Крюково (станция)
Станция | |
Крюково | |
---|---|
Ленинградское направление | |
Октябрьская железная дорога | |
![]() | |
55°58′47″ с. ш. 37°10′25″ в. д.HGЯO | |
ДЦС | 1 |
Регион ж. д. | Московский |
Дата открытия | 1851 год[1] |
Проекты переименования | Зеленоград[2] |
Тип | промежуточная |
Классность | 2 |
Количество платформ | 3 |
Количество путей | 5 |
Тип платформ | высокие, 1 боковая (№ 1) и 2 островные (№ 3 и № 4) |
Форма платформ | изогнутые |
Прилегающие перегоны | Сходня — Крюково (4), Крюково — Поварово I (2) |
Выход к |
на Привокзальную площадь (юго-запад), на Крюковскую площадь (северо-восток) |
Расстояние до Санкт-Петербурга |
611,2 км |
Расстояние до Москвы |
40 км |
Тарифная зона | 5 |
Код в АСУЖТ | 060433 |
Код в «Экспресс-3» | 2006200 |
Крю́ково — железнодорожная станция на главном ходу Октябрьской железной дороги (Ленинградском направлении) в Зеленоградском административном округе города Москвы, главный транспортно-пересадочный узел округа.
Станция входит в Московский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Октябрьской дирекции управления движением. По основному характеру работы является промежуточной, по объёму работы отнесена ко II классу.
Время в пути от Ленинградского вокзала около 50—60 минут для обычных пригородных поездов и около 30—40 минут для пригородных экспрессов.
Информация
Значительный объём работы станции составляет приём и отправление пассажиров в пригородном сообщении — на 2021 год годовой объём пассажирского движения составлял 16,2 млн чел.[3]. Важной составляющей работы станции является также пропуск грузовых поездов и пассажирских поездов дальнего следования.
По состоянию на 31 июля 2022 года на станции также останавливаются два поезда дальнего следования «Ласточка»: №725Ч (Санкт-Петербург — Москва) на 1 минуту и №726Ч (Москва — Санкт-Петербург) на 10 минут.
История
Станция Крюково открыта в 1851 году, принадлежала к III классу. Названа по деревне Крюково, располагавшейся северо-восточнее. В последней четверти XIX века на станции были построены две деревянные платформы с вокзалом, водонапорная башня, здание для хранения паровозных машин, возник маленький посёлок из двух жилых казарм для рабочих и служащих железной дороги[4]. Для снабжения паровозов водой в 1861 году к северу от станции на реке Сходня был устроен пруд (ныне — пруд Водокачка, также известный как Школьное озеро).
В 1938 году деревня Крюково, разросшийся посёлок железнодорожников и деревня Скрипицыно были объединены в посёлок Крюково, и станция стала полностью окружена его территорией.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году в ходе боёв за Крюково исторические строения станции были разрушены.
В 1958—1960 годах к северу от станции был основан город Зеленоград. В 1970 году при расширении границ города в его состав вошли территории к северу от станции (ныне районы Старое Крюково и Силино), а в 1987 году — территории к югу от станции (ныне район Крюково), и станция оказалась полностью на территории города.
Описание
Станция состоит из:
- пассажирского парка — приёмо-отправочные пути около пассажирских платформ;
- парка отстоя — пути напротив 14 микрорайона.
Основные строения станции:
- со стороны Нового города (с запада на восток):
- турникеты и дополнительные кассы;
- основные кассы пригородного сообщения (запланированы на демонтаж для строительства южного вестибюля конкорса);
- площадка для строительства южного вестибюля конкорса;
- основное здание (1950 года постройки) в центре станции;
- пост централизации в восточной части;
- со стороны Старого города (с запада на восток):
- кассы пригородного сообщения (на некотором отдалении от платформ);
- строящийся северный вестибюль конкорса;
- 3 платформы и 5 путей для приёма пригородных пассажирских электропоездов;
- 2 подземных перехода — западный (широкий, на частичной реконструкции) и закрытый центральный (узкий, запланирован к полному засыпанию);
- 1 временный надземный переход в западной оконечности платформ станции.
Платформы и пути имеют следующий порядок со стороны Нового города (Привокзальной площади):
- старая платформа 1, боковая, для поездов на Москву (запланирована на демонтаж):
- путь 1;
- старая платформа 3, островная, для поездов на Москву (запланирована на демонтаж для строительства новой островной платформы 1 для оборота поездов МЦД-3):
- пути 3 и 5;
- строящаяся новая островная платформа (в будущем платформа 3) и площадки для строительства соответствующих путей для поездов на Москву;
- новая платформа 4 (в будущем платформа 2), островная, для поездов от Москвы:
- новые пути 2 и 4.
Левый выход (на юго-запад) — в Новый город, на Привокзальную площадь. Правый (на северо-восток) — в Старый город, на Крюковскую площадь. Над платформами проходит Крюковская эстакада.
По состоянию на середину октября 2022 года центральный подземный переход закрыт, а западный подземный переход используются только для движения пассажиров (с выходам на островную платформу 3 и боковую платформу 1) и только со стороны Нового города; для транзита же между Старым и Новым городом построен временный надземный переход на западном крае платформ, он же используется для посадки и высадки на новую островную платформу 4. На платформу 1 можно также попасть по лестницам после прохождения турникетов.
Рядом с основным зданием станции располагается небольшой сквер с памятником и братской могилой советских воинов, погибших в 1941 году во время Битвы за Москву. До лета 2011 года считалось, что в ней захоронено 38 красноармейцев (их имена были выбиты на мемориальной табличке у памятника), однако анализ архивов Министерства обороны показал, что в могиле захоронено значительно большее число бойцов — 511; имена ещё 473 воинов были увековечены 1 декабря 2011 года на гранитной облицовке цветочной клумбы перед памятником[5][6].
Крюково-Грузовое
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f3/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%BA_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%9A%D1%80%D1%8E%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5.jpg/300px-%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%BA_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%9A%D1%80%D1%8E%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5.jpg)
Крюково-Грузовое (Крюково-Товарная) — бывший грузовой парк станции Крюково, существовавший в 1972[1]—2016[7] годах на правом ответвлении главного хода Октябрьской железной дороги в Северной промышленной зоне города Зеленограда, в 4,5 километрах от основной станции.
В период своего существования Крюково-Грузовое по Тарифному руководству № 4 имело свой код Единой сетевой разметки и параграфы работы, имея таким образом свойства отдельной станции. В марте 2016 года Крюково-Грузовое было закрыто для выполнения грузовых операций по всем параграфам Тарифного руководства № 4 с исключением из него.
По состоянию на 2020 год планов по демонтажу путей к станции не было[8]. В транспортно-фанатских кругах были предложены идеи продления линии МЦД-3 до бывшей станции Крюково-Грузовое и строительства на её месте нового остановочного пункта.
Фото
-
Станция Крюково в 1860-е годы
-
Станция Крюково. Вид в сторону Москвы
-
Станция Крюково. Вид в сторону Москвы (из-за эстакады)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М. : Транспорт, 1981.
- ↑ В РЖД подтвердили намерение переименовать станцию Крюково Архивная копия от 16 ноября 2019 на Wayback Machine // Инфопортал Зеленограда, 15 ноября 2019 года
- ↑ В РЖД прогнозируют двукратный рост пассажиропотока на станции Крюково к 2030 году // Инфопортал Зеленограда, 17 августа 2021 года
- ↑ Михаил Рязанцев. Санкт-Петербург – Москва // «Октябрьская магистраль». — 6.05.2011. — № 17 (14262). Архивировано 30 ноября 2014 года.
- ↑ Префектура выбрала проект мемориала с именами погибших воинов Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Инфопортал Зеленограда, 7 сентября 2011 года
- ↑ 511 имен Архивная копия от 4 июня 2015 на Wayback Machine // Инфопортал Зеленограда, 1 декабря 2011 года
- ↑ Приказ Минтранса России от 17 февраля 2016 г. N 60 Архивная копия от 16 января 2017 на Wayback Machine О железнодорожных станциях Октябрьской железной дороги — филиала ОАО «РЖД»
- ↑ Крюково-Грузовое. Как жила и почему закрылась железнодорожная ветка в зеленоградском лесу. История её предка и фантазии о будущем // Zelenograd.ru, 05 марта 2020 года
См. также
Ссылки
- Расписание электричек на станции Крюково
- Памятник на братской могиле у станции Крюково на «Инфопортал Зеленограда»
- Крюково-Грузовое. Как жила и почему закрылась железнодорожная ветка в зеленоградском лесу. История её предка и фантазии о будущем // Zelenograd.ru, 05 марта 2020 года