Грозный (эсминец, 1936)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Грозный
Эсминец «Грозный» в море, 1942 годЭсминец «Грозный» в море, 1942 год
Служба
 СССР
Класс и тип судна Эскадренный миноносец проекта 7
Организация Северный флот ВМФ СССР
Изготовитель Судостроительный завод №190 имени А. А. Жданова
Строительство начато 25 декабря 1935
Стапельный номер С-502
Спущен на воду 31 июля 1936
Введён в эксплуатацию 9 декабря 1938
Выведен из состава флота 17 февраля 1956
Статус Переклассифицирован в опытовое судно
Награды и почести Орден Красного Знамени
Служба
 СССР
Название ОС-3
Класс и тип судна Опытовое судно
Переклассифицирован 27 декабря 1956
Статус Затонул в 1957 году на испытаниях атомного оружия
Основные характеристики
Длина 112,5 м
Ширина 10,2 м
Осадка 3,1 м
Двигатели 2 ПТУ ГТЗА-24, 3 котла
Мощность 48 000 л. с.
Скорость хода 38 узлов(проектная)
37,35-39,05 узлов (полная)
Дальность плавания 2640 миль (на 19,83 узлах, проектная)
1670 миль (фактическая, 1943 г.)[1]
Экипаж 246
Вооружение
Навигационное вооружение гирокомпас «Курс-1»
Артиллерия 4×1 130/50-мм Б-13
Зенитная артиллерия 2×76-мм 34-К, 2×45-мм 21-К, 2х12,7-мм ДШК
Противолодочное вооружение 2 бомбомёта БМБ-1
Минно-торпедное вооружение 2×3 533-мм ТА 39-Ю; морские мины КБ-3 или мины обр. 1908 г.

Краснознамённый эскадренный миноносец «Грозный» — советский эсминец проекта 7, входивший в состав Северного флота ВМФ СССР. Носил тактический номер 03[2].

История

Строительство, начало службы

Заложен 25 декабря 1935 года на судостроительном заводе №190 имени А. А. Жданова (Ленинград), спущен на воду 31 июля 1936 года. 9 декабря 1938 года вошёл в состав Краснознамённого Балтийского флота, став четвёртым по счёту эсминцем проекта 7, сданным заказчику (после «Гневного», «Стремительного» и «Бодрого»[3]). В составе Балтийского флота «Грозный» пробыл достаточно недолго: вместе с однотипным эсминцем «Громкий» совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу и 26 июня 1939 года вошёл в состав Северного флота. «Грозный» принимал участие в советско-финской войне: оказывал поддержку наступления частей 14-й армии в Мотовском заливе, в январе 1940 года прикрывал минные постановки на подходах к губе Петсамо. После окончания боевых действий корабль был поставлен на гарантийный ремонт на заводе №402 (Молотовск), продлившийся с 1 апреля 1940 года по 20 июля 1941 года. В ходе работ эсминец был нагружен твёрдым балластом (82 тонны чугунных чушек) для улучшения его остойчивости[4], что, однако, ухудшило его прочие характеристики, и в первую очередь дальность плавания.

Великая Отечественная война

После завершения ремонта «Грозный» был включён в состав Беломорской военной флотилии, по некоторым сведениям сделано это было по причине недостаточного уровня подготовки экипажа эсминца[5]. В составе флотилии он занимался эскортированием судов по Белому морю и постановкой минных заграждений, выставив в итоге 134 мины.

29 сентября 1941 года «Грозный» был включён в состав дивизиона эскадренных миноносцев Северного флота и совершил переход в Полярный. Поздней осенью и зимой 1941 года корабль выходил на обстрелы сухопутных позиций противника в районе губы Западная Лица, выпустив 480 снарядов главного (130 мм) калибра. Эти операции проходили в невероятно сложных походных условиях; особенно тяжёлым был поход 24-25 декабря, когда 7-балльная волна (по шкале Бофорта) вызывала качку до 45°, а на палубе образовывался слой льда в 50-60 см. От воздействия погоды корпус эсминца получил повреждения: большая трещина в верхней палубе на уровне 189-го шпангоута, а также многочисленные трещины в сварных швах.

Пройдя планово-предупредительный ремонт в январе 1942 года, «Грозный» 1-2 февраля того же года вместе с «Сокрушительным» выходил на поиск судов противника в район порта Вардё, а затем занимался сопровождением конвоев, причём из-за плохой погоды встретить транспорты удавалось не всегда. 6 марта 1942 года «Грозный» в условиях шторма оказывал помощь эсминцу «Громкий», оставшемуся в море без топлива. Передав ему 117 тонн мазута, корабль на обратном пути ураганным шквалом был снесён с курса и сел кормой на камни острова Олений. Утром следующего дня к «Грозному» подошли буксиры «Память Руслана» и №23. Эсминец удалось снять с мели, но затем буксирный трос лопнул, и корабль вновь ударился о камни, повредив винт. Из-за этого при уходе из района происшествия скорость «Грозного» составляла всего 7 узлов. По пути в базу эсминец трижды подвергался атакам вражеской авиации, но избежал попаданий. 8 марта «Грозный» остался без топлива, и лишь после приёма горючего с танкера «Юкагир» смог добраться до Ваенги. 20 марта 1942 года корабль перешёл в Мурманск, где стал на ремонт до начала мая.

9 мая 1942 года «Грозный» прошёл ходовые испытания. С конца мая эсминец активно занимался конвойной службой, противовоздушной и противолодочной обороной. 27 июня 1942 года «Грозный» обнаружил и дважды атаковал глубинными бомбами вражескую подводную лодку, после чего наблюдал на поверхности воды масляные пятна.

10 июля 1942 года «Грозный» вместе с «Гремящим» и «Сокрушительным» подвергся атаке вражеской авиации в момент нахождения в зоне мощного льда (вследствие чего скорость корабля снизилась до 6 узлов). На отряд советских эсминцев было сброшено 16 авиабомб (без попаданий); ответный зенитный огонь кораблей также был безрезультатен.

В августе того же года «Грозный» встал на ремонт в Ваенге. В ходе работ выяснилось, что котлы эсминца требуют замены трубок, потому корабль перешёл в Мурманск, где ремонтировался до 19 марта 1943 года. В декабре 1942 ― январе 1943 года на «Грозном» были усилены оконечности корпуса ― такая мера была предпринята по результатам изучения происшествий с лидером «Минск» и эсминцами «Громкий» и «Сокрушительный»[6].

После ремонта «Грозный» в занимался конвойной службой: за март-сентябрь 1943 года он сопроводил 16 конвоев. 8 мая 1943 года эсминец получил незначительные повреждения от разрыва авиабомбы в 10-15 метрах от правого борта. 12 июня 1943 года «Грозный» в порту Архангельска столкнулся с буксиром «Либава», получив пробоину; на ликвидацию повреждений понадобилось 8 суток.

В сентябре 1943 года корабль вновь встал на ремонт до ноября того же года, после чего продолжил конвойную службу до конца войны (с перерывом на ремонт в середине сентября-середине ноября 1944 года). 6 марта 1945 года эсминец «Грозный» был награждён орденом Красного Знамени.

Всего же за время Великой Отечественной войны корабль совершил 75 боевых походов. За 1941-1943 годы «Грозный» отразил 51 воздушную атаку, выпустив по самолётам противника 144 130-мм, 808 76-мм, 3042 37-мм снарядов и 3103 12,7-мм пуль; в результате им было сбито 6 вражеских бомбардировщиков (по советским данным). Эсминец выполнил 3 минные постановки, в ходе противолодочной обороны сбросил 52 большие и 36 малых глубинных бомб. Потери экипажа корабля за этот период времени составили 2 человека, смытых за борт[7].

Послевоенная служба

С 27 марта 1948 по 31 декабря 1954 года эсминец «Грозный» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по типовому проекту модернизации эсминцев типа 7 ЦКБ-53 (модернизация системы управления огнём и торпедных аппаратов, полная замена радиооборудования и зенитной артиллерии) на судоремонтном заводе «Красная Кузница» (Архангельск). По завершении работ с 18 марта 1955 года корабль был включён в состав Беломорской военной флотилии. 17 февраля 1956 года «Грозный» был исключён из боевого состава Северного флота, 27 декабря того же года он был переклассифицирован в опытовое судно ОС-3[8].

В составе 241-й бригады опытовых кораблей[9] дважды участвовал в испытаниях ядерного оружия на полигоне в губе Чёрная на Новой Земле. 7 сентября 1957 года «Грозный» (вместе с однотипными эсминцами «Гремящий» и «Разъярённый») был поставлен на якорь в губе на расстоянии 1500 метров от ядерного устройства тротиловым эквивалентом 32 кТ, установленного на вышке на берегу. Взрыв устройства нанёс эсминцу некоторые повреждения, но корабль сохранил плавучесть. 10 октября 1957 года «Грозный» был подвергнут подводному ядерному взрыву: по стоявшим в губе кораблям была запущена торпеда Т-5 с ядерной боевой частью. Взрыв торпеды произошёл на глубине 35 м в 240 метрах от «Грозного», который затонул почти мгновенно[10]. Остатки корабля до сих пор находятся в месте затопления.

Командиры[7]

  • 1941-21.01.1942 ― капитан 3-го ранга Д. Г. Нагорный;
  • 28.01.1942-17.07.1942 ― капитан-лейтенант Н. В. Королёв;
  • 18.07.1942-06.03.1944 ― капитан-лейтенант А. И. Андреев;
  • 06.03.1944-02.09.1944 ― капитан-лейтенант В. К. Никифоров;
  • 26.09.1944-1945 ― капитан 3-го ранга А. И. Андреев.

Интересные факты

На эсминце «Грозный» служил юнгой писатель Валентин Пикуль, этот факт упоминается в его автобиографических произведениях: рассказе-миниатюре «Миноносцы выходят в океан» и романе «Мальчики с бантиками». В последнем произведении название корабля изменено с «Грозного» на «Грозящий»[11]:

— Юнга Эс Огурцов, вы будете служить рулевым на Краснознаменном эскадренном миноносце «Грозящий». Поздравляем вас.

Примечания

  1. МК, 1996, с. 8.
  2. Балакин, 2007, с. 47.
  3. Балакин, 2007, с. 9.
  4. Балакин, 2007, с. 43.
  5. Балакин, 2007, с. 140.
  6. Балакин, 2007, с. 193.
  7. 7,0 7,1 Балакин, 2007, с. 143.
  8. Балакин, 2007, с. 188.
  9. Михайлов, 2004, Испытания кораблей на Новоземельском полигоне, с. 47, 48.
  10. Балакин, 2007, с. 185.
  11. Пикуль В. С. Разговор четвертый // Мальчики с бантиками. — М.: Детская литература, 1974.

Литература

  • Балакин С. А. «Гремящий» и другие. Эскадренные миноносцы проекта 7. — М.: Редакция журнала «Моделист-конструктор», 1996. — 36 с. — (Морская Коллекция №2). — 7000 экз.
  • Балакин С. А. Легендарные «Семёрки». Эсминцы «сталинской» серии. — М.: Коллекция; Яуза; Эксмо, 2007. — 208 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-23784-5.
  • Ядерные испытания в Арктике / В. Н. Михайлов. — М. : Институт стратегической стабильности, 2004.