Русские

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Русские
Численность ~ 133 970 800[1]
Язык русский
Религия православие (в том числе старообрядчество)
Входит в славяне
Родственные народы другие восточные славяне (украинцы, белорусы, русины)
Этнические группы
Происхождение древние славяне, древнерусская народность

Ру́сские — восточнославянский народ, самый многочисленный в России и Европе[3]. Есть крупные русские диаспоры на Украине, в Казахстане, США, Германии и ряде других стран. Культура русского народа имеет давние традиции и является фундаментом современной культуры всей России. Родной и национальный язык — русский. Верующие русские — в основном православные[4].

Русский народ сформировался из восточнославянских племён, объединившихся в период Древней Руси. Русский народ имеет многие общие исторические и культурные черты с другими европейскими народами, особенно с другими восточнославянскими народами — белорусами, украинцами и карпатскими русинами. История русских тесно взаимосвязана с историей множества других народов, что способствовало распространению русского языка и русской культуры. Русский язык является официальным в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии. Также он распространён в других государствах, образовавшихся после распада Советского Союза.

Этноним

Название народа русь (др.-рус. и церк.-слав. рѹсь) по распространённой версии вначале обозначало скандинавов (варягов) и пришло в древнерусский язык из древнескандинавского: др.-сканд. rōþr «гребец» и «поход на гребных судах», трансформировавшееся через фин. ruotsi в др.-рус. рѹсь[5][6][7], а затем постепенно со скандинавской элиты было перенесено на весь народ Древней Руси[8][9][10][7]. Существуют также североиранская, славянская и некоторые другие этимологии[11].

Русский — частично субстантивированное прилагательное. Возникло от раннего двусоставного сочетания русские люди[12], русский человек, в котором вторая часть стала употребляться сравнительно редко (эллипсис). Древнерусское прилагательное рѹсьскъ, рѹсьскыи образовано от названия др.-рус. рѹсь — корня рѹс- с помощью суффикса -ьск-, который образует производные от названий местности[13], ср. назаретьскъ «из Назарета». Термин Русь был одновременно названием государства восточных славян и их ранним этнонимом. Этноним рѹсь (ед. ч. м. р. рѹсинъ, ж. р. рѹска) употреблялся как самоназвание до XVIII века. С XVII—XVIII веков он постепенно заменился на книжное россияне, а позднее с XVIII—XIX веков, с установлением концепции триединства русского народа — в литературном языке начинает преобладать этноним великороссы[14][15][16]. В XIX веке под влиянием разговорного языка в литературном языке закрепился уже известный этноним русские, которым в то время обозначали все три ветви восточных славян, и лишь после 1917 года (всеобщая перепись произошла только в 1926 году) — только великорусов (великороссов).

Численность

Русские по странам мира (карта может включать лиц русского происхождения или имеющих российское гражданство):
     более 100 млн      более 1 млн      более 100 тыс.      более 10 тыс.      более 1 тыс.      нет данных

Нас 150 миллионов, из них в России проживает 111 миллионов (2010 год), что составляет 77,8 % населения страны (в 2002 году было 116 миллионов или около 79,8 %). Из всех русских в мире 86 % живёт в России, 11,5 % – в странах бывшего СССР и 2,5 % – в остальных странах.

По данным В. П. Максаковского по переписи 1989 года за пределами России в СССР проживало 25,3 миллиона русских: 11,3 миллиона или 44,9 % на Украине, 6,2 миллиона или 24,6 % в Казахстане, 1,7 миллиона или 6,5 % в Узбекистане и 1,3 миллиона или 5,3 % в Белоруссии. Также за пределами России жило ещё 11,2 миллиона обрусевших людей других национальностей, что давало в итоге 36—37 миллионов русских и русскоязычных на начало 1990-х годов в странах нового зарубежья или больше 1/4 всего населения этих стран. Самая многочисленная диаспора располагалась на Украине (20 миллионов человек), Казахстане (7,8 миллиона человек), Белоруссии (3,2 миллиона) и Узбекистане (2,2 миллиона)[17].

С 1989 по 2007 год из стран СНГ и Прибалтики в Россию переехало 3,64 миллиона русских[18]. С 1991 по 2006 год из-за эмиграции, депопуляции и смены национальной идентификации численность русских в странах бывшего СССР сократилась с 25—30 миллионов человек до 17 миллионов человек[19]. В 2006 году больше всего русских за пределами РФ проживало на Украине (более 8 миллионов человек), в Казахстане (более 6 миллионов человек), в Белоруссии (чуть больше миллиона человек), в остальных странах СНГ меньше (с учётом отсутствия данных по Узбекистану)[20]. В 2016 году число русских в Средней Азии оценивалось примерно в 4,7—4,8 миллиона человек, из которых более 3/4 живёт в Казахстане[21].

Составляют бо́льшую часть населения Российской Федерации, а также значительную часть населения в странах бывшего СССР: на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Латвии, Киргизии, Эстонии, Литве, Молдавии, Туркмении, а также в частично признанных и непризнанных государственных образованиях — Абхазии, Приднестровской Молдавской Республике, Южной Осетии. Крупные диаспоры присутствуют в США, Канаде, Бразилии, Германии.

Численность русских в странах бывшего СССР на 2018—2019 год оценивается в 10,8—11,6 миллиона человек[22].

Демографические характеристики

Некоторые этнодемографические характеристики населения России и стран выбытия мигрантов в 1988—1989 годах[23].
Россия Страны с низкой рождаемостью Страны со средней рождаемостью Страны с высокой рождаемостью
Доля в численности населения СССР без России, % 50,1 14,5 35,4
Коэффициент суммарной рождаемости 2,02 1,95 2,51 3,72
в том числе для русских 1,95 1,83 1,72 2,16
Коэффициент младенческой смертности 17,8 12,7 22,2 35,1
в том числе для русских 17,7 12,3 17,4 23,3
Среднее число детей, доживающих до 15 лет 1,97 1,91 2,42 3,52
в том числе для русских 1,91 1,8 1,69 2,1
Доля русских, проживавших в указанных странах, в общем числе русских на территории СССР за исключением России, % 57 5,3 37,7
Доля русских в численности населении указанных стран, % 81,5 20,7 6,7 19,3
Доля горожан среди русского населения, % 77 88 89 87
Доля моноэтнических брачных пар в общем числе брачных пар русского населения, % 87 39 50 69
Доля моноэтнических браков, в общем числе первых браков, заключённых русскими женщинами, % 89 42 46 72

Этнографические группы

На основе различий в типе хозяйства, региона проживания, особенностей народной культуры, конфессиональных отличий среди русских выделяется ряд этнографических групп (горюны, тудовляне, цуканы и другие), субэтносов (казаки[П 1], полехи, поморы, сибиряки) и этнорелигиозных групп (духоборы, липоване, кержаки)[25][2].

Основными являются севернорусская и южнорусская этнографическая группа (северорусы и южнорусы). При этом предложение советского этнографа Д. К. Зеленина в его капитальной[26] обобщающей работе 1927 года «Восточнославянская этнография» считать их отдельными восточнославянскими народами[27] лишь временно доминировало в ранней советской историографии[28].

Физическая антропология и генетика

Антропологические признаки русских подробно изучены[29].

Русские популяции являются довольно однородными в антропологическом отношении[30]. Средние антропологические показатели или совпадают со средними западноевропейскими величинами, или отклоняются от них, оставаясь, однако, в пределах колебаний западных групп[30].

Следующие признаки отличают русских от западноевропейских популяций[30][страница не указана 1284 дня]:

  • Шатены преобладают над блондинами и брюнетами, преобладают такие оттенки глаз, как голубые, серые, зелёные.
  • Средний рост бровей и бороды;
  • Умеренная ширина лица;
  • Преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокого переносья;
  • Меньший наклон лба и более слабое развитие надбровья.

Для русского населения характерна крайне редкая встречаемость эпикантуса. Из числа более чем 8,5 тысяч обследованных русских мужского пола эпикантус обнаружили только 12 раз, причём только в зачаточном состоянии. Такая же крайне редкая встречаемость эпикантуса наблюдается у населения Германии[31].

По результатам биолого-генетических исследований выделяются две генетически не связанных группы русских популяций[32][33]. В российско-эстонском исследовании 2008 года и других приводятся следующие данные. По Y-хромосоме популяции Русского Севера выявлены «кардинальные различия северных и южных русских»[34].

Центральные и южные русские, к которым принадлежит подавляющее большинство русских популяций, по результатам исследований Y-хромосомных маркёров, входят в общий «восточноевропейский» кластер с остальными восточными и западными славянами (словаками и чехами), а также венграми и аромунами (по отдельным показателям присоединяются также эстонцы и южные шведы)[32][35][36]. Генетически все восточные славяне «практически неразличимы», иными словами идентичны, со славянами западными; такая генетическая чистота несколько необычна для генетики при столь широком расселении славян, особенно русских[33]. По результатам исследования маркёров мтДНК, а также аутосомных маркёров русские сходны с другими популяциями Центральной и Восточной Европы[35], выявлено высокое единство по аутосомным маркёрам восточнославянских популяций и их значительные отличия от соседних финно-угорских, тюркских и северокавказских народов[37][38].

Северные русские входят в иной, обширный «североевропейский» генетический кластер вместе с популяциями балтов (латышей и литовцев), германских (немцев, норвежцев), а также наиболее антропологически европеизированных прибалтийско-финских народов (коми, финнов, эстонцев и сборной группы карелов, вепсов и ижорцев). При этом сходство с балтами более выражено, чем с финно-уграми, и является постоянным для всех популяций Русского Севера (а степень сходства с финно-угорскими народами отличается). По мтДНК североруссы имеют сходство с генофондами Северной Европы (норвежцы, немцы, шведы, поляки, литовцы, ирландцы, шотландцы). Отличие северных русских подтверждено также по аутосомному маркеру CCR5de132, данным палеоантропологии и анализом фамилий[34]. При этом митохондриальный генофонд финно-угорских народов (финны, карелы, коми, мордва и мари) оказался максимально отдалён от северных русских. Изучение аутосомных маркеров также сближает североруссов с другими европейскими народами и ставит под сомнение финно-угорский миграционный пласт в северном русском генофонде. Эти данные позволяют выдвинуть гипотезу о сохранении на территориях вокруг Балтийского моря древнего палеоевропейского субстрата, который испытал интенсивные миграции древних славянских племён[32][39][40].

Во всех русских популяциях отмечается крайне низкая частота генетических признаков, характерных для монголоидных популяций[32]. Частоты восточноевразийских маркёров у русских соответствуют средним по Европе[41].

Таким образом, подтверждаются предшествующие выводы антропологов, историков и лингвистов (см., в частности, работы академика В. Л. Янина[42]) о близости древних новгородцев (словен) и их языка не к восточным, но к балтийским славянам[43][44]. Современные северные и центрально-южные русские по-прежнему принадлежат к двум разным генетическим кластерам по Y-хромосоме, митохондриальной ДНК и аутосомному маркеру CCR5de132[32][39][40]. Центральные и южные русские входят в восточноевропейский кластер и генетически едины, как с другими восточными, так и с западными славянами (словаками и чехами). Северные же русские входят в североевропейский кластер вместе с поляками, балтами и германскими народами[40]. Таким образом, североруссы генетически близки из всех славянских народов только к полякам, но если последние по отдельным показателям всё же близки и славянам, то северные русские генетически «не присоединяются к южным» и, одновременно, идентичны балтийским народам[33].

Язык

Русский язык принадлежит к восточной подгруппе славянских языков, входящих в состав индоевропейской семьи языков. В русском языке используется письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллическому алфавиту (кириллице).

Русский язык — один из шести официальных языков ООН. По данным, опубликованным в журнале «Language Monthly» (№ 3 за 1997), примерно 300 млн человек по всему миру на тот момент владело русским языком (что ставило его на 5-е место по распространённости), из них 160 млн считали его родным (7-е место в мире)[45]. Общее количество русскоязычных в мире по оценке 1999 года — около 167 млн[46], ещё около 110 млн человек владеют русским языком как вторым[46].

В социологическом исследовании Института Гэллапа (Gallup, Inc), посвящённом отношению к русскому языку в постсоветских государствах, 92 % населения в Белоруссии, 83 % на Украине, 68 % в Казахстане и 38 % в Киргизии, выбрали русский язык для заполнения анкеты при проведении опроса. Институт обозначил этот раздел исследования как «Russian as the Mother Tongue» (Русский язык как родной язык). Словесные построения вопросов и практические сложности проведения опросов могли внести ошибки или предвзятость в результаты[47].

В США в штате Нью-Йорк в 2009 году внесена поправка в избирательное законодательство, в соответствии с которой во всех городах штата, в которых проживает более миллиона человек, все связанные с процессом выборов документы должны переводиться на русский язык. Русский язык стал одним из восьми иностранных языков в Нью-Йорке, на котором должны печататься все официальные материалы избирательных кампаний. Ранее в список были включены испанский, корейский, филиппинский, креольский языки и три диалекта китайского[48].

Map of Russian language.png

До 1991 года русский язык был языком межнационального общения СССР, де-факто исполняя функции государственного языка. Продолжает использоваться в странах, ранее входивших в состав СССР, как родной для значительной части населения и как язык межнационального общения. В местах компактного проживания эмигрантов из стран бывшего СССР (Израиль, Германия, Канада, США, Австралия и др.) выпускаются русскоязычные периодические издания, работают радиостанции и телевизионные каналы, открываются русскоязычные школы, где активно преподают русский. В Израиле русский язык изучается в старших классах некоторых средних школ как второй[49] иностранный язык. В странах Восточной Европы до конца 80-х годов XX века русский язык был основным иностранным языком в школах.

Разговорный русский язык обязательно изучают все работающие на МКС космонавты[50].

Диалекты

В русском языке выделены две диалектные группы (наречия) — севернорусская (окающая) и южнорусская (акающая), каждая из которых членится на более мелкие группы. Между северным и южным наречиями расположена территория среднерусских говоров. Граница между севернорусской и южнорусской группами проходит по линии Псков — Тверь — Москва — Нижний Новгород[51].

В северном наречии выделяются три группы говоров: Ладого-Тихвинская, Вологодская и Костромская. В южном наречии выделены пять групп говоров: Западная, Верхне-Днепровская, Верхне-Деснинская, Курско-Орловская и Восточная (Рязанская). Переходные среднерусские говоры включают Гдовскую, Псковскую и Владимирско-Поволжскую группы[52].

На основании среднерусской диалектной группы происходит унификация русского языка и всей культуры.

В настоящее время в связи с развитием школьного образования и средств массовой информации различия в диалектах сильно уменьшились.

Этническая история

Этногенез праиндоевропейцев и славян

Карта миграций индоевропейцев с приблизительно 4000 по 1000 год до н. э. в соответствии с курганной моделью. Анатолийская миграция (отмеченная прерывистой линией) могла иметь место через Кавказ или Балканы. Пурпурная область обозначает предполагаемую прародину (Самарская культура, Среднестоговская культура). Красная область означает область, населённую индоевропейскими народами к 2500 до н. э., а оранжевая — к 1000 до н. э.

История ранних славян может быть изучена с помощью различных наук — лингвистики, ономастики, археологии, антропологии, этнографии и фольклористики. Где располагалась древнейшая родина индоевропейцев — вопрос дискуссионный. В двадцатом веке в этом качестве было предложено более двух десятков мест, но в последние время в качестве ведущих гипотез в научном мире принято две локализации: центральноевропейско-дунайско-балканская (П. Бош-Гимпер, А. Хойслер, Я. Маккей, Л. Зализняк локализовали прародину индоевропейцев в центральноевропейском регионе, а И. Дьяконов, К. Ренфрю, В. Сафронов — в балкано-дунайском) и северочерноморско-северокаспийская (этой локализации придерживались О. Брюсов, М. Гимбутас, В. Даниленко, М. Мерперт, Дж. Меллори). Вместе с тем в 1980-х годах К. Ренфрю и В. Сафронов выдвинули гипотезу, что праиндоевропейское сообщество сформировалось в Анатолии в позднем палеолите, а окончательно консолидировалось в неолите в Балкано-Дунайско-Карпатском регионе. В противовес им А. Андреев высказал предположение, что праиндоевропейское сообщество в мезолите проживало от Рейна до Днепра[53].

На основе лингвистических данных можно предположить, что после времени распада праиндоевропейского языка во II тысячелетии до н. э. в Центральной Европе жили предки славян, находившиеся в контакте прежде всего с протогерманцами и протоиталиками. В I тысячелетии до н. э. образовался праславянский язык. Формирования диалектов этого языка можно отнести к концу I тысячелетия до н. э. — III—V вв. н. э. Во время этого периода носители языка имели контакты с племенами балтов, иранцев, германцев, фракийцев и кельтов, при этом наибольшее сходство обнаруживается с балтскими языками. Вплоть до конца I тысячелетия славяне практиковали кремацию умерших, поэтому антропологические данные по славянским племенам до периода Средневековья отсутствуют. На основании данных по антропологии средневековых славян можно сделать вывод, что единого славянского антропологического типа в то время (возможно и ранее) не существовало. По данным археологии, славяне как самостоятельная этноязыковая единица начали формироваться в середине I тысячелетия до н. э. в результате взаимодействия и метисации носителей части лужицкой культуры с расселившимися на их территории племенами поморской культуры. Первой собственно славянской культурой предположительно являлась культура подклошевых погребений, которую сменяет пшеворская культура. Со славянами также соотносят зарубинецкую и черняховскую культуры; последняя судя по всему формировалась на территории расселения скифо-сарматских племён, постепенно ассимилируемых славянами. По-видимому в наиболее тесном симбиозе с ираноязычными племенами находились предки восточных славян, в частности анты. В VI—VII веках славяне начинают широко осваивать пространство Восточноевропейской равнины. Кривичи, приильменские словене скорее всего происходят от славян пражско-корчакской культуры[54]. Нашествие гуннов привело к смене черняховской культуры на пеньковскую. Часть антов перебралась в район Среднего Поволжья и основала там именьковскую культуру. Во второй половине I тысячелетия н. э. в бассейнах Десны, Сейма присутствовала волынцевская и сменившая её роменская культура. Границы их ареалов доходили на западе до правого берега Днепра в окрестностях Киева и Канева, на юго-востоке до истоков Северского Донца и среднего течения Дона, где они взаимодействовали с салтово-маяцкой культурой, на севере до Поочья[55].

Средние века

Этнические группы Восточной Европы в конце IX — начале X века. Граница Киевской Руси на начало X века

Социальную верхушку раннего Русского государства составил народ русь, от которого государство и население получили своё название. На основе данных археологии и лингвистики, свидетельств арабских, византийских, западноевропейских, русских и других письменных источников многие исследователи рассматривают русь как выходцев из Скандинавии[5] (скандинавы в древнерусских источниках обобщённо именуются варяги[56]). Также в рамках направления историографии, называемого антинорманизм, существуют другие версии этнической принадлежности народа русь и варягов: их рассматривают как финнов[57], пруссов[58], балтийских славян[59] и др. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога с середины VIII века, Рюриково городище IX—XI веков, Тимерёво, Гнёздово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей[60][61]. Скандинавские археологические древности свидетельствуют о большой миграционной волне из Скандинавии в Восточную Европу, в основном с территории Средней Швеции[62]. Скандинавы появляются на территории севера Восточной Европы не позднее середины VIII века. С того же VIII века возникает торговый путь из Скандинавии в Восточную Европу[63]. К середине IX века или около этого времени в результате развития договорных и даннических отношений между народом русью и местными славянскими и финскими племенами (что, предположительно, отражено в летописном сказании о призвании варягов во главе с Рюриком в 862 году) на севере Восточной Европы (на месте гипотетической Северной конфедерации племён[64]) возникает раннегосударственное образование (отождествляемое с летописным государством Рюрика)[65]. В 882 году князь Олег объединяет северные территории и Киев, и формируется «путь из варяг в греки» — торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию[63]. В течение X века социальная элита Русского государства, первоначально представленная преимущественно народом русью, включала в свой состав всё большее число славян и представителей других этносов, в результате чего понятие русь приобрело социальное значение и стало обозначать высшую социальную группу, а народ русь ассимилировался окружающим населением и вошёл в состав сформировавшейся древнерусской народности[10].

Древнерусская народность формируется около XI—XII веков в результате слияния восточнославянских (преимущественно), а также финно-угорских и балтских племён и скандинавов[66][67][68]. Значительное влияние на культуру русского народа и его консолидацию оказало Крещение Руси князем Владимиром в 988 году. Образ этого князя закрепился в русских былинах, а его имя считается одним из популярных русских имён. По мнению В. В. Седова, колыбелью формирования собственно русской (великорусской) народности стала Владимирско-Суздальская Русь. Ростово-суздальский диалект древнерусского языка в итоге лёг в основу литературного русского языка[69].

Разговорные наречия и письменные восточнославянские языки в конце XIV века

Дальнейшая консолидация древнерусской народности была прервана распадом Древнерусского государства и татаро-монгольское нашествием, а объединение прежних русских княжеств под властью крупных государств (Великое княжество Московское, Великое княжество Литовское и позже Речь Посполитая) заложило основу для дальнейшего распада её на три современных народа: русских, украинцев и белорусов[70].

Некоторые учёные не признают существование единой древнерусской народности на каком бы то ни было историческом этапе[71][72].

Из поселившихся в степи русских, перенявших отдельные элементы культуры тюркских кочевников, сформировался субэтнос казаков. Донская ветвь казаков сохранилась в качестве составной части русского народа.

Формирование в конце XV века единого Русского государства, освобождение от монголо-татарского ига и падение в XVI веке двух волжско-татарских ханствКазанского и Астраханского — сделали возможным усиление экспансии русского населения на восток.

Новое время

Русские на этнографической карте XIX века без противопоставления украинцам и белорусам
Русские на этнографической карте XX века без противопоставления украинцам и белорусам

Трагической вехой в истории русского народа стало Смутное время — глубокий кризис русской государственности, причины которого связаны с разрушительными социально-экономическими бедствиями и попаданием (наподобие Западной Руси) под влияние польско-литовских захватчиков. В то же время оно породило в глубине народных масс инициативу по защите своего образа жизни, изгнанию интервентов и восстановления русской государственности. В середине XVII века реформа патриарха Никона вызвала раскол русских на никониан и старообрядцев. Последние сформировали отдельные этнографические группы русского народа, распространившиеся за пределы России (липоване, некрасовцы) и выявившие специфический «культурный код» русского народа (русский язык, крещение детей, празднование Пасхи, иконопочитание, восьмиконечный крест).

XVII век стал также эпохой географических открытий и освоения русским народом пространств Сибири, основания там городов, выхода к границам Китая и Тихому океану. Важную роль в освоении Сибири играли поморы и казаки. Основным экономическим стимулом русского продвижения вглубь Сибири был пушной промысел. Расширение русских этнических земель шло также в южном направлении. Плодородные, но небезопасные из-за крымско-ногайских набегов степные пространства к югу от «окской украины» стали пригодными для плотного заселения благодаря поэтапному строительству засечных черт и укреплённых линий, продвигаемых всё далее на юг. Освоение степных земель позволило значительно улучшить сельскохозяйственную базу государства и стимулировало рост населения.

Воссоединение Левобережной Украины c Россией дало импульс реформированию государственной идеологии. Выходцы из Южной Руси, такие как Иннокентий Гизель или Феофан Прокопович заложили фундамент обновлённого представления о русском народе как о триедином народе, ставшем официальной концепцией в Российской империи.

Царь Пётр I предпринял ряд глубоких государственных и общественных реформ. Он подчинил Церковь государству и начал активно приглашать иностранцев в Россию, назначая их на важные посты в государстве. В результате, традиционная русская культура сохранилась лишь в низших сословиях, тогда как среди интеллигенции, чиновничества и военных начали доминировать европейские вкусы. В среде аристократии исчез национальный костюм, а воспитанием детей нередко занимались нанятые из Франции гувернёры. Неизменным фактором этнического самоопределения оставался русский язык, который получил своё развитие в русской литературе (Пушкин, Достоевский, Толстой и др.). Начиная с Отечественной войны 1812 года важное значение для русской этнической идентификации приобрела русская фамилия. Вместе с тем в имперский период получают развитие русские народные промыслы.

Ещё в XIX веке не существовало единой трактовки самого понятия «русскости», которое могло означать и культурную, и этническую, и протонациональную идентичность. Соответственно неопределёнными оставались и ментальные границы русской национальной территории. В понятие русской нации могли включаться: 1) все подданные Российской империи; 2) члены привилегированных сословий; 3) русские-православные (великорусы); 4) все восточные славяне. Особенно распространённой была последняя трактовка, равно как и проект конструировавшейся на её основе «большой русской нации», которая включала бы в себя великорусов, малорусов и белорусов[73]. Однако по различным причинам (главными среди которых А. Миллер называет социально-экономическую отсталость в развитии России и её ассимиляторских институтов, таких как железнодорожные сети, промышленность, урбанизация, образование, армия, бюрократический аппарат) к 1920-м годам этот проект потерпел неудачу[74].

Культурный раскол русского народа на вестернизированный «верх» и традиционный «низ» выразился в философском противостоянии западников и славянофилов.

Новейшее время

После Октябрьской революции 1917 года начались гонения на религию, в частности на православие. В ходе Гражданской войны и дальнейших инициатив новой власти пострадали представители многих сословий: казачество (расказачивание), крестьянство (раскулачивание), дворянство, часть интеллигенции.

В начале 1990-х годов, из-за резкого экономического кризиса, началось сокращение численности русских: в России в связи с естественной убылью населения обусловленной снижением рождаемости, а в бывших республиках СССР — также ещё и в связи с эмиграцией русского населения в Россию. В странах Западной Европы, США, Австралии численность русских к началу XXI века, наоборот, возросла за счёт иммиграции из стран бывшего СССР.

Дискриминация русских в XX—XXI веках

В разные годы «Вестник Российской Академии Наук» отмечал почти повсеместное притеснение русских титульными этносами в бывших союзных республиках[75] и в некоторых административных образованиях России[76], там же указывалось на тяжёлое состояние русского этноса[77][78].

В конце 1980-х — начале 1990-х годов в России возник так называемый «бум этничности», который ознаменовался всплеском ксенофобских настроений и национализма среди представителей «титульных» групп по отношению к русским, что вылилось в ряде республик Северного Кавказа, в Якутии, Башкортостане, Татарстане и других в дискриминацию «нетитульного», преимущественно русского населения, и отток его в другие регионы[79].

Наиболее заметным проявлением подобного национализма стала дискриминация при кадровых назначениях в национальных республиках в составе России. Практически везде в этих регионах верхний слой назначенцев составляют исключительно представители титульной нации[80][81]. Такая же проблема складывается при поступлении в университеты. В ряде национальных республик фактически произошла «коренизация» школы с вытеснением русского языка и преподаванием на языке титульной нации.

Практически в каждой национальной республике существует группа людей, которая преподносит весь русский народ «в чёрных красках»[81]. Например, Члены Татарского общественного центра (ТОЦ) воевали на стороне чеченских сепаратистов[81]. Они же в 2003 году разрушили часовню в Набережных Челнах[81]. Местные суды, как правило, оправдывают такие действия. В Татарстане с большим трудом выдаются разрешения на строительство православных церквей и часовен[81]. В Башкортостане отдаётся приоритет при защите кандидатских и докторских диссертаций башкирам[81].

По оценке экспертов Московского бюро по правам человека, российским регионом с наиболее развитой русофобией является Северный Кавказ и, прежде всего, Чечня. В 1991—1993 гг. произошло массированное «выдавливание» русскоязычного населения из Чечни, сопровождавшееся актами насилия[82]. По сведениям газеты «Известия», в результате этнических чисток в Чечне в 1991—1994 годах погибли 20 тысяч человек и 250 тысяч покинули республику[83]. В 2005 году инициативная группа бывших русских жителей Грозного направила президенту России открытое письмо с требованием официально признать факт массовых этнических чисток в Чечне в период с 1991 по 1994 год. Авторы обращения называли режим Дудаева фашистским и обвинили российские власти в попытке скрыть факт геноцида[83].

Антропонимика

После Крещения Руси в 988 году среди русских получили распространение имена греческого происхождения: Андрей, Алексей, Александр, Анатолий, Аркадий, Афанасий, Василий, Георгий, Григорий, Кирилл, Макар, Николай, Пётр, Степан, Тимофей, Фёдор, Филипп а также Анастасия, Елена, Зинаида, Зоя, Ирина, Ксения. Сохранили своё значение ряд славянских имён: Владимир, Всеволод, Ярослав, Вячеслав, Станислав, Владислав. Ограниченно приняты и имена латинского (Антон, Валентин, Сергей) или еврейского происхождения (Иван, Илья, Матвей, Михаил, Семён, Яков, Анна, Елизавета, Мария). Часть русских имён имеют скандинавские корни: Ольга, Игорь, Олег, Глеб. Помимо личных имён в русском имени присутствует отчество — имя отца с добавлением суффикса -ович/-евич (для мужчин) или -овна/-евна (для женщин). Русские фамилии обычно образуются с помощью русского имени или существительного и суффикса -ов (-ев) или -ин. У женщин на конце фамилии добавляется окончание -а (например, Петрова).

Русская культура

Философия и мысль

Русская интеллектуальная история на протяжении многих веков развивалась под влиянием византийского христианства, что предопределило спектр доступных для изучения философских текстов, проблем и ценностей, а также историографических клише, характерных для русской философии и её истории. Принято считать, что русская философия сформировалась как самостоятельное явление только в XVIII веке, хотя первый историк русской философии Гавриил (Воскресенский) рассматривал русскую философию как традицию мысли, восходящую к трудам древнерусских книжников, таких как Кирик Новгородец и Клим Смолятич. Подлинный расцвет русской религиозной философии пришёлся на XIX — начало XX века и получил воплощение в трудах Владимира Соловьёва, Николая Бердяева, Семёна Франка, Павла Флоренского и др. мыслителей, снискавших широкое признание. В дальнейшем, русская религиозная философия также приобрела уникальные формы в концепциях «имяславия» (Алексей Лосев), «софиологии» (Сергий Булгаков) и др.

Первым крупным критиком русской философской мысли стал Пётр Чаадаев, подвергший в своих «Философических письмах» критике зависимость русской интеллектуальной истории от Византийского прошлого. Чаадаев поставил вопрос о необходимости построения Царства Божьего на Земле. Эта религиозная идея в неявном виде была заимствована русскими анархистами, Каприйской школой и др. Мистическое истолкование эта идея получила и в русской софиологии, а теоретико-познавательное — в учении о ноосфере.

Важное место в русской мысли занимала философская антропология. В национальном колорите в России она приняла формы славянофильства и почвенничества (Алексей Хомяков, Аполлон Григорьев, Николай Страхов и др.). Русские воспринимались как славяне, характерная ментальная черта которых заключена в началах соборности и общинности.

В революционное время народники видели в сохранности русской крестьянской общины возможность «перескочить» через капиталистическую фазу с её противоречиями и войти в особый, «русский социализм». Осмысление русской истории в категориях цивилизационного подхода привело к возникновению концепции евразийства.

Также русские мыслители активно восприняли западноевропейскую философию, что привело к появлению в России сторонников идей кантианства, шеллингианства, гегельянства, марксизма и др. Среди наиболее влиятельных философов советского времени необходимо назвать Михаила Бахтина, Алексея Лосева, Владимира Бибихина. Среди философов русского зарубежья крупнейшим мыслителем может быть признан Александр Кожевников, чья интерпретация Гегеля оказала влияние на Жака Лакана и целую плеяду французских и немецких экзистенциалистов.

В области семиотики и философии языка широкое признание в мире получила Московско-Тартуская школа.

Изобразительное искусство

Первые формы изобразительного искусства были представлены в народном орнаменте. Со временем под влиянием христианства развивается русская иконопись, ярким представителем которой был Андрей Рублёв. В XVIII веке появляется классическая русская живопись, которая достигает своего развития в XIX веке. В конце XIX века академическому искусству противопоставляют себя передвижники. XX век широко представлен русским авангардом.

Словесное искусство

Василий Максимов. «Бабушкины сказки»

Древние пласты русского словесного искусства представлены фольклором: былины, сказки, заговоры, песни, пословицы. Былины отражают представления об окружающем мире, сложившиеся у жителей Киевской Руси. Врагами Руси в былинах часто предстают представители кочевых племён, иногда приобретающие змеиный облик (Тугарин, прообразом которого был половецкий хан Тугоркан XI века). Они нередко обозначаются общим термином «поганые», что в ту пору означало «язычники». Им противостоят богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и др. В сказках главным персонажем часто выступает Иван Царевич или Иван-дурак. Ему противостоят сказочные персонажи: Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, а помощниками выступают волшебные животные.

Русская литература, в особенности русская проза XIX века, оказала значительное влияние на развитие мировой культуры. Произведения русских писателей переведены на многие языки мира и изданы многомиллионными тиражами. Пять русских литераторов — Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын и Бродский — стали лауреатами Нобелевской премии по литературе.

Музыка

Русское музыкальное наследие включает в себя как русскую народную музыку, так и творчество русских композиторов XVI—XX веков, а также русский романс.

Значительной популярностью на постсоветском пространстве пользуется эстрадная музыка, русский рок, творчество бардов.

Русская народная музыка исполнялась на русских музыкальных инструментах.

Такие русские композиторы, как Глинка, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Стравинский, Рахманинов, Бороди́н и другие, получили мировое признание и оказали заметное влияние на мировую культуру.

Русская классическая музыка содержит творческое наследие таких великих композиторов, как: Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Пётр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Николаевич Скрябин, Игорь Фёдорович Стравинский, Сергей Сергеевич Прокофьев.

С. С. Прокофьев о балете «Шут»:

Я всегда теперь думал, когда сочинял, что я русский композитор и шуты мои русские, и это мне открывало совсем новую, непочатую область для сочинения

Танец

Неотъемлемой частью русской национальной культуры был танец, под которым иногда понималась только пляска. Известны женские хороводы, мужские танцы вприсядку. Плясали во время праздников, часто в сопровождении балалайки, гармони, а также других русских народных инструментов.

В XX веке под влиянием европейской культуры широкую известность получил Русский балет Дягилева, или Ballets russes, — балетная компания, основанная в 1911 году русским театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым. Выросшая из «Русских сезонов» 1908 года, функционировала на протяжении 20 сезонов до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании. Антреприза Дягилева оказала большое влияние на развитие не только русского балета, но и мирового хореографического искусства в целом. Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское.

Народные промыслы

Хохломская роспись. Почтовая марка СССР, 1979

На протяжении многих веков русский народ создавал уникальную культуру народных художественных промыслов. Русские народные промыслы — гжель, хохлома, жостовская роспись, городецкая роспись, мезенская роспись по дереву, скань, финифть, палехская миниатюра, федоскинская миниатюра и другие — представляют собой декоративно-прикладное искусство изготовления и украшения домашней утвари: посуды, самовара, шкатулок, игрушек (русские игрушки).

Национальный костюм

Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты. Мужской костюм состоит из рубахи-косоворотки и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного (чаще тёмно-зелёного) холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнём или длинным шерстяным кушаком. Верхней одеждой служил зипун или кафтан, обувью — сапоги или лапти.

Женский костюм в северных и южных областях различается отдельными деталями, расположением отделки. Главным различием является преобладание в северном костюме сарафана, в южном — понёвы. Основными элементами женского народного костюма являются рубаха, передник, сарафан или понёва, нагрудник, шушпан.

К зимней одежде относятся: шуба, зипун, шапка, валенки, варежки и др. Одежду различают праздничную (в том числе, свадебную с украшениями) и повседневную рабочую. Некоторые[какие?] виды одежд заимствованы русскими от народов, проживающих компактно с ними.

Русское жилище

Традиционным русским жилищем является бревенчатая изба с двускатной крышей в духе русского деревянного зодчества. Вход в жилище оформлялся как крыльцо. Окна нередко закрывались ставнями. Съестные припасы хранились в погребе. Внутренние помещения делились на сени и светлицу. Важное место внутри жилища играла русская печь с лежанкой. По стенам стояли лавки и сундуки. Центром сбора семьи был стол, который накрывался скатертью. Особо оформлялся красный угол — место с иконами. Неотъемлемым атрибутом русского жилища со временем стал самовар.

Кухня

С русской кухней традиционно ассоциируются такие блюда, как каши, щи, пельмени, блины, пирожки, квас, окрошка, ржаной хлеб, борщ, драники и другие. Как и кухни других стран, русская кухня на протяжении своей истории вобрала в себя большое количество различных кулинарных традиций соседних народов[84]. Значительное влияние на формирование русской кухни оказали требования устава Православной церкви, так как большая часть дней в году приходится на многодневные и однодневные посты, когда разрешается вкушение пищи только растительного происхождения (а вся пища животного происхождения — запрещается). Изолирование одних продуктов от других привело к некоторому упрощению меню, но также послужило причиной создания многих оригинальных блюд, которые впоследствии стали визитной карточкой русской кухни. Интерес к русской кулинарной традиции за пределами России возник в XIX веке[85].

Русские в мировой науке

Наука как общественный институт возникла в России при Петре I. В 1725 году, в рамках общего курса на модернизацию страны, была создана Петербургская Академия Наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Были и русские учёные-самородки, такие как А. К. Нартов (изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс) и И. И. Ползунов (создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя).

Большой вклад в развитие русской и мировой науки внёс М. В. Ломоносов, выдающийся учёный-универсал, добившийся значительных результатов почти во всех существовавших в ту эпоху отраслях знания: от химии, минералогии и картографии до стилистики, риторики и грамматики. Ломоносов был одним из мыслителей, предвосхитивших идею законов сохранения. В письме к Леонарду Эйлеру от 5 июля 1748 года он формулирует свой «всеобщий естественный закон», который можно рассматривать как качественную формулировку термодинамического закона сохранения энергии. В 1755 году Ломоносовым был основан Московский университет.

В XIX веке русская наука вышла на мировой уровень. В частности, основоположник отечественной электротехники, физик В. В. Петров открыл явление вольтовой электрической дуги. Вслух заявила о себе русская математическая школа. Значительные работы в области математического анализа, теории вероятностей, теории упругости и классической механики были выполнены М. В. Остроградским. В 1829 году в малоизвестном научном журнале «Казанский вестник» ректор Казанского университета Н. И. Лобачевский опубликовал статью под ничего не говорящим названием «О началах геометрии». Будущее показало, что публикация этой работы стала одним из самых значительных событий в истории мировой математики. Будучи первой в мировой литературе серьёзной публикацией по неевклидовой геометрии (геометрии Лобачевского), эта статья открыла новую эру в развитии геометрии и её приложений.

В конце ХІХ — начале XX века бурное развитие промышленности и строительства в России повлёкло за собой подъём в области естественных и инженерных наук. Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов. Он же стал одним из основателей современной метрологии, науки об измерениях. Мировое значение имели исследования и изобретения в сфере металлургии П. П. Аносова, П. М. Обухова и других. Значительны были разработки В. Г. Шухова в нефтяной и строительной отраслях. В частности, Шухов ввёл в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции. Также он создал, совместно с Сергеем Гавриловым, и метод высокотемпературной переработки нефти с последующим получением продуктов меньшей молекулярной массы. Этот метод, именуемый крекингом, значительно увеличивает выход бензина из нефти, и на сегодняшний день вся мировая нефтеперерабатывающая промышленность базируется на этой технологии.

Физик-экспериментатор П. Н. Лебедев первым получил и исследовал миллиметровые электромагнитные волны (1895), открыл и исследовал давление света на твёрдые тела (1899) и газы (1907), подтвердив количественно электромагнитную теорию света. Физик-теоретик и философ Н. А. Умов в 1874 году, за 31 год до окончательного формулирования Альберт Эйнштейн, впервые ввёл в науку такие основополагающие понятия, как направление движения энергии и скорость энергии.

А. А. Фридман нашёл нестационарные решения уравнений Эйнштейна. Основоположник современной космологии, автор исторически первой нестационарной модели Вселенной.

В области электротехники значительными были работы В. В. Петрова, Н. Г. Славянова, М. О. Доливо-Добровольского и других. А. Н. Лодыгин первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити и закручивать нить накаливания в форме спирали. Н. Д. Пильчиков стал в 1898 году первопроходцем в радиоуправлении. А. Г. Столетов Получил кривую намагничивания железа (1872), открыл первый закон фотоэффекта. Исследовал газовый разряд, критическое состояние и другие явления. изобретателей[86]. Эпохальный вклад в фундамент самолётостроения внёс Н. Е. Жуковский, русский механик, создатель аэродинамики как науки. Отцом сверхзвуковой гражданской авиации по праву считается выдающийся российский и советский авиаконструктор А. Н. Туполев. Под его руководством спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На самолётах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев совершили первую русскую антарктическую экспедицию 1819—1821 годов, открывшую и доказавшую существование шестого материка — Антарктиды. Путешественник и альпинист П. А. Чихачёв первым в мире[источник не указан 979 дней] поднялся на вулкан Пичинча в Андах и на высшую точку Пиренеев пик Ането. Мирового значения данные для науки добыли путешественники П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. К. Козлов, Б. А. Вилькицкий и другие.

В 1847 году Н. И. Пирогов впервые в мировой медицинской практике применил наркоз, а в 1855 году он же, во время Крымской войны, впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку. Н. С. Коротков был первопроходцем в современной сосудистой хирургии. В 1905 году предложил использование звукового метода измерения артериального давления, названный методом Короткова, который используется и в наше время. В 1904 году И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за работы в области физиологии пищеварения, в 1908 году — И. И. Мечников — за исследования механизмов иммунитета. В. П. Демихов — учёный-экспериментатор, основоположник мировой трансплантологии. В 1937 году, будучи студентом-третьекурсником, он сконструировал и собственными руками изготовил первое в мире искусственное сердце и вживил его собаке. Собака жила два часа.

В 1903 году первые аэросани разработал и построил инженер С. С. Неждановский. Многие талантливые русские учёные были вынуждены эмигрировать в США и продолжать карьеру там. И. И. Сикорский — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, и вертолёта. К. Э. Циолковский учёный, изобретатель, космический мыслитель и основоположник современной космонавтики, в 1903 году теоретически обосновал возможности космического полёта. А. И. Шаргей в 1916 году рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Считается, что его расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Г. А. Гамов известен своими работами по квантовой механике, атомной и ядерной физике, астрофизике, космологии, биологии. Он является автором первой количественной теории альфа-распада, одним из основоположников теории «горячей Вселенной» и одним из пионеров применения ядерной физики к вопросам эволюции звёзд. Он впервые чётко сформулировал проблему генетического кода. В. К. Зворыкин — один из изобретателей современного телевидения. А. М. Понятов — русский электроинженер (родом из Российской Империи), внедривший ряд инноваций в области магнитной звуко- и видеозаписи, телерадиовещании. При его руководстве созданной им компанией «Ampex» в 1956 году выпущен первый в мире коммерческий видеомагнитофон.

В. В. Докучаев — русский геолог и почвовед, основоположник национальной школы почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как об особом природном теле, открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв. До его открытий в мире не существовало науки о почве. Был учителем выдающегося учёного и философа XX века В. И. Вернадского стал создателем ряда научных школ. В частности, им была основана наука биогеохимия. В круг интересов Вернадского входили геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история.

В середине XX векa под руководством И. В. Курчатова была создана российская атомная промышленность. Началась разработка советского ядерного оружия, что давало СССР, а впоследствии и Российской Федерации, гарантию от любого иностранного вторжения.

В 1957 году под руководством С. П. Королёва на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, а в 1961 году — первый пилотируемый космический корабль.

1950—1980-е годы стали золотым веком российской математики, особенно московской математической школы, которая в те годы считалась сильнейшей в мире. Лицо и стиль этой школы в большой степени определяли два крупнейших математика XX столетия, А. Н. Колмогоров и И. М. Гельфанд, работавшие на МехМате МГУ. В числе ярких представителей этой школы можно назвать В. И. Арнольда, С. П. Новикова, Л. С. Понтрягина, С. Л. Соболева и многих других учёных мирового класса, внёсших огромный вклад как в теоретическую математику так и в сопредельные ей прикладные дисциплины — от механики полёта до математической лингвистики. Выходцем из московской математической школы был Мстислав Келдыш, начинавший как прикладной математик и инженер и впоследствии ставший одним из организаторов и идеологов советской космической программы. В 1975 году Леонид Канторович, выходец из петербургской математической школы и один из основателей новосибирской математической школы, стал (совместно с Тьяллингом Купмансом) лауреатом Нобелевской премии по экономике «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов».

Примерно на тот же период пришёлся максимальный взлёт российской (тогда советской) физики.

Семёнов Н. Н. советский физико-химик, один из основоположников химической физики, единственный советский нобелевский лауреат по химии. В 1963 году совместно с А. Е. Шиловым установил роль энергетических процессов (за счёт передачи энергии от высокоэнергетичных продуктов начальным молекулам) в развитии цепных реакций при высоких температурах. За разработку теории цепных реакций в 1956 году Семёнов был удостоен Нобелевской премии по химии (вместе с Сирилом Хиншелвудом).

Титаническая организаторская работа, начатая задолго до этого в Москве П. Л. Капицей и в Ленинграде А. Ф. Иоффе, привела к тому, что к середине XX века советская школа экспериментальной физики вышла на передовые позиции в мире. Отражением этого стало присуждение Нобелевских премий И. Е. Тамму, И. М. Франку и П. А. Черенкову (1958 год), Н. Г. Басову и А. М. Прохорову (1964 год, совместно с Ч. Х. Таунсом), П. Л. Капице (1978 год). Нобелевская премия, присуждённая в 2000 году Ж. И. Алфёрову (совместно с Г. Крёмером и Д. Килби) отметила работу Алфёрова и его школы, проделанную в основном в 1960—1980-е годы.

Советская школа теоретической физики, добившаяся известности ещё в 1930-е годы и оказавшаяся в числе безусловных мировых лидеров в третьей четверти XX века, во многом определила лицо современной физики. Наибольшую известность приобрела блестящая школа Л. Д. Ландау (удостоенного Нобелевской премии в 1962 году). Представитель этой научной школы А. А. Абрикосов и близкий к ней В. Л. Гинзбург были удостоены Нобелевской премии (2003, совместно с Э. Леггетом) за работы, выполненные преимущественно в 1950—1970-е годы. Огромный вклад в науку был также внесён Н. Н. Боголюбовым, А. Д. Сахаровым, Я. Б. Зельдовичем. В частности, Зельдович и его ученики (Р. А. Сюняев, И. Д. Новиков и другие) внесли решающий вклад в создание теории «горячей Вселенной».

Семья

В настоящее время[когда?] возросла доля неполных семей. Современные русские семьи немногодетны (около 42 % семей имеют 2, 35 % имеют одного, 8 % имеют 3 детей, 5 % имеют более 4 детей[87]), хотя до середины XX века дело обстояло иначе — с тех времён в русском языке остались термины разветвлённой системы родства: деверь, свояченица, шурин, кум, племянник. В современных русских семьях родители практически не участвуют в выборе брачного партнёра для своих детей, однако раньше[когда?] существовали утраченные обычаи сватовства.

Религия

Крещение Руси было принято в 988 году при князе Владимире. Христианство пришло на Русь из Византии в форме восточного обряда (после Великого раскола 1054 г. — православия) и на́чало распространяться в высших слоях общества задолго до этого события. Между тем отказ от язычества проходил медленно. Волхвы (жрецы) старых богов имели заметное влияние ещё в XI веке. До XIII века князья получали два имени — языческое при рождении и христианское при крещении (Всеволод Большое Гнездо, например, носил также имя Дмитрий); но это не обязательно объясняется пережитками язычества («княжое», династическое имя имело скорее государственный и клановый, чем язычески-религиозный статус).

Крупнейшая религиозная организация, объединяющая православных русских — Русская православная церковь (РПЦ), за границей России функционируют её епархии, автономные православные церкви и самоуправляемые части РПЦ (см. Русская православная церковь заграницей, Украинская православная церковь и другие). В XVII веке значительная часть русских не поддержала проводимые патриархом Никоном реформы церкви, что стало причиной Раскола и появления старообрядцев. Некоторые старообрядческие сообщества являются также этнографическими группами (кержаки, семейские и другие).

Среди простого народа сохранились элементы дохристианской религиозной культуры, которые в сочетании с христианством характеризуются как «народное христианство». Среди них, как обряды (праздники Масленица, Иван Купала, поминки (Радоница, Семик) и др.), так и вера в существ славянской мифологии (домовые, лешие, русалки и т. д.), знахарство, гадания, приметы и пр.

Второй по численности христианской конфессией среди русских является пришедший с Запада протестантизм[88], получивший распространение с XIX века. По экспертной оценке, в 1996 году в России насчитывалось свыше миллиона верующих протестантов, принадлежащих к десяткам различных церквей[89]. Сколько-нибудь значительную долю среди русского населения протестантизм имеет только на Дальнем Востоке. Крупнейшим протестантским течением в России является баптизм (по разным данным от 85 000 до 450 000 зарегистрированных членов[90], реальное число выше за счёт незарегистрированных объединений), имеющий 140-летнюю историю в России[90][91]. Также велико[88][89] число пятидесятников и харизматов, есть кальвинисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, методисты, пресвитериане. Часть русских являются последователями таких псевдохристианских религиозных организаций, как свидетели Иеговы, мормоны и муниты.

Ныне немногочисленны этнорелигиозные группы духовного христианства — ряда старинных русских движений, отделившихся от православия (духоборы, молокане, хлысты).

С конца 1980-х годов наблюдается всплеск интереса к дохристианским славянским верованиям, в результате возникло новое религиозное движение — родноверие[92]. Также в 1980-е годы в Россию проникают и становятся относительно популярны различные течения неоиндуизма и буддизма (особенно, дзен).

После Октябрьской революции 1917 года Русская православная церковь и старообрядцы переживали серьёзные гонения[90], большинство храмов, монастырей и молитвенных домов были закрыты, разрушены или превращены в музеи, склады, мастерские и др., на высшем уровне внедрялась идеология атеизма. В связи с изменением политической ситуации в стране и провозглашением свободы совести христианские церкви (и другие религии) получили возможность свободно вести религиозную и миссионерскую деятельность.

Правовой статус

В России правовой статус русского народа закреплён в ряде нормативно-правовых актов:

  • «Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации» (часть 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации)[93];
  • «Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим звеном которого исторически являлся русский народ» (Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»);
  • «Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края» (Устав Краснодарского края);
  • «Законодательное Собрание Владимирской области, <…> сознавая свою ответственность за сохранение истории, традиций и особенностей Владимирской земли, являющейся историческим центром формирования русской нации, <…> принимает настоящий Устав (Основной Закон) Владимирской области» (Устав (Основной закон) Владимирской области);
  • «Мы, депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, осознавая свою ответственность перед народами многонациональной Карачаево-Черкесской Республики, объединившей в ходе исторического развития единой судьбой абазин, карачаевцев, ногайцев, русских, черкесов и граждан других национальностей, в единую Республику, <…> принимаем Конституцию Карачаево-Черкесской Республики» (Конституция Карачаево-Черкесской Республики);
  • «Республика Калмыкия всемерно содействует сохранению самобытности и этнической неповторимости, традиций калмыцкого, русского и других народов республики, особенно почитание старших, уважение к женщине; любовь и забота о детях» (Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия);
  • «Республика Саха (Якутия) гарантирует сохранение и возрождение коренных народов Республики Саха (Якутия), а также русских и других старожилов» (Конституция Республики Саха (Якутия);
  • «Установить, что коренными малочисленными народами Республики Дагестан являются: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-акинцы» (Постановление Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 года № 191 «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан»).

Русские в Китае включены в перечень 56 коренных этнических групп, официально признанных властями[4][94][95]. В одном из мест их компактного проживания на севере страны образована Эньхэ-Русская национальная волость — единственная русская национальная волость КНР[94].

58,9 % русских в Эс­то­нии (перепись 2000 года) и свыше 30 % в Лат­вии не име­ют гражданства[4], хотя формально законодательство этих стран не увязывает бесправие с их национальностью.

См. также

Примечания

Пояснения
  1. «Среди множества этнических групп русского народа особым своеобразием отличалось казачество...»[24]
Сноски
  1. Russian (англ.). Joshua Project. Frontier Ventures. Дата обращения: 29 сентября 2020.
  2. 2,0 2,1 Александров, Власова, Полищук, 1997, Этнографические группы русского народа, с. 107—123.
  3. Александров, Власова, Полищук, 1997.
  4. 4,0 4,1 4,2 Русские, 2015.
  5. 5,0 5,1 Варяги / Е. А. Мельникова // Большой Кавказ — Великий канал [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 621—622. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
  6. Русь // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
  7. 7,0 7,1 Николаев С. Л. Семь ответов на варяжский вопрос // Повесть временных лет / Пер. с древнерус. Д. С. Лихачёва, О. В. Творогова. Комм. и статьи А. Г. Боброва, С. Л. Николаева, А. Ю. Чернова, А. М. Введенского, Л. В. Войтовича, С. В. Белецкого. — СПб. : Вита Нова, 2012. С. 411—418.
  8. sergeitsh. Андрей Зализняк : История русского языка (1 июня 2014). Дата обращения: 12 ноября 2017.
  9. Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. 2007. Вып. 6 (вал I — вершок IV) / ИРЯ РАН, Институт филологии СО РАН. — М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2012. С. 100—102.
  10. 10,0 10,1 Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. 2-е изд., испр. и доп. М. : Форум : Неолит, 2014.
  11. Агеева Р. А. Страны и народы : происхождение названий / Отв. ред. Э. М. Мурзаев; АН СССР. М. : Наука, 1990. С. 123—124 и др.
  12. Факсимиле издания «Слова о полку Игореве» 1800 года. Москва, Сенатская типография (1800).
  13. Мейе А. Общеславянский язык: Пер. с фр = Le Slave Commun (1932) / Общ. ред. С.Б. Бернштейн. — 2-е изд. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. — С. 292—293. — 500 с. — 1000 экз. — ISBN 5-01-004712-8.
  14. Анучин 1892, с. 828—843
  15. Великороссы//Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957—1984
  16. Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
  17. Максаковский Владимир Павлович. Географическая картина мира. Часть III. Тема XII. Глобальные проблемы человечества. 2. Проблемы войны и мира: новые аспекты. стр. 18
  18. Постоянная миграция между Россией и странами СНГ и Балтии. Карачурина Л. Б. — специально для Демоскопа.
  19. Арефьев А. Л. Падение статуса русского языка на постсоветском пространстве. Демоскоп Weekly. № 251—252 (19 июня — 20 августа 2006). (Дата обращения: 30 апреля 2015)
  20. кандидат экономических наук Екатерина Щербакова. Почти во всех постсоветских странах выросла доля представителей титульной национальности. — Демоскоп Weekly, 20 февраля - 5 марта 2006. — № 235—236.
  21. Александр Шустов – кандидат исторических наук, эксперт по странам Центральной Азии. Русский мир Средней Азии сжимается. Независимая газета (01.02.2016).
  22. Сергей Сущий Русское население ближнего зарубежья: геодемографическая динамика постсоветского периода
  23. Сергей ЗАХАРОВ Сергей СУРКОВ. Каким был уровень рождаемости русских в бывших республиках СССР? // Демоскоп Weekly : сайт. — № 399—400.
  24. Александров, Власова, Полищук, 1997, Этнографические группы русского народа. Казачество, с. 118.
  25. Рабинович, Маслова, 1964, с. 143—147.
  26. Рабинович, Маслова, 1964, с. 5—6.
  27. Зеленин, 1991, Введение § 1—4.
  28. Александров, Тишков, Шмелёва, 1999, с. 449.
  29. Дерябин, 2002, с. 30—59.
  30. 30,0 30,1 30,2 Бунак, 1965.
  31. Чебоксаров Н. Н. Монголоидные элементы в населении Центральной Европы // Учёные записки МГУ. Антропология : научный журнал. — М.: Изд-во МГУ, 1941. — Вып. 63. — С. 235—270.
  32. 32,0 32,1 32,2 32,3 32,4 Balanovsky et al., 2008, pp. 236—250.
  33. 33,0 33,1 33,2 Балановский, 2012, с. 13.
  34. 34,0 34,1 Балановский, 2012, с. 24.
  35. 35,0 35,1 Malyarchuk et al., 2004, pp. 877—900.
  36. Балановский, 2012, с. 23.
  37. Verbenko et al., 2005, pp. 10—18.
  38. Хромова, 2006.
  39. 39,0 39,1 Балановская и др., 2011, с. 27—58.
  40. 40,0 40,1 40,2 Балановский, 2012, с. 26.
  41. Балановская, Балановский, 2007.
  42. Янин, 2004.
  43. Гончарова Н. Н. Антропология словен новгородских и их генетические связи: Автореф. дисс. к.б.н. — М., 1995. — С. 4, 22. — 22 с.
  44. Санкина, 2000, с. 98.
  45. The World’s Most Widely Spoken Languages (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июня 2011. Архивировано 27 сентября 2011 года.
  46. 46,0 46,1 Ethnologue 14 report for language code:RUS  (недоступная ссылка с 25-05-2013 [3982 дня] — историякопия)
  47. Russian Language Enjoying a Boost in Post-Soviet States — … In addition to sampling error, question wording and practical difficulties in conducting surveys can introduce error or bias into the findings of public opinion polls.
  48. Русский язык стал официальным языком в штате Нью-Йорк (недоступная ссылка). АНН news (11 августа 2009). Дата обращения: 7 декабря 2009. Архивировано 16 сентября 2010 года.
  49. Российское образование для иностранных граждан (недоступная ссылка)
  50. Телеканал «Культура». Всемирный день авиации и космонавтики
  51. Дурново Н. Н., Соколов Н. Н., Ушаков Д.Н, Опыт диалектологической карты русского языка в Европе с приложением очерка русской диалектологии. М., 1915.
  52. Захарова К. Ф., Орлова В. Т. Диалектное членение русского языка. М., 1970.
  53. Павленко Ю. В. ІНДОЄВРОПЕЙСЬКА СПІЛЬНІСТЬ // Енциклопедія історії України: Т. 3: Е-Й / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України. — К.: В-во «Наукова думка», 2005. — 672 с.: іл..
  54. Валентин Седов. Происхождение и ранняя история славян
  55. В. В. Седов. Древнерусская народность
  56. Мельникова Е. А. Скандинавы на Руси и в Византии в X—XI веках : к истории названия «варяг» // Древняя Русь и Скандинавия : Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон. М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. С. 153—171.
  57. В. Н. Татищев, И. Н. Болтин
  58. Летописания с XVI века, начиная со «Сказания о князьях Владимирских»
  59. А. Г. Кузьмин, В. В. Фомин
  60. Пушкина Т. А. Скандинавские находки с территории Древней Руси (обзор и топография) // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. М. — Петрозаводск, 1997.
  61. Путь из варяг в греки // Славяне и скандинавы : сборник / Е. А. Мельникова. М. : Прогресс, 1986. 416 с.
  62. Мурашёва В. В. Была ли Древняя Русь частью Великой Швеции?
  63. 63,0 63,1 Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия : Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон. М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011.
  64. Пашуто В. Т. Летописная традиция о «племенных княжениях» и варяжский вопрос // Летописи и хроники. 1973 г. М., 1974. С. 103—114.
  65. Мельникова Е. А. К типологии предгосударственных и раннегосударственных образований в Северной и Северо-Восточной Европе (Постановка проблемы) // Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия : Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон. М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. С. 15—18.
  66. Седов В. В. Избранные труды : Славяне. Древнерусская народность. М. : Знак, 2005. С. 218.
  67. Толочко П. П. Древнерусская народность : воображаемая или реальная. СПб. : Алетейя, 2005.
  68. Горский А. А. История России с древнейших времен до 1914 года. М. : АСТ — Астрель, 2008. С. 50.
  69. Седов В. В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование Архивная копия от 9 января 2013 на Wayback Machine. — М., 1999.
  70. Флоря Б. Н. О некоторых особенностях развития этнического самосознания восточных славян в эпоху Средневековья — Раннего Нового времени // Россия-Украина: история взаимоотношений / Отв. ред. А. И. Миллер, В. Ф. Репринцев[uk], Б. Н. Флоря; Институт славяноведения и балканистики РАН; Институт «Открытое общество». М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 9—27. 244 с.
  71. Юсова Н. М. Давньоруської народностi концепцiя // Енциклопедія історії України: Т. 2: Г—Д / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України. — К.: В-во «Наукова думка», 2004. — 688 с.: іл.
  72. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.), курс лекций.
  73. А. И. Миллер. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.)" — СПб.: Алетейя, 2000. — 260 с. — С. 31-41 (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 марта 2015. Архивировано 15 мая 2015 года.
  74. А. И. Миллер. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.)" — СПб.: Алетейя, 2000. — 260 с. — С. 233—237. (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 марта 2015. Архивировано 10 августа 2011 года.
  75. «Русские в Российской Федерации» доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Виктор Иванович Козлов, «Вестник Российской Академии Наук», 1995, том 65, М 3, с. 795—205: «Спору нет, положение более чем 25 млн русских, отрезанных политическими границами от исторической родины, почти повсеместно притесняемых титульными этносами бывших союзных республик, а ныне суверенных государств, заслуживает всяческого внимания».
  76. «Национальное государство или демократическое общество?», Чешко Сергей Викторович — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, «Вестник Российской Академии Наук», 1990,:«Нередко утверждают, что краям и областям РСФСР не нужно воспроизводить этническую культуру данного (русского) этноса — это, мол, каким-то образом происходит на уровне России в целом (не в Министерстве ли культуры РСФСР?),— а „нерусские“ союзные республики выполняют такую функцию в отношении своих „статусных“ этносов. Иными словами, этносы понимаются как обесчеловеченные субстанции, „уникальные ценности“, а права, интересы, потребности живых людей отодвигаются на второй план (русских и так много—обойдутся!)»
  77. «Очаги межэтнической напряжённости: реальность и прогноз» В. В. Степанов, «Вестник Российской Академии Наук», 1994, том 64, № 4
  78. «Вымирание русских: историко-демографический кризис или катастрофа?» Виктор Иванович Козлов, «Вестник Российской Академии Наук», рубрика «Наука и общество», журнал № 9, 1995-го года. С.771.
  79. Хабенская Е. О. Ксенофобия, национализм, расизм в реальном и виртуальном пространствах
  80. Ачкасов В. А. Этнополитология: учебник. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2005. С. 315.
  81. 81,0 81,1 81,2 81,3 81,4 81,5 Дискриминация русского населения в регионах: данные Московского бюро по правам человека
  82. Аналитический доклад Московского бюро по правам человека
  83. 83,0 83,1 Забытый геноцид
  84. Похлёбкин В. В. Русская кухня // Национальные кухни наших народов. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. — С. 6—59.
  85. Ковалёв В. М., Могильный Н. П. Русская кухня: традиции и обычаи. — М.: Советская Россия, 1990. — 256 с.
  86. д/ф «Русский ум и тайны мироздания» (РТР, 2015)
  87. Количество детей в семье: установки и репродуктивное поведение.
  88. 88,0 88,1 История религии в России. М., 2001. С. 582
  89. 89,0 89,1 Справочник «Религиозные объединения Российской Федерации». М., 1996. С. 112.
  90. 90,0 90,1 90,2 Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность // Митрохин Л. М. Философско-логические очерки. — СПб.: РХГИ, 1997. — С. 356—469.
  91. «История евангельских христиан-баптистов в СССР». Издательство ВСЕХБ, Москва, 1989
  92. Шнирельман, 2012.
  93. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 1-З город Санкт-Петербург — «Положение о русском языке как языке государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации (статья 68, часть 1, Конституции Российской Федерации в предлагаемой редакции), основано на объективном признании роли русского народа в образовании российской государственности, продолжателем которой является Российская Федерация»
  94. 94,0 94,1 Рябова, 2016, с. 136—140.
  95. 俄罗斯族简史 [Краткая история русских в Китае], 2008.

Литература

Обобщающие работы
Генетические исследования
Исследования этногенеза
  • Азбелев С. Н. Что угрожало русскому народу в 1380 г. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2018. — № 1(71). — С. 151—155.
  • Брайчевский М. Происхождение Руси. — К., 1968.
  • Бунак В. В. Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным. — М.: Наука, 1965. — (АН СССР. Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, т. 88 (новая серия)).
  • Вопросы формирования русской народности и нации. — М.—Л., 1958.
  • Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. — 1992. — № 9. — С. 52-60.
  • Грушевский М. С. История Украины-Руси. — Т. 1. — 2-е изд. — Киев, 1913 (Нью-Йорк, 1954).
  • Державин Н. Происхождение русского народа. — М., 1944.
  • Дерябин В. Е. Современные восточнославянские народы // Восточные славяне. Антропология и этническая история / под ред. Т. И. Алексеевой. — 2-е изд., доп. — М.: Научный мир, 2002. — С. 30—59. — 342 с. — 1000 экз. — ISBN 5-89176-164-5.
  • Костомаров Н. И. Две русские народности // Основа. — СПб., 1861. — Март.
  • Куренной П. Советские концепции происхождения великорусской народности и «русской» нации // Научные Записки УВУ. — Ч. 7. — Мюнхен, 1963.
  • Ляпунов Б. Древнейшие взаимные связи языков русского и украинского и некоторые выводы о времени их возникновения как отдельных лингвистических групп. В сб. Русская историческая лексикология. — М., 1968.
  • Мавродин В. Образование единого русского государства. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1951.
  • Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. — М., 1964.
  • Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным / Под ред. В. Бунака. — М., 1965.
  • Погосян Е. Русь и Россия в исторических сочинениях 1730—1780-х годов // Россия / Russia. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. — М.: ОГИ, 1999. — С. 7-19
  • Рыбаковский Л. Л. Русские: этническая гомогенность?  (недоступная ссылка с 25-05-2013 [3982 дня] — историякопия) — Институт социально-политических исследований РАН, 1998.
  • Санкина С. Л. Этническая история средневекового населения Новгородской земли. — СПб., 2000. — 110 с. — ISBN 5-86007-210-4.
  • Филин Ф. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. — Л.: Наука, 1972.
  • Чистов К. В.. Русские // Народы мира: Историко-этнографическая справка — М., 1988. — С. 381—389: ил. — Библиография: с. 389 (26 назв.).
  • Шахматов А. А. К вопросу об образовании русских наречий и русских народностей // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1899. — Апрель.
Разное
На других языках

Ссылки