Вилочное движение

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Знак в вагоне метро в Нью-Йорке, указывающий маршрут поезда (A) и конечную станцию (Фар-Рокавей)

Вилочное движение — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая, городского поезда), при котором линия имеет разветвление и часть поездов направляется по одному ответвлению, а часть — по другому.

От маршрутной системы (используемой в большинстве крупных трамвайных систем и в некоторых метрополитенах) отличается тем, что «пучки» маршрутов собираются (как правило, в центральной части города) в более или менее независимые друг от друга линии. Некоторые сети (например, лондонский метрополитен) трудно однозначно отнести по характеру к маршрутным или линейно-вилочным.

Примеры

Вилочное движение не характерно для метрополитенов в пределах бывшего СССР.

В Московском метрополитене в настоящее время используется на Филёвской линии: часть поездов следует до «Кунцевской», а часть — до «[[|Международной]]».

С февраля 2018 года по декабрь 2020 года вилочное движение имелось на Большой кольцевой линии/Солнцевской линии: поезда следовали от «Савёловской» до «Шелепихи», далее — либо до «Делового центра» БКЛ, либо по соединительной ветви через «Парк Победы» до «Рассказовки» Солнцевской линии.

В 2021 году на Большой кольцевой линии было вновь организовано вилочное движение. Часть поездов следует до «Каховской», а часть — до «Делового центра».

С декабря 1984 года по ноябрь 1995 года Каховская линия была ответвлением Замоскворецкой, но затем была выделена в отдельную линию. В силу определённых принципов в организации движения эта вилка существовала до 2019 года: некоторые поезда с пассажирами (при движении на юг) отправлялись с Замоскворецкой линии на станцию «Варшавская» (заход в депо «Замоскворецкое»), а выходящие из депо следовали от «Варшавской» до «Ховрино».

С момента открытия 15 мая 1935 года и до 13 марта 1938 года, нынешний участок Филёвской линии «Александровский сад» — «Киевская»» был ответвлением Сокольнической линии от станции ««Охотный Ряд»».

Вилочное движение применялось в Нижегородском метрополитене с 2012 по 2018 год — после запуска станции «Горьковская» и до открытия станции «Стрелка» Сормовско-Мещерской линии. От станции «Парк культуры» поезда шли до станции «Московская», после этого каждый третий поезд следовал до станции «Буревестник» Сормовско-Мещерской линии, а два из трёх — до станции «Горьковская» Автозаводской линии.

Также вилочное движение применяется на основной линии Бакинского метро. Красная линия раздваивается после станции «28 Мая». Один поезд следует до станции «Дарнагюль», а другой — до «Ичери Шехер».

За пределами бывшего СССР вилочное движение довольно часто встречается в метрополитенах. Например, оно применяется:

и во многих других метрополитенах.

Достоинства

Организация вилочного движения позволяет сократить число пересадок, уменьшить время, затрачиваемое пассажиром, удешевить строительство за счёт отказа от строительства дополнительных пересадочных станций.

Недостатки

Основным недостатком вилочного движения следует считать затруднительность его применения при высокой нагрузке на линию, когда требуемая совокупная парность на обоих разветвлениях линии больше, чем возможно на общем участке. Это в итоге приводит к увеличенному времени ожидания поезда в нужном направлении. Другим недостатком является необходимость учитывать движение для двух направлений, что сильно затрудняет диспетчерскую деятельность, особенно при сбое графика.

См. также