Перейти к содержанию

Стремительный (эсминец, 1937)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Стремительный
Эсминец «Стремительный» на первом параде в честь Дня ВМФ в Ленинграде, 1939 годЭсминец «Стремительный» на первом параде в честь Дня ВМФ в Ленинграде, 1939 год
Служба
 СССР
Класс и тип судна Эскадренный миноносец проекта 7
Порт приписки Полярный
Организация Балтийский флот ВМФ СССР
Северный флот ВМФ СССР
Изготовитель Судостроительный завод №189 имени С. Орджоникидзе
Строительство начато 22 августа 1936
Стапельный номер С-291
Спущен на воду 3 февраля 1937
Введён в эксплуатацию 29 ноября 1938
Статус Потоплен авиацией 20 июля 1941
Основные характеристики
Длина 112,5 м
Ширина 10,2 м
Осадка 3,1 м
Двигатели 2 ПТУ ГТЗА-24, 3 котла
Мощность 48 000 л. с.
Скорость хода 38 узлов(проектная)
37,35-39,05 узлов (полная)
Дальность плавания 2640 миль (на 19,83 узлах, проектная)
Экипаж 246
Вооружение
Навигационное вооружение гирокомпас «Курс-1»
Артиллерия 4×1 130/50-мм Б-13
Зенитная артиллерия 2×76-мм 34-К, 2×45-мм 21-К, 2х12,7-мм ДШК
Противолодочное вооружение 2 бомбомёта БМБ-1
Минно-торпедное вооружение 2×3 533-мм ТА 39-Ю; морские мины КБ-3 или мины обр. 1908 г.

«Стремительный» — советский эсминец проекта 7, входивший в состав Балтийского и Северного флота ВМФ СССР.

История

Строительство, начало службы

Заложен 22 августа 1936 года на судостроительном заводе №189 имени С. Орджоникидзе (Ленинград), спущен на воду 3 февраля 1937 года. 29 ноября 1938 года вошёл в состав Краснознамённого Балтийского флота, став третьим по счёту эсминцем проекта 7, сданным заказчику (после «Гневного» и «Бодрого»[1]). В составе Балтийского флота «Стремительный» пробыл около полутора лет, после чего 4 мая 1940 года совершил переход на Север по Беломорско-Балтийскому каналу и 26 июля того же года вошёл в состав Северного флота. В 1938-1940 нёс на бортах сперва тактическое обозначение СМ[2], в 1941 году носил тактический номер 05[3].

Великая Отечественная война

Начало войны «Стремительный» встретил в составе Отдельного дивизиона эсминцев флота в Полярном. В первые недели войны корабль обеспечивал противовоздушную оборону в порту, сбил один вражеский самолёт[4]. 13 июля 1941 года «Стремительный» совместно с эсминцами «Громкий», «Гремящий», «Куйбышев» и «Урицкий» выходил на перехват вражеских боевых кораблей, разгромивших советский конвой, эскортируемый сторожевым кораблем «Пассат». Когда выяснилось, что эсминцев противника не три, а пять, отряду советских кораблей было приказано возвращаться. 14 июля 1941 года «Стремительный» совместно с эсминцами «Громкий» и «Гремящий» осуществлял прикрытие с моря высадки десанта в районе губы Западная Лица[5].

20 июля 1941 года «Стремительный» стоял на якоре на рейде Полярного между мысами Сизый и Чижевский в боевой готовности №2 ― один котёл корабля под парами, другой на поддержке. На эсминце происходил концерт артистов театра Северного флота. В 17:25 из-за горы Вестник внезапно показались 6-8 вражеских пикирующих бомбардировщиков Ju-87 из состава 4-й группы учебно-боевой эскадры LG-1. Сигнал воздушной тревоги прозвучал с опозданием, и зенитные батареи порта не сумели помешать вражеским самолётам атаковать эсминец «Стремительный». Они сбрасывали бомбы, пикируя с высоты 200-400 метров, и четыре бомбы попали в корабль. Одна 100-килограммовая бомба пробила фундамент торпедного аппарата №1 и разорвалась в машинном отделении правого борта в районе 124 шпангоута. Ещё две бомбы того же веса пробили палубу в районе 100-104 шпангоутов и взорвались в третьем котельном отделении. Четвёртая бомба, предположительно весом в 500 килограмм, попала в первое котельное отделение; от её взрыва эсминец разломился на две части. Ещё одна 100-килограммовая бомба разорвалась рядом с кораблём, в 2-5 метрах от левого борта.

Никаких действий по спасению «Стремительного» его команда предпринять не успела. На корабле погиб 121 человек, в том числе 109[2] (по другим данным 111[5]) из экипажа эсминца. Очевидец происшествия, командующий Северным флотом А. Г. Головко, так описывал эти события[6]:

20 июля мы понесли тяжелую потерю, более чувствительную, нежели все предыдущие, — погиб эскадренный миноносец «Стремительный». Это был один из лучших современных кораблей, переведенный в начале 1940 года с Балтики. На испытаниях в Кольском заливе он развил скорость до 40 узлов. В первые дни войны эсминец, выйдя из ремонта, участвовал в боевых действиях. За ним числился один сбитый вражеский самолет.

Предстоял очередной конвой. Возглавить конвой должен был командир «Стремительного» капитан 2 ранга А. Д. Виноградов. Это был опытный моряк. Я его хорошо знал еще по военно-морскому училищу, которое вместе кончали.

В тот день «Стремительный» вошел в Екатерининскую гавань и встал на якорь у скалистого берега горы Вестник. Мне казалось, что корабль, стоя под скалой, находится как бы в тени, и для бомбардировщиков мало возможности при заходе с запада прицелиться и пикировать на него.

Командира «Стремительного» я вызвал в штаб для уточнения его задачи. Стояла ясная солнечная погода. Ветра почти не было. Такие погожие дни для Севера вообще редки. Видимо, на большой высоте прошел разведчик и сфотографировал «Стремительный»… Раздался сигнал воздушной тревоги. Я выскочил из КП на причал, и первое, что увидел, — большой взрыв, вернее, много взрывов вокруг «Стремительного». Огромный столб дыма и пламени стал подниматься над самим кораблем. Эсминец тут же разломился, над водой поднялись его корма и нос. В течение двух — трех минут корма затонула. Носовая часть корабля минут двадцать оставалась на плаву. Люди оказались на воде в слое мазута.

Были приняты срочные меры по спасению людей. Командиры и краснофлотцы, умеющие плавать, добирались до берега самостоятельно, другие — с помощью шлюпок и катеров. Мужественно держался на воде командир дивизиона эсминцев капитан 1 ранга В. А. Фокин, сброшенный с корабля воздушной волной. Зычным голосом комдив отдавал распоряжение катерам — подбирать в первую очередь тех, кто ранен или плохо себя чувствует. Сам же он, будучи раненным (перелом ребра и ступни), отказывался от помощи и, оставаясь на воде (а плавал он отлично), помогал другим. На катер его подняли в числе последних.

Потери в людях переживались особенно тяжело. Всего погиб 121 человек. Были контуженные, в том числе артисты из ансамбля и театра флота, выступавшие с концертом на корабле. На «Стремительном» погиб боевой политработник Василий Макарович Лободенко — начальник оргинструкторского отдела политуправления флота.

Мы получили горький урок. Противник перехитрил нас. Его самолеты, пользуясь данными разведки, подошли со стороны солнца и вошли в пике. Наши посты ВНОС обнаружили их поздно. Да и постов было мало. Береговые зенитчики и зенитчики корабля успели сделать лишь по несколько выстрелов.

В апреле 1942 года затонувший эсминец по частям подняли на поверхность и отбуксировали в Мурманск. Позже части и агрегаты «Стремительного» использовались для восстановления и ремонта однотипных эсминцев «Громкий» и «Разъярённый»[7].

Командиры

Примечания

  1. Балакин, 2007, с. 9.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Балакин, 2007, с. 149.
  3. Балакин, 2007, с. 47.
  4. Балакин, 2007, с. 148.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 Платонов, 2002, с. 185.
  6. Головко А. Г. Несмотря на ошибки (1941, июль — август) // Вместе с флотом. — М.: Финансы и статистика, 1984. — С. 54-55.
  7. Балакин, 2007, с. 151.
  8. Лурье В. М. Адмиралы и генералы Военно-морского флота СССР: 1946—1960. — М.: Кучково поле, 2007. — С. 94. — 672 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9950-0009-9.

Литература

  • Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей. 1941-1945. — СПб.: Издательство «Полигон», 2002. — 640 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89173-178-9.
  • Балакин С. А. Легендарные «Семёрки». Эсминцы «сталинской» серии. — М.: Коллекция; Яуза; Эксмо, 2007. — 208 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-23784-5.