Максим Горький (крейсер)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Краснознамённый крейсер «Максим Горький»
MaksimGor'kiy1941.jpg
Служба
 СССР
Класс и тип судна Лёгкий крейсер
Изготовитель ССЗ № 189
Строительство начато 20 декабря 1936 года
Спущен на воду 30 апреля 1938 года
Введён в эксплуатацию 12 декабря 1940 года
Выведен из состава флота 18 апреля 1959 года
Статус Разобран на металл
Награды и почести Орден Красного Знамени— 1944
Основные характеристики
Водоизмещение 8177 т (стандартное)
8882 т (нормальное)
9792 т (полное)
Длина 191,4 м
Ширина 17,7 м
Высота 10,1 м, в носу — 13,38 м
Осадка 6,3 м
Бронирование 50 мм (нижняя палуба, борта и крыша башни ГК)
70 мм (лоб башни ГК, борт и траверсы)
150 мм (боевая рубка)
Двигатели Два турбозубчатых агрегата, шесть водотрубных котлов
Мощность 129 750 л. с. (95,4 МВт)
Скорость хода 36,1 узла (66,9 км/ч)
Дальность плавания 4880 миль на скорости 17,8 узла
Автономность плавания 20 суток
Экипаж 897 человек при вступлении в строй (56 офицеров, 159 старшин и 682 краснофлотца)
963 человека (в 1944 году)
Вооружение
Навигационное вооружение 2 гирокомпаса «Курс-2»
4 5” магнитных компаса
Радиолокационное вооружение Британские РЛС:
тип 291
тип 284
тип 285
тип 282
Артиллерия 3 × 3 × 180/57-мм орудия Б-1-П в башнях МК-3-180;
6 × 1 × 100/56-мм универсальное орудие
Зенитная артиллерия 4 × 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК
9 × 45-мм зенитный полуавтомат 21-К
к 1944 году вместо 21-К и дополнительно было установлено 15 × 37 зенитных автомата 70-К
Противолодочное вооружение глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1
Минно-торпедное вооружение 2 × 3 × 533-мм торпедный аппарат 39-Ю
164 мины
Авиационная группа 2 КОР-2,
1 катапульта ЗК-1Б

«Максим Горький» — лёгкий крейсер, головной корабль проекта 26-бис. Заложен 20 декабря 1936 года, спущен на воду 30 апреля 1938 года. 22 марта 1944 года крейсер был награждён орденом Красного Знамени. Исключён из состава флота 18 апреля 1959 года.

История строительства

Главный строитель — Н. Ф. Мучкин, затем В. С. Боженко. При строительстве обозначение крейсера — «заказ № 270». С 22 по 24 сентября 1939 года крейсер совершил первый выход в море. Ответственным сдатчиком от завода-строителя был М. М. Михайловский. С 14 октября по 1 ноября 1939 года корабль прошёл заводские ходовые совмещенные с государственными испытания. Весь цикл испытаний, совмещённый с установкой оружия и вспомогательных систем, был завершён 25 октября 1940 года.

В ходе строительства имело место несколько несчастных случаев:

  • 2 сентября 1939 года во время стоянки в доке после митинга обвалилась сходня. Погибло 37 человек;
  • 9 декабря 1939 года военпред и представитель завода погибли от удушья в цистерне авиационного топлива, где проверяли противопожарную систему;
  • 4 июня 1940 года в море на ходу вырвало прокладку фланца паропровода, ошпарило 5 человек.

Особенности конструкции

Строился по откорректированному проекту 26. Главным конструктором был назначен Анатолий Иоасафович Маслов. Отличался от прототипа, крейсера «Киров», по следующим параметрам:

  • Толщина брони борта, траверсов и лобовых плит башен ГК была увеличена до 70 мм;
  • Несколько усилена малокалиберная зенитная артиллерия;
  • Четырехногая фок-мачта заменена башенноподобной (для уменьшения вибрации КДП), реконструирована передняя надстройка (высота КДП 20 м вместо 26 на прототипе);
  • Запас топлива увеличен до 1310 т;
  • Запас авиабензина уменьшен до 4,8 т;
  • Установлена отечественная катапульта ЗК-1 производства Ленинградского завода подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова (главный конструктор Бухвостов);
  • Установлена система приборов управления стрельбой (ПУС) «Молния-АЦ»;
  • Установлены усовершенствованные МПУАЗО «Горизонт-2» с ЗАС «Горизонт-2»;
  • Пост УКВ связи перенесён на 4 ярус.

Боевая служба

В Кронштадтском доке, стыковка корпуса с носовой оконечностью, июль 1941 года

13—14 декабря перебазирован из Кронштадта в Таллин. 14 июня перешел в Усть-Двинск.

23 июня 1941 года, прикрывая минные постановки, крейсер подорвался на мине вблизи маяка Тахкуна, в точке с координатами 59°20′ с. ш. 22°00′ в. д.HGЯO и потерял носовую оконечность по 47 шпангоут. Благодаря сохранившей герметичность траверзной переборке на 61-м шпангоуте смог своим ходом дойти до острова Вормси. После установки пластыря сооружения фальшноса из дерева и парусины, выгрузки боеприпаса 1 и 2 башен ГК и 6 боевых зарядных отделений торпед в составе каравана из трех эсминцев, спасательного судна, буксира и дивизиона БТЩ «Максим Горький» своим ходом пришел в Таллин[1]. 27 июня перешёл, используя маршрут через пролив Хайлода, в Кронштадт, где вошел в док имени Велещинского[2]. После осмотра представителями завода № 189 было решено восстановить крейсер, построив на стапеле завода, а затем пристыковав в Кронштадтском доке новую носовую оконечность. Работы, с использованием материалов от строящихся крейсеров проекта 68, удалось завершить всего за 43 дня. В ходе ремонта была снята катапульта, а 45-мм пушки 21-К были заменены на 10 автоматов 70-К[3].

У пирса ленинградского торгового порта, зима 1941—1942 года.

18 августа 1941 года корабль встал в Лесной гавани, 24 августа своим ходом по Морскому каналу перешел в Хлебную гавань. Участвовал в отражении многочисленных авианалётов и сентябрьского штурма Ленинграда, получил восемь попаданий тяжелых снарядов и был переведён к Железной стенке торгового порта вблизи устья Фонтанки, где на нём производился ремонт. Затем корабль, меняя позиции, участвовал в обороне и прорыве блокады Ленинграда в составе 2-й группы, базировавшейся в Торговом порту[3].

22 марта 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом личным составом доблесть и мужество» крейсер «Максим Горький» был награждён орденом Красного Знамени.

В июне 1944 года крейсер «Максим Горький» в составе 4-й артиллерийской группы поддерживал огнём своих орудий наступление частей Красной Армии на выборгском направлении, уничтожая укрепления линии Маннергейма[4].

Всего за годы войны по береговым целям израсходовал 2311 180-мм (более 2,5 боекомплекта) (256 на ствол) и 582 100-мм снарядов[4]. Живучесть главного калибра оказалась выше расчётной: максимальный расстрел стволов (лейнеров) главного калибра не превысил 30 %, а универсального — 44 %.

С 25 февраля 1946 года в составе эскадры Южно-балтийского флота (позднее 4-й ВМФ), базировался на Лиепаю, затем на Балтийск. В декабре 1950 года на корабле (командир — капитан 2-го ранга П. М. Гончар) проводились испытания первого советского корабельного вертолета Ка-10.

Летом 1953 года крейсер «Максим Горький» перешёл в Кронштадт, чтобы осенью встать на капитальный ремонт и модернизацию. 16 июня его включили в состав кораблей Кронштадтской военно-морской крепости. В декабре встал на капремонт и модернизацию на завод № 194. 17 февраля 1956 года корабль был выведен из боевого состава КБФ и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959 года исключен из состава ВМФ и передан на слом.

Командиры

В художественной литературе

В рассказе Михаила Веллера «Легенда о морском параде» описываются вымышленные события на борту крейсера «Свердлов», обозначенном как однотипный крейсеру «Киров». Можно только догадываться, что прообразом для его рассказа стал крейсер «Максим Горький», действительно участвовавший в параде 7 ноября 1947 года[6].

См. также

Примечания

  1. От Кирова до Кагановича, 2007, с. 90.
  2. От Кирова до Кагановича, 2007, с. 91.
  3. 3,0 3,1 От Кирова до Кагановича, 2007, с. 92.
  4. 4,0 4,1 От Кирова до Кагановича, 2007, с. 97.
  5. Ананьин И. А. Корабли нашей юности. — Ленинград: Лениздат, 1968. — С. 125-129. — 304 с. — 30 000 экз.
  6. Чернышев А. А., Кулагин К. Л. От «Кирова» до «Кагановича». Советские крейсера Великой Отечественной. — М.: Арсенал коллекция: Яуза: Эксмо, 2007.

Литература

  • «История отечественного судостроения» под ред. акад. И. Д. Спасского СПб.:Судостроение 1996 — в 5 томах — том 4 ISBN 5-7355-0517-3;
  • «Морская коллекция» (Приложение к журналу «Моделист-Конструктор») № 2 за 2003 год — Крейсера типа «Максим Горький»;
  • Чернышев А., Кулагин К. Советские крейсера Великой Отечественной. От «Кирова» до «Кагановича». — М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007. — 128 с. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-19623-4.
  • А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, «Корабли проходят испытания», Ленинград: Судостроение, 1982;
  • Л. С. Шапиро, «Самые быстрые корабли», Ленинград, 1981 г.

Ссылки