Уфа (станция)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Уфа
Абдулино — Уфа
Уфа — Кропачёво
Куйбышевская железная дорога
Регион ж. д. Башкирский регион
Дата открытия 1888[1]
Тип пассажирская, грузовая
Классность 1
Количество платформ 4
Количество путей 11
Тип платформ 1 боковая и 3 островных
Форма платформ прямые
Электрифицирована 1954
КропачёвоДёма[2]
Ток постоянный, =3кВ[2]
Архитекторы Ф. Ф. Эссен (1888);
М. А. Готлиб (1970)
Выход к Привокзальная пл.
Расположение  Россия,
 Уфа,
ул. Привокзальная пл., 3
Пересадка на А: 3, 74, 101;
Тм: 1, 7, 10.
Расстояние до Москвы 1621 км Яндекс.Расписания
Тарифная зона 0
Код станции 654504[3]
Код в «Экспресс-3» 2024600
Перейти к шаблону «Уфимский железнодорожный узел» 
Уфимский железнодорожный узел
↓↑=3кВ
   На Кропачёво
1656,0
55,0
Иглино
ОАО «Полиэф»
р.Таушка
Бирский тракт
Загородная
19,3
Бирский тракт
1653,9
1654 км
50,0
Пост 47 км
Бирский тракт
1648,8
Тауш
Бирский тракт
1645,2
1646 км
Лощинная
12,1
Новоуфимская
4,6
1642,5
Шакша
42,3
Баранцево
р.Уфа
1639,9
Правая Уфимка
Бензин
5,1
р.Шугуровка
Черниковка-Вос.
7,4
Бирский тракт
Шугуровка
4,3
36,0
Юрмаш
Вологодская ул. Т
2 км
1,6
1635,5
Спортивная
30,6
Пост 28 км
Черниковка
1633,9
Уфимское ш.
Парковая
1631,6
Пр-т Октября
р.Юрмаш
Городской Дворец Культуры
1628,5
23,3
Пост 21 км
Воронки
1625,5
Уфа
1620,4
Б. Шерстомойная ул.
Правая Белая
1617,6
18,5
Чёрное Озеро
р.Белая
р.Берсианка
Левая Белая
1613,9
Школьная ул.
Дёмское ш.
Дёма
1610,5
р.Берсианка
80К-031
11,5
Пост 9 км
Дёма-Южная
5,9
↓↑=3кВ
На Карламан  
1605,6
1606 км
 На Акбаш 
↓↑=3кВ
 На Абдулино 

Уфа́ (башк. Өфө) — железнодорожная станция Башкирского региона Куйбышевской железной дороги с вокзалом в городе Уфе[4][5][6][7].

Описание

Вокзал

Вокзал Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала Российских железных дорог. Обслуживает пассажиров поездов дальнего и пригородного сообщения Башкирского региона Куйбышевской железной дороги[4]. Объявления на вокзале звучат на русском и башкирском языках.

На станции четыре низкие пассажирские платформы без турникета: одна боковая и три островных. Платформы соединены недействующим подземным переходом, ведущим в вокзал 1970 года, и надземным переходом с эскалаторами KONE[8] и лифтами, ведущими на третий этаж вокзала 2005 года.

Вокзал соединён надземным переходом с травалатором через Привокзальную площадь с подземным переходом с эскалаторами (которые периодически не работают[9][10][11]), ведущим к автобусным и трамвайным остановкам общественного транспорта города.

Станция

Включает в себя локомотивное и вагонное депо[7]. На станции расположен железнодорожный вокзал с зданиями 1970 и 2005 годов, а также Уфимский магистральный сортировочный центр, подразделение Главного центра магистральных перевозок почты, филиала Почты России.

История

Вокзал

26 апреля 1886 года, рядом с Сафроновской пристанью на правом берегу реки Белой, на месте будущего вокзала, состоялись торжественные молебны и закладка здания железнодорожного вокзала в стиле эклектики по проекту архитектора Ф. Ф. Эссена в связи со строительством Самаро-Уфимской железной дороги. Построен в 1888 году[4][6][12].

8 сентября 1888 года, после торжественного открытия Дёмского железнодорожного моста, на вокзал прибыл первый паровой поезд, где Министр путей сообщения Российской империи К. Н. Посьет поднял флаг станции Уфа[13][14].

29 июня 1904 года Император Николай II посетил Уфу по пути из Санкт-Петербурга на Урал, где провел три часа на перроне вокзала, не выезжая в город[15][16].

В 1967 году первое здание вокзала снесено (хотя ломать старое здание не было необходимости)[6].

В 1970 году по индивидуальному проекту архитектора М. А. Готлиба «Мосгипротранс» построен новый вокзал[17].

С 1890 года вокзал находился в ведении управления Самаро-Златоустовской железной дороги (с 1936 года — имени В. В. Куйбышева), с 1949 года — Уфимской железной дороги, с 1959 года — Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги, с 2003 года — Башкирской дирекции по обслуживанию пассажиров структурного подразделения Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров, с 2007 года — Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала Российских железных дорог[4].

В 2012 году работало 239 человека; объём пассажирского движения составил 50 пар пассажирских поездов дальнего следования (в том числе 10 — формирования Башкирского региона Куйбышевской железной дороги) и 19 пар пригородных поездов в сутки; отправлено 1,7 млн. пассажиров, из них 1,0 млн. — поездами дальнего следования[4].

Реконструкция

Реконструкция вокзала началась в 2004 году[18][19]. С 2005–2006 годов вокзал реконструируется в два этапа: к северной стороне вокзала, на месте снесённого здания пригородных касс, пристроен корпус, с надземными пешеходными переходами, который используется на данный момент как главный корпус вокзала. Реконструкция сопровождается финансовыми скандалами и неоднократным замораживанием работ[6][20][21][22].

Первый этап реконструкции вокзала должен был быть завершён к 1 июня 2020 года, второй этап — до 2022 года[23][24]. В 2022 году проект по реконструкции вокзала включён перечень приоритетных[25].

Поезда дальнего следования

Ежедневно вокзал обслуживает более 40 поездов дальнего следования и около 50 пригородных электропоездов. По графику 2020 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования[26]:

Круглогодичное движение поездов

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
11 Владивосток — Самара 12 Самара — Владивосток
13 «Южный Урал» Челябинск — Москва 14 «Южный Урал» Москва — Челябинск
59 Новокузнецк — Кисловодск 60 Кисловодск — Новокузнецк
83 Караганда — Москва 84 Москва — Караганда
87 Нижневартовск — Самара 88 Самара — Нижневартовск
97 Тында — Кисловодск 98 Кисловодск — Тында
101 Нижневартовск — Пенза 102 Пенза — Нижневартовск
103 Уфа — Саратов 104 Саратов — Уфа
127 Красноярск — Адлер 128 Адлер — Красноярск
129 Красноярск — Анапа 130 Анапа — Красноярск
133 Томск — Анапа 134 Анапа — Томск
141 Екатеринбург — Симферополь 142 Симферополь — Екатеринбург
143 Нижневартовск — Уфа 144 Уфа — Нижневартовск
147 Нижневартовск — Астрахань 148 Астрахань — Нижневартовск
317 Караганда — Барановичи 318 Барановичи — Караганда
331 Новый Уренгой — Уфа 332 Уфа — Новый Уренгой
347 Уфа — Санкт-Петербург 348 Санкт-Петербург — Уфа
351 Приобье — Уфа 352 Уфа — Приобье
373 Тюмень — Махачкала 374 Махачкала — Тюмень
381 Уфа — Ташкент 382 Ташкент — Уфа
391 Челябинск — Москва 392 Москва — Челябинск
609 Уфа — Ульяновск 610 Ульяновск — Уфа
675 Уфа — Сибай 676 Сибай — Уфа

Сезонное движение поездов

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
205 Иркутск — Анапа 206 Анапа — Иркутск
229 Северобайкальск — Анапа 230 Анапа — Северобайкальск
235 Тында — Анапа 236 Анапа — Тында
243 Новокузнецк — Анапа 244 Анапа — Новокузнецк
289 Екатеринбург — Анапа 290 Анапа — Екатеринбург
425 Челябинск — Калининград 426 Калининград — Челябинск
453 Уфа — Новороссийск 454 Новороссийск — Уфа
455 Челябинск — Новороссийск 456 Новороссийск — Челябинск
457 Челябинск — Анапа 458 Анапа — Челябинск
461 Уфа — Адлер 462 Адлер — Уфа
477 Челябинск — Адлер 478 Адлер — Челябинск
503 Уфа — Анапа 504 Анапа — Уфа
537 Уфа — Адлер 538 Адлер — Уфа
589 Новый Уренгой — Тюмень — Адлер 590 Адлер — Тюмень — Новый Уренгой

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М. : Транспорт, 1981
  2. 2,0 2,1 История электрификации железных дорог СССР. Дата обращения: 12 августа 2015. Архивировано 31 января 2013 года.
  3. Справочник станций РЖД
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 А. Н. Безденежных. Железнодорожный вокзал Уфа // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8.
  5. Е. Г. Андреева, А. Н. Безденежных, В. Л. Круль, Н. Г. Ризванов. Вокзалы // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 С. Г. Синенко. «Уфа» железнодорожный вокзал // Уфа старая и новая : популярная иллюстрированная энциклопедия. — Уфа : Государственное республиканское издательство «Башкортостан», 2007. — 272 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8258-0236-7.
  7. 7,0 7,1 В. Г. Лончаков. Башкирский регион Куйбышевской железной дороги // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8.
  8. Эскалаторы на железнодорожном вокзале в Уфе отремонтируют до конца года. mkset.ru. Дата обращения: 19 августа 2019. Архивировано 15 июля 2019 года.
  9. Эльмира Гимаева. Известно, когда на железнодорожном вокзале в Уфе отремонтируют все эскалаторы. bash-news.ru. Дата обращения: 15 июля 2019. Архивировано 15 июля 2019 года.
  10. Жители Уфы жалуются на проблемы с эскалаторами на железнодорожном вокзале. Рамблер/новости. Дата обращения: 19 августа 2019. Архивировано 15 июля 2019 года.
  11. Что стало причиной запустения перехода у Железнодорожного вокзала?. allufa.ru. Дата обращения: 19 августа 2019. Архивировано 15 июля 2019 года.
  12. С. Ю. Семёнова. Об уфимских архитекторах // Аксаковские чтения : сборник. — Уфа, 1996. — № I. — С. 37–44.
  13. Как министр путей сообщения Российской империи открывал в Уфе железную дорогу - Архив печати. www.bashinform.ru. Дата обращения: 15 мая 2022. Архивировано 15 мая 2022 года.
  14. 117 лет назад в Башкирии появилась железная дорога. 8 сентября 1888 года к уфимскому вокзалу прибыл первый поезд – небольшой паровоз привёз на только что открывшуюся станцию три вагона.
  15. ГТРК «Башкортостан», Нормундс Калькис. Какой след Николай II оставил в истории Уфы? (рус.) ?. ГТРК «Башкортостан» (24 июля 2018). Дата обращения: 15 мая 2022.
  16. Минкульт РФ включил Уфу в «императорский маршрут» для туристов. Архивировано 5 августа 2019 года. Дата обращения 15 мая 2022.
  17. 120 лет назад в Уфе появился первый железнодорожный вокзал. www.bashinform.ru. Дата обращения: 15 мая 2022. Архивировано 15 мая 2022 года.
  18. На реконструкцию железнодорожного вокзала Уфы выделено ещё 94,8 млн рублей. AiF (26 июня 2019). Дата обращения: 15 мая 2022. Архивировано 19 июля 2019 года.
  19. Реновация продолжается (15.06.2019).
  20. В Уфе реконструировали железнодорожный вокзал. Что изменилось для пассажиров? (англ.). UTV. Дата обращения: 15 мая 2022. Архивировано 25 сентября 2021 года.
  21. Электронная очередь и бизнес-зал. Каким станет железнодорожный вокзал Уфы после реконструкции? (англ.). UTV. Дата обращения: 15 мая 2022.
  22. 94,8 МЛН РУБ. ВЫДЕЛЯТ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ УФИМСКОГО Ж/Д ВОКЗАЛА (рус.) ?. rbctv-ufa.ru. Дата обращения: 15 мая 2022.
  23. Первый этап реконструкции ж/д вокзала Уфы завершится к июню. realty.interfax.ru. Дата обращения: 15 мая 2022.
  24. Когда завершится реконструкция железнодорожного вокзала Уфы?. AiF (18 июня 2019). Дата обращения: 15 мая 2022. Архивировано 15 мая 2022 года.
  25. Проект реконструкции уфимского жд-вокзала вошел в перечень приоритетных. www.kommersant.ru (26 апреля 2022). Дата обращения: 15 мая 2022. Архивировано 15 мая 2022 года.
  26. Расписание поездов на станции Уфа. Дата обращения: 29 октября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.

Ссылки