Ил-114
Ил-114 | |
---|---|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | СССР: КБ Ильюшина |
Производитель |
Ташкентский авиазавод, возобновление производства МиГ совместно с ПАО ВАСО |
Главный конструктор | Новожилов, Генрих Васильевич, Таликов, Николай Дмитриевич |
Первый полёт | 29 марта 1990 года[1] |
Начало эксплуатации | весна 2001 года |
Единиц произведено | 20[2] |
Ил-114 — советский и российский турбовинтовой ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в 1980-х годах в КБ Ильюшина[3]. Самолёт предназначался для замены самолётов семейства Ан-24, а на некоторых региональных направлениях — турбореактивных Ту-134 и Як-40. До 2012 года серийное производство велось на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова, бывшем заводе № 84. Первый полёт состоялся 29 марта 1990 года. Всего было произведено 20 машин, из которых в эксплуатации 2, разрушены 3, остальные на хранении.
Ил-114 спроектирован с учётом особенностей эксплуатации в арктических и антарктических районах, где он со временем заменил бы Ил-14 и Ил-18, способен перевозить не менее 60 пассажиров, имеет коммерческую нагрузку 5400 кг, практическую дальность — 1000 км, крейсерскую скорость 500 км/час, высоту полёта 6000—7200 метров. Самолёт предназначен для эксплуатации с относительно коротких ВПП (согласно карте типа — от 1300 м), имеющих бетонное покрытие (сертификат типа, вопреки часто встречающимся утверждениям, не разрешает эксплуатацию самолёта с грунтовых ВПП). В его конструкцию заложен принцип автономности от наземных источников питания, что позволяет использовать его в малооборудованных аэропортах, расширяя таким образом географию его применения.
В 2019 году производство Ил-114 возобновлено на ПАО ВАСО, совместно с корпорацией МиГ[4]; первый полёт возобновлённого полностью российского самолёта Ил-114-300 состоялся 16 декабря 2020 года[5].
История создания
В начале 1980-х годов ОКБ им. Ильюшина выступило с инициативным предложением о создании нового турбовинтового (ТВД) пассажирского 60-местного самолёта для местных авиалиний Ил-114. В тот период многие зарубежные фирмы вели разработки аналогичных самолётов с ТВД — ATR-42 (ATR-72), Fokker 50, Dash 8-300, SAAB 2000. Предложенный проект самолёта Ил-114 рассматривался как замена устаревшему Ан-24, который уже перестал удовлетворять требованиям времени и парк которых стал быстро сокращаться из-за выработки ресурса. Самолёт Ил-114 предназначался для замены, также на ряде местных линий, турбореактивных самолётов Як-40 и Ту-134. Инициатива ОКБ была поддержана, и в 1986 году вышло постановление Совета министров СССР о разработке самолёта.
Генеральный конструктор Ил-114 — Г. В. Новожилов. Главный конструктор Ил-114 - Н. Д. Таликов
При разработке самолёта особое внимание было уделено снижению уровня шума, как на местности, так и в кабине. Для этой цели были разработаны шестилопастные малошумные винты СВ-34 (производства ОАО «НПП Аэросила») с системой синхронизации их вращения по частоте и фазам. Кроме этого, увеличен зазор между концами лопастей и обшивкой фюзеляжа. В перспективе ожидается использование на самолёте ТВД мощностью около 2800 л. с.
Опытный самолёт Ил-114 выполнил первый полёт 29 марта 1990 года. Командир воздушного судна — Белоусов Вячеслав Семёнович — заслуженный лётчик-испытатель. Лётные и сертификационные испытания проходили в различных климатических условиях в Ташкенте, Якутске и Архангельске. Самолёт неоднократно демонстрировался на авиационных выставках в Париже, Фарнборо, Бангалоре, Берлине, Тегеране. Из-за недостатка средств сертификация чрезмерно затянулась, и только 24 апреля 1997 года самолёт был сертифицирован МАК (сертификат типа № 130—114)[6].
Серийное производство предполагалось на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова (ТАПОиЧ), где были созданы мощности по выпуску ста самолётов в год. Ранее предполагалось выпускать самолёты также в Москве на МАПО им. Дементьева.
В постсоветский период авиакомпании стран СНГ не проявили большого интереса к Ил-114, серийное производство самолёта так и не началось. До 2012 года Ил-114 выпускался мелкосерийно на ташкентском заводе ТАПОиЧ. Всего было построено 17 машин, два самолёта были потеряны в катастрофах. В 2012 году производство Ил-114 на ташкентском заводе было завершено, а завод переориентирован на другую деятельность[7][8]. Тогда же руководство «Авиационного комплекса имени Ильюшина» предпринимало шаги по организации производства в модификации Ил-114-300 в России, и по его оценке, не менее ста самолётов Ил-114-300 потребуется различным ведомствам России до 2030 года[9].
Стоимость Ил-114-300:
Конструкция
Двухмоторный турбовинтовой самолёт по схеме низкоплана с прямым крылом и однокилевым оперением. На самолёте используется высокоэффективное крыло, спроектированное в ОКБ совместно с ЦАГИ. Механизация крыла: двухщелевые закрылки; согласно сертификату типа позволяет совершать взлёт и посадку с ВПП длиной от 1300 м.
Фюзеляж круглого сечения диаметром 2,86 м, позволяет расположить в одном поперечном ряду два двухместных пассажирских кресла. Багаж пассажиров и попутные грузы размещаются в переднем багажнике на правом борту и в заднем грузоотсеке[11].
Использует двигатели ТВ7-117С, производства Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК). Винты СВ-34 — шестилопастные малошумные, с системой синхронизации их вращения по частоте и фазам.
Экипаж самолёта состоит из командира и второго пилота.
Самолёт оснащён цифровым комплексом авионики ЦПНК-114 с пятью цветными многофункциональными дисплеями[12], разработанными отечественными фирмами при содействии ГосНИИ АС и НИИАО. Навигационное оборудование позволяет совершать посадку в погодных условиях по категории II ИКАО[13][уточнить]. По желанию заказчиков самолёт может быть оборудован авионикой зарубежного производства.
Для унификации с Ил-112 на самолёте Ил-114-300 устанавливаются два турбовинтовых двигателя ТВ7-117СТ–1 (мощность 3100 л.с.) с новыми малошумными шестилопастными воздушными винтами АВ112–114 и новое авиационное оборудование с применением совмещённого модернизированного блока управления двигателем и воздушным винтом БАРК-65СМ. Самолёт рассчитан на автономную эксплуатацию в малооборудованных аэропортах, имеет встроенный трап для пассажиров. Шасси обеспечивает посадку на необорудованные аэродромы, имеющие как бетонированные, так и грунтовые покрытия[14].
Навигационное оборудование позволяет совершать посадку в погодных условиях по категории II ИКАО[13].
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ил-114-100 | Другое обозначение — Ил-114РС — вариант с ТВД Pratt & Whitney 127H[англ.] (2 × 2750 л. с.). Лётные испытания начались 26 января 1999 года, а в конце 1999 года он получил сертификат типа. От исходного варианта он отличается повышенной экономичностью и несколько увеличенной дальностью полёта с максимальной коммерческой нагрузкой. Весной 2001 года первые три самолёта переданы узбекской авиакомпании «O’zbekiston Havo Yo’llari», которая заказала 10 самолётов. Рынок самолётов данной модификации оценивается в 300 единиц.
На 24 мая 2013 парк самолётов в «O’zbekiston Havo Yo’llari» составляет 7 машин[15], 6 из которых имеют новую авионику фирмы «Collins» (борт UK-91102 имеет российский ЦПНК и с 1 декабря 2011 года находится на хранении). |
Ил-114-300 | Для унификации с Ил-112 на самолёте устанавливается два турбовинтовых двигателя ТВ7-117СТ–1 (мощность 3100 л.с.) с новыми малошумными шестилопастными воздушными винтами АВ112–114 и новое авиационное оборудование с применением совмещённого модернизированного блока управления двигателем и воздушным винтом БАРК-65СМ. |
Ил-114ЛЛ | Летающая лаборатория на базе Ил-114, изготовленная в Ташкенте по заказу Санкт-Петербургского научно-производственного предприятия «Радар ммс» в 2004 году для испытания производимого оборудования. Широкой публике самолёт был показан на МАКС-2005, где совершил ряд демонстрационных полётов[16]. |
Ил-114М | Проект самолёта с ТВД ТВ7-117СМ и увеличенной взлётной массой. |
Ил-114МА | Проект самолёта Ил-114М с двигателями Pratt & Whitney Canada, рассчитанный на перевозку 74 пассажиров. |
Ил-114МП | Проект морского патрульного самолёта, способный вести борьбу против надводных кораблей и подводных лодок. |
Ил-114П | Проект патрульного самолёта для охраны территориальных вод и экономической морской зоны, оснащённый радиоэлектронным комплексом «Стриж». Имеет в хвостовой части удлинённый обтекатель для магнитомера. Продолжительность полёта — до 10 часов. |
Ил-114ПР | Проект самолёта для радиотехнической разведки и РЭБ. |
Ил-114Т | К проектированию грузового варианта Ил-114 приступили во второй половине 1994 года. Грузовой самолёт Ил-114Т отличается от исходного варианта грузовой кабиной, оснащённой напольной механизацией, обеспечивающей быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ, средствами предотвращения смещения грузов и боковой дверью, расположенной с левого борта фюзеляжа за крылом. Дверь имеет размеры 3,25 м × 1,71 м и открывается вверх. Самолёт может перевозить 8 контейнеров 3АК-1 или 3АК-0,6, пять контейнеров 1АК-1,5, восемь поддонов ПА-1,5 или четыре поддона ПА-3,0, возможна перевозка навалочных грузов. Лётные испытания опытного самолёта начались в сентябре 1997 года в Ташкенте. Самолёт демонстрировался на авиасалоне МАКС-1997. |
Ил-114ФК | Проект военного варианта для разведки и картографирования. |
Ил-140 | Проект варианта для контроля тактической воздушной обстановки. |
Ил-140М | Проект самолёта для экологического мониторинга и проведения морских поисково-спасательных операций. |
Ил-140ОРР | Проект самолёта океанского разведчика рыбы[17]. |
Эксплуатация
С 2002 по 2010 год два самолёта Ил-114 (рег. номера RA-91014, 91015) эксплуатировались в России авиакомпанией «СЗАТК Выборг»[18]. Самолёты преимущественно использовались для чартерных полётов, в 2006—2007 гг. также выполняли регулярные рейсы Санкт-Петербург — Волгоград (планировались поставки авиакомпании третьего самолёта в модификации Ил-114-300, однако планы не были реализованы ввиду прекращения деятельности авиакомпании).
Семь самолётов Ил-114-100 эксплуатировались в авиакомпании «Ўзбекистон Ҳаво Йўллари» до 1 мая 2018 года[19]. По причине низкой надёжности и малого ресурса двигателя ТВ7-117С первых серий, а также воздушного винта СВ-34, самолёты «Ўзбекистон Ҳаво Йўллари» были снабжены двигателями 127H Pratt & Whitney[20].
- Эксплуатанты
- НПП «Радар ммс» (1 самолёт ИЛ-114ЛЛ) — самолёт-лаборатория[21].
- Бывшие
- Выборг (2 самолёта) — Авиакомпания расформирована, самолёты были оставлены в аэропорту Пскова.
- Uzbekistan Airways (6 самолётов ИЛ-114-100)[15]. С 1 мая 2018 года а/к прекратила коммерческую эксплуатацию этих самолётов[22].
Катастрофы
По данным на 12 сентября 2008 года потеряно в катастрофах два самолёта типа Ил-114[23].
Дата | Бортовой номер | Тип (модификация) | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|---|
05.07.1993 | 54001 | Ил-114 | Раменское | 5/9 | Испытательный полёт, отказ двигателя на взлёте. |
05.12.1999 | 91004 | Ил-114Т | Домодедово | 5/7 | Грузовой рейс, взлёт с заклинившим рулём направления. |
Лётно-технические характеристики
Источник данных: Ил-114 // Уголок неба
- Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Пассажировместимость: 64 человека
- Грузоподъёмность: 6,5 тонн
- Длина: 26,877 м
- Размах крыла: 30,00 м
- Высота: 9,324 м
- Площадь крыла: 81,90 м²
- Масса пустого: 13 700 кг
- Максимальная взлётная масса: 23 500 кг
- Силовая установка: 2 × ТВ7-117[24]
- Мощность двигателей: 2 × 2500 л. с.
- Лётные характеристики
- Крейсерская скорость: До 500 км/ч
- Практическая дальность: с максимальным количеством пассажиров 1900 км
- Перегоночная дальность: 5100 км
- Практический потолок: до 7600 м
Ширина фюзеляжа — 2,86 м[11]
Возобновление: Ил-114-300
В июле 2014 года президент России В. Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос организации серийного производства самолёта Ил-114 в России в ответ на экономические санкции против РФ. Согласно исследованиям ГосНИИГА, на российском рынке наблюдается острый дефицит региональных авиалайнеров, вследствие чего из одного областного центра в другой приходится летать через Москву, что подтвердил и глава Росавиации А. Нерадько[25]. По оценке директора самарского завода «Авиакор» А. Гусева, освоение серийного производства Ил-114 может занять около пяти лет и потребовать инвестиций в размере 10—12 млрд рублей[26]. 27 августа появилось сообщение о том, что развёртывание производства Ил-114 для гражданской авиации признано нецелесообразным[27], но уже в октябре вице-премьер Д. Рогозин сообщил, что президент поддержал идею разработки пассажирского самолёта на базе Ил-114[28].
В 2014—2015 гг. началась работа над проектом обновлённых пассажирских самолётов Ил-114 (по тогдашним планам, он должен был появиться в России к 2019 году)[29] под обозначением Ил-114-300. В июне 2015 года обсуждались перспективы производства Ил-114-300 на площадках самарского «Авиакор»[30].
В декабре 2016 года Правительство РФ издало распоряжения, согласно которому Министерству промышленности и торговли РФ поручается внести 1,517 млрд рублей в уставный капитал ОАК на производство Ил-114 и 2,4 млрд рублей — на модернизацию Ил-96, а также внести в уставный капитал ОДК 783 млн рублей на разработку и организацию производства двигателя ТВ7-117 для Ил-114 и полутора млрд рублей — на разработку перспективного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35 для Ил-96[31][32].
По новому плану первый серийный Ил-114-300 должен быть создан на рубеже 2020—2021 годов.
В начале 2019 года объявлено, что сборку опытного экземпляра планируют закончить к лету 2019 года, лётные испытания намечены на 2020 год[33]. «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» планирует производить около двенадцати Ил-114-300 ежегодно после 2021 года[34]; однако, в сентябре сказано что, первый полёт обновлённого самолёта перенесён на ноябрь 2020 года, а сроки начала серийного производства сдвинуты на 2023 год[35].
В феврале 2020 года на заводе РСК «МиГ» в Луховицах стартовала агрегатная сборка первого создаваемого с нуля Ил-114-300 (второй опытный) по технологии серийного производства (сборка проходит по «Технологии бесстапельной сборки») [36][37][38].
На 2020 год директор программы Ил-114 — Максим Кузьменко.
Свой первый испытательный полёт Ил-114-300 (уже на новых российских двигателях ТВ7-117СТ-01) совершил 16 декабря 2020 года с аэродрома в Жуковском [39][40].
19 января 2021, в рамках программы лётных испытаний, состоялся очередной полёт Ил-114-300 (рег. 54114); полёт продолжался 2 часа 47 минут, проходил на высотах до 2000 метров и скоростях до 290 км/час[41][42].
В августе 2021 Ил-114-300 запретили совершать перелёт на аэродром Кубинка в Подмосковье для участия в VII Международном военно-техническом форуме «Армия-2021», так как авиалайнер использует ту же модель двигателя (турбовинтовые ТВ7-117СТ), что и потерпевший накануне крушение Ил-112В[43][44].
Предполагается сертификация в 2022 году, а начало серийного производства — с 2023 года[14][45]. Август-сентябрь 2021: Минпромторг, заявил, что не ждёт изменения сроков сертификации и передачи Ил-114 из-за катастрофы Ил-112В[46]; позднее заявлено, что ранее запланированный срок начала серийного производства Ил-114-300, из-за катастрофы первого опытного экземпляра Ил-112В будет скорректирован[47].
Ведутся работы над созданием четырёхдвигательной версии самолёта Ил-114, она будет максимально унифицирована с Ил-114-300, но отличаться большей дальностью и грузоподъёмностью[48].
По планам 2016 года, первый серийный Ил-114-300 должен был быть создан на рубеже 2020—2021 годов.
В октябре 2015 было оглашено решение о возобновлении производства самолёта на нижегородском заводе «Сокол», со сдачей к 2017 году первых машины на основе задела планеров производства Ташкентского авиастроительного завода[49]. Переговоры с Ташкентским авиазаводом о том, чтобы использовать их восемь оставшихся фюзеляжей так и не были завершены к концу 2018 года[50].
В 2019 году производство Ил-114 возобновлено на ПАО ВАСО, совместно с корпорацией МиГ[4]; на конец 2021 собран один опытный экземпляр. В будущем сборку 12 самолётов в год будет производить Луховицкий авиастроительный завод («Луховицкий машиностроительный завод», г. Луховицы, входит в РСК «МиГ»). ОАК) переоснащает завод «Авиастар-СП» в Ульяновске, на котором производятся узлы и агрегаты для Ил-114-300. Первые поставки были запланированы на 2022 г., но летом 2021 был назван новый срок серийного производства самолёта — 2023 год[51].
В кооперацию по программе Ил-114-300 входят[52]: НАЗ «Сокол», «ЛАЗ им. П. А. Воронина» (финальная сборка), «Авиастар-СП», ПАО «ВАСО»; другие филиалы РСК «МиГ», ОАК, «Ростех».
- Заказчики
По итогам МАКС-2017 было подписано соглашение между Государственной транспортной лизинговой компанией и АО «Гражданские самолёты Сухого» (входит в ОАК); согласно документу, компания приобретёт до пятидесяти региональных самолётов Ил-114-300, предварительный договор поставки должен быть согласован до конца 2017 года.
В июне 2019 года директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко сообщил, что на обновлённый самолёт есть заказчики[53]. В сентябре 2019 госпредприятие Красноярского края по обслуживанию региональных авиалиний, базирующееся в красноярском аэропорту Черемшанка, сообщило о соглашении о намерениях приобрести три самолёта Ил-114-300[54].
Первую серию из трёх Ил-114-300 закажет Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК); первый серийный экземпляр заказчик ожидает в 2023 году[55].
Заключённые соглашения и подписанные меморандумы о поставках с авиакомпаниями | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата заключения соглашения | Лизингодатель | Эксплуатант | Сроки поставок | Ил-114-300 | Ил-114Т | Опцион | Примечание | Поставлено |
28.08.2019 | Оборонлогистика | н. д. | 2022—2023 | 5 | предварительное соглашение[56] | |||
28.08.2019 | н. д. | Полярные авиалинии | 2023—2026 | 8 | предварительное соглашение[57] | |||
30.08.2019 | н. д. | КрасАвиа | с 2024 | 3 | предварительное соглашение[58] | |||
30.08.2019 | н. д. | Полярные авиалинии | 2022—2029 | 23 | предварительное соглашение[59] | |||
23.07.2021 | ГТЛК | Аврора | до 2025 года | 19 | предварительное соглашение[60] | |||
07.2021 | ГТЛК | Вологодское авиапредприятие | 2024 | 3 | соглашение о намерениях[61] | |||
Всего | 61 |
См. также
Литература
- Беляев В. В. Ил-114 // Пассажирские самолёты мира. — М.: АСПОЛ; Аргус, 1997. — С. 148—149. — 336 с. — ISBN 5-85549-167-6.
- Никольский М. Ил-114: назад в будущееАэрокосмическое обозрение. — М., 2020. — № 3. — С. 10-15. //
- Фомин А. Ил-114-300 российской постройки поднялся в небо // Взлёт. — 2024. — № 3—4. — С. 6—27. — ISSN 1819-1754.
Ссылки
- Список выпущенных Ил-114 с описанием каждого борта // russianplanes.net
- aviavyborg.ru - Основной пользователь самолёта
- Лента новостей по Ил-114 на РИА Новости
- Ил-114-300
- В России возродят выпускавшийся в Узбекистане Ил-114 // Sputnik, 27.12.2019
- Ил-114-300 поднялся в небо. Зачем Россия реанимировала советский авиационный проект // Русская служба Би-би-си, 16 декабря 2020
- Ил-114-300 — последние новости и статус программы на aviation21.ru
Примечания
- ↑ Даты первых полётов на Официальный сайт ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" Архивная копия от 28 июня 2013 на Wayback Machine
- ↑ RUSSIANPLANES.NET реестр ВС . Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 13 мая 2020 года.
- ↑ Андрей Величко. Ил-114 — региональный пассажирский самолёт . Авиация России (9 декабря 2020). Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано 20 января 2021 года.
- ↑ 4,0 4,1 Сборка первого агрегата самолёта Ил-114-300 завершена в Воронеже Архивная копия от 14 августа 2019 на Wayback Machine // ТК Звезда
- ↑ Новый пассажирский региональный самолёт Ил-114-300 совершил первый полёт . ТАСС (16.12.2020). Дата обращения: 16 декабря 2020. Архивировано 16 декабря 2020 года.
- ↑ Таликов Н. Д. Три четверти века «ильюшинского» неба… — М.: Вестник Воздушного Флота, 2008. — С. 298
- ↑ «ТАПОиЧ» больше не будет производить самолёты Архивная копия от 11 мая 2015 на Wayback Machine // aviaport.ru
- ↑ ТАПОиЧ распрощается с производством самолётов до конца года (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 июня 2012. Архивировано 10 сентября 2012 года.
- ↑ России нужен Ил-114 Архивная копия от 18 января 2015 на Wayback Machine // bigness.ru
- ↑ [1] Архивная копия от 19 октября 2016 на Wayback Machine // aviation21.ru — Авиация России
- ↑ 11,0 11,1 Ил-114-300 — турбовинтовой региональный самолёт Архивная копия от 21 февраля 2019 на Wayback Machine // aviation21.ru - Авиация России
- ↑ ЦПНК-114 в кабине самолёта Ил-114 . Дата обращения: 19 апреля 2016. Архивировано 28 января 2017 года.
- ↑ 13,0 13,1 Ил-114-300, пассажирский самолет . www.arms-expo.ru (19 декабря 2020). Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано 18 января 2021 года.
- ↑ 14,0 14,1 Новый российский лайнер Ил-114-300 совершил первый полёт . РБК. Дата обращения: 16 декабря 2020. Архивировано 16 декабря 2020 года.
- ↑ 15,0 15,1 Новость http://www.aex.ru/news/2011/8/30/87907/ Архивная копия от 26 августа 2014 на Wayback Machine от 30 августа 2006 года.
- ↑ Статья Казань перевооружает ВМФ России Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // «Взгляд», 3 мая 2006
- ↑ С. В. Дроздов. Между Як-42 и "Суперджетом"Крылья Родины. — М., 2019. — № 7—8. — С. 203. //
- ↑ Фёдор Борисов. Выбор Выборга // Авиатранспортное Обозрение. — 2007. — № 77. Архивировано 8 сентября 2016 года.
- ↑ АТО. Авиакомпания Uzbekistan Airways вывела из парка все Ил-114-100 . samolety.org. Дата обращения: 2 августа 2016. Архивировано 3 мая 2018 года.
- ↑ Владимир Карнозов. «Эволюция» Ил-114: от советского к американскому // Содружество авиационных экспертов. Архивировано 22 ноября 2016 года.
- ↑ НПП «Радар ММС» | Каталог продукции | Самолёт-лаборатория Архивная копия от 10 марта 2007 на Wayback Machine
- ↑ Авиакомпания Uzbekistan Airways вывела из парка все Ил-114-100 (рус.), Авиатранспортное обозрение (2 мая 2018). Дата обращения 3 мая 2018.
- ↑ Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Database results Архивная копия от 20 января 2021 на Wayback Machine // ASN Aviation Safety
- ↑ Проектировался под ТВ7-117, но на большинстве самолётов — 127H Pratt & Whitney.
- ↑ Развитию авиаперевозок в регионах мешает отсутствие региональных самолётов Архивная копия от 25 ноября 2018 на Wayback Machine // АвиаПорт.Ru, 2018-11-25
- ↑ Региональный лайнер Ил-114: возвращение на родину Архивная копия от 9 мая 2021 на Wayback Machine // expert.ru
- ↑ Ил-114 не долетел до заказчиков Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine // АвиаПорт
- ↑ Путин поддержал идею разработки обновленного Ил-114, заявил Рогозин (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 октября 2014. Архивировано 20 октября 2014 года.
- ↑ Производство пассажирских самолётов Ил-114 возродят в России на YouTube
- ↑ Таликов: решение по Ил-114 принято, их будут делать на «Соколе» . Дата обращения: 23 октября 2015. Архивировано 23 октября 2015 года.
- ↑ Правительство отправит деньги «Роснефтегаза» авиастроителям, Ведомости (28 декабря 2016). Архивировано 29 декабря 2016 года. Дата обращения 29 декабря 2016.
- ↑ ОАК и ОДК поддержат за счёт доходов от нефти, Авиатранспортное обозрение (28 декабря 2016). Архивировано 30 декабря 2016 года. Дата обращения 29 декабря 2016.
- ↑ Авиация России: итоги 2018, планы на 2019 . Дата обращения: 1 февраля 2019. Архивировано 1 апреля 2019 года.
- ↑ Фирма Ильюшина планирует выпускать около 12 самолётов Ил-114-300 ежегодно (рус.), ТАСС. Архивировано 8 марта 2018 года. Дата обращения 7 марта 2018.
- ↑ Первый полёт Ил-114 намечен на ноябрь 2020 года (рус.). Архивировано 21 сентября 2019 года. Дата обращения 21 сентября 2019.
- ↑ В России запустили серийное производство гражданского Ил-114-300 . РБК. Дата обращения: 14 февраля 2020.
- ↑ Началась сборка первого опытного образца Ил-114-300 (рус.) ?. Популярная механика. Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 11 июня 2020 года.
- ↑ Как собирают пассажирский Ил-114 на военном заводе Архивная копия от 1 августа 2020 на Wayback Machine (сюжет НТВ, 31.07.2020)
- ↑ Новый пассажирский региональный самолёт Ил-114-300 совершил первый полёт Архивная копия от 16 декабря 2020 на Wayback Machine // ТАСС, 16 декабря 2020
- ↑ Новая премьера авиастроителей: в небо поднялся гражданский лайнер Ил-114-300 Архивная копия от 16 декабря 2020 на Wayback Machine // Вести.ру, 16 декабря 2020
- ↑ Второй полёт Ил-114-300 . Дата обращения: 19 января 2021. Архивировано 28 января 2021 года.
- ↑ Продолжается программа лётных испытаний Ил-114-300 . uacrussia.ru. Дата обращения: 19 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
- ↑ Самолету «Ил-114-300» с разработанными на воронежском авиазаводе деталями запретили лететь на форум из-за опасного двигателя Архивная копия от 22 октября 2021 на Wayback Machine // 18 августа 2021
- ↑ ОАК опровергла запрет участия Ил-114 в «Армии-2021» Архивная копия от 27 декабря 2021 на Wayback Machine // 18 августа 2021
- ↑ Лента новостей Ил-114-300 Архивная копия от 26 октября 2021 на Wayback Machine на РИА Новости
- ↑ Минпромторг исключил перенос сроков выпуска самолета Ил-114 Архивная копия от 27 декабря 2021 на Wayback Machine // 23 августа 2021
- ↑ Ил-114-300 — последние новости и статус программы Архивная копия от 27 декабря 2021 на Wayback Machine // 17 сентября 2021
- ↑ «Ильюшин» начал разрабатывать Ил-114 с четырьмя двигателями Архивная копия от 26 октября 2021 на Wayback Machine // N + 1, 30 Июль 2021
- ↑ Таликов: решение по Ил-114 принято, их будут делать на «Соколе» . РИА Новости. Дата обращения: 23 октября 2015. Архивировано 23 октября 2015 года.
- ↑ В России построят порядка 100 самолётов Ил-114-300 в 2021—2029 годах Архивная копия от 12 февраля 2017 на Wayback Machine // РИА
- ↑ ОАК сдвигает сроки модернизации завода под производство Ил-114-300. Но обещает все же запустить самолет в серию в 2023 году Архивная копия от 27 декабря 2021 на Wayback Machine // Ведомости, 15 июля 2021
- ↑ На Ил-114-300 начались аэродромные отработки в рамках подготовки к первому полёту Архивная копия от 17 октября 2020 на Wayback Machine // aex.ru
- ↑ На обновлённый Ил-114-300 уже есть заказчики, сообщили в "МиГ" . РИА Новости (20190617T0918+0300Z). Дата обращения: 17 июня 2019. Архивировано 17 июня 2019 года.
- ↑ В Черемшанке появятся три новых самолёта . ДЕЛА - новости Красноярска. Дата обращения: 4 сентября 2019. Архивировано 4 сентября 2019 года.
- ↑ Запустят серию: ОАК получит первый заказ на самолеты Ил-114-300. Три воздушных судна этого типа покупает ГТЛК Архивная копия от 8 марта 2021 на Wayback Machine // Известия, 30 ноября 2020
- ↑ «Оборонлогистика» и ПАО «Ил» заключили соглашение Архивная копия от 5 сентября 2019 на Wayback Machine на МАКС-2019
- ↑ Якутские авиакомпании закупят самолёты отечественного производства Архивная копия от 29 августа 2019 на Wayback Machine // РИА Новости, авг 2019
- ↑ КрасАвиа намерены осваивать Ил 114-300 . Дата обращения: 4 сентября 2019. Архивировано 4 сентября 2019 года.
- ↑ Якутия до 2025 года намерена списать все самолёты Ан-2, Ан-24 и вертолёты Ми-8 . Дата обращения: 16 октября 2020. Архивировано 18 октября 2020 года.
- ↑ «Аврора» до 2025 года получит в свой парк 27 отечественных самолётов Архивная копия от 24 июля 2021 на Wayback Machine // aviation21.ru - Авиация России
- ↑ Вологодское авиапредприетие оформило соглашение о намереньях о взятии в лизинг Ил 114-300 (рус.) ?.