Словообразование
Словообразова́ние — образование на основе однокоренных слов или на основе словосочетаний новых слов, производных и сложных, осуществляемое по имеющимся в языке словообразовательным моделям и схемам с помощью тех или иных формальных средств способами аффиксации, словосложения, конверсии, аббревиации и другими. Например, образование при помощи аффиксации слов ехать → переехать (с использованием префикса пере-), работа → работник (с использованием суффикса -ник). Наряду с заимствованием является важнейшим источником пополнения словарного состава языка. Также словообразованием называют раздел лингвистики, в рамках которого исследуются вопросы образования, внутреннего состава, функционирования и классификации производных и сложных слов[1][2].
Часто процесс создания новых слов при помощи формальных средств называют деривацией (производные и сложные слова при этом принято именовать дериватами). В ряде лингвистических школ отмечается тенденция приравнивать словообразование к деривационной морфологии[1][2]. Иногда деривация отождествляется только со словопроизводством — образованием новых слов при помощи средств аффиксации[3]. Поскольку словообразование является «учением о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка», его могут рассматривать как часть ономасиологии[2].
В синхронном и диахронном плане
Изучение словообразования проводится как в синхронном, так и в диахронном отношениях. Синхронное словообразование изучает словообразовательную систему или её части и элементы в определённый временной срез развития языка. Диахронное словообразование изучает изменения словообразовательной системы на протяжении того или иного исторического периода — определяет первоначальную структуру производных и сложных слов, пути возникновения этих слов и исторические изменения их структуры. К диахроническим процессам в словообразовании относят, в частности, такие, как опрощение и переразложение[1][2]. При синхронном подходе по утверждению Е. А. Земской выявляют основу производного слова формально и семантически как более простую, поэтому в паре дояр → доярка производным словом следует считать слово доярка. Но при диахронном подходе выявляется, что первоначальным словом является доярка, от которого при помощи нулевого суффикса возникло слово дояр: доярка → дояр[4].
Словообразовательная мотивация
Одним из важнейших понятий словообразования является словообразовательная мотивация, которая определяет семантическую обусловленность мотивированного слова (производного или сложного) значением мотивирующего слова (или слов)[1].
Мотивированное слово состоит из мотивирующей (производящей, базовой, деривационной) основы, общей с мотивирующим словом, и словообразовательного форманта. Например, в парах думать → выдумать или манго → манговый мотивирующими основами являются думать- и манго-, а формантами — префикс вы- и суффикс -ов. при этом основ может быть несколько, например, в таких словоформах, как диван-кровать, газонефтепровод[1][5].
Единицы системы словообразования
Элементарной комплексной единицей системы словообразования является словообразовательная пара. Последовательный ряд пар составляет словообразовательную цепочку. Наряду с парой и цепочкой особую единицу, включающую совокупность всех мотивированных слов одного мотивирующего, представляет словообразовательная парадигма. Наибольшей по величине единицей, включающей слова, упорядоченные отношениями словообразовательной мотивации, является словообразовательное гнездо, которое в синтагматическом плане состоит из цепочек, а в парадигматическом — из парадигм. Как обособленная от всех прочих единиц системы словообразования выступает словообразовательный ряд. В отличие от рассмотренных выше единиц, общностью мотивированных слов которых является основа, а различием — cловообразовательный формант, в словобразовательном ряде основа является дифференцирующим элементом, а формант — объединяющим. В качестве основной (простой) единицы словообразования чаще всего отмечают производное слово. К элементарным относят производящую основу и словообразовательный формант[7].
Способ словообразования
В зависимости от использования в процессе словообразования тех или иных формальных средств выделяются такие способы словообразования, как:
- аффиксация (словопроизводство):
- префиксация (приставочный способ): переписать — префикс пере-; словацк. vybrať «выбрать» — префикс vy-;
- суффиксация (суффиксальный способ): нидерл. leraar «учитель» — суффикс -aar; толкнуть — суффикс -ну-;
- префиксально-суффиксальный способ: застольный — префикс за- и суффикс -н-; укр. безмежжя «бескрайность» — префикс без- и суффикс -я;
- префиксально-постфиксальный способ: разбежаться — префикс раз- и постфикс -ся;
- суффиксально-постфиксальный способ: нуждаться — суффикс -ать- и постфикс -ся;
- префиксально-суффиксально-постфиксальный способ: перешучиваться, — префикс пере-, суффикс -ива- и постфикс -ся;;
- постфиксация: мыться — постфикс -ся;
- транспозиция:
- субстантивация: укр. черговий «дежурный» (переход из прилагательного в существительное); заведующий (переход из причастия в существительное); нидерл. het zwemmen «плавание» (переход из глагола в существительное);
- адвербиализация;
- словосложение: лесостепь (основа лес связана с опорным компонентом степь интерфиксом -о-); словацк. samoobsluha «самообслуживание»;
- суффиксально-сложный способ: словацк. jedenásťmiestny «одиннадцатиместный»;
- префиксально-сложный способ;
- префиксально-суффиксально-сложный способ;
- сращение;
- сращение в сочетании с суффиксацией;
- конверсия;
- аббревиация: англ. CPGB — от Communist Party of Great Britain Коммунистическая партия Великобритании;
- усечение: спец (от специалист), зам (от заместитель).
- контаминация (междусловное совмещение, междусловное наложение) — способ окказионального словообразования: хрущоба, прихватизация.
История
Словообразование как раздел морфологии начал зарождаться ещё в 1940 — 50-е годы, большой вклад в её создание внесли такие учёные, как: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур и А. И. Смирницкий.
Традиционно словообразование изучают в составе морфологии. Уже тогда начали решаться важные проблемы, такие как: проблема разделения слова на морфемы, принципы создания новых слов, строение производных слов разных частей речи. Словообразование тесно связано с морфологией. В. В. Виноградов определил различие между ними. Морфология изучает формообразование, а словообразование — образование слов.
А. А. Шахматов предложил выделить словообразование в отдельный раздел языкознания, что повлекло за собой вопрос: Куда определить словообразование — в грамматику или лексикологию?
В 1960 — 80-е годы было решено, что словообразование станет отдельной лингвистической дисциплиной, со своим методом анализа и системой понятий.
См. также
Примечания
- Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Словообразование / Кубрякова Е. С., Лопатин В. В., Улуханов И. С. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 445—446. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5. (Дата обращения: 5 апреля 2022)
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Кубрякова Е. С. Словообразование // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2. (Дата обращения: 5 апреля 2022)
- ↑ Кубрякова Е. С., Панкрац Ю. Г. Деривация // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2. (Дата обращения: 2 апреля 2022)
- ↑ Бутакова, 2010, с. 11—12.
- ↑ Бутакова, 2010, с. 54.
- ↑ Тихонов А. Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. — Москва: АСТ, 2014. — С. 250. — 639 с. — ISBN 978-5-17-082826-5.
- ↑ Бутакова, 2010, с. 136—148.
Литература
- Бутакова Л. О. Морфемика и словообразование современного русского языка: Учебное пособие (для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей). — Омск: Издание ОмГУ; Вариант-Омск, 2010. — 173 с. (Дата обращения: 18 ноября 2021)
- Касаткин Л. Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. — М.: Высшая школа, 1991.
- Кубрякова Е. С. Словообразование // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 467—469.
- Словообразование / Кубрякова Е. С., Лопатин В. В., Улуханов И. С. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 445—446. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5.
Для улучшения этой статьи желательно: |