SaM146

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
SaM146
SaM146 на Парижском Авиашоу 2011SaM146 на Парижском Авиашоу 2011
Тип турбовентиляторный
Страна  Россия,  Франция
Использование
Годы эксплуатации с 2008
Применение Sukhoi Superjet 100
Создан на основе CFM56[1]
Производство
Конструктор PowerJet
Год создания 20042009
Производитель ОДК-Сатурн, Snecma
Всего выпущено >400
Варианты -1S17, -1S18
Массогабаритные характеристики
Сухая масса 1708[2][3][4] кг
Длина 3590 мм
Ширина 1950 мм
Высота 1670 мм
Рабочие характеристики
Тяга взлётная 7740 кгс
Тяга крейсерская 1700[4] кгс
Ресурс 20 000 TAC
Компрессор

 

  • 4-ступенчатый компрессор низкого давления

(первая ст. — вентилятор)

  • 6-ступенчатый компрессор высокого давления (первая ст. — блиск)
Турбина

 

  • 1-ступенчатая турбина высокого давления
  • 3-ступенчатая турбина низкого давления
Камера сгорания кольцевая
Степень повышения давления 22.8[5]
Управление электронное
Расход топлива удельный расход топлива на крейсерском режиме (0,629 кг/кГ.час у SaM 146, 0,634 кг/кГ.час у Д-436Т1) кг/ч
Степень двухконтурности 4,43

PowerJet SaM146 (СМ 146) — турбовентиляторный двигатель со смешением потоков, производился компанией PowerJet, которая является совместным предприятием российского «ОДК-Сатурн» и французской компании «Snecma».

«Snecma» отвечала за «горячую» часть двигателя — газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления. «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя (вентилятор и турбину низкого давления) и выполняет общую сборку.

Предназначен для региональных самолётов. В штатной комплектации устанавливался только на Sukhoi Superjet 100.

В 2022 году французы отказались от ремонта и производства двигателей. В 2023 году планируется выпуск шести Sukhoi Superjet 100 с двигателями из ранее созданных запасов.[6]

История

Лётные испытания двигателя проходили на «летающей лаборатории» Ил-76ЛЛ в 2008 г., в ходе которых было выполнено 28 полётов[7].

Сертификационные испытания были завершены 27 мая 2010 года[8]. Европейская сертификация пройдена 23 июня 2010 года[3].

17 января 2012 года EASA сертифицировало новый вариант SaM146-1S18 с тягой, увеличенной на 3 % (в сравнении с исходным вариантом 1S17)[3]. Данный вариант позволяет эксплуатировать вариант самолёта Sukhoi Superjet 100/95 увеличенной дальности с максимальной взлётной массой и увеличивать дальность полёта до 4578 км с полной пассажировместимостью.

13 декабря 2018 года 4 модификации: SaM146-1S17, SaM146-1S17C, SaM146-1S18, SaM146-1S18C получили одобрение EASA на ETOPS-120[9].

Производство

Компания «Snecma» отвечает за горячую часть двигателя — газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления; также отвечает за систему управления двигателем и коробку приводов. Мотогондолу поставляет компания «Aircelle». НПО «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя — вентилятор и турбину низкого давления, выполняет общую сборку и стендовые испытания двигателя.

На начало 2014 года производственные мощности PowerJet позволяют выпускать восемь двигателей в месяц с возможностью увеличения их производства до десяти[10].

Изготовители/поставщики элементов двигателя
  • Россия НПО Сатурн — холодная часть, детали обвязки и др., окончательная сборка, испытания, отгрузка заказчику.
  • Франция Snecma — горячая часть, агрегаты и др.
  • Франция Aircelle[фр.] — мотогондолы, трубопроводы, электрожгуты и др.
  • Бельгия Techspace Aero — агрегаты и др.
  • Франция ACC La Jonchere — трубопроводы и др.
  • Италия Avio[англ.] — коробка приводов, угловой редуктор.
  • другие

Стоимость

По состоянию на 2010 год стоимость двигателя составляет 2,7 млн долл.[11].

Модификации

SaM146 под крылом SSJ100
  • SaM146-1S15 — опытный, не сертифицирован.
  • SaM146-1S17 — базовый, сертифицирован.
  • SaM146-1S17C — корпоративный 1S17.
  • SaM146-1S18 — вариант с увеличенной на 5 % взлётной тягой.
  • SaM146-1S18C — корпоративный 1S18.

SaM146-1S17

SaM146-1S17 является промежуточным этапом на пути от CFM56 к LEAP. Чтобы перейти к более сложному двигателю LEAP, нужно было сперва упростить CFM56 и отработать некоторые новые технологии. В сравнении с CFM56 двигатель SaM146 состоит из меньшего числа деталей.

Вентилятор с широкохордными лопатками. Лопатки первой и второй ступеней компрессора высокого давления выполнены по технологии блиск. Система активного регулирования зазоров[англ.] турбины высокого давления.

SaM146-1S18

Модификация 1S18 идентична модификации 1S17, отличие только в настройках программатора ID-PLUG, что увеличивает тягу на 5%. От данного программатора и только от него зависит, какую конфигурацию (1S17 или 1S18) в итоге будет иметь двигатель.

Модификация SaM146-1S18 сертифицирована в 2016 году, в том числе по нормам EASA.

Эксплуатация

Суммарная наработка находящихся в эксплуатации двигателей SaM146, в лётных часах:

  • на июль 2014 года: 100 тыс.[12]
  • на ноябрь 2016 года: 500 тыс.[13]
  • на март 2018 года: 830 тыс.[14]
  • на октябрь 2018 года: 1 млн[15]
  • на октябрь 2020 года: 1 млн 600 тыс.[16]
  • на ноябрь 2021 года: более 2 млн[17]

Ремонт в России

ОДК после ухода в 2022 году французской Safran запустила работы по шести «критичным деталям» первого приоритета. К 2023 году удалось организовать выпуск блока качалок и промывку топливных фильтров (считавшихся одноразовыми). На июнь 2023 года намечено серийное производство топливных фильтров, в сентябре — производство в РФ свечей зажигания (применялись свечи из США) и российских аналогов клапанов воздушного стартера.

Сравнение

По удельному расходу топлива двигатель SaM146-1S17 на 1-2 % выгоднее двигателя CF34-10[англ.] (General Electric), устанавливаемого на Embraer E-190/195 и Bombardier CRJ1000 (0,63 против 0,64), однако существенно (около 12 %) уступает двигателям PW1700G/PW1900G.

SaM146-1S18 Д-436Т1 ПД-8 CF34-10 CFM56-7 PW1700G PW1900G
Диаметр вентилятора, мм 1220 1370 1228 1300 1550 1422,4 1854,2
Сухая масса двигателя, кг 1708 1450 1690[18] 1700 2370
Постановочная масса с мотогондолой, кг 2259 1890 2300[18]
Взлётная тяга (H=0, M=0), кгс 7477…8056[19] 7500 7477…8056[20] 8004[21] 8820[22] 8708[23] 9462[24]
Крейсерская тяга, кгс 1700 1600
Удельный расход топлива

в крейсерском режиме кг/кгс в час

0,63[19] 0,64 0,61 0,634 0,64
Степень двухконтурности 4,43[19] 4,95 4,4 5-5,4 5,1-5,5 9 12
Степень повышения давления в компрессоре 22,8 22 28 29 32,7
Ступеней в двигателе 14 19 15 18 13 16 17
Компрессор 1В-3КНД-6КВД[19] 1В-3КНД-7КВД 1F+3LP+9HP 1ВР-2КНД-8КВД 1ВР-3КНД-8КВД
Турбина 1ТВД-3ТНД[19] 1ТВД-3ТНД 2ТВД-3ТНД 2ТВД-3ТНД
Назначенный ресурс, часов 20 000 4 000
Назначенный ресурс, циклов 2667

Проблемы

Заместитель управляющего директора НПО «Сатурн» — директор программы SaM146 Михаил Витальевич Берденников в 2012 году предоставлял данные о выдающейся надёжности двигателя Sam146 на уровне 99,96 %[25],[26]:

Сейчас в эксплуатации находится 7 самолетов Sukhoi Superjet 100. По состоянию на середину марта 2012 г. суммарный налет парка двигателей SaM146 преодолел рубеж в 10 000 ч и превысил 5400 циклов. Что касается интенсивности их эксплуатации, то «Армавиа» в среднем выполняет 3 полета в день, «Аэрофлот» — до 5 полетов. Самое важно для нас, двигателистов, — надежность вылета самолета. Этот показатель для SaM146 очень высок — 99,96 %, и мы этим гордимся.

В 2018 топ-менеджеры четырёх авиакомпаний, эксплуатирующих эти лайнеры, и три человека, близкие к лизинговым компаниям, покупающим SSJ100, заявили в интервью «Ведомостям» о низкой эксплуатационной надёжности двигателей. После наработки от 1000 до 4000 часов в камерах сгорания или маслосборниках могут появляться трещины и двигатель необходимо отправлять на ремонт. По информации неназванного источника газеты «Ведомости», производитель двигателя обещает 7500—8000 часов работы до капитального ремонта. Ремонт вышедшего из строя двигателя стоит $2-5 млн и длится два месяца, говорят два собеседника. Так как это конструктивный недостаток, производитель ремонтирует двигатель за свой счёт.[27][28]

В декабре 2018 года было объявлено, что в компании Safran доработали производимую ими камеру сгорания и что все эксплуатирующиеся двигатели пройдут соответствующую модернизацию, что устранит выявленные проблемы[29].

См. также

Двигатели со схожими характеристиками:

  • CF34-10[англ.] — двигатель General Electric
  • CFM International LEAP — семейство двигателей CFM International (СП Snecma и General Electric)
  • CFM56 — двигатель CFM International
  • Д-436 — двигатель разработки ЗМКБ «Прогресс», производства «Мотор Сич» совместно с НПЦ газотурбостроения «Салют»
  • Rolls-Royce BR700 — семейство двигателей совместного предприятия BMW Rolls-Royce
  • PW1700G/PW1900G — ожидаемый (в 2018 г.) двигатель Pratt & Whitney, экономичней на 10—12 %.

Ссылки

Примечания

  1. SaM146. The new standard in regional jet propulsion (недоступная ссылка). Snecma. Архивировано 18 октября 2012 года. (англ.)
  2. Здесь и далее приведены характеристики SaM146-1S18
  3. 3,0 3,1 3,2 PowerJet S.A. SaM146 series engines TYPE-CERTIFICATE DATA SHEET (недоступная ссылка). EASA (07-02-2012). Архивировано 18 октября 2012 года. (англ.)
  4. 4,0 4,1 Технические характеристики SaM146 на офиц. сайте НПО «Сатурн». Дата обращения: 17 июня 2011. Архивировано 11 мая 2012 года.
  5. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 января 2015. Архивировано 28 января 2015 года.
  6. План по выпуску SSJ100 в 2023 году сокращен с 19 до 6 штук из-за проблем с запчастями. Интерфакс (31 мая 2023 года). Дата обращения: 26 июня 2023.
  7. Реализация программы SaM146: выполнено 40 полётов самолёта SSJ. Дата обращения: 26 октября 2008. Архивировано 7 марта 2016 года.
  8. Завершены сертификационные испытания двигателя SaM146 (недоступная ссылка). Aviation EXplorer (27-05-2010). Архивировано 18 октября 2012 года.
  9. Type-Certificate Data Sheet (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 декабря 2018. Архивировано 20 декабря 2018 года.
  10. Алексей Синицкий. SaM146 за рубеж, CFM56 в Россию. ato.ru (16 апреля 2014). Дата обращения: 21 октября 2014. Архивировано 13 августа 2014 года.
  11. Отчет ЗАО ГСС за 2 квартал 2010 г. Архивная копия от 20 июля 2014 на Wayback Machine, стр. 79
  12. Двигатель SaM146: 100 тысяч часов налета - ВПК.name. Дата обращения: 22 февраля 2019. Архивировано 23 февраля 2019 года.
  13. «ОДК – Сатурн» совершенствует SaM146. Дата обращения: 22 февраля 2019. Архивировано 23 февраля 2019 года.
  14. Наработка двигателей SaM146 авиалайнеров SSJ100 превысила 830 тыс. лётных часов | Авиация России. Дата обращения: 22 февраля 2019. Архивировано 23 февраля 2019 года.
  15. Наработка двигателей для SSJ за два года удвоилась | Авиатранспортное обозрение. Дата обращения: 22 февраля 2019. Архивировано 23 февраля 2019 года.
  16. Наработка двигателей SaM146 превысила уровень в 1 млн 600 тыс. лётных часов | Авиация России (рус.) ?. Дата обращения: 20 октября 2020. Архивировано 22 октября 2020 года.
  17. Для Superjet 100 сформировали пул из 40 запасных двигателей. Дата обращения: 15 января 2022. Архивировано 4 февраля 2022 года.
  18. 18,0 18,1 ПД-8: испытан газогенератор, Взлет, Андрей Фомин, 5 октября 2021 года
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 SaM146, ОДК Сатурн
  20. Первый опытный образец нового отечественного двигателя ПД-8 собираются собрать в декабре 2021 года, Жуковские вести, Юрий Пономарев, 05.08.2021
  21. 78,5 кН
  22. 86,5 кН
  23. 85,4 кН
  24. 19G: 92,79 кН
  25. Особенности технической поддержки SaM146 - двигателя для SSJ 100. Авиатранспортное обозрение (17 апреля 2012). Дата обращения: 24 мая 2019. Архивировано 24 мая 2019 года.
  26. Особенности технической поддержки SaM146 - двигателя для SSJ 100. ПАО «ОДК-САТУРН». www.npo-saturn.ru. Дата обращения: 24 мая 2019. Архивировано 20 октября 2020 года.
  27. Ведомости. SSJ100 мало летает из-за дефектов двигателя. www.vedomosti.ru (22 ноября 2018). Дата обращения: 24 мая 2019. Архивировано 22 ноября 2018 года.
  28. В проблемах Sukhoi Superjet 100 обвинили Францию. Дата обращения: 23 ноября 2018. Архивировано 10 мая 2022 года.
  29. Safran доработала камеру сгорания для SaM146. ato.ru (7 декабря 2018). Дата обращения: 11 декабря 2018. Архивировано 9 декабря 2018 года.