Громкий (эсминец, 1936)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Громкий
Эсминец «Громкий», 1945 годЭсминец «Громкий», 1945 год
Служба
 СССР
Класс и тип судна Эскадренный миноносец проекта 7
Организация Северный флот ВМФ СССР
Изготовитель Судостроительный завод №190 имени А. А. Жданова
Строительство начато 29 апреля 1936
Стапельный номер С-503
Спущен на воду 6 декабря 1936
Введён в эксплуатацию 31 декабря 1938
Выведен из состава флота 18 апреля 1958
Статус Переклассифицирован в корабль-цель
Награды и почести Орден Красного Знамени
Служба
 СССР
Название ЦЛ-74
Класс и тип судна Корабль-цель
Переклассифицирован 18 апреля 1958
Выведен из состава флота 15 сентября 1960
Статус Разобран на металл
Основные характеристики
Длина 112,5 м
Ширина 10,2 м
Осадка 3,1 м
Двигатели 2 ПТУ ГТЗА-24, 3 котла
Мощность 48 000 л. с.
Скорость хода 38 узлов(проектная)
37,35-39,05 узлов (полная)
Дальность плавания 2640 миль (на 19,83 узлах, проектная)
1670 миль (фактическая, 1943 г.)[1]
Экипаж 246
Вооружение
Навигационное вооружение гирокомпас «Курс-1»
Артиллерия 4×1 130/50-мм Б-13
Зенитная артиллерия 2×76-мм 34-К, 2×45-мм 21-К, 2х12,7-мм ДШК
Противолодочное вооружение 2 бомбомёта БМБ-1
Минно-торпедное вооружение 2×3 533-мм ТА 39-Ю; морские мины КБ-3 или мины обр. 1908 г.

Краснознамённый эскадренный миноносец «Громкий» — советский эсминец проекта 7, входивший в состав Северного флота ВМФ СССР. Носил тактический номер 02[2].

История

Строительство, начало службы

Заложен 29 апреля 1936 года на судостроительном заводе №190 имени А. А. Жданова (Ленинград), спущен на воду 6 декабря того же года. 31 декабря 1938 года вошёл в состав Краснознамённого Балтийского флота. В мае 1939 года вместе с однотипным эсминцем «Грозный» совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу, 26 июня того же года вошёл в ряды Северного флота. В его составе «Громкий» проходил боевую подготовку, а также принимал участие в советско-финской войне: в январе 1940 года эсминец прикрывал минные постановки на подходах к губе Петсамо. С ноября 1940 по июнь 1941 года корабль находился на ремонте в Мурманске. Всего до начала Великой Отечественной войны «Громкий» прошёл 14302 морских мили[3].

Великая Отечественная война

Первый выстрел в ходе войны с Германией эсминец «Громкий» сделал 23 июня 1941 года: в этот день при сопровождении транспортных судов «Обь» и «Шексна» корабль был атакован вражеским самолётом и открыл ответный зенитный огонь. 25 июня «Громкий» вместе с «Гремящим» отражал воздушный налёт на конвоируемые ими транспорты «Моссовет» и «Циолковский». 29 июня 1941 года на счёт эсминца был записаны первые сбитые самолёты врага ― 2 бомбардировщика Ju-88, атаковавших советские корабли на рейде Ваенги. В августе этого года «Громкий» прошёл модернизацию, в ходе которой было усилено его зенитное вооружение ― на корабль были установлены две дополнительных автоматических пушки 70-К.

26 августа 1941 года «Громкий» вместе с эсминцами «Гремящий», «Урицкий» и «Куйбышев» отбивал налёт авиации противника на сопровождаемый ими теплоход «Мария Ульянова», в ходе чего получил незначительные повреждения от близких разрывов бомб. С 10 по 12 сентября эсминец вместе с «Гремящим» проводил минные постановки у острова Рыбачий. 21 сентября, 20, 21 и 24 октября 1941 года «Громкий» вёл обстрел береговых позиций противника. Всего до конца октября 1941 года корабль поставил 142 морских мины КБ-3 и выпустил по врагу 1332 снаряда главного калибра.

В ноябре 1941 года «Громкий» встал на двухнедельный планово-предупредительный ремонт. После его завершения эсминец продолжил боевую работу: 18 ноября «Громкий» вновь обстрелял сухопутные позиции противника из губы Ара, а утром 25 ноября 1941 года корабль вместе с британскими крейсером «Кения» и эсминцами «Бедуин» и «Интрепид» атаковал немецкие береговые батареи острова Вардё. В ходе этой операции «Громкий» сделал 111 выстрелов главным калибром; противник вёл огонь в ответ, но прямых попаданий не добился ― эсминец отделался лишь вмятинами от осколков.

1942 год эскадренный миноносец «Громкий» начал с ремонта, который на корабле продлился с 3 января по 2 февраля. В начале марта «Громкий» совместно с «Гремящим» вышел из Ваенги на выполнение задачи по эскортированию транспортов. Корабль попал в шторм, на нём начали лопаться трубки в котлах, из-за чего эсминцу пришлось идти под одним третьим котлом. Резко усилился ветер: 4 марта он достиг 9 баллов (по шкале Бофорта), из-за чего ход корабля снизился до 4-5 узлов, при этом крен достигал 40°, а нос эсминца начал зарываться в воду. В ночь на 5 марта ветер увеличился до 10-11 баллов, «Громкий» лёг в дрейф. Утром удалось увеличить ход корабля до 20 узлов, но эсминец сильно зарывался носом в волны и страдал от качки ― был зафиксирован крен на левый борт в 49°. При этом экипаж понёс потери: волной за борт были смыты помощник командира корабля капитан-лейтенант И. В. Потапов, главный боцман Ф. К. Мошкин и два краснофлотца ― С. А. Быков и М. Д. Хрулёв. К этому времени на «Громком» оставалось всего 40 тонн топлива (из 480 наличных тонн мазута в начале похода), а до берега оставалось ещё 120 миль. В топках корабля сожгли остатки топлива, 10 тонн турбинного масла и имевшийся на борту керосин, но достичь берега так и не удалось, эсминец лишился хода и лёг в дрейф. Для обеспечения остойчивости междудонные отсеки «Громкого» заполнили 120 тонн забортной воды в качестве жидкого балласта. Находившиеся неподалёку тральщик Т-883 и буксир №23 после ряда неудачных попыток взяли эсминец на буксир и привели его в бухту Порчниха, где с подошедшего «Грозного» на «Громкий» было перекачано топливо (117 тонн мазута). После этого, несмотря на неблагоприятные лётные условия, корабли в бухте подверглись атакам немецких бомбардировщиков; один «Юнкерс-88» удалось сбить. К 8 марта на «Громком» оставалось всего лишь 40 тонн мазута, потому ему пришлось вновь дозаправляться, на этот раз с танкера «Юкагир». На следующий день эсминец дошёл до Мурманска, где и стал на ремонт. Помимо разрыва 34 водогрейных трубок в котлах, корабль получил несколько трещин в корпусе по носовой оконечности, а также много вмятин от столкновений с Т-883, «Юкагиром» и «Грозным»; на устранение всех повреждений понадобилась неделя.

30 марта 1942 года «Громкий», занимаясь сопровождением транспортов, дважды подвергался налётам одиночных вражеских самолётов, в ходе второй за день атаки бомбардировщик противника удалось сбить прямым попаданием 37-мм снаряда. Всего же за день по воздушным целям было выпущено 10 130-мм дистанционных гранат, 18 76-мм, 16 45-мм, 67 37-мм снарядов и 156 12,7-мм патронов[4].

С 27 апреля по 5 мая 1942 года эсминец «Громкий» совершил шесть выходов в губу Вичаны для обстрела береговых позиций противника, выпустив за этот период времени 872 снаряда главного калибра. При возвращении в Ваенгу ночью 6 мая корабль попал в 8-ми балльный шторм со сплошными снежными зарядами. «Громкий» шёл 10-узловым ходом, сильно зарываясь в волну, крен достигал 35°. При повороте к Кольскому заливу угол встречи с волной увеличился до 40°. В 4:45 утра несколько мощных ударов волн деформировали полубак: в районе 37-38 шпангоутов образовался гофр по всей ширине палубы, из-за чего ход пришлось сбавить до 4-5 узлов. Через несколько минут в районе гофра образовались трещины, настил палубы и обшивка борта начали рваться. Хлынувшая вода затопила артиллерийский погреб №1, вышли из строя гирокомпас и машинный телеграф. Чтобы избежать отрыва носовой части, командир «Громкого» попытался идти задним ходом, но сотрясение кормы и угроза её отрыва вынудили вновь развернуть эсминец носом вперёд и дать ход вперёд, сложным маневрированием уклоняясь от самых больших водяных валов. Аварийные партии прилагали все силы, чтобы избежать разлома корпуса, и это удалось. В 10:20 6 мая «Громкий» ошвартовался у причала Зелёного мыса в Мурманске, а затем был поставлен в плавучий док. Носовую часть корабля усилили временными заплатами, и 2 июня эсминец ушёл в Ваенгу. 20 июня «Громкий» отправился для более серьёзного ремонта на завод №402 (Молотовск). Там корпус эсминца разрезали по 38-му шпангоуту, носовую часть выставили в диаметральной плоскости и прикрепили, усилив место стыка дополнительными стрингерами и более прочной обшивкой. Кроме того, на корабль установили ещё две 37-мм автоматических пушки вместо двух снятых 45-мм зенитных орудий, а также два дополнительных крупнокалиберных пулемёта системы «Кольт-Браунинг».

9 октября 1942 года эсминец «Громкий» вышел из Молотовска на ходовые испытания, но повредил винты ― задел ими грунт. Пришлось вернуться для ремонта, проведённого в плавучем доку судоремонтного завода «Красная Кузница» (Архангельск). На этом происшествия с винтами не закончились: уже после завершения работ корабль, пытаясь выйти в море, ещё дважды (20 и 24 октября) задевал правым винтом дно Северной Двины. В Ваенгу «Громкий» пришёл с погнутыми винтами, что оказало влияние на его ходовые качества ― из-за повышенной вибрации максимальная скорость эсминца до следующего ремонта была ограничена 20 узлами.

За ноябрь 1942 года «Громкий» пять раз выходил на конвоирование транспортов, а 21 ноября был отправлен на помощь терпящему бедствие эсминцу «Сокрушительный». Однако корабль сам сильно пострадал от штормовых условий: под ударами девятибалльных волн в корме «Громкого» появились трещины, в машинные и котельные отделения через вентиляционные отверстия стала поступать вода, а также засолились холодильники. Пришлось, не оказав помощи, ложиться на обратный курс в Мурманск и вновь становиться на ремонт, продлившийся с 29 ноября 1942 по 25 января 1943 года.

С 22 июня 1941 по 1 января 1943 года эсминец «Громкий» совершил 33 боевых похода продолжительностью 719 часов, пройдя в итоге 9700 морских миль. Корабль гораздо чаще всех прочих «семёрок» Северного флота выполнял задачи по обстрелу береговых позиций противника: за первые два года войны «Громкий» произвёл 18 таковых артобстрелов, израсходовав 2755 снарядов главного калибра. Другой важной задачей «Громкого» была противовоздушная оборона ― за первые два года войны на его счёт были отнесены восемь сбитых вражеских самолётов, пять Ju-88 и три Ju-87. За указанное время эсминец семь раз стрелял по воздушным целям своим главным калибром, выпустив 38 130-мм дистанционных гранат, а также использовал при стрельбе по авиации противника 680 76-мм, 520 45-мм, 1084 37-мм снарядов и 1531 12,7-мм патрон.

Последние два года войны «Громкий» в основном продолжал нести конвойную службу. 5 июля 1943 года на корабле произошла авария турбины низкого давления левого паротурбинного агрегата. Для устранения неполадки рабочие СРЗ-35 подняли турбину с затонувшего в 1941 году однотипного эсминца «Стремительный» и установили её на «Громком». Ремонт продлился до 21 сентября 1943 года.

В 1944 году эсминец «Громкий» вместе с «Гремящим» участвовал в Петсамо-Киркинесской наступательной операции: с 9 по 11 октября 1944 года корабль обстреливал вражеские позиции в заливе Маативуоно и в районе станции Титовка, выпустив по противнику 715 снарядов главного калибра.

6 марта 1945 года эсминец «Громкий» был награждён орденом Красного Знамени[5].

Послевоенная служба

С 25 июня по 10 сентября 1948 года эсминец «Громкий» совершил переход с Северного флота в акваторию Балтийского моря, был зачислен в состав 8-го военно-морского флота СССР. С 5 января 1949 по 28 июля 1956 года корабль проходил капитальный ремонт и модернизацию по типовому проекту модернизации эсминцев типа 7 ЦКБ-53 (модернизация системы управления огнём и торпедных аппаратов, полная замена радиооборудования и зенитной артиллерии) на судоремонтном заводе в Кронштадте. 18 апреля 1958 года «Громкий» был исключён из боевого состава флота и переклассифицирован в судно-цель ЦЛ-74. 15 сентября 1960 года ЦЛ-74 был исключён из состава ВМФ, 10 октября того же года на корабле был спущен военно-морской флаг. В 1961 году бывший эсминец «Громкий» был разобран на металл в Кронштадте[6].

Командиры[5]

  • 1941-14.12.1942 ― капитан 3-го ранга С. Г. Шевердяков;
  • 15.12.1942-20.04.1943 ― капитан 2-го ранга Ф. И. Кравченко;
  • 21.04.1943-05.10.1944 ― капитан 3-го ранга А. Б. Сей;
  • 06.10.1944-09.01.1945 ― капитан 2-го ранга Ю. А. Польский;
  • 10.01.1945-19.04.1945 ― капитан 3-го ранга Н. И. Никольский;
  • 19.04.1945-… ― капитан-лейтенант В. М. Крылов (временно исполняющий обязанности).

Примечания

Литература

  • Балакин С. А. «Гремящий» и другие. Эскадренные миноносцы проекта 7. — М.: Редакция журнала «Моделист-конструктор», 1996. — 36 с. — (Морская Коллекция №2). — 7000 экз.
  • Балакин С. А. Легендарные «Семёрки». Эсминцы «сталинской» серии. — М.: Коллекция; Яуза; Эксмо, 2007. — 208 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-23784-5.