РД-41

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
РД-41
РД-41 на выставкеРД-41 на выставке
Тип Турбореактивный одноконтурный
Страна  СССР/ Россия
Использование
Годы эксплуатации с 1984 года по 1992 год
Применение Як-141
Производство
Конструктор А. С. Новиков[1]
Год создания с 1975 до 1984
Годы производства с 1984 года
Массогабаритные характеристики
Сухая масса 290[2][3] кг
Длина 1 594[2][4] мм
Диаметр 635[2] или 792[4] мм
Рабочие характеристики
Тяга взлётная 4 100[5][3][1] кгс
Температура турбины 1 207[2] или 1057[1] °C
Степень повышения давления 6,28[2][3][1]
Управление электронное трёхканальное[2]
Расход воздуха 53,5[2] или 53[3][1] кг/с
Удельный расход топлива 1,4[2][3][6] кг/(кгс·ч)

РД-41 — одновальный одноконтурный турбореактивный двигатель с управляемым вектором тяги, разработанный в Рыбинском КБ моторостроения. Использовался на опытных образцах самолёта вертикального взлёта и посадки Як-141 в качестве подъёмного двигателя. В некоторых источниках[7] данный двигатель называют РД-48.

Конструкция

Двигатель одноконтурный осесимметричный. Состоит из следующих элементов:

  • Входное устройство
  • Компрессор (семь ступеней)
  • Кольцевая камера сгорания
  • Турбина (одна ступень)
  • Осесимметричное поворотное сопло с регулируемой площадью критического сечения

На конце сопла расположен поворотный насадок, который обеспечивает отклонение вектора тяги в продольной вертикальной плоскости на угол ±12,5° от продольной оси двигателя[1]. Двигатель предназначался только для совместного использования с подъёмно-маршевым ТРДДФ Р79В-300, поэтому они имели общую систему топливопитания[8]. РД-41 может работать на высоте не более 2,5 км и при скорости полёта, не превышающей 550 км/ч[1].

Носители

Двигатель (по две штуки) устанавливался на опытные образцы СВВП Як-141 (изделия 48-1, 48-2 и 48-3).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Берне, 1994, с. 1.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Gordon, 2008, p. 127.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Зрелов, 2005, с. 240.
  4. 4,0 4,1 Зрелов, 2005, с. 241.
  5. Gordon, 2008, p. 101.
  6. Во взлётном режиме
  7. Зрелов, 2005, с. 233.
  8. Gordon, 2008, p. 126.

Литература

  • Берне Л. Як-141 — сверхзвуковая «вертикалка» // Крылья Родины. — М., 1994. — № 5. — С. 1—2. — ISSN 0130-2701.
  • Зрелов В. А. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы. — М.: Машиностроение, 2005. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-217-03254-5.
  • Yefim Gordon. Yakovlev Yak-36, Yak-38 & Yak-41: The Soviet 'Jump Jets' / Translation by Dmitriy Komissarov. — Hinckley, England, UK: Midland Publishing, 2008. — 145 p. — ISBN 978-1-85780-287-0.

Ссылки