РД-41
РД-41 | |
---|---|
РД-41 на выставке | |
Тип | Турбореактивный одноконтурный |
Страна | СССР/ Россия |
Использование | |
Годы эксплуатации | с 1984 года по 1992 год |
Применение | Як-141 |
Производство | |
Конструктор | А. С. Новиков[1] |
Год создания | с 1975 до 1984 |
Годы производства | с 1984 года |
Массогабаритные характеристики | |
Сухая масса | 290[2][3] кг |
Длина | 1 594[2][4] мм |
Диаметр | 635[2] или 792[4] мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга взлётная | 4 100[5][3][1] кгс |
Температура турбины | 1 207[2] или 1057[1] °C |
Степень повышения давления | 6,28[2][3][1] |
Управление | электронное трёхканальное[2] |
Расход воздуха | 53,5[2] или 53[3][1] кг/с |
Удельный расход топлива | 1,4[2][3][6] кг/(кгс·ч) |
РД-41 — одновальный одноконтурный турбореактивный двигатель с управляемым вектором тяги, разработанный в Рыбинском КБ моторостроения. Использовался на опытных образцах самолёта вертикального взлёта и посадки Як-141 в качестве подъёмного двигателя. В некоторых источниках[7] данный двигатель называют РД-48.
Конструкция
Двигатель одноконтурный осесимметричный. Состоит из следующих элементов:
- Входное устройство
- Компрессор (семь ступеней)
- Кольцевая камера сгорания
- Турбина (одна ступень)
- Осесимметричное поворотное сопло с регулируемой площадью критического сечения
На конце сопла расположен поворотный насадок, который обеспечивает отклонение вектора тяги в продольной вертикальной плоскости на угол ±12,5° от продольной оси двигателя[1]. Двигатель предназначался только для совместного использования с подъёмно-маршевым ТРДДФ Р79В-300, поэтому они имели общую систему топливопитания[8]. РД-41 может работать на высоте не более 2,5 км и при скорости полёта, не превышающей 550 км/ч[1].
Носители
Двигатель (по две штуки) устанавливался на опытные образцы СВВП Як-141 (изделия 48-1, 48-2 и 48-3).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Берне, 1994, с. 1.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Gordon, 2008, p. 127.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Зрелов, 2005, с. 240.
- ↑ 4,0 4,1 Зрелов, 2005, с. 241.
- ↑ Gordon, 2008, p. 101.
- ↑ Во взлётном режиме
- ↑ Зрелов, 2005, с. 233.
- ↑ Gordon, 2008, p. 126.
Литература
- Берне Л. Як-141 — сверхзвуковая «вертикалка»№ 5. — С. 1—2. — ISSN 0130-2701. // Крылья Родины. — М., 1994. —
- Зрелов В. А. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы. — М.: Машиностроение, 2005. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-217-03254-5.
- Yefim Gordon. Yakovlev Yak-36, Yak-38 & Yak-41: The Soviet 'Jump Jets' / Translation by Dmitriy Komissarov. — Hinckley, England, UK: Midland Publishing, 2008. — 145 p. — ISBN 978-1-85780-287-0.
Ссылки
- РД-41 на airwar.ru . Дата обращения: 15 июля 2011.