Перейти к содержанию

Калининград-Пассажирский

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Калининград-Пассажирский
Калининградская железная дорога
Здание вокзалаЗдание вокзала
54°41′40″ с. ш. 20°29′54″ в. д.HGЯO
Дата открытия 1929, 1949[1]
Прежние названия Кёнигсберг-Главный (нем. Königsberg Hauptbahnhof, до 1946)
Количество платформ 6
Количество путей 11
Выход к Площадь Калинина
Расположение  Россия, Калининград
Код станции 100016
Код в «Экспресс-3» 2058001
Герб Объект культурного наследия РФ
Перейти к шаблону «Мамоново — Чернышевское» 
Мамоново — Чернышевское
На Эльблонг
На Ольтштын-Главный
?,0
Бранево
1339,0
1340,0
1334,6
Мамоново
1333,0
1333 км
1327,0
Знаменка-Новая
1322,0
Приморское-Новое
1318,0
Сосновый Бор
1314,1
Ладушкин
1311,6
1312 км
1306,5
1307 км
1304,9
1305 км
1301,0
Светлое
?
1298 км
1296,0
Голубево
На ст. Дзержинскую-Новую
Голубые Озера
1289,0
Калининград-Мамон.
1288,0
Киевская
На Калининград-Сев.
На Балтийск
Мамоновский парк
1285,0
00,0
Калининград-Пасс.
Калининград-Сорт.
Ранжирный парк
Сортировочная горка
3,5
4 км
4,4
Дзержинская-Новая
5,8
6 км
На ст. Голубево
9,0
Отважное
13,3
Владимиров
17,5
18 км
20,0
20 км
21,0
21 км
22,0
Стрельня-Новая
На ст. Долгоруково-Западное
36,8
Багратионовск
40,0
41,0
?,0
Бартошице
На Корше
1280,0
Айвазовский
ПМС-93
1275,5
Луговое-Новое
1271,0
1271 км
1266,3
Комсомольск-Западный
1257,0
Озерки-Новые
1252,0
1252 км
1245,1
Гвардейск
1235,3
Знаменск
1225,0
Пушкарёво
1213,9
Междуречье
1206,8
Пастухово-Новое
На Корше
?,0
Скандава
49,0
48,0
44,6
Железнодорожный
38,0
о.п. Озерки-Вольные
31,0
ст. Мозырь-Новый
24,0
ст. Фрунзенское
20,0
о.п. Листовое
13,5
Угрюмово-Новое
8,9
Пост 9 км
До поста 1188 км
7,3
о.п. 8 км
6,2
Красновка
3,8
о.п. 4 км
Западный парк
1196,5
00,0
Черняховск
Восточный парк
1192,0
1192 км
11,4
ст. Овражная-Новая
22,0
ст. Калужское
27,2
о.п. Вишневое
33,5
ст. Жилино-Новое
41,5
о.п. Артемовка
48,1
ст. Барсуковка
На Калининград-Сев.
+13,4
Неман-Новый
53,8
125,6
Советск
58,0
59,0
65,0
Пагегяй
На Шяуляй
На Клайпеда
1191,0
1191 км
До ст. Пастухово-Новое
1188,0
Пост 1188 км
1182,0
Веселовка
1180,0
1180 км
1176,0
1176 км
1170,4
Гусев
1167,0
1167 км
1163,0
1163 км
1155,9
Дивное-Новое
1144,9
00,0
Нестеров
+37,3
ст. Краснолесье
1134,0
Чернышевское
1133,0
1132,0
1131,0
123,3
Кибартай
На Вильнюс

Калинингра́д-Пассажи́рский (Южный вокзал) — железнодорожная станция в Калининграде, главный вокзал города. Обслуживает пассажирские поезда ближнего и дальнего следования. Единственная станция Калининградской железной дороги, имеющая высокие платформы. Комплекс зданий пассажирского терминала признан объектом культурного наследия народов РФ регионального значения и охраняется государством[2].

Краткая характеристика

К платформе № 6 вокзала подходит железнодорожный путь с европейской шириной колеи, куда ранее прибывали поезда из Польши и Германии. Пригородные направления на курортные города Светлогорск и Зеленоградск (платформы 1 и 2 вокзала) электрифицированы, по ним ходят пригородные электропоезда «Ласточка». Остальные направления не электрифицированы и обслуживаются тепловозной тягой[3].

Вокзал расположен на площади Калинина. Рядом с Южным вокзалом расположен автовокзал.

В западной части станции стоит единственный в России диспетчерский пост европейского образца (нависающий над путями наподобие арки).

Архитектура

Здание вокзала построено из кирпича с использованием железобетонных конструкционных элементов (железобетонные элементы не видны снаружи, здание облицовано глазурованным лицевым кирпичом). Перроны перекрыты трёхсводчатым дебаркадером длиной 178 метров и шириной 120 метров. Из здания вокзала к перронам ведут два подземных перехода.

Надпись на крыше вокзала выполнена из стали с нитридтитановым покрытием производственным предприятием «Светлый дом».

На фасаде вокзала сохранился герб РСФСР.

История

К концу XIX века Кёнигсберг стал важным узлом железнодорожной сети. Железные дороги шли из Кёнигсберга в разных направлениях — в центральную Германию, Польшу, Россию, Прибалтику. Однако главного вокзала, где сходились бы железные дороги разных направлений, в городе не было. Железные дороги разных направлений обслуживались отдельными небольшими вокзалами.

Идея о строительстве центрального вокзала появилась ещё в 1896 году, но конкретный план был готов только к 1914 году. Однако его осуществлению помешала начавшаяся в том году Первая мировая война.

Строительство главного вокзала началось только в 1920 году, а его торжественное открытие состоялось 19 сентября 1929 года.

Вокзал продолжал нормально функционировать до 21 января 1945 года. В ходе боёв за город станция значительно пострадала, поэтому после окончания войны вокзал не действовал, а роль главной пассажирской станции временно выполняла сортировочная станция. Повторное открытие главного вокзала состоялось только в 1949 году.

Первая крупная реконструкция вокзала состоялась только в 2003 году. Были реконструированы внутренние помещения (кассы, зал ожидания, кафе). Фойе вокзала было украшено новыми люстрами и фонтаном, были облагорожены подземные переходы, ведущие к перронам. На фасаде и в фойе вокзала были установлены точные часы.

В то же время общий архитектурный облик вокзала остался неизменным.

Дальнее сообщение

Указаны только поезда сообщением с остальной частью России и странами СНГ. Звёздочкой отмечены поезда, курсирующие только в летний период.

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
29 «Янтарь» Москва — Калининград 30 «Янтарь» Калининград — Москва
79 Санкт-Петербург — Калининград 80 Калининград — Санкт-Петербург
147* Москва — Калининград 148* Калининград — Москва
359 Адлер — Калининград 360 Калининград — Адлер
425* Челябинск — Калининград 426* Калининград — Челябинск

С 6 апреля по 1 июля 2020 года в связи с пандемией COVID-19 все поезда дальнего следования были отменены. С 1 июля 2020 года возобновлено движение поездов №30/29, №80/79, с 22 августа того же года - поезда №360/359. С 21 июля 2022 года возобновлено движение поезда №148/147. При этом движение поезда №426/425 возобновлено не было (по состоянию на сентябрь 2022 года).

Фото

Примечания

  1. Коллектив авторов. Глава 6. Транспорт // Кёнигсберг Калининград: иллюстрированный энциклопедический справочник / Под общей редакцией А. С. Пржездомского. — Калининград: Янтарный сказ, 2005. — С. 448—449. — 800 с. — ISBN 5 7406 0840 5.
  2. Приложение № 1 к постановлению Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года № 799. Дата обращения: 29 июня 2020. Архивировано 29 июня 2020 года.
  3. Карта железных дорог СНГ и Прибалтики (недоступная ссылка). parovoz.com. Дата обращения: 20 августа 2016. Архивировано 4 января 2013 года.

Ссылки