Перейти к содержанию

Аньшань (эсминец)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Рекордный (эсминец, 1939)»)
Аньшань
鞍山
Эсминец «Аньшань» в экспозиции военно-морского музея в ЦиндаоЭсминец «Аньшань» в экспозиции военно-морского музея в Циндао
Служба
 СССР
Название Рекордный
Класс и тип судна Эскадренный миноносец проекта 7
Организация Тихоокеанский флот СССР
Изготовитель Завод № 198 имени Андре Марти
Дальзавод №202 имени К. Е. Ворошилова
Строительство начато 25 сентября 1936
Стапельный номер С-327
Спущен на воду 6 апреля 1939
Введён в эксплуатацию 9 января 1941
Выведен из состава флота 6 июля 1955
Статус Передан ВМФ НОАК
Служба
 Китай
Название Аньшань
Оригинальное название 鞍山
Класс и тип судна Эскадренный миноносец типа «Аншань»
Эсминец УРО проекта 6607 (с 1974)
Организация Северный флот ВМС НОАК
Передан флоту 26 октября 1954
Выведен из состава флота 24 апреля 1992
Статус корабль-музей
Основные характеристики
Длина 112,5 м
Ширина 10,2 м
Осадка 3,1 м
Двигатели 2 ПТУ ГТЗА-24, 3 котла
Мощность 48 000 л. с.
Скорость хода 38 узлов(проектная)
37,35-39,05 узлов (полная)
34 узла (после модернизации)
Дальность плавания 2640 миль (на 19,83 узлах, проектная)
Экипаж 246
Вооружение
Навигационное вооружение гирокомпас «Курс-1»
Артиллерия 4×1 130/50-мм Б-13
Зенитная артиллерия 2×76-мм 34-К, 2×45-мм 21-К, 2х12,7-мм ДШК
Ракетное вооружение 2 ПКР «Шанъю-1» (с 1974 г.)
Противолодочное вооружение 2 бомбомёта БМБ-1
Минно-торпедное вооружение 2×3 533-мм ТА 39-Ю; морские мины КБ-3 или мины обр. 1908 г.

«Аньшань» (кит. упр. 鞍山, пиньинь Ānshān) — эсминец ВМФ Народно-освободительной армии Китая типа «Аньшань». Один из четырех эсминцев проекта 7 из состава Тихоокеанского флота СССР, переданных КНР в 1954 году. Более тридцати лет находился в строю ВМФ НОАК. Прослужил до 1992 года, в настоящее время сохраняется в качестве корабля-музея в Циндао.

История

Постройка корабля, его служба на флоте СССР

Был заложен как эсминец типа 7 с собственным именем «Прыткий» на Николаевском судостроительном заводе №198 (имени А. Марти) 25 сентября 1936 года, в недостроенном виде был транспортирован по железной дороге на Дальний Восток, где достраивался на Дальзаводе (завод №202) во Владивостоке. Спущен на воду 6 апреля 1939 года, встал в строй Тихоокеанского флота СССР 9 января 1941 года под именем «Рекордный».

В 1947-1953 годах входил в состав 5-го военно-морского флота СССР, в 1951-1954 годах был отремонтирован и модернизирован по типовому проекту модернизации эсминцев типа 7 ЦКБ-53 (модернизация системы управления огнём и торпедных аппаратов, полная замена радиооборудования и зенитной артиллерии).

Передача Китаю, дальнейшая служба

В рамках заключённого в 1953 году советско-китайского соглашения о военно-морском сотрудничестве СССР передал КНР ряд военных кораблей, в том числе четыре эскадренных миноносца типа 7: среди них был и «Рекордный». 14 октября 1954 года на эсминец, находившийся на рейде военно-морской базы Владивосток, прибыл китайский экипаж. В октябре этого года «Рекордный» вместе с однотипным эсминцем «Резкий» в составе отряда передаваемых Китаю кораблей совершил переход в порт Циндао, где и был включён в состав ВМФ НОАК 26 октября 1954 года. Тогда же он получил новое имя «Аньшань» в честь одноимённого города на севере Китая.

В публикациях китайской прессы упоминается[1], что корабль предполагалось первоначально назвать «Бэйцзин» (Пекин) в честь китайской столицы или оставить прежнее советское название. Но командующий ВМС НОАК Сяо Цзиньгуан высказал мнение, что кораблю следует дать символическое название в честь Аньшаня как крупного центра чёрной металлургии ― Аньшань уже тогда был известен как «город стали». Чтобы эсминец был прочным, как «город стали», его назвали «Аньшань». Также этим названием подчёркивалась важность тяжёлой промышленности для создания китайского флота.

Эсминцу «Аньшань» был присвоен тактический номер 201; он стал одним из первых крупных кораблей флота КНР. Из списков советского военно-морского флота «Рекордный» был исключён значительно позже фактической передачи Китаю ― это произошло 6 июля 1955 года.

В сентябре-ноябре 1955 года «Аньшань» вместе с однотипным эсминцем «Фушунь» (бывший «Резкий») участвовал в военно-морских учениях, по легенде которых корабль содействовал отражению высадки десанта противника на Ляодунском полуострове. 14 августа 1957 года эсминец посетил глава Государственного совета КНР товарищ Чжоу Эньлай. В 1959 году «Аньшань» снова участвовал в учениях, на этот раз в провинции Чжэцзян, и совместно с другими морскими и сухопутными подразделениями НОАК отрабатывал проведение морского десанта. Эсминец согласно программе учений провёл артиллерийский обстрел вражеских береговых позиций (в роли которых выступали старые японские укрепления времён второй японо-китайской войны) из своих 130-мм орудий главного калибра, успешно выполнив эту задачу в кратчайшие сроки (6 минут), что было отмечено руководителями учения. [2]

В апреле 1962 года «Аньшань» совместно с однотипными эсминцами «Чанчунь» и «Тайюань» (бывшие «Решительный» и «Ретивый»), а также прочими силами флота участвовал в операции по выдворению из территориальных вод Китая нарушителя ― американского эсминца USS De Haven (DD-727). В ходе этой операции отряд китайских кораблей во главе с «Аньшанем» впервые за всю историю существования ВМС НОАК вышел за пределы 12-мильной зоны китайских территориальных вод, осуществив подход к японской базе Сасебо. 4 июня 1962 года корабль был вновь посещён делегацией руководителей страны во главе с Чжоу Эньлаем. В конце сентября-начале октября 1963 года эсминец «Аньшань» вновь участвовал в защите китайских морских границ от другого американского корабля ― на этот раз это был эсминец USS Blue (DD-744). «Аньшань» вместе с «Фушунем» наблюдал за его подходом к китайским территориальным водам, передавал предупреждения о недопустимости нарушения морской границы и производил предупредительные стрельбы боевыми снарядами. [3]

В августе 1965 года «Аньшань» спас терпевшее бедствие северокорейское рыболовецкое судно, пострадавшее от сильного тайфуна. В сентябре 1970 года эсминец участвовал в крупных учениях Шэньянского военного округа, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие флота, сухопутных войск и авиации Народно-освободительной армии Китая.

С марта по октябрь 1974 года эсминец «Аньшань» проходил ремонтные и модернизационные работы на судостроительном заводе в Даляне. По проекту, получившему цифровое обозначение 6607, оба устаревших и малоэффективных к началу 1970-х торпедных аппарата эсминца снимались с корабля; вместо них были установлены две спаренные пусковые установки управляемых противокорабельных ракет «Шанъю-1» (китайский аналог советской ПКР П-15 «Термит». Также на эсминце производилась замена паровых котлов и установка нового электронного вооружения. В результате его водоизмещение увеличилось (до 2681 т), а максимальная скорость хода уменьшилась (до 34 узлов). По итогам модернизации «Аньшань» был переквалифицирован в эсминец УРО и получил новый тактический номер 101, который носил до самого окончания своей службы.

В мае-июле 1977 года эсминец «Аньшань» вместе с «Фушунем» совершил поход в акваторию Тайваньского пролива, где занимался сопровождением и охраной китайской экспедиции по поиску потопленного в 1945 году японского транспортного судна «Ава-мару» и подъёму с глубины его груза. 19 мая 1980 года «Аньшань» участвовал в важной траурной церемонии: в сопровождении четырёх противолодочных кораблей эсминец вышел в Жёлтое море, и с его борта над водами был развеян прах посмертно реабилитированного председателя КНР товарища Лю Шаоци, скончавшегося в заключении в годы Культурной революции. [4]

Ракетный эсминец «Аньшань» находился в боевом строю китайского флота до начала 1990-х. 24 апреля 1992 года он был исключён из списков военно-морских сил Китая и передан Морскому музею ВМС НОАК в Циндао для использования как корабль-музей, в каковом качестве он и пребывает до настоящего времени.

Командиры

  • 1945 — капитан-лейтенант М. И. Осипов[5];
  • 1954 ― подполковник Су Цзюнь.

Интересные факты

  • Последний командир «Аньшаня» перед его исключением из состава флота в 1992 году, Су Хайинь, был сыном Су Цзюня, первого командира корабля после его передачи Китаю в 1954 году.

В искусстве

Примечания

  1. Дуань Вэй. Военно-морской музей–Пристанище для морского охранения (недоступная ссылка). Журнал «Китай» (май 2010). Дата обращения: 11 июля 2024. Архивировано 30 апреля 2017 года.
  2. Ян Ру, 2016, с. 2.
  3. Ян Ру, 2016, с. 3.
  4. Ян Ру, 2016, с. 6.
  5. Балакин, 2007, с. 172.
  6. Статья о корабле «Аньшань» на официальной вики видеоигры. Wiki.Lesta Games. Lesta Games (13 марта 2022). Дата обращения: 14 июля 2024.

Литература

Ссылки