Curtiss C-46 Commando
C-46 Commando | |
---|---|
![]() | |
Тип | военно-транспортный самолёт |
Производитель | Curtiss-Wright |
Главный конструктор | Джордж Пейдж |
Первый полёт | 26 марта 1940 года |
Начало эксплуатации | 1942 год |
Эксплуатанты |
армейская авиация США Военно-морские силы США Корпус морской пехоты США |
Годы производства | 1940—1945 |
Единиц произведено | 3140 [1] |
Кёртисс C-46 «Коммандо» (англ. Curtiss C-46 Commando) — американский двухмоторный транспортный самолёт, разработанный в конце 1930-х годов. На момент создания C-46 был самым большим двухмоторным самолётом в мире. Самолёт стал также самым большим и тяжёлым двухмоторным самолётом, использовавшимся во время Второй мировой войны.
История
Во время Второй мировой войны использовался армейской авиацией, а также Военно-морскими силами и Корпусом морской пехоты США под обозначением R5C наравне с более распространённым Douglas C-47 Skytrain.
24 марта 1945 года в ходе десантирования на берег Рейна 513-го парашютного полка, саперов и артиллеристов 82-й воздушно-десантной дивизии США с 72 самолетов С-46 немецкая зенитная артиллерия сбила 22 самолёта (из которых 14 загорелись после первого попадания). Это была крупнейшая единовременная потеря самолётов в ходе десантных операций войск США во время второй мировой войны. После этого инцидента по инициативе генерала М. Риджуэя был отдан приказ не использовать самолёты С-46 для десантирования парашютистов[2].
После войны излишние C-46 некоторое время использовались в качестве пассажирских самолётов, однако так как на рынке присутствовало огромное количество бывших армейских C-47, то вскоре C-46 стали использоваться преимущественно для грузоперевозок. Самолёт стоял на вооружении ВВС США до 1968 года. По состоянию на 1980 год в разных странах мира эксплуатировалось не менее 300 «Коммандо». В наши дни[когда?] С-46 используется в качестве надёжного транспортного самолёта в Арктике и труднодоступной местности.
Самой распространённой модификацией самолёта стала C-46D. Этот вариант самолёта отличался дополнительным люком для десантирования с правой стороны фюзеляжа. Всего было построено 1610 C-46D. Этот десантный вариант широко использовался ВВС Японии вплоть до 1970 года[1].
Боевое применение в локальных конфликтах
Суэцкий кризис
Применялись всеми сторонами. Известен случай когда в одном налёте было уничтожено 15 из 20 самолётов C-46 Commando 7-й эскадрильи ВВС Египта[3].
Китайско-тайваньский конфликт
Применялись тайваньскими бандформированиями и сепаратистами. 10 ноября 1956 года транспортный самолёт C-46 Commando ВВС Тайваня (б/н 362, 6-я аэ) в районе китайской провинции Чжэцзян был перехвачен истребителем МиГ-17 ВВС НОАК (пилот Шанг Зи[4]). Пушечным огнём C-46 был сбит. Весь экипаж из девяти человек погиб, включая командира — Ли Сюэсю[5], включая командира — подполковника Е Чжэнминя[6].
2 октября 1958 года четвёрка МиГ-17 ВВС НОАК вторглась в воздушное пространство тайваньских островов Золотые ворота и перехватила четыре транспортных тайваньских самолёта C-46 Commando 102-й эскадрильи 6-го крыла, которые до этого пролетели над территорией материкового Китая, уйдя из под зенитного огня. Китайские пилоты Као Шунг Минь и У Яо-Зунг каждый заявили по сбитому самолёту противника[7]. Подтвердилась безвозвратная потеря одного C-46 (б/н 199), весь экипаж которого 5 человек погиб, включая командира — Хуан Ичжэна[8][9];
Варианты и модификации
- Curtiss CW-20 — прототип 1937 года
- C-46A «Commando» — первый серийный вариант образца 1940 года
- C-46D Commando — модификация для парашютно-десантных частей, с дополнительной дверью (всего произведено 1610 шт.).
- C-46F Commando — военно-транспортный самолёт, для удобства погрузки и выгрузки грузов имевший двери увеличенного размера (всего произведено 234 шт.).
- R5C — вариант для корпуса морской пехоты США, выпущено 160 машин
Страны-эксплуатанты
США
Китайская Республика[10]
Китай — в 1949 году в Наньюань был захвачен один C-46, который использовался в ВВС КНР[10]
Япония — ВВС Японии[11]
Аварии и катастрофы
По данным портала Aviation Safety Network на 29 декабря 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 1085 самолётов Curtiss C-46. [12] Самолёт пытались угнать 8 раз, при этом погибли 4 человека. Всего в этих происшествиях погибли 2549 человек. Крупнейшей катастрофой самолёта стало крушение C-46 под Бэйпином, в результате которого погибли 59 человек.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 The Curtiss C-46 Commando Архивная копия от 20 декабря 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 10-08-2013 [4222 дня] — история, копия) (Greg Goebel)
- ↑ Риджуэй М. Солдат — М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1958
- ↑ Wings Over Sinai The Egyptian Air Force During The Sinai War, 1956. David Nicolle, Tom Cooper, Gabr Ali Gabr. Helion & Company. 2017. P.62
- ↑ PRC/Chinese Air-to-Air Victories since 1950. ACIG Team. August 25, 2007
- ↑ ROCAF Combat Losses Since 1950. Taiwan Air Power . Дата обращения: 27 августа 2022. Архивировано 24 октября 2020 года.
- ↑ 空 軍 特 種 作 戰 史 回 顧 ( 二 ) (на китайском. Обзор истории специальных операций военно-воздушных сил. Часть 2. стр.140-141 . Дата обращения: 27 августа 2022. Архивировано 9 ноября 2021 года.
- ↑ “油挑子”--共和 F-84“雷电”家族 Part16.空军之翼 (на китайском) . Дата обращения: 27 августа 2022. Архивировано 27 апреля 2022 года.
- ↑ Singapore Standard. October 4, 1958, P.1
- ↑ Singapore Standard. July 2, 1959, P.14
- ↑ Перейти обратно: 10,0 10,1 Анатолий Демин. «Орлы» расправляют крылья // «Родина» : журнал. — 2004. — № 10. — С. 25-28.
- ↑ Defense Equipment // "Military Review", № 5, August 1956. pages 68-69
- ↑ Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Type index > ASN Aviation Safety Database results . aviation-safety.net. Дата обращения: 29 декабря 2019. Архивировано 20 декабря 2019 года.
Литература
- Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.