Алексеевская соединительная линия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алексеевская соединительная линия
Общая информация
Страна Россия
Расположение Москва
Тип соединительная, транзитная
Состояние действующая
Количество станций 3 (+2 крайние) (+ 3 о. п.)
Обслуживание
Дата открытия вторая половина 1850-х
Подчинение Московская железная дорога
(Московско-Смоленский и Московско-Курский регионы)
Технические данные
Протяжённость 12 км
Ширина колеи 1520 мм
Тип электрификации постоянный ток
Перейти к шаблону «Алексеевская соединительная линия» 
 Смоленское направление МЖД 
12,0
0,0
Москва-Пассажирская-СмоленскаяПереход на станцию «Белорусская» Замоскворецкой линииПереход на станцию «Белорусская» Кольцевой линии
9,0
СавёловскаяПереход на станцию «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линииПереход на станцию «Савёловская» Большой кольцевой линии
съезды в границах Москвы-Рижской
Марьина РощаПереход на станцию «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линииПереход на станцию «Марьина Роща» Большой кольцевой линии
съезды в границах Москвы-Рижской
4,0
РижскаяПереход на станцию «Рижская» Калужско-Рижской линииПереход на станцию «Рижская» Большой кольцевой линии
 к Москве-Пассажирской (III, IV пути) 
3,2
Локомотивное депо Москва-Курская
и Правительственный вокзал
2,2
Площадь трёх вокзаловПереход на станцию «Комсомольская» Сокольнической линииПереход на станцию «Комсомольская» Кольцевой линии
0,0
Москва-Пассажирская-КурскаяПереход на станцию «Курская» Арбатско-Покровской линииПереход на станцию «Курская» Кольцевой линииПереход на станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии
 Курское и Горьковское направления МЖД 

Алексе́евская соедини́тельная ли́ния — железнодорожная линия в Москве, соединяющая некоторые радиальные направления Московского железнодорожного узла и используемая для транзитного движения поездов между ними.

Проходит по Центральному, Северо-Восточному, границе между Центральным и Северным административными округами Москвы. Относится к Московской железной дороге (Московско-Смоленский и Московско-Курский регионы, граница по бывшему Алексеевскому посту, находящемуся ныне в границах станции Москва-Рижская).

Включает:

Участок линии между остановками Москва-Станколит и Рижская находится в границах станции Москва-Рижская (в том числе развязка с Рижским направлением и бывший пост Алексеевский). Участок с ответвлением на Савёловское направление находится в границах станции Москва-Бутырская.

По линии есть пригородное пассажирское движение:

Также линия используется:

  • высокоскоростным поездом «Сапсан» при следовании из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород и обратно.

Ранее линию также использовали:

  • пригородные пассажирские электропоезда со Смоленского на Курское направление,
  • один пригородный пассажирский электропоезд-экспресс с Горьковского направления до Каланчёвской,
  • поезда дальнего следования с Ленинградского на Курское направления (из Санкт-Петербурга и Мурманска в направлении Кавказа и Крыма, поезд № 601/602 Рыбинск — Москва)[2],
  • поезда дальнего следования с Ленинградского на Горьковское направление (из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород и далее)[2],
  • поезда дальнего следования со Смоленского на Горьковское направление (из Минска и Бреста в Новосибирск, ранее - вплоть до Иркутска),
  • поезд дальнего следования 109С сообщением Москва-Анапа (с пригородной платформы Белорусского вокзала на Курское направление).
  • Часть рейсов Аэроэкспресса Москва-Смоленская — Аэропорт Домодедово летом 2008 года.

Пригородное сообщение обслуживается поездами депо ТЧПРИГ-14 Лобня и ТЧПРИГ-3 Перерва.

История

Алексеевская соединительная линия изначально соединяла старый Нижегородский вокзал с Николаевской железной дорогой, к открытию Московско-Смоленской железной дороги в 1870 году была продлена до Смоленского вокзала.

В 90-х годах XIX века построена ветка, позволившая напрямую соединить Смоленский вокзал с линией из Петербурга (Царская ветка)[3].

В 1896 году на месте у нынешней платформы Каланчёвская было построено здание Императорского железнодорожного павильона для предполагавшегося приёма коронационного поезда Николая II.

В 1981 году первый путь Савёловского вокзала продлён на Алексеевскую линию к Белорусскому направлению, организовано транзитное движение пригородных поездов между Белорусским и Савёловским направлениями (транзитное движение дальних поездов существовало и до этого). В 2011 году рядом построены ещё один путь и платформа для двухпутного движения Аэроэкспресса и пригородных поездов.

В ноябре 2019 года было закрыто пригородное движение через платформы Савёловская и Станколит[1]. Движение поездов дальнего следования продолжалось до введения ограничений, связанных с распространением COVID-19 в России, однако после их отмены маршруты ранее проходивших через этот участок дальних поездов не будут включать в себя Алексеевскую соединительную ветвь — они пойдут через Восточный вокзал; маршруты поездов белорусского формирования после снятия ограничений будут вынесены на линии Смоленск — Тупик — Плеханово и Тула — Сызрань.

В ноябре 2019 года участок от Белорусского до Савёловского вокзала был включён в маршрут МЦД-1, а от Рижского до Курского — в МЦД-2[4].

Начало строительства эстакады для 3 и 4 пути на Комсомольской площади. Вид на каменный путепровод будет ею закрыт. (февраль 2020)

Развитие

Строительство путей для линии D4 между Каланчёвской и Курской (май 2022)

В феврале 2020 года началось строительство путепровода для 3 и 4 пути на Комсомольской площади для реализации проекта МЦД-4[5].

Развязки

Все пересечения с московскими улицами проходят в разных уровнях, за исключением улицы Двинцев (в продолжении — улица Складочная). Алексеевская соединительная линия пересекается с (по порядку от Курского вокзала):

Также имеется пешеходный мост, соединяющий Басманный и Хомутовский тупики.

См. также

Примечания

Ссылки