Новожилов, Генрих Васильевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Генрих Васильевич Новожилов
Научная сфера самолётостроение
Место работы ОКБ С. В. Ильюшина (1949—2019)
Учёное звание профессор,
академик АН СССР (1984)
академик РАН (1991)
Известен как авиаконструктор
Награды и премии
Могила Новожилова Г. В. на Федеральном военном мемориальном кладбище.

Ге́нрих Васи́льевич Новожи́лов (27 октября 1925, Москва28 апреля 2019, там же) — советский и российский авиаконструктор, доктор технических наук (1975), профессор, академик АН СССР (1984, c 1992 — РАН); член-корреспондент (1979).

Создатель проектов тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76, пассажирского широкофюзеляжного самолёта Ил-96, двухмоторного турбовинтового самолёта Ил-114. Генеральный конструктор ОКБ имени С. В. Ильюшина в 19702005 годах.

Дважды Герой Социалистического Труда (1971, 1981). Заслуженный конструктор РФ (2005). Лауреат Ленинской премии (1970). Член ВКП(б) с 1951 года, член ЦК КПСС (1986—1991). Депутат Верховного Совета СССР 9-11 созывов (1974—1989). Народный депутат СССР (1989—1991).

Биография

Родился 27 октября 1925 года в Москве в семье военнослужащих. Отец Василий Васильевич (1900—1987) был военным инженером, мать Ираида Ивановна (1901—1979) — военнослужащая.

В Великую Отечественную войну до августа 1942 года был в эвакуации в Пензе, там окончил девять классов. Вернувшись в Москву, работал на кафедре физики Московского авиационного института (МАИ), с 1943 года — студент самолётостроительного факультета МАИ.

С 1949 года, окончив МАИ, работал в ОКБ имени С. В. Ильюшина. В 1956—1958 годах Новожилов — секретарь партийного комитета завода, затем заместитель главного конструктора Ил-18, в 1964 году — первый заместитель генерального конструктора, руководил организацией серийного производства Ил-62, за что с группой работников ОКБ стал лауреатом Ленинской премии 1970 года.

После ухода академика С. В. Ильюшина на пенсию, с 28 июля 1970 года — генеральный конструктор ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела». В 1984 году Новожилова избрали действительным членом Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления. Под руководством Генриха Васильевича созданы такие самолёты, как Ил-76, Ил-86, Ил-96-300 и Ил-114. Затем работа генеральным конструктором, председателем Совета директоров, главным советником генерального директора ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина». В последние годы — Почётный Генеральный конструктор ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина»

Член КПСС с 1951 года. Член ЦК КПСС (1986—1991). Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9-11 созывов (1974—1989) от Армянской ССР[1], народный депутат СССР (от КПСС) с 1989.

Умер 28 апреля 2019 года[2]. Похороны состоялись 7 мая на Федеральном военном мемориальном кладбище[3].

Самолёты Г. В. Новожилова[4]

Производившиеся серийно:

  • Ил-76 — средний военно-транспортный самолёт. Первый полёт в 1971 году. Первый в СССР военно-транспортный самолёт с турбореактивными двигателями. Экипаж 6-7 человек. В десантном варианте 140 солдат или 128 парашютистов. Эксплуатируется и серийно производится по настоящее время, выпущено более 960 самолётов.[5]
  • Ил-78 — самолёт-заправщик. Совершил первый полёт в 1983 году. Создан на базе Ил-76МД. Экипаж — 6 человек. Серийно производится с 1984 года. Всего выпущено 53 самолёта.[6]
  • Ил-80 — воздушный командный пункт. Совершил первый полёт в 1985 году. Создан на базе Ил-86. Производится с 1987 года. Эксплуатируется с 1992 года. Всего выпущено 4 самолёта.[7]
  • Ил-86 — среднемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Совершил первый полёт в 1976 году. Экипаж — 5 человек. 350 пассажирских кресел. Серийно производился с 1976 по 1997 годы. Эксплуатировался с 1980 по 2011 годы. Всего было изготовлено 106 самолётов.[8]
  • Ил-96 — дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Совершил первый полёт в 1988 году. Экипаж — 2-3 человека. Полезная нагрузка — 300 пассажиров или 40 000 кг груза. Серийное производство с 1988 года. Эксплуатируется с 1993 года. Всего изготовлено 30 самолётов.[9]
  • Ил-103 — лёгкий многоцелевой четырёхместный самолёт. Совершил первый полёт в 1994 году. Изготовлено 66 экземпляров, из них 23 поставлено в Южную Корею. Самолёт изготавливают на Луховицком авиазаводе. В 1995 году на Брюссельской выставке Ил-103 получил Золотую медаль.[10]
  • Ил-114 — пассажирский ближнемагистральный самолёт. Совершил первый полёт в 1990 году. Экипаж — 2 человека. Полезная нагрузка 64 пассажира или 6 500 кг груза. Эксплуатируется с 2001 года. Выпущено 20 самолётов.[11]

Реализованные «в металле» прототипы:

  • Ил-102 — экспериментальный тяжёлый штурмовик. Совершил первый полёт в 1982 году. Экипаж — 2 человека. Испытания и доводка продолжались с 1982 по 1987 годы. Несмотря на хорошие лётные качества, в серию Ил-102 запущен не был.[12]
  • Ил-112 — лёгкий военно-транспортный самолёт. Совершил первый полёт в марте 2019 года. Экипаж — 2 человека. Проектировался для замены устаревших самолётов типа Ан-26.[13]

Нереализованные:

  • Ил-90 — проект дальнемагистрального пассажирского самолёта. Проект был одобрен, но из-за экономического кризиса в начале 90-х годов так и не был реализован.[14]
  • Ил-106 — проект тяжёлого военно-транспортного самолёта. Самолёт проектировали для возможности транспортировки груза 80 т. на расстояние 5 000 км. Планировалось выпустить первый самолёт в 1995 году, однако в это время в стране не было ни финансовой возможности, ни интереса со стороны ВВС.[15]
  • Ил-108 — проект административно-служебного самолёта. Рассчитан на перевозку от 9 до 15 пассажиров на расстояние до 6 000 км. Экипаж — 2 пилота и бортпроводник.[16]

Награды и звания

Библиография

Примечания

  1. Список депутатов Верховного Совета СССР 11 созыва (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 июня 2013. Архивировано 26 сентября 2011 года.
  2. Умер советский и российский авиаконструктор Генрих Новожилов. ТАСС (28 апреля 2019). Дата обращения: 28 апреля 2019. Архивировано 12 июня 2019 года.
  3. В Подмосковье похоронили создателя Ил-76 Генриха Новожилова (7 мая 2019). Дата обращения: 10 мая 2019. Архивировано 2 августа 2019 года.
  4. Популярная механика № 7 июль 2019 «Крылья» Новожилова: самолёты великого советского авиаконструктора
  5. avia.pro Ильюшин Ил-76
  6. avia.pro Самолёт заправщик Ил-78.
  7. avia.pro Ильюшин Ил-80
  8. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Ильюшин Ил-86
  9. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Ильюшин Ил-96
  10. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Ильюшин Ил-103
  11. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Ильюшин Ил-114
  12. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Ильюшин Ил-102
  13. avia.pro Ильюшин Ил-112
  14. avia.pro Ильюшин Ил-90
  15. avia.pro Ильюшин Ил-106
  16. http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details_rvsn.htm?id=7153@morfDictionary Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) Энциклопедия
  17. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 13 апреля 1970 года № 252 «О присуждении Ленинских премий в области науки и техники 1970 года». Дата обращения: 29 апреля 2019. Архивировано 28 октября 2019 года.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 1992 года № 1681 «О награждении государственными наградами Российской Федерации участников Первой Российской выставки «Мосаэрошоу-92». Дата обращения: 23 февраля 2020. Архивировано 23 февраля 2020 года.
  19. Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 1995 года № 1036 «О награждении государственными наградами Российской Федерации.». Дата обращения: 29 апреля 2019. Архивировано 23 октября 2020 года.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 2000 года № 1803 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ II степени Новожилова Г. В.». Дата обращения: 29 апреля 2019. Архивировано 1 августа 2019 года.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года № 899 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 марта 2014. Архивировано 7 марта 2014 года.
  22. Распоряжение Правительства Москвы № 2066-РП от 18 октября 2005 года «О награждении Почётной грамотой Правительства Москвы». Дата обращения: 1 марта 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
  23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 212-р «О награждении Почётной грамотой Правительства Российской Федерации Новожилова Г. В.». Дата обращения: 1 марта 2014. Архивировано 7 марта 2014 года.
  24. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 96-р «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2005 года в области науки и техники» (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано 6 мая 2019 года.
  25. На ОАО «Ил» торжественно отметили юбилей выдающегося авиаконструктора Генриха Васильевича Новожилова
  26. Указ Президента Российской Федерации от 29 января 2016 года № 31 «О награждении государственными наградами Российской Федерации». Дата обращения: 1 февраля 2016. Архивировано 12 октября 2019 года.

Литература

  • Гондусов В. Взлётная полоса конструктора Новожилова // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. — М.: ООО «Витязь-Братишка», 2013. — № 4. — С. 30-35.

Ссылки