Рижское направление Московской железной дороги

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рижское направление Московской железной дороги
Рижский Вокзал фото.jpg
Общая информация
Страна  Россия
Расположение Московская область и Москва
Конечные станции Москва-Рижская, Шаховская
Технические данные
Ширина колеи русская колея
Карта линии
Moskva - Shakhovskaya railway map 400.png

Рижское направление Московской железной дороги — железнодорожная линия от Рижского вокзала Москвы до станции Шаховская. Проходит через города Красногорск, Дедовск, Истра и Волоколамск. Длина линии 155 километров. Линия от станции Шаховская на запад до станции Посинь (граница с Латвией) относится к Октябрьской железной дороге. Построена как часть Московско-Виндавской железной дороги[1][2].

По линии следуют пригородные поезда, связывающие запад Московской области с Москвой и с югом области (через Алексеевскую соединительную линию по Курскому направлению).

История

1901—1917 годы

Указ Николая II о строительстве Московско-Виндавской линии «Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» был подписан 21 мая 1897 года с третьим дополнением к уставу общества[3]. Само строительство началось весной 1898 года[4]. Строительство велось по упрощённым техническим условиям, что было связано с малым финансированием и ограниченным временем на постройку из-за проблем, возникших при выкупе земель вдоль трассы будущей дороги у частных лиц. В частности, на территории современной Московской области было построено большое количество обходов естественных препятствий Клинско-Дмитровской гряды, поэтому железная дорога отличается особой извилистостью.

Рижский вокзал в 1901 году
Внешние изображения
Расписание 1910 года
Вокзал станции Покровское-Стрешнево в 1905 году

Движение по железной дороге было открыто 2 июля 1901 года. Первый поезд из Москвы, от временного вокзала на станции Москва-П отправился до станции Ржев-Балтийский. Торжественное открытие Виндавского вокзала состоялось 11 сентября 1901 года, в тот же день отправился первый поезд Москва — Виндава.

Построенная железная дорога была однопутной, с разъездами. В 1901 году были открыты станции Зыково, Москва-П, Покровское-Стрешнево, Опалиха, Нахабино, Гучково, Манихино и далее Волоколамск, Шаховская, Княжьи Горы, Ржев-Балтийский. Все станции были построены в едином архитектурном стиле. К 1908 году были построены станции Тушино и Павшино.

Москва — Шаховская
Перейти к шаблону «Москва — Шаховская» 
Рижская (ОЖД); Рижская
00,0
Москва-Рижская Переход на станцию «Рижская» Калужско-Рижской линии
1,3
Алексеевский пост
2.4
2,8
Шереметьевский пост
4,0
4.4
Дмитровская Переход на станцию «Дмитровская» Серпуховско-Тимирязевской линии
5,9
Гражданская
8,0
8,2
Красный Балтиец
9,9
Ленинградская
Стрешнево (→ Переход на станцию «Войковская» Замоскворецкой линии Переход на станцию «Стрешнево» Московского центрального кольца)
10,5
11,2
Покровское-Стрешнево
Щукинская Переход на станцию «Щукинская» Таганско-Краснопресненской линии
13.1
14,9
Тушинская (ст. Тушино) Переход на станцию «Тушинская» Таганско-Краснопресненской линии
16.2
17,8
Трикотажная
Волоколамская Переход на станцию «Волоколамская» Арбатско-Покровской линии
18,1
Москва, центр. зона МЦД
МО (г.о. Красногорск), приг. зона МЦД
Пенягино
21,7
22,3
Павшино
24,8
Красногорская
29,3
Опалиха
31,0
Аникеевка
33,5
00,0
Нахабино
Вокзальная ул.
2
Парковая-1
3
Парковая-2
4
Исаково
6
Озерки
8
ст. Павловская Слобода
г.о. Красногорск
г.о. Истра
36,1
Малиновка
38,1
Дедовск
41,1
Миитовская
44,2
Снегири
49,9
50 км
На Поварово, Икшу
(Бол. кольцо МЖД)
ЗАО «Химпэк»
52,2
Манихино I, 165 км (Бол. кольцо МЖД)
На Кубинку, Бекасово
(Бол. кольцо МЖД)
54,5
Троицкая
58,2
Истра
60,5
Новоиерусалимская
62,4
Чеховская
68,9
Холщёвики
72,7
73 км
75,3
Ядрошино
78,2
Курсаковская
80,5
Румянцево
86,0
Новопетровская
87,6
Устиновка
90,6
91 км
95,8
Лесодолгоруково
104,2
Чисмена
112,7
Матрёнино
118,8
Дубосеково
125,5
Волоколамск
↑2 пути↑
↓1 путь↓
132,5
133 км
135,1
Благовещенское
140,9
141 км
144,5
Бухолово
148,5
149 км
153,8
Шаховская
155,0
156,0

1918—1945 годы

После Октябрьской революции в 1919 году железная дорога была национализирована и передана в ведение НКПС (Народного комиссариата путей сообщения), присоединена к Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге. Из-за появления независимого государства Латвия большая часть железной дороги теряет свою значимость. Объёмы пассажирских и грузовых перевозок в 1920—1930-х годах были очень малыми. Пригородные поезда от Рижского вокзала следовали вплоть до Волоколамска.

В 1929 году для нужд Наркомата Обороны СССР была построена железнодорожная ветка Нахабино — Павловская Слобода, переданная в ведение НКПС. От станции Нахабино до Павловской Слободы курсировал паровоз Ов с двумя-четырьмя двухосными пассажирскими вагонами. В 1936 году железная дорога передана в ведение Калининская железной дороге.

В ходе Великой Отечественной войны большая часть железной дороги в Московской области находилась на оккупированной территории — от границ области до станции Снегири включительно. В результате боевых действий большая часть станционных построек от Великих Лук до границ Москвы оказались разрушенными. По состоянию на 2008 год, наиболее полно сохранился комплекс станционных построек и здание депо на станции Подмосковная.

1945—1991 годы

В 1945 году был электрифицирован пригородный участок от платформы Ржевская до Нахабино, у западной горловины станции построено моторвагонное депо Нахабино. Перевозки осуществлялись электросекциями типа С, оборот которых производился в парке станции Каланчёвская. Пути Рижского вокзала были электрифицированы лишь в 1951 году.

В 1954 году электрифицирован участок Нахабино — Гучково. 5 января 1955 года была введена в строй электрификация от Гучково до станции Новоиерусалимская. В 1956 году электрифицирован участок Нахабино — Павловская Слобода, а 29 сентября 1959 года было открыто движение по электрифицированному пути от Новоиерусалимской до Волоколамска. Участок Волоколамск — Шаховская электрифицирован в 1991 году, движение электропоездов было открыто 2 июня.

Всё направление электрифицировано постоянным током 3 кВ, участок ст. Волоколамск — Шаховская электрифицирован по упрощённой схеме, предназначенной для движения электропоездов и исключающей движение грузовых составов и поездов дальнего следования.

В 1959 году Московское отделение Рижского направления Калининской железной дороги передано в ведение Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги в современных границах — участок от Рижского вокзала до станции Шаховская.

В 1961 году[источник не указан 898 дней] был проложен второй главный путь от станции Гучково до Москвы, в 1966 году — от Дедовска (станция Гучково переименована в 1965 году) до Новоиерусалимской. Через 12 лет, в 1978 году был проложен второй главный путь от станции Холщёвики до Румянцево, а в 1980 — от Новоиерусалимской до Холщёвиков и от Румянцево до Волоколамска.

1992—2008 годы

Из-за низкой рентабельности в 1996 году были отменены пригородные поезда на ветке Нахабино — Павловская Слобода, и к 2007 году ветка была разобрана.

После распада СССР произошёл спад пригородного пассажиропотока, в связи с которым были сокращены электропоезда до станций Манихино, Холщёвики, Чисмена, Матрёнино. Накрывшая страну в 1990-х годах волна вандализма привела к отмене большей части электропоездов после 0:00.

Ситуация с грузооборотом и пассажирскими перевозками оказалась во многом схожей с 1920-ми годами. Из-за того, что курорты и морские порты Балтики оказались в суверенной Латвии — существенно уменьшилось количество поездов дальнего следования, отправлявшихся с Рижского вокзала. Однако, количество грузовых поездов остаётся большим — настолько, что однопутный участок к западу от Волоколамска работает на пределе своих возможностей. Большинство грузовых поездов следуют транзитом с других направлений и выходят на Рижский ход на станции Манихино.

В 2000-х годах неоднократно озвучивалось предложение[5][6] закрыть Рижский вокзал, а поезда дальнего следования (на тот момент Рижский вокзал обслуживал всего три пары поездов дальнего следования в сутки) передать на другие вокзалы — Ленинградский или Курский, само здание Рижского вокзала переоборудовать под торговый центр.

18 ноября 2008 года было принято Постановление Правительства Москвы № 1070-ПП «О Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла»[7], которое стало причиной слухов о скорой ликвидации станции Подмосковная и постройке на её месте жилого района[8]. Однако в конце 2012 года ОАО «РЖД» приняло решение о строительстве на станции моторвагонного депо для электропоездов «Ласточка», которые с 2016 года начали курсировать по Московскому центральному кольцу. Современное моторвагонное депо «Подмосковная» было открыто 30 июля 2015 года[9]. В новом депо электропоезда «Ласточка» проходят все виды технического и сервисного осмотра[10].

2008—2024 годы

В 2011 году рассматривалась возможность организации скоростного движения по маршруту Москва — Рига[11]. Договорённость об этом была достигнута на встрече министра экономики Латвии Артиса Кампарса с президентом России Дмитрием Медведевым[12]. Однако проект так и не был реализован.

С 2017[13] года началась подготовка к включению направления в состав второй линии Московских центральных диаметров. На всех остановочных пунктах от Дмитровской до Нахабино были обновлены платформы, а также открыто несколько новых (Волоколамская и Пенягино). Платформа Ленинградская была перенесена восточнее для пересадки на станцию МЦК и была переименована в Стрешнево, полностью перестроен остановочный пункт Опалиха. На некоторых платформах были открыты наземные вестибюли и установлены крыши для удобства пассажиров.

21 ноября 2019 года[14] линия МЦД-2 была открыта для пассажиров, из-за чего сократилось число поездов, идущих на Рижский вокзал, заместо этого теперь идущих в сторону Подольска через Алексеевскую соединительную линию и далее по Курскому направлению.

В 2020 году в связи с пандемией COVID-19 и закрытием границ между странами движение фирменного поезда № 001Р/002Р Москва - Рига было приостановлено на неопределенный срок.

30 апреля 2021 года с Рижского вокзала отправился последний поезд дальнего следования, оставшиеся поезда до Великих Лук и Пскова стали отправляться с Белорусского и Ленинградского вокзалов соответственно.[15]

6 мая 2021 года был открыт остановочный пункт Ржевский мемориал и запущен электропоезд Ласточка с маршрутом Москва Рижская - Муравьево (через Тушино, Истру, Волоколамск, Шаховскую, Княжьи Горы, Погорелое Городище, Зубцов, Ржев-Балтийский и Ржевский мемориал), целью которого является связать прямым сообщением Москву со Ржевом и другими населенными пунктами Тверской области по этой дороге.[16]

25 июня 2021 года был открыт остановочный пункт Щукинская, пересадочный на одноименную станцию метро. В тот же день платформа Покровское-Стрешнево (заменой которой является новый остановочный пункт) была закрыта.

Перспективы

В ближайшем будущем планируется перенос платформы Дмитровская ближе к путям Савёловского направления для обеспечения удобной пересадки между линиями МЦД-1 и МЦД-2.

На конец 2022 года запланирован ввод в эксплуатацию нового остановочного пункта Марьина Роща между Рижским вокзалом и платформой Дмитровская, который свяжет Рижское направление пересадками с МЦД-2, строящимся МЦД-4, одноимёнными станциями метрополитена Люблинско-Дмитровской линии и Большой кольцевой линии.

Неоднократно поднимался вопрос электрификации участка Шаховская - Муравьево с целью обеспечения более быстрого и удобного сообщения с Москвой.[17] Однако каких-либо конкретных планов и примерных дат начала работ пока что не имеется.

В рамках развития МЦД-2 планируется строительство III и IV путей на участке Москва-Рижская - Нахабино. После окончания строительства по I и II путям будут следовать электропоезда по маршруту МЦД-2 Нахабино - Подольск, а по III и IV - от Рижского вокзала до станций за Нахабино. Также будет реконструирован Рижский вокзал: музей железнодорожной техники планируют перенести на станцию Лихоборы, а на его месте будут построены новые платформы для приёма дальних электропоездов.[18]

Современное состояние

Граница Рижского направления МЖД и ОктЖД, перегон Шаховская — Муриково
Электропоезд ЭП2Д прибывает на пл. Покровское-Стрешнево

Главный ход двухпутный до станции Волоколамск (за исключением непродолжительного участка между платформой Дмитровская и станцией Москва Рижская). От Волоколамска до станции Шаховская однопутный электрифицированный ход, на линии длиной около 30 километров присутствуют разъезд Благовещенское и пять остановочных пунктов (ранее существовал и разьезд Бухолово, но затем был разобран и упразднён до остановочного пункта). От Шаховской на Ржев и далее до разъезда Посинь (находится около государственной границы России и Латвии) идёт однопутный неэлектрифицированный участок.

Административно участок от Москвы до Шаховской представляет собой Московско-Рижскую дистанцию пути и входит в состав Московско-Смоленского отделения МЖД (центр — Москва-Пассажирская-Смоленская). Участок от Шаховской до Посини принадлежит Октябрьской железной дороге (граница дорог находится западнее станции Шаховская).

Между платформой Дмитровская и станцией Москва-Рижская находятся пересечения с Алексеевской соединительной ветвью и с Савёловским направлением МЖД. Между платформами Стрешнево и Щукинская находится пересечение с МК МЖД. Возле узловой станции Манихино-1 Рижское направление пересекает по путепроводу Большое кольцо МЖД, возможна пересадка на электропоезда кольца на самой станции Манихино-1 или пешеходная пересадка от Манихино-1 на пл. 165 км Большого кольца.

Все остановочные пункты оборудованы высокими пассажирскими платформами, рассчитанными на приём двенадцативагонного электропоезда. Также, на участке Волоколамк - Шаховская на некоторых остановочных пунктах сохранились короткие низкие платформы, которые до его электрификации использовались пригородными поездами Волоколамск - Ржев-Балтийский (ныне ходит только до Шаховской. На станции Манихино-1 низкая платформа построена для обслуживания электропоездов БМО.

Остановочные пункты Москва-Рижская, Дмитровская, Стрешнево, Тушино, Павшино, Красногорская, Опалиха, Истра, Нахабино и Дедовск оборудованы турникетами на вход и выход пассажиров.

Таблички окрашены в корпоративный серо-красный цвет РЖД, ранее были бело-зелёными.

Движение поездов

Пассажирское движение

Электропоезд ЭР2-1211 недалеко от пл. Красногорская

Ежедневно на линии ходят около 70 пар пригородных поездов, часть из которых относится к маршруту МЦД-2 и зачастую ходят до Нахабино, иногда имея маршрут до Дедовска и Новоиерусалимской. На станции Манихино-1 существует пересадка на пригородные поезда Большого кольца МЖД до станций Поварово-2, Кубинка-1 (и далее на Бекасово-1, Сандарово). Линия обслуживается электропоездами моторвагонных депо Нахабино и Перерва.

Станции Москва-Рижская, Нахабино, Дедовск, Новоиерусалимская, Румянцево, Волоколамск и Шаховская являются конечными пунктами маршрутов пригородных поездов. Стрешнево, Тушино и Чисмена являются конечными остановками в случае сокращения маршрутов. В разное время станции Манихино-1, Холщёвики и Матрёнино являлись конечными для нескольких пар пригородных поездов.

1 раз в сутки (в летний период 2 раза, от ст. Шаховская) курсирует пригородный поезд Ржев-Балтийский — Шаховская. Также один раз в сутки курсирует пригородный поезд Шаховская — Муравьёво.

Грузовое движение

Грузовые поезда в основном следуют в сторону северо-запада, в том числе в Санкт-Петербург, ввиду невозможности товарооборота на главном ходе ОКТ ЖД из-за высокоскоростного движения на линии. Зачастую заходят на линию и следуют от станций Манихино-1 (с Большого кольца МЖД) и ПодмосковнаяМалого кольца МЖД и погрузочных терминалов)

Фотогалерея

Панорама здания Рижского вокзала

Примечания

  1. rusbibliophile.ru (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 января 2010. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. krasnogorsk.info. Дата обращения: 8 января 2010. Архивировано 16 августа 2018 года.
  3. ПСЗ-3, 1897 г., № 14129
  4. «Спутник по Московско-Виндавской железной дороге». Москва. Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1909, Страница 4.
  5. Рижский и Савеловский вокзалы могут перенести в первую очередь. Lenta.ru. Дата обращения: 16 марта 2020.
  6. Рижский вокзал изменится до неузнаваемости. Взгляд. Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано 18 августа 2007 года.
  7. № 1070-ПП О Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла.
  8. Транспорт в России (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 марта 2013. Архивировано 13 апреля 2014 года.
  9. В Москве открыли депо для техобслуживания «Ласточек».. Дата обращения: 5 апреля 2017. Архивировано 6 апреля 2017 года.
  10. Поезда «Дезиро» ждут новые депо и парки. Дата обращения: 31 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  11. Левитин: линия Рига — Москва — это экономический проект (недоступная ссылка). mixnews.lv (7 апреля 2011). Дата обращения: 24 февраля 2012. Архивировано 13 сентября 2012 года.
  12. Затлерс: линия Рига-Москва — переломный момент в отношениях. DELFI. Дата обращения: 25 февраля 2012. Архивировано 13 сентября 2012 года.
  13. Подписан план-график реализации первого этапа проекта Московских центральных диаметров (МЦД). // stroi.mos.ru : сайт. — 2017. Архивировано 22 декабря 2017 года.
  14. Запуск МЦД даст мощный импульс развитию экономики столичного региона // mos.ru : сайт. — 2019. Архивировано 4 декабря 2019 года.
  15. Изменится расписание поезда Великие Луки-Москва и обратно // vluki.ru : сайт. — 2021. Архивировано 15 июля 2022 года.
  16. С 6 мая из Москвы запустят две "Ласточки" до Ржевского мемориала // tvernews.ru : сайт. — 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  17. 91 километр железной дороги электрифицируют на участке между Московской областью и Ржевом // tverigrad.ru. — 2022. Архивировано 15 июля 2022 года.
  18. Музейную экспозицию перенесут от Рижского вокзала на станцию МЦК «Лихоборы». www.mskagency.ru. Дата обращения: 3 сентября 2022.

См. также

Источники

Ссылки