36МТ

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис

36МТ — турбореактивный двухконтурный двигатель. Применяется для малоразмерных дозвуковых летательных аппаратов. Возможно многоразовое использование.[1] Исполняется в двух вариантах — пилонном и встроенном.

Создан «ОДК-Сатурн» на базе двигателя разработки «ОМКБ». Работы велись с 2000 года. Впервые был представлен на МАКС-2001. Выставлялся на МАКС-2013.

В 2015 году начались работы над усовершенствованным двигателем.[2] Был представлен на стенде ОДК на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017.[3]

Описание

Малоразмерный двухвальный двигатель. Имеет соосные валы каскадов низкого и высокого давления, при этом каскад высокого давления — оседиагональный компрессор и одноступенчатая осевая турбина, а каскад низкого давления — одноступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и одноступенчатая осевая турбина.

Камера сгорания кольцевая, автономная маслосистема, электронно-гидравлическая система регулирования и встроенный электрогенератор мощностью 4 кВт.

Двигатель 36МТ обладает высокой топливной экономичностью, стойкостью к попаданию на вход мелких посторонних предметов (птицы, пыль), стойкостью к воздействию ударных и тепловых волн. Имеет способность к самопроизвольному выходу из помпажа после исчезновения вызвавшей его причины. Обеспечивает надежный запуск в диапазоне от +60С до −50С.

Основные характеристики двигателя:

  • Тяга на максимальном режиме, кгс, до 450
  • Удельный расход топлива на максимальном режиме, кг/кгс*ч 0,71
  • Сухая масса, кг 82
  • Масса в состоянии поставки, кг 100
  • Габаритные размеры:
    • диаметр максимальный, мм 330
    • длина максимальная, мм 850

История

Разработка

В августе 2000 года во время посещения ОАО «НПО „Сатурн“» президент России Владимир Путин одобрил работу по восстановлению серийного производства отечественного малогабаритного газотурбинного двигателя и создания на его базе семейства двигателей для БЛА.[4]

Одним из основных в семействе малогабаритных двигателей стало изделие 36МТ.

Впервые публично изделие 36МТ было показано на международном авиакосмическом салоне МАКС-2001 в августе 2001 года. Двигатель демонстрировался как отдельно на стенде «НПО „Сатурн“», так и в составе объекта на стенде ГосМКБ «Радуга».[4] Позднее макет 36МТ выставлялся на МАКС-2005, а также 2013, 2015, 2017 годах.

26 октября 2001 года в ОАО «НПО „Сатурн“» в Рыбинске проведены государственные стендовые испытания двигателя «изделие 36МТ».[4]

2 февраля 2002 года Главнокомандующим ВВС РФ генерал-полковником В. С. Михайловым подписан акт государственной комиссии о прохождении госиспытаний изделия «36МТ» производства ОАО «НПО «Сатурн».[5]

Производство

Серийное производство 36МТ началось в Рыбинске в 2006 году.[2]

В 2007 году НПО «Сатурн» завершило выполнение обязательств по первой полномасштабной серийной поставке 36МТ, что положило начало поставок крылатых ракет с российским двигателем.[6]

В 2009 году управляющий директор ОАО «НПО „Сатурн“» Илья Федоров оценивал возможности производства как более 200 двигателей в год.[7] Поставки в Индию осуществлялись в составе ракет Х-59М.[7] Соотношение поставок на экспорт и для внутреннего рынка составляло примерно 50 на 50 %.[7]

В июле 2013 года НПО «Сатурн» подписало с ГосМКБ «Радуга» второй контракт на поставки двигателей «36МТ». Согласно контракту в 2014—2015 годах производство двигателя 36МТ возросло в 3,5 раза.[8]

В 2016 году устанавливался на тактические ракеты типа Х-59М.[2]

Примечания

Ссылки