городской электрички тоннеля между Балтийским и Финляндским вокзалами[21][22][23]. По состоянию на 2023 планы не реализованы, за что городские власти подвергаются критике. В качестве причин задержек с реализацией называется перегруженность грузовым трафиком Финляндского железнодорожного моста — единственного моста, соединяющего железнодорожные системы двух берегов Невы в черте города[23], решением данной проблемы, опять таки, может стать строительство тоннеля под центральной частью города[23].
В Москве (помимо вышеперечисленных), Екатеринбурге, Новомосковске (Тульская область), Волгограде, Сочи, Казани, Владивостоке, Красноярске, Нижнем Новгороде[24], Новосибирске[25], Перми, Ростове-на-Дону, Рязани, Санкт-Петербурге, Уфе, Челябинске, Калининграде[26][27], Братске существуют внутригородские или внутриагломерационные маршруты пригородного сообщения, однако ни одну из этих систем нельзя назвать городской железной дорогой из-за отсутствия большинства характерных особенностей городской электрички (сравнительно редкое и нерегулярное движение, отсутствие интегрированной с городским общественным транспортом системы оплаты, и так далее).
Первый[источник не указан 448 дней] подобный[источник не указан 448 дней] проект, осуществлённый до революции — Ораниенбаумская электрическая линия в Петербурге. До 1987 года в Москве существовала Бескудниковская железнодорожная ветка: пригородные поезда, курсировавшие по ней, не выходили на магистральные направления, фактически выполняя роль городского транспорта, однако система оплаты проезда также не была интергирована с городским транспортом[значимость?]. С 2013 года в Москве действует полностью внутригородской маршрут электропоезда от Киевского вокзала до Новопеределкино с тактовым движением, но отдельной оплатой проезда[значимость?].
Франция
Во Франции существует система городской электрички RER (фр. Réseau Express Régional, региональная экспресс-сеть). В Париже поезда RER используют тоннели (система RER во многом интегрирована с парижским метро), а за городом выходят на поверхность. К настоящему моменту существует пять линий RER, обслуживающих Париж и парижский регион Иль-де-Франс.
Украина
Городская электричка функционирует в Киеве по кольцевому маршруту[28].
Другие страны Европы
В Чехии действуют две системы Esko (так по-чешски произносится буква S): в Праге и в Моравосилезском крае. В настоящее время в Бельгии ведётся создание подобной RER системы с центром в Брюсселе. Схожие системы имеются в Лондоне (Лондонская надземка и Crossrail), в Венгрии (HEV), Италии (Passante[англ.] в Милане), Польше (SKM в Варшаве) и некоторых других странах. В числе последних из созданных в Европе систем S-Bahn — городской поезд в Белграде, открытый в 2010 году.
Ближний восток
Израиль
Красную линию Тель-Авивского LRT иногда называют[29] городской электричкой, хотя эта система может также быть классифицирована как метротрам.
Турция
Система | Месторасположение | Регион | Дата открытия | Линии | Длина | Подвижной состав | Компания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Başkentray | Анкара | Анкара | 12 апреля 2018 | 1 | 60 км | E23000 | TCDD |
Gaziray | Газиантеп | Газиантеп | 5 ноября 2022 | 1 | 25 км | E23000 | TCDD |
İZBAN | Измир | Измир | 30 августа 2010 | 4 | 136 км | E22000, E22100 | İZBAN A.Ş |
Marmaray | Стамбул | Стамбул | 29 октября 2013 | 1 | 76.6 км | E32000 | TCDD |
Северная Америка
Поначалу широкое использование железнодорожного транспорта в городах Северной Америки (как в виде городских систем надземных поездов и первых линий метро, так и пригородно-городских линий электропоездов) пришло в упадок в период интенсивной автомобилизации. Некоторые линии «надземок» были заменены подземными линиями метро, другие вошли в состав метрополитенов в виде их наземных/надземных участков.
С 1980-х годов наблюдается рост популярности как систем пригородного-городского железнодорожного транспорта в США (по состоянию на 2010 год таких систем, известных как англ. commuter rail от англ. commuting — маятниковая миграция, насчитывается более двадцати), так и оставшихся «надземок», известных как англ. El (от слова англ. elevated — поднятый) и имеющих признаки и S-Bahn’а и метрополитена (или лёгкого метро).
В Нью-Йорке с 1908 года под руководством Портового управления действует система PATH, доставляющая пассажиров из Нью-Джерси через тоннель под рекой Гудзон к подземным терминалам у Центра международной торговли и Пенсильванского вокзала. Под управлением Metropolitan Transportation Authority находятся пригородные маршруты системы Metro-North[англ.], которые перевозят пассажиров с северного направления от пригородов в штатах Нью-Джерси, Нью-Йорка и Коннектикута к подземному терминалу на Центральном вокзале; универсальные дизель-электрические локомотивы проходят наземные маршруты на дизельной тяге, а в тоннелях переключаются на электрическую тягу с использованием третьего рельса. Также MTA управляет линией на Лонг-Айленд (LIRR) с терминалами в районе Пенсильванского вокзала и на Атлантик-авеню в Бруклине; линия практически полностью электрифицирована, за исключением самых отдалённых маршрутов. Хотя центральные станции этих линий cоединяются переходами со станциями метрополитена Нью-Йорка, они используют свои собственные системы оплаты проезда и тарифы для поездок внутри города.
В агломерации Сан-Франциско работает система пригородно-городского электропоезда BART, имеющая центральный подземный участок, образующий единые пересадочные узлы со станциями Muni Metro и исторической трамвайной линией F[англ.], при этом используются раздельные системы оплаты и тарифы проезда.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Электрички «штурмуют» города . transportrussia.ru. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Каждому городу — по рельсовой триаде. Вице-премьер Хуснуллин и РЖД обещают мегаполисам внутренние железные . Vgudok (2 декабря 2021). Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Aktuelles - Detailansicht (нем.). sbahn.berlin (28 января 2021). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Geschichte und Geschichten rund um die Berliner S-Bahn . www.stadtschnellbahn-berlin.de. Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Warum die S-Bahn S-Bahn heißt (нем.). Berliner Kurier (7 февраля 2021). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Nordsüd-S-Bahn Berlin . www.nordsued-s-bahn.de. Дата обращения: 28 августа 2023.
- ↑ Аркадий, Гершман Новая Иволга для МЦД . Teletype (24 августа 2023). Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ 8,0 8,1 Первый конкурс на поставку поездов на МЦД объявят уже в декабре . Российская газета (28 ноября 2017). Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Аркадий, Гершман Как РЖД усложняет жизнь на пустом месте . Teletype (11 сентября 2021). Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ МЦК: что нужно знать про Московское Центральное Кольцо . Афиша. Дата обращения: 17 апреля 2022. Архивировано 23 апреля 2022 года.
- ↑ Железная дорога улучшила транспортные связи в столице . Российская газета. Дата обращения: 17 апреля 2022. Архивировано 27 октября 2021 года.
- ↑ 14-я линия метро: как прошел год на Московском центральном кольце, Mos.ru - официальный сайт мэра Москвы (10 сентября 2017).
- ↑ В Санкт-Петербурге планируют развивать аналоги МЦД и МЦК — РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА (рус.) ?. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Поезда без правил: ради девяти ТПУ в Петербурге изменят строительные ограничения . dp.ru. Дата обращения: 19 августа 2023.
- ↑ Заход под землю, чтобы не смешивать эфир. В ОЖД объяснили, где электричка до Пулково . fontanka.ru - новости Санкт-Петербурга (31 мая 2023). Дата обращения: 19 августа 2023.
- ↑ В Петербурге хотят построить аналог Московского транспортного кольца . РБК (4 марта 2020). Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ В Петербурге может появиться еще один вид транспорта . Коммерсантъ (26 июня 2019). Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Рельсовые инвестиции . Коммерсантъ (9 января 2020). Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Городская электричка в Петербурге . pitertransport.com. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Петербург может обойти Москву в развитии городской железной дороги . spbvedomosti.ru. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Аналог кольцевой ветки метро: между Финляндским и Балтийским вокзалом проложат тоннель . spbdnevnik.ru. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Два вокзала в Петербурге соединят железнодорожным туннелем . spbvedomosti.ru. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 Правда, что в Петербурге скоро будет наземное метро, как в Москве? Отвечают эксперты . Собака.ru (28 ноября 2022). Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ С 24 июня в Нижнем Новгороде запущен новый проект ОАО «ВВППК» «Городская электричка» . Дата обращения: 10 июля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Городскую электричку с билетами по 26 рублей запустили в Новосибирске . Новосибирские новости. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ В Калининграде открылась первая ветка наземного метро, Клопс.ру, <http://klops.ru/news/avto/88362-v-kaliningrade-otkrylas-pervaya-vetka-nazemnogo-metro> Источник (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 января 2023. Архивировано 30 марта 2014 года.
- ↑ С 26 марта в Калининграде начнёт ходить рельсобус с ул. Киевской до Северного вокзала . Калининград.ру (24 марта 2014). Дата обращения: 31 марта 2014. Архивировано 29 марта 2014 года.
- ↑ Стрічка НОВИН . Дата обращения: 28 октября 2011. Архивировано 16 октября 2011 года.
- ↑ "Red Line"- S-Bahn Strecke in Tel Aviv (неопр.). Rebelgroup. Дата обращения: 27 августа 2023.