Чанчунь (эсминец)
Чанчунь | |
---|---|
长春 | |
![]() |
|
Служба | |
Название | Решительный |
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец проекта 7 |
Организация | Тихоокеанский флот СССР |
Изготовитель |
Завод № 198 имени Андре Марти Амурский судостроительный завод №199 |
Строительство начато | 23 августа 1936 |
Стапельный номер | С-324 |
Спущен на воду | 29 сентября 1939 |
Введён в эксплуатацию | 26 августа 1941 |
Выведен из состава флота | 14 января 1955 |
Статус | Передан ВМФ НОАК |
Служба | |
Название | Чанчунь |
Оригинальное название | 长春 |
Класс и тип судна |
Эскадренный миноносец типа «Аншань» Эсминец УРО проекта 6607 (с 1974) |
Организация | Северный флот ВМС НОАК |
Передан флоту | 28 июня 1955 |
Выведен из состава флота | 1990 |
Статус | корабль-музей |
Основные характеристики | |
Длина | 112,5 м |
Ширина | 10,2 м |
Осадка | 3,1 м |
Двигатели | 2 ПТУ ГТЗА-24, 3 котла |
Мощность | 48 000 л. с. |
Скорость хода |
38 узлов(проектная) 37,35-39,05 узлов (полная) 34 узла (после модернизации) |
Дальность плавания | 2640 миль (на 19,83 узлах, проектная) |
Экипаж | 246 |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | гирокомпас «Курс-1» |
Артиллерия | 4×1 130/50-мм Б-13 |
Зенитная артиллерия | 2×76-мм 34-К, 2×45-мм 21-К, 2х12,7-мм ДШК |
Ракетное вооружение | 2 ПКР «Шанъю-1» (с 1974 г.) |
Противолодочное вооружение | 2 бомбомёта БМБ-1 |
Минно-торпедное вооружение | 2×3 533-мм ТА 39-Ю; морские мины КБ-3 или мины обр. 1908 г. |
«Чанчунь» (кит. упр. 长春, пиньинь Chángchūn) — эсминец ВМФ Народно-освободительной армии Китая типа «Аньшань». Один из четырех эсминцев проекта 7 из состава Тихоокеанского флота СССР, переданных КНР в 1954-1955 году. Более тридцати лет находился в строю ВМФ НОАК. Прослужил до 1990 года, в настоящее время сохраняется в качестве корабля-музея в Жушане.
История
Постройка корабля, его служба на флоте СССР
Был заложен как эсминец типа 7 с собственным именем «Проворный» на Николаевском судостроительном заводе №198 (имени А. Марти) 23 августа 1936 года, в недостроенном виде был транспортирован по железной дороге на Дальний Восток, где достраивался на Амурском судостроительном заводе (завод №199) в Комсомольске-на-Амуре. Спущен на воду 29 сентября 1939 года, встал в строй Тихоокеанского флота СССР 26 августа 1941 года, получил имя «Решительный» (спустя два года после гибели первого корабля типа 7, носившего это имя).
В составе 1-го дивизиона эскадренных миноносцев Отряда лёгких сил Тихоокеанского флота «Решительный» принял участие в советско-японской войне: обеспечивал доставку подкреплений во время десанта в порт Маока, занимался конвойной службой. В 1947-1953 годах входил в состав 5-го военно-морского флота СССР, в 1951-1954 годах был отремонтирован и модернизирован по типовому проекту модернизации эсминцев типа 7 ЦКБ-53 (модернизация системы управления огнём и торпедных аппаратов, полная замена радиооборудования и зенитной артиллерии).
Передача Китаю, дальнейшая служба
В рамках заключённого в 1953 году советско-китайского соглашения о военно-морском сотрудничестве СССР передал КНР ряд военных кораблей, в том числе четыре эскадренных миноносца типа 7: среди них был и «Решительный». 14 января 1955 год эсминец был исключён из списков советского военно-морского флота, после чего вместе с однотипным эсминцем «Ретивый» в составе отряда передаваемых Китаю кораблей совершил переход в порт Циндао, где и был включён в состав ВМФ НОАК 28 июня 1955 года. 6 июля того же года он получил новое имя «Чанчунь» в честь одноимённого города на северо-востоке Китая. Эсминцу «Чанчунь» был присвоен тактический номер 203; он стал одним из первых крупных кораблей флота КНР.
В апреле 1962 года «Чанчунь» совместно с однотипными эсминцами «Аньшань» и «Тайюань» (бывшие «Рекордный» и «Ретивый»), а также прочими силами флота участвовал в операции по выдворению из территориальных вод Китая нарушителя ― американского эсминца USS De Haven (DD-727). В ходе этой операции китайские корабли впервые за всю историю существования ВМС НОАК вышли за пределы 12-мильной зоны китайских территориальных вод, осуществив подход к японской базе Сасебо.
В 1970-1974 годах эсминец «Чанчунь» проходил ремонтные и модернизационные работы на судостроительном заводе в Даляне. По проекту, получившему цифровое обозначение 6607, оба устаревших и малоэффективных к началу 1970-х торпедных аппарата эсминца снимались с корабля; вместо них были установлены две спаренные пусковые установки управляемых противокорабельных ракет «Шанъю-1» (китайский аналог советской ПКР П-15 «Термит». Также на эсминце производилась замена паровых котлов и установка нового электронного вооружения. В результате его водоизмещение увеличилось (до 2681 т), а максимальная скорость хода уменьшилась (до 34 узлов). По итогам модернизации «Чанчунь» был переквалифицирован в эсминец УРО и получил новый тактический номер 103, который носил до самого окончания своей службы.
Ракетный эсминец «Чанчунь» находился в боевом строю китайского флота до начала 1990-х. В августе 1990 года он был исключён из списков военно-морских сил Китая, после чего выкуплен администрацией города Жушань провинции Шаньдун и установлен на территории города для использования как корабль-музей, в каковом качестве он и пребывает до настоящего времени[1].
Командиры
- 1945 — капитан 3-го ранга Б. Н. Ламм[2];
Примечания
- ↑ Changchun - (DD-103) (англ.). MuseumShips. Дата обращения: 18 июля 2024.
- ↑ Балакин, 2007, с. 172.
Литература
- Балакин С. А. Легендарные «Семёрки». Эсминцы «сталинской» серии. — М.: Коллекция; Яуза; Эксмо, 2007. — 208 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-23784-5.
Ссылки
- Сергей Балакин. Китайские «семёрки»: «Четыре стража Поднебесной» . Военное обозрение (4 апреля 2023). Дата обращения: 11 июля 2024.