36МТ

36МТ — турбореактивный двухконтурный двигатель. Применяется для малоразмерных дозвуковых летательных аппаратов. Возможно многоразовое использование.[1] Исполняется в двух вариантах — пилонном и встроенном.
Создан «ОДК-Сатурн» на базе двигателя разработки «ОМКБ». Работы велись с 2000 года. Впервые был представлен на МАКС-2001. Выставлялся на МАКС-2013.
В 2015 году начались работы над усовершенствованным двигателем.[2] Был представлен на стенде ОДК на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017.[3]
Описание
Малоразмерный двухвальный двигатель. Имеет соосные валы каскадов низкого и высокого давления, при этом каскад высокого давления — оседиагональный компрессор и одноступенчатая осевая турбина, а каскад низкого давления — одноступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и одноступенчатая осевая турбина.
Камера сгорания кольцевая, автономная маслосистема, электронно-гидравлическая система регулирования и встроенный электрогенератор мощностью 4 кВт.
Двигатель 36МТ обладает высокой топливной экономичностью, стойкостью к попаданию на вход мелких посторонних предметов (птицы, пыль), стойкостью к воздействию ударных и тепловых волн. Имеет способность к самопроизвольному выходу из помпажа после исчезновения вызвавшей его причины. Обеспечивает надежный запуск в диапазоне от +60С до −50С.
Основные характеристики двигателя:
- Тяга на максимальном режиме, кгс, до 450
- Удельный расход топлива на максимальном режиме, кг/кгс*ч 0,71
- Сухая масса, кг 82
- Масса в состоянии поставки, кг 100
- Габаритные размеры:
- диаметр максимальный, мм 330
- длина максимальная, мм 850
История
Разработка
В августе 2000 года во время посещения ОАО «НПО „Сатурн“» президент России Владимир Путин одобрил работу по восстановлению серийного производства отечественного малогабаритного газотурбинного двигателя и создания на его базе семейства двигателей для БЛА.[4]
Одним из основных в семействе малогабаритных двигателей стало изделие 36МТ.
Впервые публично изделие 36МТ было показано на международном авиакосмическом салоне МАКС-2001 в августе 2001 года. Двигатель демонстрировался как отдельно на стенде «НПО „Сатурн“», так и в составе объекта на стенде ГосМКБ «Радуга».[4] Позднее макет 36МТ выставлялся на МАКС-2005, а также 2013, 2015, 2017 годах.
26 октября 2001 года в ОАО «НПО „Сатурн“» в Рыбинске проведены государственные стендовые испытания двигателя «изделие 36МТ».[4]
2 февраля 2002 года Главнокомандующим ВВС РФ генерал-полковником В. С. Михайловым подписан акт государственной комиссии о прохождении госиспытаний изделия «36МТ» производства ОАО «НПО «Сатурн».[5]
Публичные показы
В августе 2001 года на международном авиакосмическом салоне МАКС-2001 состоялся первый публичный показ изделия 36МТ. Двигатель демонстрировался как отдельно на стенде «НПО „Сатурн“», так и в составе объекта на стенде ГосМКБ «Радуга».[6] Позднее макет 36МТ выставлялся на МАКС-2005, а также на салонах МАКС в 2013, 2015, 2017 годах.
Производство
Серийное производство 36МТ началось в Рыбинске в 2006 году.[2]
В 2007 году НПО «Сатурн» завершило выполнение обязательств по первой полномасштабной серийной поставке 36МТ, что положило начало поставок крылатых ракет с российским двигателем.[7]
В 2009 году управляющий директор ОАО «НПО „Сатурн“» Илья Федоров оценивал возможности производства как более 200 двигателей в год.[8] Поставки в Индию осуществлялись в составе ракет Х-59М.[8] Соотношение поставок на экспорт и для внутреннего рынка составляло примерно 50 на 50 %.[8]
В июле 2013 года НПО «Сатурн» подписало с ГосМКБ «Радуга» второй контракт на поставки двигателей «36МТ». Согласно контракту в 2014—2015 годах производство двигателя 36МТ возросло в 3,5 раза.[9]
В 2016 году устанавливался на тактические ракеты типа Х-59М.[2]
Примечания
- ↑ Рыбинск на форуме «Армия-2015», Однажды в Рыбинске, 1 июля 2015 года
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Российские крылатые ракеты получат двигатели нового поколения, ОДК-Сатурн, 20.10.2016
- ↑ ОДК объединяет разработку и производство малоразмерных двигателей для БЛА, Новости ВПК, 20.07.2017
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Создан российский малогабаритный двигатель, ОДК-Сатурн, 26.10.2001
- ↑ В ОАО «НПО «Сатурн» успешно завершены государственные испытания двигателя для беспилотных летательных аппаратов, ОДК-Сатурн, 02.02.2002
- ↑ Сатурн, 2007.
- ↑ НПО «Сатурн» в полном объеме исполнило свои обязательства по первому облигационному займу на сумму 1,5 миллиарда рублей, ОДК-Сатурн, 31.03.2008
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 Железо не обманешь, ОДК-Сатурн, 10.11.2009
- ↑ НПО «Сатурн» в разы увеличил производство двигателей для беспилотников — управляющий директор, Интерфакс-АВН, 26.08.2015
Литература
- Первая серия№ 6. — С. 14, 15. // Сатурн. — Рыбинск, 2000. —
Ссылки
- Рубрика «Наша продукция». Турбореактивный двигатель 36МТ, Объединённая двигателестроительная корпорация
- Изделие 36МТ, МАКС-2013 (фото), ОДК-Сатурн