Пермская городская электричка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пермская городская электричка
Свердловская железная дорога
Общая информация
Дата открытия 28 июля 2004 года
Страна  Россия
Город  Пермь
Эксплуатант АО "Пермская пригородная компания"
Техническая информация
Длина линий 50 км
Количество станций 8 станций и 14 остановочных пунктов
Количество линий 4 (Оверята — Голованово) (Голованово - Пермь II), (Бахаревка — Пермь II), (о.п. 1447 км - Пермь II)
Ширина колеи 1520 мм
Подвижной состав
Подвижной состав ЭД4М, ЭД2Т, ЭС2Г
Максимальное число вагонов в составе поезда 6
Движение
Пассажиропоток за год 624 тыс. чел. (2012)[1]
https://ppk59.ru

Пе́рмская городска́я электри́чка — один из видов общественного транспорта Перми. Единственный скоростной внеуличный транспорт в городе. Протяжённость маршрутов составляет 50 км, линия связывает Орджоникидзевский, Мотовилихинский, Ленинский, Дзержинский, Кировский районы Перми и посёлок Оверята.

История и современность

Движение городской электрички в Перми было открыто 28 июля 2004 года[2] по маршрутам Пермь II — Лёвшино, Пермь II — Курья и «сквозному» маршруту Лёвшино — Курья общей протяжённостью 32 км[3]. Для организации перевозок были выделены два шестивагонных электропоезда ЭД4М. Электричка связала удалённые Орджоникидзевский и Кировский районы Перми с центром города; стоимость проезда независимо от маршрута поездки составляла 6 рублей.

С 6 декабря 2004 года маршрут следования двух пар электричек был продлён от Лёвшино до станции Голованово. В 2006 году линия городской электрички продлена в западном направлении до станции Оверята и увеличено количество поездов на Голованово. В итоге общая протяжённость линии Голованово — Оверята составила 50 км[4], на ней расположено 8 станций и 14 остановочных пунктов. По данным 2006 года услугами «наземного метро» пользовалось в среднем 4,3 тыс. человек в сутки[5]. В апреле 2009 года общее количество пассажиров, перевезённых городской электричкой, превысило 5 млн человек[6].

Летом 2010 года один из поездов в утреннее время курсировал по маршруту Оверята — Пермь II — Ферма — Пермь II[7], но с 10 сентября 2010 года он был отменён.

С 11 ноября 2013 года маршрут пермской городской электрички был временно сокращён до станции Курья[8].

С 16 января 2015 года городская электричка де-факто была отменена[9] наряду с некоторыми другими пригородными электропоездами[10], но в начале февраля того же года по распоряжению президента России Владимира Путина движение электропоездов восстановлено[11].

В начале 2017 года стоимость проезда на электричке в пределах агломерации Перми сравнялась с стоимостью проезда в остальном транспорте и составила 20 рублей. На станциях, оборудованных кассами требуется заранее приобретать билеты, либо пользоваться абонементами.

В настоящее время электричка является быстрым видом транспорта для поездок в центр Перми для жителей отдалённых районов. Например, время в пути со ст. Лёвшино до Перми II составляет 30-40 минут против 45-60 минут на автобусе.

27 января 2020 года было прекращено движение на перегоне «Пермь II — Пермь I»[12]. Пригородные поезда Горнозаводского направления стали курсировать до железнодорожного вокзала Пермь I.

17 сентября 2021 года поезда вновь начали курсировать по ранее закрытому участку «Пермь II — Пермь I»[13]. Кроме того, был продлён до станции Лёвшино маршрут «Пермь II — Краснокамск».

20 мая 2022 года из-за ограничения движения автотранспорта на период ремонта проезжей части на КамГЭС[14] был организован временный челночный маршрут электропоезда ЭД4М «Кабельная — Лёвшино»[15].

6 июля 2022 года была прекращена работа временного челночного маршрута между станциями Кабельная и Лёвшино в связи со снижением пассажиропотока после окончания ремонта проезжей части на КамГЭС[16].

В течение 2022 года был восстановлен второй железнодорожный путь на перегоне между станциями Кабельная и Лёвшино, в том числе на участке по КамГЭС. Железная дорога на этом участке была законсервирована в 1999 году, а в последствии – демонтирована[17].

Линии

Протяжённость от станции Оверята до станции Пермь II — 24 км, время в пути — 37 минут.
Протяжённость от станции Пермь II до станции Голованово — 26 км, время в пути — 50 минут.

Перспективы

В 2004—2005 годах и позднее обсуждались проекты электрификации железнодорожной линии Курья — Химград и продления маршрута городской электрички в Закамск[18], а также открытия пассажирского сообщения на участке Пермь-Сортировочная — Блочная — Лёвшино и организации движения по кольцевому маршруту[19].

В период с 2022 по 2027 года Свердловская железная дорога планирует построить высокие платформы на более чем 30 остановках в Перми. Также благодаря продолжению ремонта путевого хозяйства СвЖД намерена увеличить скорость движения поездов для сокращения времени в пути[20].

См. также

Примечания

  1. Мэрия Перми согласилась финансировать городскую электричку // «Коммерсантъ-Пермь», 12.11.2013
  2. Наземное метро открыто! Архивная копия от 20 декабря 2013 на Wayback Machine // Газета «Звезда», 29.07.2004
  3. Расписание городской электрички на 2004/05 год
  4. Развитие городского железнодорожного транспорта «Городская электричка» // Центр дорожной информации
  5. За два года работы городская электричка в Перми перевезла свыше 2,3 млн пассажиров Архивная копия от 21 декабря 2013 на Wayback Machine // Информационное агентство «Новый регион»
  6. Городская электричка в Перми перевезла пятимиллионного пассажира Архивная копия от 19 сентября 2012 на Wayback Machine // Урал-Информ ТВ
  7. Маршрут городской электрички будет продлён до станции Ферма // Пермь Online
  8. В Перми изменится маршрут следования городской электрички Архивная копия от 20 декабря 2013 на Wayback Machine // Местное время, 5.11.2013
  9. Число электричек в Пермском крае сокращено с 16 января (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 января 2015. Архивировано 28 января 2015 года.
  10. 25 пригородных электричек отменяется в Пермском крае // НеСекретно
  11. В Прикамье отменили отмену электричек // Московский комсомолец
  12. Железнодорожную ветку между станциями Пермь-I и Пермь-II закроют 27 января. 59.ru - новости Перми (26 января 2020). Дата обращения: 12 декабря 2022.
  13. Между станциями Пермь I и Пермь II возвращают движение электричек — уже с 17 сентября. 59.ru - новости Перми (16 сентября 2021). Дата обращения: 12 декабря 2022.
  14. На КамГЭС до конца лета 2022 года будет реверсивное движение | 59.ru — новости Перми
  15. Специальный поезд Кабельная — Левшино — Кабельная начинает курсировать с 20 мая
  16. С 6 июля отменяются пригородные поезда Кабельная — Левшино — Кабельная
  17. В Перми завершают восстановление второго ж/д пути на КамГЭС. 59.ru - новости Перми (7 сентября 2022). Дата обращения: 12 декабря 2022.
  18. На Свердловской железной дороге рассматривается возможность продления маршрута городской электрички в Перми // РЖД
  19. Электричку могут продлить // «Российская газета», 26.02.2013
  20. Заменить рельсы, увеличить скорость, открыть новые пути. Как в Перми хотят развивать городскую электричку. 59.ru - новости Перми (13 мая 2022). Дата обращения: 12 декабря 2022.

Ссылки