Капитан Керн (эсминец)
«Капитан Керн» с 31 марта 1925 года «Рыков» с 13 февраля 1937 года «Валериан Куйбышев» |
|
---|---|
Служба | |
Россия РСФСР СССР (1924—1935) СССР |
|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец типа «Лейтенант Ильин» |
Порт приписки | Петербург |
Изготовитель | Путиловский завод |
Строительство начато | 21 ноября (5 декабря) 1913 года |
Спущен на воду | 14 (28 августа) 1915 года |
Введён в эксплуатацию | 15 октября 1927 года |
Выведен из состава флота | 12 декабря 1956 года |
Статус | разобран на металл |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1360 т (1720 в 1944) |
Длина | 98 м |
Ширина | 9,34 м |
Высота | 3,9 м |
Двигатели | 2 паровых турбины «Браун-Бовери-Парсонс», 4 ПК «Вулкан» |
Мощность | 30 000 л. с. (21,03 МВт) |
Движитель | 2 |
Скорость хода | 34 узла |
Дальность плавания | 1720 миль (16 узлов) |
Экипаж | 150 (с 1937 года 182) человек |
Вооружение | |
Радиолокационное вооружение | РЛС тип 291, SF |
Артиллерия | 4 × 102/60-мм |
Зенитная артиллерия | 1 × 1 40-мм; на 1944 год: 2 × 1 21-К, 2 × 1 70-К, 2 × 1 Эрликона |
Противолодочное вооружение | 10 глубинных бомб (на 1944 год 46), ГАС «Дракон-128с» |
Минно-торпедное вооружение | 3 трёхтрубных 457-мм торпедных аппарата, до 80 морских якорных мин |
«Капитан Керн», с 31 марта 1925 года «Рыков», с 13 февраля 1937 года «Валериан Куйбышев» — эскадренный миноносец типа «Лейтенант Ильин» (вторая серия эсминцев типа «Новик»). Построен по программе усиленного судостроения (т. н. большая судостроительная программа).
История службы
Зачислен в списки судов БФ 29 августа 1913 года, заложен 21 ноября 1913 год, спущен на воду 14 августа 1915 года, но строительство вскоре было приостановлено, а корабль законсервирован. Название было дано в память капитана 2 ранга Г. Ф. Керна, командира эсминца «Громкий», погибшего в Цусимском сражении. Работы по достройке возобновились только с 10 декабря 1924 года. Окончательно эсминец вошёл в строй МСБМ 15 октября 1927 года[1]. 31 марта 1925 года эсминец переименован в «Рыков» в честь Алексея Рыкова, в 1937 году после ареста Рыкова эсминец назван «Валериан Куйбышев» в честь В.К.Куйбышева.
Служба между войнами, Зимняя война
С 18 по 23 августа 1929 года участвовал в походе кораблей МСБМ в порты Германии и Литвы — сам «Рыков» совместно с «Лениным» посетил Пиллау[2]. С 18 мая по 5 августа 1933 года в составе ЭОН-1 (вместе с эсминцем «Урицкий») перешёл по Беломорско-Балтийскому каналу на Север и вошёл в состав Северной военной флотилии (в составе отдельного дивизиона эскадренных миноносцев СВФ)[3]. В 1938 году прошёл капитальный ремонт на заводе «Красная Кузница» в Архангельске. 30 ноября — 1 декабря 1939 года «Куйбышев» совместно с «Грозным» осуществляли прикрытие операции по занятию Петсамо (единственная операция эсминца в этой войне)[4][5].
Великая Отечественная война
На начало войны организационно входил в состав 1-го ОДЭМ (вместе с «Урицким» и «Карлом Либкнехтом». 23 июня в 2:42 по ошибке обстрелял свои самолёты — бомбардировщики СБ. В конце июня — начале июля оказывал огневую поддержку войскам 14-й армии и конвоировал транспорты с войсками в Мотовский залив и губу Титовка. 30 июня при выполнении огневой поддержки совместно с ЭМ «Урицкий» был атакован 16-ю Ju-88 и в течение двух часов отбивал атаки. В итоге эсминцы повреждений не получили, ранено осколками 5 моряков. 13 июля (совместно с «Урицким», «Громким», «Гремящим» и «Стремительным») безуспешно пытался перехватить немецкие ЭМ, которые потопили сторожевые корабли «Пассат» и РТ-67. 4 августа встретил и сопроводил до Полярного британскую ПЛ Tigris. 14 августа выставил мины в губе Зубовская. В течение 25 августа совместно с «Урицким» осуществлял охранение плавбазы «Мария Ульянова» после попадания в неё торпеды с U-571 и отражал налёты вражеской авиации. 9 сентября участвовал в отражении налёта вражеской авиации на Иоканьгу. С 4 по 12 октября проходил докование в Лайском сухом доке. 14 октября перешёл в Молотовск, где на корабль была установлена размагничивающая обмотка ЛФТИ. Ремонт закончился 21 ноября, но из-за сложной ледовой обстановки эсминец только при помощи ледокола смог покинуть Белое море[6].
С 17 января по 4 февраля 1942 года «Куйбышев» стоял в доке, где на него была установлена ледовая обшивка. 23 февраля при конвоировании конвоя в районе о. Вешняк — Терско-Орловский в правом параване на расстоянии 7—10 м в районе 50—60 шппангоутов взорвалась мина. В результате «контузии» получили повреждения и вышли из строя вспомогательные механизмы, гирокомпас и магнитные компасы, орудие № 1и ТА № 1. Просели фундаменты трёх котлов (№ 1, 2 и 3). Были разрушения в офицерских каютах и в кают-кампании. Но экипаж после устранения повреждений продолжал выполнение боевой задачи. В итоге с 4 марта по 3 мая корабль стоял в ремонте на заводе «Севморпути» (СРЗ-35) в Росте[7].
27 мая в 19:00 отряд эсминцев в составе «Куйбышева», «Грозного» и «Сокрушительного» вышли на усиление конвоя PQ-16. 28 мая корабли встретили конвой и заняли свои места в ордере. В течение 30 мая корабли охранения отражали налёты Люфтваффе. Эсминец по данным радиопереговоров был направлен на поиски сбитого в бою командира полка Дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова, но после двухчасовых поисков лётчика не обнаружил. По прибытии в базу вновь встал на ремонт[7].
8 июля вышел на поиски каравана PQ-17. 10 июля при возвращении атакован авиацией противника, но повреждений не получил. Вечером 10 июля после дозаправки топливом вновь вышел в море с той же задачей. Кораблями — в отряд входили также эсминцы «Урицкий» и «Грозный» — был обследован район от м. Святой Нос до 72-й параллели и от м. Канин Нос до Новой Земли. 12 июля эсминец обнаружил 4 пустые шлюпки. Только 22 июля после прохождения м. Канин Нос ими были обнаружены 5 британских и один советский транспорты, которые были отконвоированы до Соломбальского рейда[7]. 17—19 сентября входил в состав охранения конвоя PQ-18. В районе м. Канин Нос в течение двух часов отражал налёт немецкой авиации. 3 октября совместно с СКР «Гроза» вышли к проливу Югорский Шар. 4 октября под ударами волн у эсминца сорвало ледовую обшивку и была повреждена противоминная обмотка. 10 октября в проливе Югорский Шар отряд встретил ЭОН-18 (лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъярённый»), прибывший по Северному морскому пути с Дальнего Востока[8].
20—24 ноября оказывал помощь аварийному эсминцу «Сокрушительный» в условиях 9-балльного шторма (с последующим усилением до 10—11 баллов). Всего на корабль удалось перевести 176 человек, из них четверо умерли не приходя в сознание, 9 человек утонули у борта. С 25 ноября по 8 декабря стоял в ремонте — устранение повреждений от шторма. Тогда же демонтировали систему ЛФТИ, которая вышла из строя[8].
8 марта 1943 года совместно с «Урицким» встречал ПЛ С-55 и С-56, завершавших переход с Тихого океана. В дальнейшем основной задачей корабля становится конвойная служба. 24 июля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР эсминец награждён орденом Красного Знамени. В августе-сентябре корабль прошёл текущий ремонт на завод № 402 в Северодвинске, в ходе которого было заменено 50 % трубок котлов, усилена зенитная артиллерия (добавлено два Эрликона), установлена гидроакустическая станция «Дракон-128с» и обмотки размагничивания[5][9]. До середины 1944 года в основном участвовал в эскортировании конвоев и имел несколько контактов с вражескими подводными лодками, но определить достоверный факт уничтожения хотя бы одной субмарины не удалось. 6 июня 1944 года встал на средний ремонт на СРЗ-35 в Росте, который продлился до 6 апреля 1945 года. Единственной в 1945 году и последней боевой операций «Куйбышева» в войне стала встреча союзного конвоя JW-66 25 апреля 1945 года[10].
Послевоенный период
В 1947 году на корабле в экспериментальных целях была установлена система успокоителей качки (управляемые боковые рули). Далее, на протяжении последующих двух лет на эсминце прошли испытания три типа таких рулей. В качестве корабля-мишени участвовал в испытании атомного оружия у берегов Новой Земли 21 сентября 1955 года (1200 м от эпицентра). Корабль не получил серьёзных повреждений, которые повлияли бы на его боеспособность (исключая, конечно, радиоактивное заражение). Разобран на металл в Архангельске в 1957—1958 гг[11].
Командиры
- В. Е. Емме (1929)
- Нествед (1931)
- С. С. Рыков (май 1932 — ?)[12]
- М. Г. Иванов (март 1938 год — август 1939 год)
- Капитан-лейтенант Е. М. Крашениннеков (1939 — 1940)
- Старший лейтенант, капитан-лейтенант С. Н. Максимов (22 июня — 21 сентября 1941 года)
- Капитан-лейтенант А. И. Андреев (21 сентября 1941 года — 15 июля 1942 года)
- Капитан-лейтенант, капитан 3 ранга П. М. Гончар (15 июля 1942 года — 6 марта 1944 года)
- Капитан 3 ранга Е. Т. Кашеваров (3 марта — 13 июля 1944 года)
- Капитан 3 ранга А. А. Анитропов (13 июля — 4 сентября 1944 года)
- Капитан-лейтенант, капитан 3 ранга Н. И. Богданов (4 сентября 1944 года — 9 мая 1945 года)[1].
Служили на корабле
- Якимов, Александр Авдеевич (1904—1971) — с мая 1929 по июнь 1930 года старший инженер-механик эсминца, впоследствии начальник научно-технического комитета ВМФ, инженер-контр-адмирал. Васюков, Лев Яковлевич (1928—2000) — с 1950 по 1953, штурман эсминца; впоследствии контр-адмирал.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 214.
- ↑ Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 155.
- ↑ Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 156—157.
- ↑ Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 165.
- ↑ 5,0 5,1 Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 47—48.
- ↑ Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 189—191.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 192.
- ↑ 8,0 8,1 Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 193—194.
- ↑ Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 195.
- ↑ Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 196—198.
- ↑ Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 199—201.
- ↑ Рыков Сергей Сергеевич (1906—1972), капитан 3 ранга, в начале 1938 — начальник отдела боевой подготовки штаба Северного флота, в мае 1938 года репрессирован, освобождён в 1955 году. Подробнее: Иванов В. Рыков с «Рыкова». // Морской сборник. — 1990. — № 2. — С.83—84.
Ссылки
- Балтийские эсминцы
- Ю. Г. Степанов, И. Ф. Цветков. Эскадренный миноносец «Новик».
- [www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Noviki/index.htm П. В. Лихачев, Эскадренные миноносцы типа «Новик» в ВМФ СССР 1920—1955]
- Указатель кораблей (эскадренных миноносцев типа «Новик») (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 апреля 2012. Архивировано 7 апреля 2012 года.
- Справка по эсминцам типа «Новик» (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 апреля 2012. Архивировано 19 февраля 2011 года.
- Названия и даты
Литература
- Чернышов А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — 224 с. — (Арсенал-Коллекция). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-23164-5.
- Верстюк А.Н., Гордеев С.Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — 128 с. — ISBN 5-902863-10-4.