Вернь, Жан-Эрик

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автогонщик
Жан-Эрик Вернь
Вернь в 2018 годуВернь в 2018 году
Общая информация
Гражданство  Франция
Дата рождения 25 апреля 1990(1990-04-25) (34 года)
Место рождения Понтуаз, Франция
Формула E
Дебют 2014/2015
Текущая команда DS Techeetah
Персональный номер 25
Бывшие команды Andretti Autosport, DS Virgin Racing
Старты 82
Победы 10
Поулы 12
Быстрые круги 3
Лучшее место в чемпионате 1 в 2017/2018,2018/2019
Предыдущие серии
2007

2008-09

2008-09
2010
2010
2010
2010-11
2012-14
2017-2019
2017-20
2018-21
Французская Ф-Рено Campus
Западноевропейский кубок Ф-Рено 2.0
Еврокубок Ф-Рено 2.0
Британская Ф3
F3 Masters
GP3
Ф-Рено 3.5
Формула-1
FIA WEC – LMP2
24 часа Ле-Мана – LMP2
Европейская серия Ле-Ман
Чемпионские титулы
2007

2008
2010
2017/2018
2018/2019
Французская Ф-Рено Campus
Французская Ф-Рено 2.0
Британская Ф3
Формула E

Жан-Эри́к Вернь (фр. Jean-Éric Vergne; родился 25 апреля 1990 года в Понтуазе, Франция) — французский автогонщик; чемпион британской Формулы-3 (2010). С 2012 по 2014 выступал в Формуле-1 за Toro Rosso. Двукратный чемпион Формулы E в сезоне 2017/2018 и в сезоне 2018/2019.

Спортивная карьера

Картинг

Жан-Эрик начал свою автоспортивную карьеру в картинге, проведя свои первые старты в 2001 году. Три года спустя француз занимает второе место в национальном первенстве в классе Rotax Max, а в 2006 году повторяет этот результат на чемпионате Европы в классе ICA. Окончание регулярной картинговой карьеры происходит через год, когда Вернь занимает седьмое место на чемпионате мира в классе Формула-А.

После этого француз периодически участвует в различных картинговых турнирах; в 2011 году он выигрывает парижскую гонку звёзд ERDF Masters Kart в парижском ДС «Берси», опередив на трассе Себастьяна Лёба, Адриана Сутиля и Стефана Сарразена.

Младшие формулы

В 2007 году Жан-Эрик Вернь приходит в национальную Ф-Рено Campus, где быстро привыкает к технике и, приехав 10 раз на подиум в 13 гонках (при шести победах), с солидным отрывом выигрывает чемпионский титул. Эти успехи Верня позволяют ему стать членом молодёжных программ FFSA и Red Bull.[1]

Через год француз переходит в более старший класс, стартуя в нескольких первенствах двухлитровой Ф-Рено. За два года в Западноевропейском и Европейском кубках он проводит более полусотни гонок, выиграв семь из них. Наиболее удачны были заезды второго сезона, когда были одержаны все семь побед и добыты два вторых места в общем зачёте (оба раза Жан-Эрик уступил испанцу Альберту Косте).

В 2010 году Вернь переходит в Британскую Ф3, где в сезон дебюта с большим отрывом выигрывает чемпионский титул. В 30 гонках француз 11 раз стартует с поула и одерживает 13 побед. Ближайший соперник проигрывает Жану-Эрику 99 баллов. Вернь также стартует в F3 Masters и Гран-при Макао.

Параллельно с Ф3 Вернь стартует в GP3 и Формуле-Рено 3.5, а также проводит тесты во Toro Rosso, «младшей» команде Red Bull, в Формуле-1.

Формула-Рено 3.5

В серии француз дебютирует в начале сентября 2010 года, когда на седьмом этапе сезона сменяет в команде Tech 1 Racing новозеландца Брендона Хартли. Жан-Эрик быстро привыкает к технике и уже в своей третьей гонке одерживает победу. Четыре из шести гонок своего мини-сезона он завершает на подиуме.

В 2011 году менеджмент переводит Верня в команду Carlin Motorsport.

Француз проводит весьма стабильный сезон, позволив себе лишь четырежды в семнадцати гонках сезона не финишировать в очковой зоне. По ходу сезона было одержано пять побед, позволивших Жану-Эрику до последнего этапа бороться за титул с канадцем Робертом Викенсом, однако проигрыш сопернику в первой гонке последнего этапа и сход во втором заезде не позволил французу завоевать первое место в общем зачёте. Вернь в итоге отстал от Викенса лишь на 9 очков.

Формула-1

После тех первых тестов француза не раз привлекают для тестовой работы и промоработы в обоих принадлежащих Red Bull коллективах Формулы-1. Осенью 2011 года, после весьма успешных тестов на Яс Марине,[2] руководство автоспортивной программы австрийского концерна подписывает с французом контракт боевого пилота своей второй команды — Scuderia Toro Rosso.[3]

В дебютном для Верня сезоне 2012 Формулы-1 машине ощутимо не хватало скорости, и Жан-Эрик очень часто завершал квалификацию уже после первого сегмента, в гонках все шло несколько лучше — Вернь четырежды смог пробиться в очковую зону и завершил сезон на шестнадцатом месте личного зачёта, заработав продление контракта ещё на сезон. Через год, в 2013, команда продолжила регулярно бороться на грани очковой зоны, но француз теперь регулярно проигрывал своему напарнику Даниэль Риккардо не только по ходу квалификаций, но и по стабильности результатов в гонках, завершив сезон серией из двенадцати гонок без набранных очков. В середине сезона, когда в связи с завершением Марком Уэббером карьеры в Формуле-1 освободилось место в старшей команде холдинга — Red Bull, Вернь некоторое время числился в претендентах на эту вакансию, но руководство программы в итоге предпочло более быстрого и стабильного Даниэля Риккардо; Жан-Эрик же ещё на сезон остался в Scuderia Toro Rosso.

Сезон 2014 Формулы-1 приносит равную борьбу с новичком серии — российским пилотом Даниилом Квятом: в квалификационном темпе чаще быстрее оказывался россиянин, а в гонках, за счёт опыта и большего везения, сильнее проводит чемпионат Вернь, за 19 гонок сезона сразу семь раз финишировавший в очковой зоне и набравший почти в три раза больше очков в личном зачёте (22 против 8, в чемпионате Вернь занял 13 место). Одна из лучших гонок Жана-Эрика в 2014 пришлась на Гран-при Сингапура, где француз, несмотря на два штрафа, смог прорваться с двенадцатой позиции на старте на шестую на финише. Несмотря на это, на 2015 сезон в Red Bull на замену Себастьяну Феттелю, перешедшему в Ferrari, был взят Даниил Квят, за Toro Rosso дебютировали Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс-младший. Жан-Эрик Вернь в итоге остался без места в Формуле-1.

Формула-Е

Andretti Autosport

После того, как он не смог обеспечить себе постоянную работу в Формуле-1 сезона 2015 года, он переключился на чемпионат ФИА Формула E и подписал контракт с Andretti Autosport. Вернь дебютировал в третьей гонке сезона в Уругвае и обеспечил поул. Нельсон Пике-младший обошёл Верня, но он вернул лидерство на 12-м круге. После пит-стопов Вернь уступил лидерство Себастьену Буэми, но он атаковал Буэми до схода из-за сломанной подвески за два круга до конца гонки. Он достиг своего первого подиума в Лонг-Бич, заняв второе место после победителя гонки Пике. Он занял третье место в первой гонке еПри Лондона, обойдя Пике и Лукаса ди Грасси. Во второй гонке он занял 16-е место, получив штраф - проезд через пит-лейн. В итоге он занял седьмое место в итоговом зачете чемпионата, набрав 70 очков.

DS Virgin Racing

8 августа 2015 года было объявлено, что Вернь присоединится к команде DS Virgin Racing в сезоне 2015-16, сотрудничая с Сэмом Бердом. Вернь занял девятое место в чемпионате.

Techeetah

В июле 2016 года было объявлено, что Вернь будет выступать за недавно сформированную команду Techeetah. Вернь начал зарабатывать первые подиумы, награды за самый быстрый круг и оформил первую свою победу в карьере и команды в финале сезона 2016/2017 во второй гонке в Монреале.

Было подтверждено, что Вернь продолжит работу с командой в сезоне 2017/2018. Он одержал свою вторую победу на еПри Сантьяго 2018, и добился своей третьей победы в его карьеру в Формуле E на этапе Пунта-дель-Эсте 2018 года. Последовательные финиши в очках определили его титул за одну гонку до конца сезона, и Вернь стал четвёртым чемпионом в течение четырёх сезонов.

В сезоне 2018/2019 Вернь одержал три победы в еПри Саньи, Монако и Швейцарии и защитил звание чемпиона, став первым гонщиком Формулы Е, имеющим более одного титула чемпиона.

В сезоне 2019/2020 Вернь продолжил выступление за команду Techeetah. Впервые в сезоне финишировал на подиуме на еПри Марракеша, несмотря на то, что выступал в гонке с высокой температурой[4]. В четвертой гонке еПри Берлина одержал первую победу в сезоне. По итогам сезона занял третье место, всего на одно очко отстав от вице-чемпиона Стоффеля Вандорна.

Вернь продолжил выступать за Techeetah в сезоне 2020/2021. Во второй гонке еПри Диръии финишировал на третьем месте, но потерял подиум из-за штрафа[5]. В первой гонке еПри Рима большую часть гонки сражался за лидерство с Лукасом ди Грасси, и в итоге одержал победу, после технического отказа у Ди Грасси[6]. В первой гонке еПри Нью-Йорка Вернь стартовал со второй позиции и большую часть гонки сражался за лидерство с новичком сезона Ником Кэссиди, однако обгоне Кэссиди Вернь ошибся и пропустил вперёд Максимилиана Гюнтера, и в итоге Вернь финишировал только вторым[7]. В первой гонке еПри Берлина стартовал с поул-позиции, однако в гонке он потерял в темпе и финишировал лишь шестым[8]. По итогам сезона занял только десятое место.

Статистика результатов в моторных видах спорта

Сезон Серия Команда Гонки Победы ПП БК Подиумы Очки Поз.
2007 Французская Ф-Рено Campus Auto Sport Academy 13 6 5 1 10 189 1-й
2008 Западноевропейский кубок Ф-Рено 2.0 SG Formula 15 0 0 0 3 95 4-й
2008 Еврокубок Ф-Рено 2.0 14 0 0 0 1 58 6-й
2009 Западноевропейский кубок Ф-Рено 2.0 SG Formula 14 3 2 0 10 143 2-й
2009 Еврокубок Ф-Рено 2.0 14 4 4 2 9 128 2-й
2010 Британская Ф3 Carlin 30 13 11 13 20 392 1-й
2010 F3 Masters 1 0 0 1 0 4-й
2010 Гран-при Макао Ф3 1 0 0 0 0 7-й
2010 GP3 Tech 1 4 0 0 0 0 9 17-й
2010 Ф-Рено 3.5 6 1 0 0 4 53 8-й
2010 Формула-1 Scuderia Toro Rosso тест-пилот
2011 Ф-Рено 3.5 Carlin 17 4 4 1 9 232 2-й
2011 Формула-1 Red Bull Racing
Scuderia Toro Rosso
тест-пилот
2012 Формула-1 Scuderia Toro Rosso 20 0 0 0 0 16 17-й
2013 Формула-1 Scuderia Toro Rosso 19 0 0 0 0 13 15-й
2014 Формула-1 Scuderia Toro Rosso 19 0 0 0 0 22 13-й
2014/2015 Формула E Andretti Autosport 9 0 3 1 2 70 7-й
2015 Формула-1 Scuderia Ferrari тест-пилот
2015/2016 Формула E DS Virgin Racing 10 0 1 0 2 56 9-й
2016 Формула-1 Scuderia Ferrari тест-пилот
2016/2017 Формула E Techeetah 12 1 0 0 5 117 5-й
2017 FIA WEC – LMP2 CEFC Manor TRS Racing 8 0 0 0 1 81 10-й
2017 24 часа Ле-Мана – LMP2 CEFC Manor TRS Racing 1 0 0 0 0 6-й
2017/2018 Формула E Techeetah 12 4 4 0 6 198 1-й
2018 Европейская серия Ле-Ман G-Drive Racing 5 3 1 1 3 88.25 2-й
2018 24 часа Ле-Мана – LMP2 G-Drive Racing 1 0 0 0 0 ДСК
2018/2019 Формула E DS Techeetah 13 3 1 3 5 136 1-й
2018/2019 FIA WEC – LMP2 TDS Racing 1 0 0 0 0 12 16-й
2019 Европейская серия Ле-Ман G-Drive Racing 1 1 0 0 2 63 5-й
2019 24 часа Ле-Мана – LMP2 G-Drive Racing 1 0 0 0 0 6-й
2019/2020 Формула E DS Techeetah 11 1 2 0 3 86 3-й
2020 Европейская серия Ле-Ман G-Drive Racing 1 0 0 0 1 18 13-й
2020/2021 Формула E DS Techeetah 15 1 1 0 2 80 10-й
2021 Европейская серия Ле-Ман IDEC Sport 1 0 0 0 0 2 21-й*

* Сезон продолжается

Примечания

  1. Jean-Eric Vergne joins the Red Bull Junior Team (PDF), ffsa.org, FFSA (23 ноября 2007). Архивировано 18 февраля 2012 года. Дата обращения 22 сентября 2009.
  2. Материал о трёхдневных тестах Формулы-1 на трассе Яс-Марина в ноябре 2011 года Архивная копия от 18 января 2012 на Wayback Machine, f1news.ru
  3. Пилотами Toro Rosso стали Риккардо и Вернь! Архивная копия от 15 декабря 2011 на Wayback Machine, f1news.ru
  4. Оказывается, Вернь проехал гонку в Марокко с температурой 40. Но все равно стал третьим. ru.motorsport.com. Дата обращения: 23 августа 2021. Архивировано 23 августа 2021 года.
  5. Судьи ФЕ назначили десять штрафов, Вернь потерял подиум. ru.motorsport.com. Дата обращения: 23 августа 2021. Архивировано 23 августа 2021 года.
  6. Вернь выиграл гонку Формулы Е после двух аварий среди лидеров. ru.motorsport.com. Дата обращения: 23 августа 2021. Архивировано 23 августа 2021 года.
  7. Гюнтер на BMW выиграл первую гонку Формулы Е в Нью-Йорке. ru.motorsport.com. Дата обращения: 23 августа 2021. Архивировано 23 августа 2021 года.
  8. Ди Грасси на Audi выиграл первую гонку Формулы Е в Берлине. ru.motorsport.com. Дата обращения: 23 августа 2021. Архивировано 23 августа 2021 года.

Ссылки