Тайга (станция)
Станция | |
Тайга | |
---|---|
Юрга I — Тайга Тайга — Белый Яр Тайга — Мариинск | |
Западно-Сибирская железная дорога | |
![]() | |
56°03′45″ с. ш. 85°37′31″ в. д.HGЯO | |
Дата открытия | 1898[1] |
Тип | участковая |
Количество платформ | 3 |
Тип платформ | боковая, островные |
Форма платформ | прямая |
Ток | постоянный, 3 кВ |
Расположение | г. Тайга, Кемеровская область |
Расстояние до Москвы |
3455 км |
Расстояние до Томск I | 79 км |
Тарифная зона | 0 |
Код станции | 88670[1] |
Код в АСУЖТ | 873308 |
Код в «Экспресс-3» | 2028180 |
|
Тайга́ — участковая узловая железнодорожная станция Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги. Расположена на территории города Тайга Кемеровской области. Находится на 3565-м[источник не указан 1037 дней] км Транссибирской магистрали. Начало Томской ветви.
История

Железнодорожная станция Тайга была построена при строительстве Средне-Сибирской железной дороги Великого Сибирского пути на 222-й версте от Кривощёково и 1554-й версте от Челябинска на участке от Новониколаевска до Красноярска. Одновременно от станции строилась до города Томска, тогда административного центра Томской губернии, тупиковая Томская ветвь с конечной станцией Черемошники. Окончание строительства — 1896 год[2]. Открытие работы и регулярного сообщения — 1898 год[3]. По состоянию на конец XIX века станция Тайга относилась к III классу. Название станции происходит от глухой таёжной местности места строительства[2].
После завершения строительства Транссиба на Средне-Сибирском участке являлся безымянным разъездом, откуда уходила железная дорога на Томск. Позднее[когда?] разъезд был назван Томск-Таёжный[источник не указан 1038 дней], а в 1913 году[источник не указан 1038 дней] — преобразован в станцию Тайга[4][неавторитетный источник?].
В проектировании и строительстве станции принимал участие русский инженер и писатель Гарин-Михайловский.
В 1913 году отправлено 2153 тонн груза, принято 7070 тонн груза, продано 92 256 пассажирских билетов.
После строительства обходной железной дороги и сооружения[когда?] ещё одной станции в городе Тайга (станция Тайга II) долгое время станция называлась Тайга I[источник не указан 1038 дней]. Однако в 1990-е годы после частичного демонтажа обходной дороги и преобразования Тайги II в разъезд, станция вновь стала называться Тайгой (без числительного)[источник не указан 1038 дней].
Во времена использования паровозов для них требовалось много воды. Сначала её пытались добывать с помощью скважин и подавать на гидроколонки через типовые водонапорные башни. Но со временем воды стало катастрофически не хватать, и пришлось строить водовод с реки Яя, где построили плотину и насосную станцию[4].
В 1918 году жители Тайги совершили героический поступок, вступившись за заключенных на поезде из Самары, известном также как «Самарский поезд смерти». Горожане отказались пустить состав дальше, пока в вагонах не будут установлены печи и нары, что и было выполнено.[5]
Вокзал
Вокзал станции островного типа, выстроен[когда?] в модерновом стиле и имеет островное расположение. С южной стороны вокзала проходит основной маршрут Транссиба, с северной стороны начинается Томская ветвь. Пути с северной стороны вокзала используются в основном для грузовых поездов, пассажирские поезда в Томск отходят с южной стороны вокзала и ещё следуют 2 км по Транссибу до Западного переезда прежде, чем повернуть в Томск.
Пассажирское движение
Дальнее следование по станции
По состоянию на декабрь 2020 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования:
- Круглогодичное движение поездов
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
---|
- Сезонное движение поездов
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
---|
Грузовая работа станции
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Известные жители
В Тайге провёл детство русский советский писатель В. А. Чивилихин (1928—1984). Он жил на станции, бомжевал или играл под вагонами?[уточнить]
Здесь[где?] родился историк японского театра А. Д. Мейсельман (1900-1937). В зале ожидания вокзала?[уточнить]
Упоминание в искусстве
Станции посвящена песня московской группы «Происшествие» «На станции Тайга» (2010, слова и музыка Алексея Караковского)[6].
На станции Тайга всю ночь стоят составы,
На станции Тайга ветер рвёт провода,
Внутри меня война, ведь ты вчера сказала:
«Убей в себе врага, убей в себе врага!»
В этих ссыльных краях ускользнуть не удастся,
И нет смысла брать в плен, мы и так здесь в плену,
На морозе любовь примерзает к пальцам,
Это танцы на льду, танцы мёртвых на мёртвом льду!
-
Памятник-паровоз П36-0192, исторический объект культурного наследия
-
Водонапорная башня, архитектурный объект культурного наследия и восстановительный поезд
-
ВЛ10, локомотивное депо
-
Станция Тайга, юго-восточная часть
-
Тайга в метель
Тайга — Белый Яр |
---|
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Архангельский А. С. Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР (Справочник, книга 2) // М.: Транспорт, 1981. — 360 с. — С. 152.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Дмитріев-Мамонов А. И., Здзярский А. Ф. Путеводитель по Великой Сибирской желѣзной дорогѣ. Изданіе Министерства путей сообщенія (с 2 фототипіями, 360 фототипогравюрами, 4 картами Сибири, 3 планами городовѣ) // СПб: Товарищество художественной печати, 1900. — 600 с. — С. 294, 295.
- ↑ Тайга // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017. (Тайга // Социальное партнёрство — Телевидение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 584. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2.).
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Станция Тайга-1 Западно-Сибирской железной дороги . Дата обращения: 18 июля 2008. Архивировано 26 августа 2009 года.
- ↑ «Поезд смерти» // Документы . scepsis.net. Дата обращения: 7 декабря 2017. Архивировано 8 декабря 2017 года.
- ↑ Официальный сайт группы «Происшествие» Архивировано 23 сентября 2015 года.
Литература
- Тайга, станция Сибирской железной дороги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Дмитріев-Мамонов А. И., Здзярский А. Ф. Путеводитель по Великой Сибирской желѣзной дорогѣ. Изданіе Министерства путей сообщенія (с 2 фототипіями, 360 фототипогравюрами, 4 картами Сибири, 3 планами городовѣ) // СПб: Товарищество художественной печати, 1900. — 600 с. — С. 294, 295.