Улан-Удэ (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Улан-Удэ
Транссибирская магистраль
ИркутскЗаудинский
Восточно-Сибирская железная дорога
Вид на привокзальную площадь и здание вокзалаВид на привокзальную площадь и здание вокзала
51°50′27″ с. ш. 107°34′58″ в. д.HGЯO
Регион ж. д. Улан-Удэнский
Дата открытия 1900 год[1]
Прежние названия Верхнеудинск
(до 1935 года)
Тип участковая
Классность 1
Количество платформ 3
Количество путей 8
Тип платформ боковая и островные
Форма платформ прямая
Длина платформ, м 530
Ширина платформ, м 6
Электрифицирована 1969[2]
Ток ~ 25 кВ
Выход к ул. Революции 1905 года
Расположение Улан-Удэ
Пересадка на А: 4, 23
Расстояние до Москвы 5640 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Наушек 256 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Владивостока 3650 км Яндекс.Расписания
Перейти к шаблону «Выдрино — Петровский Завод» 
На Иркутск-Пасс.
5383,2
Выдрино
5386,5
о.п. Толбазиха
5390,0
о.п. 5390 км
5392,0
о.п. Мамай
5396,0
о.п. 5396 км
5399,0
о.п. Речка Выдрино
р. Выдриная
5405,3
Кедровая-Сиб.
р. Аносовка
5410,0
о.п. 5410 км
5412,8
о.п. 5413 км (Дулиха)
5419,4
Танхой
5420,8
о.п. 5421 км
5423,0
о.п. Речка Переёмная
5428,0
о.п. 5428 км
5430,3
Переёмная
5433,0
о.п. 5433 км
5437,0
о.п. Малиновка
5439,3
о.п. Осиновка
5442,2
о.п. Прибой
5448,0
о.п. 5448 км
5449,1
о.п. 5450 км
5398,7
о.п. Речка Мишиха
р. Мишиха
5455,5
Мишиха
5463,0
о.п. Коврижка
5466,7
Клюевка
5468,1
о.п. Посёлок Клюевка
5469,8
о.п. 5470 км
5472,0
о.п. 5472 км
5476,6
Мысовая
5481,7
Тельная
5485,9
Гремячий
5488,4
Мантуриха
5492,0
о.п. 5492 км
5493,1
Сухой Ручей
5498,8
Боярский
5501,6
Поворот
5505,4
Култушная
5508,0
Абрамиха
5512,1
Байкальский Прибой
5520,8
Большая Речка
5523,8
Посольская
5527,4
Песчаный карьер
5535,1
Еловка
5538,2
о.п. Речка Тимлюй
5542,9
Тимлюй
5548,6
Нюки
5552,5
о.п. Береговой
5559,0
о.п. 5560 км
5561,5
Селенга
5563,5
Первая площадка
5568,7
Таракановка
5573,2
Мостовка
5577,7
5578 км
5582,1
Таловка
5584,1
Троицкое
5589,5
Лесовозный
5593,3
Ильинка
5602,7
Татаурово
5606,8
о.п. 5607 км
5609,4
Мандрик
5612,3
5613 км
5614,0
Колос
5615,3
Петуховка
5618,8
Мостовой
5620,4
Сосновый Бор
5624,8
Учитель
5627,0
Солнечная
5627,9
Зенит
5629,7
Сотниково
5633,5
Дивизионная
5636,8
Стеклозавод
5640,6
Улан-Удэ
5645,5
пост 5647 км
5648,6
Заудинский
На Наушки
Пост 5652 км
5651,4
Южлаг
5653,2
Грузовой Двор
5656,6
Тальцы
5659,9
Дачная
5663,8
5664 км
5666,2
Колхозный
5671,7
5672 км
5674,3
База ПМС
5676,3
Онохой
03К-010
5678,7
Лесокомбинат
5681,4
о.п. Бройлерная
5687,0
Сад Локомотив
5689,8
5690 км
5694,6
о.п. 5695 км
5697,7
Заиграево
5709,3
о.п. 5710 км
+1,4
Парк путей
5711,3
Челутай
+10,8
Татарский Ключ
+21,0
Карьерная
+41,6
Шабур
+57,3
Цаган-Дабан
+63,1
62 км
+71,7
Тугнуй
5721,1
Илька
5723,9
о.п. 5724 км
5735,5
Новоильинский
5743,7
о.п. Затяжной
5749,8
Горхон
5764,2
Кижа
5709,3
о.п. Тяшинский
5723,9
о.п. 5779 км
5780,0
5781,0
5783,9
Петровский Завод
На Чита II

Ула́н-Удэ́ — станция Восточно-Сибирской железной дороги в городе Улан-Удэ — столице Бурятии, открыта в 1900 году. Главный железнодорожный вокзал города.

Описание

Крупный пассажирский транспортно-пересадочный железнодорожный узел. Находится на участке Иркутск — Заудинский Восточно-Сибирской железной дороги. По характеру основной деятельности станция отнесена к 1-му классу[3]. Имеет сложное путевое развитие, включающее два главных пути, приёмо-отправочные парки в обоих направлениях, местный парк. К станции примыкают путевое хозяйство локомотивного депо ТЧЭ-7 Улан-Удэ, пункт технического осмотра вагонов, пути отделения резерва проводников, восстановительного и пожарного поездов, а также подъездные пути ряда промышленных предприятий города.

У большинства проходящих через станцию составов пассажирских поездов дальнего следования производится смена локомотивных бригад, локомотивов и их экипировка. Технический осмотр грузовых и пассажирских составов, операции по обслуживанию подъездных путей. Сортировка и формирование — расформирование участковых и сборных поездов производится, как правило, на станции Тальцы.

История

В конце XIX века город Верхнеудинск считался отсталой окраиной Российской империи. В местной промышленности преобладали кустарные мелкотоварные производства. Согласно переписи 1897 года большая часть местных жителей была занята в сельском хозяйстве. Мощным толчком для развития города и края стало строительство Транссибирской железной дороги, обусловленное известной «концепцией модернизации Сибири», предполагающей активное транспортное строительство и освоение новых земель в Сибири[4].

Железнодорожная станция и вокзал Верхнеудинск Забайкальской железной дороги были построены и сданы в эксплуатацию в конце XIX века на линии Мысовая — Сретенск тогдашней Великой Сибирской магистрали. В 1898 году было построены локомотивные сараи и мастерские.

Первый поезд прибыл на станцию 15 (27) августа 1899 года. В 1900 году локомотивный парк депо станции Верхнеудинск состоял уже из 30 паровозов. Из них: 2 паровоза серии Р, 24 паровоза серии К. Ещё 4 паровоза серии Т находились в оборотном депо на станции Мысовая[5].

По случаю прибытия на ст. Верхнеудинск 15 числа августа первого железнодорожного поезда Городская Управа покорнейше просит жителей города в это число украсить свои дома флагами и вечером иллюминировать.

Верхнеудинская Городская Управа (13 августа 1899 г.)[6]

В 1923 году на станции была построена электростанция — керосиновое освещение заменено электрическим. В 1932—1934 годах введены в строй два новых корпуса депо, котельная, механический цех. После переименования города в сентябре 1935 года название изменено на станцию Улан-Удэ приказом № 209 Народного комиссара путей сообщения[7][5].

Современное здание пассажирского вокзала сдано в эксплуатацию 18 октября 1938 года[8]. С началом Великой Отечественной войны на станции был создан линейный комитет Красного Креста и санитарная дружина. В начале 1942 года был сформирован военно-санитарный поезд № 281 который совершил более 40 рейсов с тяжело ранеными бойцами и командирами Красной Армии[9].

В 1944 году в Улан-Удэнское депо начали поступать паровозы серии «Еа» с механической подачей угля. После Великой Отечественной войны в депо было около 50 паровозов серии «Е-а» для грузового движения и 15 пассажирских локомотивов «С-у»[10]. Станция была электрифицирована на переменном токе; примыкающие двухпутные перегоны с 1955 по 1958 год были оборудованы односторонней автоблокировкой, с запада Дивизионная — Улан-Удэ, с востока Улан-Удэ — Блокпост 5647 км. В середине 1950-х годов вместо паровозов серии «Е» начали эксплуатироваться паровозы серии «Л». В 1961 году начали поступать первые тепловозы ТЭ3. Первый электровоз прибыл на станцию 30 декабря 1969 года[11][12].

В 1969 году была электрофицирована линия Мысовая — Улан-Удэ, а в 1970 году была электрофицирована линия Улан-Удэ — Петровский Завод[2][13].

Пассажирское движение

На станции останавливаются все пассажирские и пригородные поезда. Ежедневно станция обслуживает не менее 8-10 пар пассажирских поездов дальнего следования.

Со станции регулярно отправляются пригородные электропоезда до станций Таловка, Мысовая, Петровский Завод. В здании вокзала можно приобрести железнодорожные билеты на поезда дальнего следования международного сообщения1.

Основные направления

Страна Пункт назначения
Россия Москва, Владивосток, Иркутск, Новосибирск, Нерюнгри, Омск, Хабаровск, Чита
Китай1 Пекин
Монголия1 Улан-Батор

1 — В связи с распространением коронавирусной инфекции введены ограничения при пересечении государственных границ. Эти поезда временно отменены до особого указания[14].

Перевозчики и расписание

Перевозчик Дистанция Расписание
Российские железные дороги, (ФПК) Дальнее следование РЖД
Китайские железные дороги
Монгольские железные дороги
Байкальская пригородная пассажирская компания Пригородное сообщение БППК

Персоналии

Деятельность

  • Продажа пассажирских билетов. Приём и выдача багажа
  • Приём и выдача повагонных отправок грузов на открытых площадках
  • Приём и выдача мелких отправок грузов (крытые склады)
  • Обработка повагонных и мелких отправок на подъездных путях

Достопримечательные места и памятники

Изображение Наименование объекта Адрес ЕГРОКН
Здание железнодорожной больницы (начало XX века) ул. Революции 1905 г., 40 Герб ОКН
Железнодорожная водонапорная башня (конец XIX века) территория станции Герб ОКН
Памятник воинам-рабочим и служащим локомотивного депо, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны Герб ОКН
Здание старого паровозного депо, где в годы трёх русских революций проходили революционные выступления Герб ОКН
Памятник красногвардейцам-железнодорожникам, павшим в борьбе за власть Советов Герб ОКН

Примечания

Литература

Статьи и публикации

Ссылки