Объединённая двигателестроительная корпорация

Материал из энциклопедии Руниверсалис
АО «Объединённая двигателестроительная корпорация»
Тип Акционерное общество
Основание 2008
Расположение  Россия
Ключевые фигуры Александр Артюхов (генеральный директор[1])
Материнская компания Ростех
Сайт uecrus.com


АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК») — интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космических программ, газотурбинные установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты. Объединённая двигателестроительная корпорация входит в государственную корпорацию «Ростех».

C 27 сентября 2013 года Открытое акционерное общество "Управляющая компания «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОАО "УК «ОДК») в порядке, установленном законодательством, переименовано в Открытое акционерное общество «Объединённая двигателестроительная корпорация» (сокращенное наименование — ОАО «ОДК»).

С 8 января 2015 года осуществлена государственная регистрация изменения организационно-правовой формы Открытого акционерного общества «Объединённая двигателестроительная корпорация» на Акционерное общество «Объединённая двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК»).

Структура

В собственности ОДК находятся акции следующих двигателестроительных компаний:

Деятельность

ОДК сформирована по Указу Президента Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 497 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04 октября 2008 г. № 1446-р с целью консолидации интеллектуального и производственного потенциала отечественного двигателестроения для обеспечения конкурентоспособности продукции российского двигателестроения на мировом рынке. В настоящее время в ОДК интегрировано более 80 % активов авиадвигателестроения.

АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» осуществляет разработку, производство и послепродажное обслуживание широкого ряда газотурбинных двигателей. Деятельность Корпорации на данный момент осуществляется в следующих направлениях:

  • Двигатели для военной авиации:
  • Двигатели для боевой авиации;
  • Двигатели для военно-транспортной и стратегической авиации;
  • Двигатели наземного применения:
  • Газотурбинные установки;
  • Пэкидж газотурбинных установок;
  • Вертолётные двигатели;
  • Двигатели для гражданской авиации;
  • Ракетные двигатели;
  • Короткоресурсные газотурбинные двигатели;
  • Морские газотурбинные двигатели;

В 2023 году Объединённая двигателестроительная корпорация выпустила 17 газоперекачивающих агрегатов общей мощностью приблизительно 350 МВт для применения на объектах добычи и транспортировки природного газа. Девять газоперекачивающих агрегатов модели ГПА-16 и восемь агрегатов ГПА-25 будут использоваться на крупнейших магистральных газопроводах, включая проекты «Сила Сибири» и «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», в качестве компонентов дожимных и линейных компрессорных станций. Они будут задействованы на ключевых объектах транспортировки газа, таких как головная компрессорная станция «Сахалин», комплекс добычи Ковыктинского месторождения и компрессорные станции участка газопровода «Сила Сибири» Ковыкта — Чаянда. Кроме того, в рамках реализации газотранспортных проектов было произведено восемь агрегатов модели ГПА-25 с мощностью 25 МВт[2].

Производство оборудования осуществлялось при сотрудничестве предприятий ОДК, во главе с компанией «ОДК-Газовые турбины», специализирующейся на разработке газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций. Поставку газотурбинного оборудования, его техническое обслуживание и ремонт осуществляет компания «ОДК Инжиниринг»[2].

Агрегаты модели ГПА-16 оснащены промышленными газотурбинными двигателями ПС-90ГП2, выпускаемыми компанией «ОДК-Пермские моторы», и АЛ-31СТ от «ОДК-УМПО». В агрегатах ГПА-25 в качестве силового привода применяются газотурбинные двигатели ПС-90ГП-25 от «ОДК-Пермские моторы» и НК-36СТ от «ОДК-Кузнецов»[2].

Газотранспортная система «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» является первой в Восточной России межрегиональной газотранспортной системой. Ее целью является транспортировка газа, извлекаемого на шельфе Сахалина, к потребителям в Хабаровском и Приморском краях. Эта газотранспортная система создает условия для обширной газификации региона и поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона[2].

«Сила Сибири» представляет собой российский магистральный газопровод, который в настоящее время транспортирует природный газ с Чаяндинского месторождения к потребителям на Дальнем Востоке России и в Китае. Общая протяженность газопровода составляет около 3 тысяч километров[2].

Приоритетные проекты

  • Двигатель SaM146, которым оснащается региональный лайнер SSJ100. Это первая силовая установка, производимая в России, получившая международный сертификат типа EASA[3].
  • Двигатель ПД-14. Это один из приоритетных и инновационных продуктов корпорации. Двигатель разработан с применением самых современных технологий и, в то же время — на основе надёжных и хорошо себя зарекомендовавших решений. При создании двигателя применены проверенная временем двухвальная двухконтурная схема с прямым приводом вентилятора, высокоэффективный газогенератор с 8-ступенчатым КВД и 2-ступенчатой ТВД. Во всех узлах двигателя применены 3-D аэродинамика нового поколения, перспективные технологии (технологии изготовления широкохордных полых титановых лопаток вентилятора методом диффузионной сварки и сверхпластической формовки, охлаждения и защиты горячей части, изготовления деталей и узлов двигателя и мотогондолы из полимерных композитных материалов), а также новые материалы (интерметаллидные и жаропрочные никелевые сплавы для изготовления лопаток турбины, высокопрочные сплавы для изготовления дисков компрессора и турбины, новое поколение полимерных композиционных материалов). Двигатель ПД-14 разработан и будет производиться в России.
  • Газотурбинная энергетическая установка ГТД-110М мощностью более 110 МВт — одновальная газовая турбина, предназначенная для использования в газотурбинных энергетических и парогазовых установках большой мощности. Она представляет собой результат глубокой модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110. На сегодняшний день в России серийно не производятся отечественные газовые турбины в классе мощности свыше 110 МВт.[4]

Примечания

Ссылки