Перейти к содержанию

Стремительный (эсминец, 1937)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Стремительный
Эсминец «Стремительный» на первом параде в честь Дня ВМФ в Ленинграде, 1939 годЭсминец «Стремительный» на первом параде в честь Дня ВМФ в Ленинграде, 1939 год
Служба
 СССР
Класс и тип судна Эскадренный миноносец проекта 7
Порт приписки Полярный
Организация Балтийский флот ВМФ СССР
Северный флот ВМФ СССР
Изготовитель Судостроительный завод №189 имени С. Орджоникидзе
Строительство начато 22 августа 1936
Стапельный номер С-291
Спущен на воду 3 февраля 1937
Введён в эксплуатацию 29 ноября 1938
Статус Потоплен авиацией 20 июля 1941
Основные характеристики
Длина 112,5 м
Ширина 10,2 м
Осадка 3,1 м
Двигатели 2 ПТУ ГТЗА-24, 3 котла
Мощность 48 000 л. с.
Скорость хода 38 узлов(проектная)
37,35-39,05 узлов (полная)
Дальность плавания 2640 миль (на 19,83 узлах, проектная)
Экипаж 246
Вооружение
Навигационное вооружение гирокомпас «Курс-1»
Артиллерия 4×1 130/50-мм Б-13
Зенитная артиллерия 2×76-мм 34-К, 2×45-мм 21-К, 2х12,7-мм ДШК
Противолодочное вооружение 2 бомбомёта БМБ-1
Минно-торпедное вооружение 2×3 533-мм ТА 39-Ю; морские мины КБ-3 или мины обр. 1908 г.

«Стремительный» — советский эсминец проекта 7, входивший в состав Балтийского и Северного флота ВМФ СССР.

История

Строительство, начало службы

Заложен 22 августа 1936 года на судостроительном заводе №189 имени С. Орджоникидзе (Ленинград), спущен на воду 3 февраля 1937 года. 29 ноября 1938 года вошёл в состав Краснознамённого Балтийского флота, став третьим по счёту эсминцем проекта 7, сданным заказчику (после «Гневного» и «Бодрого»[1]). В составе Балтийского флота «Стремительный» пробыл около полутора лет, после чего 4 мая 1940 года совершил переход на Север по Беломорско-Балтийскому каналу и 26 июля того же года вошёл в состав Северного флота. В 1938-1940 нёс на бортах сперва тактическое обозначение СМ[2], в 1941 году носил тактический номер 05[3].

Великая Отечественная война

Начало войны «Стремительный» встретил в составе Отдельного дивизиона эсминцев флота в Полярном. В первые недели войны корабль обеспечивал противовоздушную оборону в порту, сбил один вражеский самолёт[4]. 13 июля 1941 года «Стремительный» совместно с эсминцами «Громкий», «Гремящий», «Куйбышев» и «Урицкий» выходил на перехват вражеских боевых кораблей, разгромивших советский конвой, эскортируемый сторожевым кораблем «Пассат». Когда выяснилось, что эсминцев противника не три, а пять, отряду советских кораблей было приказано возвращаться. 14 июля 1941 года «Стремительный» совместно с эсминцами «Громкий» и «Гремящий» осуществлял прикрытие с моря высадки десанта в районе губы Западная Лица[5].

20 июля 1941 года «Стремительный» стоял на якоре на рейде Полярного между мысами Сизый и Чижевский в боевой готовности №2 ― один котёл корабля под парами, другой на поддержке. На эсминце происходил концерт артистов театра Северного флота. В 17:25 из-за горы Вестник внезапно показались 6-8 вражеских пикирующих бомбардировщиков Ju-87 из состава 4-й группы учебно-боевой эскадры LG-1. Сигнал воздушной тревоги прозвучал с опозданием, и зенитные батареи порта не сумели помешать вражеским самолётам атаковать эсминец «Стремительный». Они сбрасывали бомбы, пикируя с высоты 200-400 метров, и четыре бомбы попали в корабль. Одна 100-килограммовая бомба пробила фундамент торпедного аппарата №1 и разорвалась в машинном отделении правого борта в районе 124 шпангоута. Ещё две бомбы того же веса пробили палубу в районе 100-104 шпангоутов и взорвались в третьем котельном отделении. Четвёртая бомба, предположительно весом в 500 килограмм, попала в первое котельное отделение; от её взрыва эсминец разломился на две части. Ещё одна 100-килограммовая бомба разорвалась рядом с кораблём, в 2-5 метрах от левого борта.

Никаких действий по спасению «Стремительного» его команда предпринять не успела. На корабле погиб 121 человек, в том числе 109[2] (по другим данным 111[5]) из экипажа эсминца. Очевидец происшествия, командующий Северным флотом А. Г. Головко, так описывал эти события[6]:

20 июля мы понесли тяжелую потерю, более чувствительную, нежели все предыдущие, — погиб эскадренный миноносец «Стремительный». Это был один из лучших современных кораблей, переведенный в начале 1940 года с Балтики. На испытаниях в Кольском заливе он развил скорость до 40 узлов. В первые дни войны эсминец, выйдя из ремонта, участвовал в боевых действиях. За ним числился один сбитый вражеский самолет.

Предстоял очередной конвой. Возглавить конвой должен был командир «Стремительного» капитан 2 ранга А. Д. Виноградов. Это был опытный моряк. Я его хорошо знал еще по военно-морскому училищу, которое вместе кончали.

В тот день «Стремительный» вошел в Екатерининскую гавань и встал на якорь у скалистого берега горы Вестник. Мне казалось, что корабль, стоя под скалой, находится как бы в тени, и для бомбардировщиков мало возможности при заходе с запада прицелиться и пикировать на него.

Командира «Стремительного» я вызвал в штаб для уточнения его задачи. Стояла ясная солнечная погода. Ветра почти не было. Такие погожие дни для Севера вообще редки. Видимо, на большой высоте прошел разведчик и сфотографировал «Стремительный»… Раздался сигнал воздушной тревоги. Я выскочил из КП на причал, и первое, что увидел, — большой взрыв, вернее, много взрывов вокруг «Стремительного». Огромный столб дыма и пламени стал подниматься над самим кораблем. Эсминец тут же разломился, над водой поднялись его корма и нос. В течение двух — трех минут корма затонула. Носовая часть корабля минут двадцать оставалась на плаву. Люди оказались на воде в слое мазута.

Были приняты срочные меры по спасению людей. Командиры и краснофлотцы, умеющие плавать, добирались до берега самостоятельно, другие — с помощью шлюпок и катеров. Мужественно держался на воде командир дивизиона эсминцев капитан 1 ранга В. А. Фокин, сброшенный с корабля воздушной волной. Зычным голосом комдив отдавал распоряжение катерам — подбирать в первую очередь тех, кто ранен или плохо себя чувствует. Сам же он, будучи раненным (перелом ребра и ступни), отказывался от помощи и, оставаясь на воде (а плавал он отлично), помогал другим. На катер его подняли в числе последних.

Потери в людях переживались особенно тяжело. Всего погиб 121 человек. Были контуженные, в том числе артисты из ансамбля и театра флота, выступавшие с концертом на корабле. На «Стремительном» погиб боевой политработник Василий Макарович Лободенко — начальник оргинструкторского отдела политуправления флота.

Мы получили горький урок. Противник перехитрил нас. Его самолеты, пользуясь данными разведки, подошли со стороны солнца и вошли в пике. Наши посты ВНОС обнаружили их поздно. Да и постов было мало. Береговые зенитчики и зенитчики корабля успели сделать лишь по несколько выстрелов.

В апреле 1942 года затонувший эсминец по частям подняли на поверхность и отбуксировали в Мурманск. Позже части и агрегаты «Стремительного» использовались для восстановления и ремонта однотипных эсминцев «Громкий» и «Разъярённый»[7].

Командиры

Примечания

  1. Балакин, 2007, с. 9.
  2. 2,0 2,1 Балакин, 2007, с. 149.
  3. Балакин, 2007, с. 47.
  4. Балакин, 2007, с. 148.
  5. 5,0 5,1 Платонов, 2002, с. 185.
  6. Головко А. Г. Несмотря на ошибки (1941, июль — август) // Вместе с флотом. — М.: Финансы и статистика, 1984. — С. 54-55.
  7. Балакин, 2007, с. 151.
  8. Лурье В. М. Адмиралы и генералы Военно-морского флота СССР: 1946—1960. — М.: Кучково поле, 2007. — С. 94. — 672 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9950-0009-9.

Литература

  • Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей. 1941-1945. — СПб.: Издательство «Полигон», 2002. — 640 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89173-178-9.
  • Балакин С. А. Легендарные «Семёрки». Эсминцы «сталинской» серии. — М.: Коллекция; Яуза; Эксмо, 2007. — 208 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-23784-5.