Крюково (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Крюково
Ленинградское направление
Октябрьская железная дорога
55°58′47″ с. ш. 37°10′25″ в. д.HGЯO
ДЦС 1
Регион ж. д. Московский
Дата открытия 1851 год[1]
Проекты переименования Зеленоград[2]
Тип промежуточная
Классность 2
Количество платформ 3
Количество путей 5
Тип платформ высокие, 1 боковая (№ 1) и 2 островные (№ 3 и № 4)
Форма платформ изогнутые
Прилегающие перегоны Сходня — Крюково (4), Крюково — Поварово I (2)
Выход к на Привокзальную площадь (юго-запад),
на Крюковскую площадь (северо-восток)
Расстояние до Санкт-Петербурга 611,2 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Москвы 40 км Яндекс.Расписания
Тарифная зона 5
Код в АСУЖТ 060433
Код в «Экспресс-3» 2006200
Перейти к шаблону «Москва — Бологое» 
Москва — Бологое
Ленинградское направление
649,7
0,0
Москва-ПассажирскаяКросс-платформенная пересадка на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии Кросс-платформенная пересадка на станцию «Комсомольская» Кольцевой линии
Площадь Трёх вокзалов (МЖД)
Митьковская соед. ветвь
Рязанское направление МЖД
646,5
3
Рижская (ОЖД), Рижская (МЖД)
Николаевка (МЖД)
646,6
Москва-Товарная
Рижское направление МЖД
Смоленское направление МЖД
644,0
5,7
Останкино Переход на станцию «Бутырская» Люблинско-Дмитровской линии
Дмитров • Москва-Бутырская
(Савёловское нап. МЖД)
640,5
9,2
Петровско-Разумовская Переход на станцию «Петровско-Разумовская» Серпуховско-Тимирязевской линииПереход на станцию «Петровско-Разумовская» Люблинско-Дмитровской линии
639,0
11
Лихоборы Переход на станцию «Лихоборы» Московского центрального кольца
Ранжирный парк
грузовой парк
637,2
13
Моссельмаш
635,7
15
Грачёвская (станция Ховрино)
ТЧЭ-1, филиал «Ховрино»
подъездные пути в Бусиново
Ховрино Переход на станцию «Ховрино» Замоскворецкой линии Северные ворота (Москва)
632,5
18
Левобережная
631,2
19
Химки
Московская область (г. о. Химки)
Москва (Молжаниновский р-н)
625,7
25
Молжаниново
623,4
27
Новоподрезково
Москва (Молжаниновский р-н)
Московская область (г. о. Химки)
622,0
28
Подрезково
619,7
31
Сходня
Шоссейная ул./ул. Мцыри
616,7
34
Фирсановская
613,7
37
Малино
Московская обл. (г.о. Солнечногорск)
Москва (Зеленоград)
611,2
38,5
Крюково
4,5
610,0
610 км
ТЧ-6 «Крюково»
↑4 пути↑
↓2 пути↓
607,4
42
Алабушево
603,0
47
Радищево
600,0
50
Поваровка
598,2
52
Поварово I
Первая речка
594,2
56
Берёзки-Дачные
подъездные пути
584,9
65
Подсолнечная
581,5
68
Сенеж
580,0
70
580 км
578,0
72
Головково
574,2
76
Покровка
568,2
82
Фроловское
564,7
85
Стреглово
АО «Геркулес»
АО «АБ ИнБев Эфес»
560,5
89
Клин Клинский автовокзал
 
560,5
89
Клин
линии АО «Клинское ППЖТ»
↓1 путь↓
ул. Ильинская Слободка /
Высоковская ул.
Волоколамское шоссе
подъездные пути предприятий
↓неиспользуемые пути↓
5
Борисовский переезд
р. Вяз
11
Высоковск
Вокзальная ул.
бывшая узкоколейная железная дорога
Саньковского торфопредприятия
Высоковская мануфактура
Новоямская ул.
подъездные пути предприятий
550,7
98
Ямуга
бывшая узкоколейная железная дорога
Алфёровского торфопредприятия
544,7
105
Решетниково
пос. Туркмен;
бывшая УЖД
Решетниковского ТФП
6,8
Путепроводная
бывшая узкоколейная железная дорога
торфопредприятия «Моховое-2»
17,2
Конаковский Мох
23,7
Донховка
бывший (до 1966 г.) ход
в центр г. Конаково
Конаково
Белавинская ул.
ул. Лиговка
Учебная ул.
36,0
Конаково ГРЭС
подъездные пути предприятий
Промышленная ул.
Пригородная ул.
сбросной канал
537,7
112
Черничная
532,0
118
Завидово
527
123
527 км
521,7
126
Московское Море
517,2
133
Редкино
 
ОАО Комбинат "Изоплит"
Озерецкая;
бывшая УЖД
Редкинского ППЖТ
Погрузочная ул.
 Промышленная ул. | ул. Правды
517,2
133
Редкино
ул. Лермонтова
508,6
141
Межево
503,3
146
Кузьминка
496,0
154
Чуприяновка
промзона «Лазурная»
489,6
160
Лазурная
Бортниковский ручей
бывшая УЖД Редкинского ППЖТ
подъездные пути предприятий
линии ППЖТ
Волоколамский пр-т
Октябрьский пр-т
483,0
166,7
Тверь Тверской автовокзал
480,2
Пролетарская
Пр-т Ленина/Пр-т Калинина
477,8
Дорошиха
2,0
Промышленная
3,3
о.п. Горбатка
5,6
о.п. Литвинки
8,5
о.п. Дачная
ТЭЦ-3
р. Тверца
10,0
10 км
10,4
Доронинская
26,0
КСМ-2
14,3
о.п. Завод Метиз
17,7
Васильевский Мох
Петербургское шоссе
473,5
Брянцево
469,5
Санаторий
465,8
Тверца
462,2
Кулицкая
459,6
Кулицкий Мох
457,1
Трубино
455,0
455 км
451,5
Крючково
446,5
Поршинец
441,1
Лихославль
На Торжок
436,5
Шлюз
434,9
Локотцы
429,6
Барановка
424,0
Муташелиха
418,6
Калашниково
413,2
Бухаловский переезд
407,8
Левошинка
403,0
Ободовская
397,7
Спирово
390,3
Любинка
382,7
Индустрия
379,9
Осеченка
374,8
Терелесовская
370,5
Елизаровка
364,2
Вышний Волочёк
ул. Мещерского
359,7
Цна
355,5
Леонтьево
349,9
Почвино
345,3
Академическая
343,0
Соболево
339,2
Костромцовская
337,0
337 км
333,4
Бочановка
330,6
331 км
326,3
Бушевец
322,0
Виноградовская
321,0
Веерное депо
319,4
297,7
Бологое-Московское
317,0
Иван Родионов

Отсчёт километража: 
от Санкт-Петербурга
от Москвы
Главный ход ОЖД, Митьковская соединительная ветвь и
Рязанское направление МЖД
Перейти к шаблону «МЦД3» 
Крюково (Зеленоград)
Малино
Фирсановская
Сходня
Подрезково
Новоподрезково
Молжаниново
Химки
Левобережная
Ховрино
Грачёвская
Моссельмаш
Лихоборы
Петровско-Разумовская
Останкино
Рижская
Митьково
Электрозаводская
Сортировочная
Авиамоторная
Андроновка
Перово
Плющево
Вешняки
Выхино
Косино
Ухтомская
Люберцы
Панки
Томилино
Красково
Малаховка
Удельная
Быково
Ильинская
Отдых
Кратово
Есенинская
Фабричная
Раменское
Ипподром

Крю́ково — железнодорожная станция на главном ходу Октябрьской железной дороги (Ленинградском направлении) в Зеленоградском административном округе города Москвы, главный транспортно-пересадочный узел округа.

Станция входит в Московский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Октябрьской дирекции управления движением. По основному характеру работы является промежуточной, по объёму работы отнесена ко II классу.

Время в пути от Ленинградского вокзала около 50—60 минут для обычных пригородных поездов и около 30—40 минут для пригородных экспрессов.

Информация

Значительный объём работы станции составляет приём и отправление пассажиров в пригородном сообщении — на 2021 год годовой объём пассажирского движения составлял 16,2 млн чел.[3]. Важной составляющей работы станции является также пропуск грузовых поездов и пассажирских поездов дальнего следования.

По состоянию на 31 июля 2022 года на станции также останавливаются два поезда дальнего следования «Ласточка»: №725Ч (Санкт-Петербург — Москва) на 1 минуту и №726Ч (Москва — Санкт-Петербург) на 10 минут.

История

Станция Крюково открыта в 1851 году, принадлежала к III классу. Названа по деревне Крюково, располагавшейся северо-восточнее. В последней четверти XIX века на станции были построены две деревянные платформы с вокзалом, водонапорная башня, здание для хранения паровозных машин, возник маленький посёлок из двух жилых казарм для рабочих и служащих железной дороги[4]. Для снабжения паровозов водой в 1861 году к северу от станции на реке Сходня был устроен пруд (ныне — пруд Водокачка, также известный как Школьное озеро).

В 1938 году деревня Крюково, разросшийся посёлок железнодорожников и деревня Скрипицыно были объединены в посёлок Крюково, и станция стала полностью окружена его территорией.

Во время Великой Отечественной войны в 1941 году в ходе боёв за Крюково исторические строения станции были разрушены.

В 1958—1960 годах к северу от станции был основан город Зеленоград. В 1970 году при расширении границ города в его состав вошли территории к северу от станции (ныне районы Старое Крюково и Силино), а в 1987 году — территории к югу от станции (ныне район Крюково), и станция оказалась полностью на территории города.

Описание

Станция состоит из:

  • пассажирского парка — приёмо-отправочные пути около пассажирских платформ;
  • парка отстоя — пути напротив 14 микрорайона.

Основные строения станции:

  • со стороны Нового города (с запада на восток):
    • турникеты и дополнительные кассы;
    • основные кассы пригородного сообщения (запланированы на демонтаж для строительства южного вестибюля конкорса);
    • площадка для строительства южного вестибюля конкорса;
    • основное здание (1950 года постройки) в центре станции;
    • пост централизации в восточной части;
  • со стороны Старого города (с запада на восток):
    • кассы пригородного сообщения (на некотором отдалении от платформ);
    • строящийся северный вестибюль конкорса;
  • 3 платформы и 5 путей для приёма пригородных пассажирских электропоездов;
  • 2 подземных перехода — западный (широкий, на частичной реконструкции) и закрытый центральный (узкий, запланирован к полному засыпанию);
  • 1 временный надземный переход в западной оконечности платформ станции.

Платформы и пути имеют следующий порядок со стороны Нового города (Привокзальной площади):

  1. старая платформа 1, боковая, для поездов на Москву (запланирована на демонтаж):
    • путь 1;
  2. старая платформа 3, островная, для поездов на Москву (запланирована на демонтаж для строительства новой островной платформы 1 для оборота поездов МЦД-3):
    • пути 3 и 5;
  3. строящаяся новая островная платформа (в будущем платформа 3) и площадки для строительства соответствующих путей для поездов на Москву;
  4. новая платформа 4 (в будущем платформа 2), островная, для поездов от Москвы:
    • новые пути 2 и 4.

Левый выход (на юго-запад) — в Новый город, на Привокзальную площадь. Правый (на северо-восток) — в Старый город, на Крюковскую площадь. Над платформами проходит Крюковская эстакада.

По состоянию на середину октября 2022 года центральный подземный переход закрыт, а западный подземный переход используются только для движения пассажиров (с выходам на островную платформу 3 и боковую платформу 1) и только со стороны Нового города; для транзита же между Старым и Новым городом построен временный надземный переход на западном крае платформ, он же используется для посадки и высадки на новую островную платформу 4. На платформу 1 можно также попасть по лестницам после прохождения турникетов.

Рядом с основным зданием станции располагается небольшой сквер с памятником и братской могилой советских воинов, погибших в 1941 году во время Битвы за Москву. До лета 2011 года считалось, что в ней захоронено 38 красноармейцев (их имена были выбиты на мемориальной табличке у памятника), однако анализ архивов Министерства обороны показал, что в могиле захоронено значительно большее число бойцов — 511; имена ещё 473 воинов были увековечены 1 декабря 2011 года на гранитной облицовке цветочной клумбы перед памятником[5][6].

Крюково-Грузовое

Железнодорожная ветка к станции Крюково-Грузовое

Крюково-Грузовое (Крюково-Товарная) — бывший грузовой парк станции Крюково, существовавший в 1972[1]—2016[7] годах на правом ответвлении главного хода Октябрьской железной дороги в Северной промышленной зоне города Зеленограда, в 4,5 километрах от основной станции.

В период своего существования Крюково-Грузовое по Тарифному руководству № 4 имело свой код Единой сетевой разметки и параграфы работы, имея таким образом свойства отдельной станции. В марте 2016 года Крюково-Грузовое было закрыто для выполнения грузовых операций по всем параграфам Тарифного руководства № 4 с исключением из него.

По состоянию на 2020 год планов по демонтажу путей к станции не было[8]. В транспортно-фанатских кругах были предложены идеи продления линии МЦД-3 до бывшей станции Крюково-Грузовое и строительства на её месте нового остановочного пункта.

Фото

Примечания

  1. 1,0 1,1 Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М. : Транспорт, 1981.
  2. В РЖД подтвердили намерение переименовать станцию Крюково Архивная копия от 16 ноября 2019 на Wayback Machine // Инфопортал Зеленограда, 15 ноября 2019 года
  3. В РЖД прогнозируют двукратный рост пассажиропотока на станции Крюково к 2030 году // Инфопортал Зеленограда, 17 августа 2021 года
  4. Михаил Рязанцев. Санкт-Петербург – Москва // «Октябрьская магистраль». — 6.05.2011. — № 17 (14262). Архивировано 30 ноября 2014 года.
  5. Префектура выбрала проект мемориала с именами погибших воинов Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Инфопортал Зеленограда, 7 сентября 2011 года
  6. 511 имен Архивная копия от 4 июня 2015 на Wayback Machine // Инфопортал Зеленограда, 1 декабря 2011 года
  7. Приказ Минтранса России от 17 февраля 2016 г. N 60 Архивная копия от 16 января 2017 на Wayback Machine О железнодорожных станциях Октябрьской железной дороги — филиала ОАО «РЖД»
  8. Крюково-Грузовое. Как жила и почему закрылась железнодорожная ветка в зеленоградском лесу. История её предка и фантазии о будущем // Zelenograd.ru, 05 марта 2020 года

См. также

Ссылки