Гремящий (эсминец, 1937)
Гремящий | |
---|---|
Служба | |
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец проекта 7 |
Порт приписки | Полярный |
Организация | Северный флот ВМФ СССР |
Изготовитель | Судостроительный завод №190 имени А. А. Жданова |
Строительство начато | 23 июля 1936 |
Стапельный номер | С-515 |
Спущен на воду | 12 августа 1937 |
Введён в эксплуатацию | 28 августа 1939 |
Выведен из состава флота | 3 апреля 1956 |
Статус | Переклассифицирован в опытовое судно |
Награды и почести |
![]() |
Служба | |
Название | ОС-5 |
Класс и тип судна | Опытовое судно |
Переклассифицирован | 30 декабря 1956 |
Статус | Затоплен после испытаний атомного оружия |
Основные характеристики | |
Водоизмещение |
1939: 1612/2215 т 1943: 1820/2350 т |
Длина | 112,5 м |
Ширина | 10,2 м |
Осадка | 3,1 м |
Двигатели | 2 × ПТУ ГТЗА-24, 4 котла |
Мощность | 48 000 л. с. |
Скорость хода |
38 узлов(проектная) 37,35-39,05 узлов (полная) |
Дальность плавания | 722—770 миль (полным ходом), 1670 миль (экономическим ходом) |
Экипаж | 246 человек |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | гирокомпас «Курс-1» |
Артиллерия | 4 × 1 — 130-мм/50 Б-13 |
Зенитная артиллерия |
2 × 76-мм 34-К, 2 × 45-мм 21-К, 2 × 12,7-мм пулемёта ДШК К 1943: 2 × 76-мм 34-К, 4 × 37-мм 70-К, 2 × 12,7-мм пулемёта ДШК, 2 × 2 — 12,7-мм «Кольт-Браунинг» |
Противолодочное вооружение | 2 бомбомёта БМБ-1 |
Минно-торпедное вооружение |
2 трёхтрубных 533-мм ТА 39-Ю 60 мин КБ-3 или 65 мин обр. 1926 г., или 95 мин обр. 1912 г. |

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» — советский эсминец проекта 7. Самый известный корабль серии, удостоенный гвардейского звания. Носил тактический номер 01[1].
История
Строительство, начало службы
Заложен 23 июля 1936 года на заводе № 190 в Ленинграде, спущен на воду 12 августа 1937 года, введён в строй 28 августа 1939 года. После завершения сдаточных испытаний был подготовлен к переходу на север: для уменьшения осадки с эсминца были сняты винты, вооружение, под корпус были подведены специальные баржи-понтоны. В сентябре того же года вместе с однотипным кораблём «Сокрушительный» «Гремящий» был проведён на буксире через Ладожское озеро, по реке Свирь и далее по Беломорско-Балтийскому каналу до порта Сорока на Белом море. Путь был непростым: Свирь сильно обмелела, и понтоны часто задевали речное дно, а мощности буксиров не хватало для преодоления самых опасных порогов; порой приходилось заводить канаты на берег и выбирать их с помощью ручного шпиля. В порту Сорока на корабль были вновь установлены винты (с помощью специального кессона), мачты, артиллерийские орудия и торпедные аппараты. Остаток пути «Гремящий» преодолел своим ходом и 8 ноября 1939 года прибыл в Полярный, где был включён в состав советского Северного флота[2].
Во время войны с белофиннами эсминец «Гремящий» нёс дозорную службу, участвовал в сопровождении транспортов, непосредственно в боевых действиях не участвовал. С ноября 1940 по май 1941 года проходил гарантийный ремонт. В ходе работ эсминец был нагружен твёрдым балластом (71 тонна чугунных чушек) для улучшения его остойчивости[3], что, однако, ухудшило его прочие характеристики, и в первую очередь дальность плавания.
Великая Отечественная война
Начало Великой Отечественной войны встретил на базе Северного флота в Полярном. 22 июня 1941 года в 1:30 по флоту была объявлена оперативная готовность №1, и «Гремящий» согласно плану рассредоточения немедленно перешёл в Ваенгу. На следующий день корабль впервые открыл огонь по немецким самолётам. 24 июня 1941 года вышел в первый боевой поход, эскортировал транспортные суда «Моссовет» и «Циолковский» из Мурманска в Титовку. До середины августа того же года эсминец базировался в Ваенге и совершал кратковременные боевые походы. За указанный промежуток времени «Гремящий» отразил более 20 воздушных атак; первый самолёт противника зенитным огнём корабля был сбит 14 июля 1941 года — это была его первая подтверждённая победа в войне[4].
18 августа 1941 года корабль пришёл в Мурманск для работ по усилению зенитного вооружения ― в дополнение к 45-мм пушкам на «Гремящий» были установлены два более скорострельных 37-мм автоматических орудия 70-К, одно на рострах позади дымовой трубы, второе на юте. В ходе этих работ эсминец подвергся авианалёту и получил свои первые боевые повреждения: от серии из 8 250-мм бомб, разорвавшихся в 10-15 метрах от его борта, было повреждена 45-мм зенитная пушка и оба дальномера ДМ-4, визир центральной наводки; также в нескольких местах лопнули паропроводы пожарной и санитарной магистралей, были оборваны антенны и разбиты лампы радиоаппаратуры. Потерь экипажа не было.
26 августа 1941 года спешно отремонтированный «Гремящий» получил приказ идти на помощь торпедированной к востоку от острова Кильдин плавучей базы «Мария Ульянова». Вместе с однотипным эсминцем «Громкий» и более старыми кораблями «Урицкий» и «Куйбышев» «Гремящий» 4 часа отбивал атаки немецкой авиации: на корабль было сброшено около 50 бомб калибром 100 и 250 мм, артиллеристы эсминца израсходовали 55 76-мм, 138 45-мм и 265 37-мм снарядов и 328 12,7-мм патронов. При этом прямым попаданием из 45-мм зенитной пушки был сбит один немецкий бомбардировщик Ju-88. Боевая задача была выполнена ― плавбаза, буксируемая «Урицким», была успешно доведена до Териберки, но «Гремящий» вновь получил повреждения от близких разрывов: корпус корабля получил множество вмятин, была повреждена радиоаппаратура и сорвана одна малая глубинная бомба.
В сентябре 1941 года эсминец занимался постановкой минных заграждений, а также четыре раза производил артиллерийские обстрелы позиций вражеских сухопутных войск на побережье. Всего за месяц «Гремящий» поставил 194 мины КБ-3 и выпустил по врагу более 400 130-мм снарядов главного калибра. 10-11 сентября 1941 года, следуя к месту минной постановки, корабль потерял два паравана, задев ими грунт.
До конца 1941 года эсминец «Гремящий», базируясь в Ваенге, Полярном и Мурманске, неоднократно выполнял задачи по атаке береговых позиций противника, занимался боевой подготовкой, дважды чистил котлы. Наиболее крупная боевая операция корабля в этот период — обстрел норвежского порта Вардё, осуществлённый совместным советско-британским соединением (крейсер «Кения», эсминцы «Громкий», «Гремящий», «Бедуин» и «Интрепид») в ночь с 24 на 25 ноября 1941 года. В ходе выполнения этого задания «Гремящий», следуя 21-узловым ходом, выпустил по цели 89 130-мм снарядов. Береговая артиллерия противника затем открыла ответный огонь, но попаданий по советским и британским кораблям не добилась.
Первый боевой поход эсминца в 1942 году (24-28 января 1942 года, эскортирование полярного конвоя QP-6) сопровождался рядом аварий и неприятных инцидентов. На «Гремящем» трижды лопались латунные трубки главного холодильника, из за чего приходилось поочерёдно выводить из эксплуатации котлы. При включении котла №2 вследствие гидроудара скопившегося в трубопроводе конденсата произошло повреждение паровой турбины высокого давления, причём, поскольку эсминец должен был поддерживать прежнюю скорость хода, турбозубчатый агрегат не останавливали, и аварийная турбина проработала в итоге 14 часов 10 минут. Полученные повреждения оказались серьёзными, так что по возвращении на базу 5 февраля корабль встал в ремонт на 15 суток.
21 февраля 1942 года эсминец «Гремящий» в течение 3 часов обстреливал неприятельские позиции из губы Ара, выпустив по противнику 121 снаряд главного калибра.
С марта по начало мая 1942 года корабль занимался в основном сопровождением арктических конвоев. С 1 по 4 марта сопровождал обратный конвой QP-8, а 11-12 марта следующий в СССР конвой PQ-12.
Действовать приходилось в очень сложных погодных условиях. 14 марта «Гремящему» пришлось малым ходом преодолеть несколько полей сплошного льда. В тот же день эсминец впервые за войну атаковал вражескую подводную лодку, сбросив в районе её появления три глубинных бомбы. 22 марта во время сопровождения конвоя QP-9 корабль попал в 8-балльный шторм. От ударов волн треснул лист верхней палубы в районе 119-го шпангоута, появилась трещина в котельном кожухе на 75-м шпангоуте, лопнула труба магистрали питьевой воды. 23 марта в 4.00 в условиях плохой видимости и шторма «Гремящий» потерял конвой и, не сумев за день найти его, возвратился в базу. Спустя четыре дня корабль снова вышел в море, вместе с однотипным эсминцем «Сокрушительный» и английским эсминцем «Ориби», навстречу конвою PQ-13.
29 марта 1942 года «Гремящий» вступил в охранение PQ-13. Во время атаки немецких эсминцев на конвой корабль из-за очень плохой видимости по противнику огня не вёл[5]. 30 марта в 19.15 севернее острова Кильдин, в точке 69°36′ с. ш. 34°03′ в. д.HGЯO, сигнальщик корабля Н. И. Фокеев на дистанции 10 кабельтовых обнаружил рубку подводной лодки противника, поджидавшую конвой. «Гремящий» на скорости 20 узлов рванулся к спешно погрузившейся подлодке и сбросил в районе её погружения восемь малых и четыре больших глубинных бомб. В момент атаки лодки эсминец зарылся в волну так, что её вершина захлестнула ходовой мостик. Одного комендора из расчёта 2-го 130-мм орудия смыло за борт, под массой воды прогнулись пиллерсы полубака. После бомбометания на поверхности наблюдали плавающую пробку, куски дерева и бумагу. Долгое время предполагалось, что «Гремящим» была атакована и потоплена немецкая подлодка U-585, находившаяся в патруле примерно в этом районе и не вернувшаяся из похода. Однако анализ немецких морских документов позволяет с большой степенью вероятности утверждать, что эсминец атаковал другую лодку ― U-435, подвергшуюся бомбардировке глубинными бомбами в это же время приблизительно в этом морском районе. Несмотря на близкие разрывы, она практически не пострадала[6].
10—13 апреля 1942 года «Гремящий» эскортировал конвой QP-10. 11 апреля в 14:15 эскортируемые транспортные суда были атакованы авиацией противника. Эсминец участвовал в отражении налёта, сбил один вражеский самолёт прямым попаданием 45-мм снаряда и ещё один во время второго налёта полтора часа спустя. Всего за день зенитчики корабля выпустили по авиации противника 49 76-мм, 66 45-мм, 73 37-мм снарядов и 178 12,7-мм патронов. [5] 16 и 17 апреля «Гремящий» дважды атаковал вражеские подводные лодки, сбросив на них 7 глубинных бомб ― без поражения целей. 17-19 апреля он охранял конвой PQ-14; 28—30 апреля — конвой QP-11.
30 апреля 1942 года «Гремящий» вместе с «Сокрушительным» выходил на охранение торпедированного британского крейсера «Эдинбург», но 1 мая в 3.50 советские эсминцы были вынуждены уйти на базу по исчерпанию топлива. 2 мая, приняв топливо, в 8.10 вновь вышел в море на помощь крейсеру, но к тому времени тот уже затонул, и «Гремящий» вернулся в базу.
4 мая эсминец «Гремящий» вышел из Ваенги навстречу конвою PQ-15. В тот же день корабль заметил и атаковал подводную лодку противника глубинными бомбами (10 больших и 9 малых). С эсминца после атаки наблюдали сильный взрыв на глубине, после чего на поверхность поднялся большой воздушный пузырь и пятно масла. Немецкими источниками в этот день потеря подводной лодки не подтвердилась.
7 мая 1942 года «Гремящий» из губы Вичаны осуществлял огневую поддержку действий советского десанта в районе мыса Пикшуев; стрельба велась с помощью берегового корректировочного поста. Всего за день кораблём было выпущено 238 снарядов главного калибра.
9 мая эсминец «Гремящий» стал на текущий ремонт, продлившийся до 27 июня 1942 года и осуществлённый силами плавучей мастерской №104. В ходе работ было усилено зенитное вооружение корабля ― 45-мм пушки были полностью заменены на 37-мм зенитные автоматы, в дополнение к тому на кормовой надстройке были установлены два спаренных крупнокалиберных пулемёта системы «Кольт-Браунинг» с водяным охлаждением. В ходе ремонта корабль подвергался воздушным атакам противника; по рапортам командира «Гремящего» его зенитчики за время до завершения ремонтных работ сбили три Ju-87 и повредили ещё три. Тогда же моряки корабля впервые попытались применить против самолётов врага орудия главного калибра.
С конца июня 1942 года эсминец вновь приступил к сопровождению конвоев. В ночь на 10 июля «Гремящий» вместе с «Сокрушительным» и «Грозным», следуя на поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ-17, подвергся атакам вражеских бомбардировщиков. Два Ju-88 выбрали своей целью «Гремящий»: четыре бомбы взорвались в воде в 4-5 метрах от левого борта. От сотрясения вышли из строя гирокомпас, один из дальномеров ДМ-4, лопнул приёмный патрубок циркуляционного насоса; корабль после полученных повреждений пришлось управлять лишь по магнитному компасу. Потому «Гремящий» уже вечером того же дня вернулся в Ваенгу. Эсминец две недели стоял на рейде, практически ежедневно отражая налёты вражеских самолётов. 23 августа во время очередной воздушной атаки один из пулемётчиков корабля в горячке боя расстрелял из «кольт-браунинга» кормовой дальномер ДМ-3; прибор получил 10 крупнокалиберных пуль и полностью вышел из строя.
25-28 августа 1942 года «Гремящий» эскортировал транспортное судно «Диксон» к Белушьей Губе на острове Южный архипелага Новая Земля, после чего до середины сентября стоял в Росте, производя чистку и щелочение котлов. Одновременно зенитчики корабля помогали отбивать воздушные атаки противника на Мурманск.
С 17 по 20 сентября «Гремящий» участвовал в эскортировании конвоя PQ-18. Утром 18 сентября эсминец вместе с прочими кораблями охранения конвоя успешно отражал атаку нескольких десятков вражеских самолётов-торпедоносцев. Против них корабль применил всю номенклатуру имеющегося на борту вооружения: на счёт «Гремящего» было засчитано три сбитых вражеских самолёта при расходе боеприпасов в 72 130-мм, 145 76-мм, 1494 37-мм снаряда и 1704 12,7-мм патрона[7]. Повреждений от действий авиации противника в этот день эсминец не получил, но 19 сентября сильно пострадал от шторма: лопнула верхняя палуба в районе 173-го шпангоута, сорвало вьюшку на полубаке. 14 октября 1942 года «Гремящий» под флагом командующего флотом выходил в море для встречи прибывшие Северным морским путём с Дальнего Востока лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъярённый».
21 октября «Гремящий» вновь попал в шторм и опять потерял обе носовые вьюшки, включая недавно установленную. Во время похода 30 октября корабль пострадал от шторма ещё сильнее: из-за качки крен достигал 52°, и в котлах №1 и №3 полопались водогрейные трубки, из-за чего котлы пришлось глушить. Эсминец был вынужден прервать поход и возвращаться в Полярный. В ноябре-декабре 1942 года «Гремящий» находился на стоянке в Ваенге и Мурманске: экипаж эсминца чистил котлы, занимался боевой подготовкой и нёс службу ПВО. 16 декабря командиром корабля был назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Борис Дмитриевич Николаев.
16 января 1943 года встал в текущий ремонт, завершившийся 29 апреля.
1 марта 1943 года корабль удостоен звания «Гвардейского».
В 1943 году корабль участвовал в эскортировании:
- 8—10 мая конвоя КБ-5;
- 17 и 18 мая конвоя КБ-8;
- 28—31 мая двух транспортов из Кольского залива в Архангельск;
- 1 и 2 июня трех транспортов из Архангельска в Кольский залив;
- 8 и 9 июня двух транспортов в Иоканку;
- с 18 по 21 июня конвоя из Белого моря в Арктику;
- с 29 июня по 2 июля ледоколов из Белого моря в Арктику;
- 5 и 6 июля танкера из Белого моря в Кольский залив;
- 31 июля и 1 августа конвоя КБ-17;
- 3—5 августа конвоя БА-13;
- 8 и 9 августа конвоя ИБ-30;
- 15—17 августа конвоя БК-14;
- 24—27 августа конвоя КБ-21;
- 1—4 сентября конвоя БК-15;
- 7 и 8 сентября конвоя КБ-22;
- 17—19 сентября конвоя БК-17;
- 29 сентября — 1 октября конвоя КБ-24;
- 9—16 октября конвоя БА-27.
12 октября эскортируемый транспорт «Марина Раскова» в условиях штормовой погоды потерял руль, и далее «Гремящий» вёл его на буксире.
29 октября в 15.50 транспорт «Канин», снимаясь с якоря в Соломбале (Архангельск), ударил в борт «Гремящего», стоявшего на швартовых у причала. В результате эсминец получил надводную пробоину, ряд других повреждений и был поставлен к заводу «Красная Кузница» для аварийного ремонта[8].
С 8 по 12 ноября участвовал в эскортировании конвоя БК-21. 19 ноября встал в ремонт. 15 января 1944 года вышел из ремонта.
21 и 22 января участвовал в безрезультатной попытке перехватить конвой противника в районе м. Маккаур. Участвовал в эскортировании:
- 27 и 28 января конвоя JW-56A;
- 29 января танкера из Иоканки в Кольский залив;
- 3 и 4 февраля конвоя RA-56;
- 28 и 29 февраля конвоя JW-57;
- 8 и 9 марта конвоя КБ-2; 27—29 марта конвоя БК-9;
- 4 и 5 апреля конвоя JW-58;
- 26 и 27 апреля конвоя БК-12;
- 28—30 апреля конвоя RA-59;
- 11—13 июня конвоя БК-14;
- 23—25 июня конвоя КБ-15.
- 3—5 июля конвоя БК-19;
- 6—8 июля конвоя БД-1.

16 июля командиром корабля назначается капитан 3 ранга Евгений Терентьевич Кашеваров.
С новым командиром участвовал в эскортировании:
- 24—26 августа конвоя JW-59;
- 28—30 августа конвоя БК-30;
- 23 и 24 сентября конвоя JW-60;
- 30 сентября и 1 октября конвоя КБ-29;
- 2 и 3 октября конвоя ИК-15.
9 октября совместно с эсминцем «Громкий» из губы Эйна осуществлял поддержку действий войск демонстрационного десанта на м. Пикшуев.
10 и 11 октября совместно с эсминцем «Громкий» обстреливал позиции германских войск и переправу противника через реку в районе Титовки.
16 и 17 октября участвовал в эскортировании конвоя ИК-17.
26 октября в составе отряда кораблей участвовал в поиске судов противника до Берлевога, но не обнаружил противника. Поэтому отряд кораблей повернул к норвежскому порту Вардё и обстрелял его.
Снова участвовал в эскортировании:
- 28—30 октября конвоя JW-61;
- 30 октября — 1 ноября конвоя RA-61;
- 3—5 ноября конвоя КБ-32;
- 19—21 ноября конвоя АБ-15;
- 24—26 ноября конвоя БК-37;
- 6—8 декабря конвоя JW-62.
14 декабря был поставлен на капитальный ремонт в Молотовске на заводе № 402 и более в войне не участвовал. 14 января 1945 года командиром корабля был назначен капитан 3 ранга Борис Владимирович Гаврилов.
Боевой итог «Гремящего» за годы войны: 90 боевых походов, пройдено почти 60 000 морских миль, отбито 112 атак немецкой авиации на корабль, сбито (по советским данным) 14 самолётов и повреждено свыше 20-ти, выполнено около 20 обстрелов береговых целей, атакованы 6 немецких подводных лодок (сброшено свыше 60 глубинных бомб)
В конце 1949 года корабль вернулся в боевой состав фота из ремонта. С марта 1954 года нёс службу в составе Беломорской военной флотилии. Участвовал в испытаниям торпеды с ядерной боеголовкой, взорванной 21 сентября 1955 года в 1200 метрах от корабля, находившегося на якоре, но с работающей в автоматическом режиме главной энергетической установкой. В апреле 1956 года выведен из боевого состава флота.
В 1957 году под командованием капитана-лейтенанта Алферова А. И. вошёл в бригаду опытных кораблей, специально созданных для обеспечения ядерных испытаний на Новой Земле.[9] Для участия в испытаниях на корабле была смонтирована регистрирующая аппаратура, эсминец как опытовое судно был переименован в опытовое судно ОС-5. Участвовал в испытаниях ядерного оружия 7 сентября и 10 октября 1957 года, в ходе последних получил сильные повреждения, отбуксирован на мелководье в губе Чёрная на Новой Земле. Корпус корабля находится там по сей день.
Командиры
- ноябрь 1938 — 16 декабря 1942 — капитан 3-го ранга А. И. Гурин (затем, ком-р 1-го дивизиона ЭМ эскадры СФ)
- 16 декабря 1942 — 26 июня 1944 — гвардии капитан-лейтенант / капитан 3-го ранга Б. Д. Николаев (переведен по болезни в штаб флота)
- ? — 16 июля 1944 — гвардии капитан-лейтенант Б. В. Гаврилов (затем, помком гв. ЭМ «Гремящий»)
- 16 июля 1944 — 14 января 1945 — гвардии капитан 3-го ранга / капитан 2-го ранга Е. Т. Кашеваров (затем, ком-р ЭМ «Разумный»)
- 14 января 1945—1947 — гвардии капитан-лейтенант Б. В. Гаврилов (врид)
- 1947—1950 — гвардии капитан 1-го ранга Н. А. Лышков
- декабрь 1954 — ? — гвардии капитан 2-го ранга Л. И. Чугунов
- ? — 1958 — гвардии капитан-лейтенант А. И. Алферов
Герб эсминца
Герб представляет собой скошенный справа щит, в нижнем лазоревом поле которого окаймленный золотым контуром диамантовый (чёрный) трехглавый дракон с пылающими пастями, в верхней части в золотом поле три стоящих черных столба[10].
Примечания
- ↑ Балакин, 2007, с. 47.
- ↑ Балакин, 2007, с. 130.
- ↑ Балакин, 2007, с. 43.
- ↑ Балакин, 2007, с. 131.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 Балакин, 2007, с. 132.
- ↑ Кузнецов А. Потери флотов противников Советского Союза В Великой Отечественной войне№ 5. — С. 34. // ФлотоМастер : журнал. — 2001. —
- ↑ Балакин, 2007, с. 136.
- ↑ Энциклопедия советских надводных кораблей 1941—1945. / Платонов А. В. — Полигон. 2002. — С. 183.
- ↑ Алферов А. И. Последние мили «Гремящего» // Ядерный архипелаг. — М. : ИздАТ, 1995. — С. 115—119.[1] Архивная копия от 30 октября 2018 на Wayback Machine
- ↑ :: Геральдика.ру / Гербы и флаги :: Гербы и эмблемы воинских частей Северного Флота (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 марта 2009. Архивировано 15 июля 2009 года.
Источники
- Николаев Б. Д., Петрухин П. А. Мы с «Гремящего» — М.: Воениздат, 1961. — 192 с.
- Балакин С. Гвардейский эсминец «Гремящий». // Морской сборник. — 2010. — № 5. — С. 55—64.
- Балакин С. А. Легендарные «Семёрки». Эсминцы «сталинской» серии. — М.: Коллекция; Яуза; Эксмо, 2007. — 208 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-23784-5.