Перейти к содержанию

ПД-8

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ПД-8
Тип турбовентиляторный
Страна  Россия
Использование
Годы эксплуатации проходит лётные испытания
Применение SJ-100 «Суперджет»
Создан на основе ПД-14 (горячая часть), SaM146 (холодная часть)
Производство
Конструктор ОДК-Сатурн
Год создания 2023[1]
Годы производства 2024 (план)
Массогабаритные характеристики
Полная масса 2300 кг
Диаметр 1228 мм
Рабочие характеристики
Тяга взлётная 7477[2] кгс
Степень повышения давления 28
Удельный расход топлива 0,61 кг/(кгс·ч)
Степень двухконтурности 4,4

ПД-8 — российский двигатель семейства перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей поколения 5 и 5+. Создан на основе технических решений двигателя ПД-14, в сторону уменьшенной тяги до 7—9 тонн.

Разрабатывается для новых SJ-100 «Суперджет» в целях замены импортных двигателей SaM146 в изначальном проекте Sukhoi Superjet 100[3]. Планируется запустить в производство не ранее 2024 года.

Возможно создание «морской» версии для продолжения выпуска Бе-200[4]. А также замены Д-436ТП на построенных самолётах по мере истечения продлённого ресурса двигателей.

В инициативном порядке ОАК прорабатывает возможность создания ПД-8В для вертолётов Ми-26.

Разработка

Разработка началась в 2019 году. Согласно первоначальным планам в 2021 году должен быть сделан технический проект двигателя, в 2022 — рабочая конструкторская документация, на 2023 год была запланирована технологическая подготовка производства опытных образцов маршевых силовых установок (МСУ) с ПД-8. В 2024 году должны быть изготовлены опытные образцы МСУ с ПД-8, в этом же году ожидается получение сертификата типа на новый двигатель.

На разработку двигателя будет потрачена примерно половина выделенной суммы от заложенной на создание лайнера Sukhoi SuperJet New (120 млрд рублей)[5].

Работы по двигателю ведут пять структурных подразделений ОДК. Головным разработчиком и интегратором выступает «ОДК-Сатурн», на котором в рамках СП с французами выпускались двигатели SaM146.

Новый газогенератор и стендовые испытания

В апреле 2021 года завершено изготовление основных узлов и систем опытных газогенераторов двигателя ПД-8: компрессора высокого давления, камеры сгорания, турбины высокого давления.[6]

В мае 2021 года завершена сборка первого опытного газогенератора, после чего приступили к его испытаниям.[7] Первый этап испытаний газогенератора завершён в июне 2021 года.[8] Натурный образец газогенератора планировалось представить на выставке МАКС-2021.

К концу сентября 2021 года завершены испытания второго опытного газогенератора двигателя[9].

В феврале 2022 года в Центральном институте авиационного моторостроения им. Баранова прошёл первый этап испытаний газогенератора с имитацией условий, характерных для полёта на высоте до 12 000 метров[10]. К концу февраля на НПЦ «Салют» (вошёл в кооперацию по ПД-8 в конце 2020 года) изготовлены центральный привод, коробка приводов агрегатов и угловая коническая передача, которые вместе составляют узел приводов демонстратора двигателя (создан за полтора года)[11]. В 2022 году планируется собрать узлы уже для опытной партии двигателей. На март запланировано начало испытаний демонстратора ПД-8 с установленными на него узлами.

Стендовые испытания двигателя завершились в мае 2022 года.[12] В ходе испытаний выполнялась отладка систем автоматического управления в различных режимах работы.[12] Данные о состоянии деталей и узлов опытного двигателя ПД-8 снимались в ходе испытаний с помощью 500 датчиков.[12]

Летные испытания и сертификация

В марте 2022 года появилась информация, что поcтупило распоряжение Министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, о сокращении сроков создания самолёта SSJ100-NEW и, прежде всего, ускорения сертификации двигателя ПД-8 в течение ближайших 12—14 месяцев[13]. Сертификация двигателя, как надеются, завершится в 2023 году[14].

В конце декабре 2022 года начались лётные испытания ПД-8 в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ[15]. После которых последовали доработки.

В мае 2023 года НПО «Энергомаш» поставило «ОДК-Пермские моторы» первый образец камеры сгорания двигателя ПД-8, в августе 2023 года — третий опытный образец для проведения сертификации.[16][17] Контрактом предусмотрено изготовление на НПО «Энергомаш» 6 опытных и 12 серийных камер сгорания.

12 октября главный конструктор Кирилл Кузнецов сообщил, что двигатель ПД-8 впервые запущен в составе самолета Sukhoi Superjet 100.[18]

Сертификат планируется получить до конца 2023 года.[19]

Конструкция

  • Тип двигателя: турбовентиляторный с безредукторным одноступенчатым вентилятором с широкохордными лопатками
  • Схема двигателя: 1+3+7 - 1+3 (из слайда презентации на МАКС-2021)

Технические характеристики

  • Диаметр вентилятора: 1228 мм (из слайда презентации на МАКС-2021)
  • Сухая масса двигателя с мотогондолой: 2300 кг (из слайда презентации на МАКС-2021)
  • Тяга на взлётном режиме (H=0, M=0): 7,477 тс
  • Температура газа перед турбиной, в °С: н/д
  • Удельный расход топлива в крейсерском режиме: 0,61 кг/кгс в час (из слайда презентации на МАКС-2021)
  • Степень двухконтурности: 4,4 (из слайда презентации на МАКС-2021)
  • Степень повышения давления в компрессоре: 28 (из слайда презентации на МАКС-2021)

Сопоставимые двигатели тягой около 8 тс

SaM146-1S18 Д-436Т1 ПД-8 CF34-10 CFM56-7 PW1700G PW1900G
Диаметр вентилятора, мм 1220 1370 1228 1300 1550 1422,4 1854,2
Сухая масса двигателя, кг 1708 1450 1690[20] 1700 2370
Постановочная масса с мотогондолой, кг 2259 1890 2300[20]
Взлётная тяга (H=0, M=0), кгс 7477…8056[21] 7500 7477…8056[22] 8004[23] 8820[24] 8708[25] 9462[26]
Крейсерская тяга, кгс 1700 1600
Удельный расход топлива

в крейсерском режиме кг/кгс в час

0,63[21] 0,64 0,61 0,634 0,64
Степень двухконтурности 4,43[21] 4,95 4,4 5-5,4 5,1-5,5 9 12
Степень повышения давления в компрессоре 22,8 22 28 29 32,7
Ступеней в двигателе 14 19 15 18 13 16 17
Компрессор 1В-3КНД-6КВД[21] 1В-3КНД-7КВД 1F+3LP+9HP 1ВР-2КНД-8КВД 1ВР-3КНД-8КВД
Турбина 1ТВД-3ТНД[21] 1ТВД-3ТНД 2ТВД-3ТНД 2ТВД-3ТНД
Назначенный ресурс, часов 20 000 4 000
Назначенный ресурс, циклов 2667

Производственные планы

Согласно программе развития авиаотрасли, серийное производство ПД-8 в количестве 44 штук начнется в 2024 году. К 2030 году планируется выпустить 314 двигателей ПД-8.[27]

В программе развития ПД-8 младший из тройки по мощности и объемам производства: в больших объемах планируется выпускать ПС-90А и ПД-14 — 120 и 160 двигателей к 2030 году.

Сроки работ по ПД-35 смещаются вправо из-за перераспределения финансов на более важные проекты.

Ссылки

Примечания

  1. «Энергомаш» поставил третью камеру сгорания для двигателя ПД-8 самолета SSJ-New, РГ, Наталия Ячменникова, 15.08.2023
  2. 8056 кгс в чрезвычайном режиме
  3. Самолёты Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), которые уже эксплуатируются, не получат двигатели ПД-8.
  4. «Широкий спектр применения»: как российская промышленность создаёт новые авиационные двигатели. RT на русском. Дата обращения: 18 августа 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
  5. «Ростех» на создание лайнера Sukhoi SuperJet New потратит 120 млрд рублей. Ведомости. Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 21 октября 2020 года.
  6. ОДК завершила изготовление основных узлов газогенератора нового перспективного двигателя ПД-8, ОДК-Сатурн, 13.04.2021
  7. ОДК собрала первый опытный газогенератор двигателя ПД-8 для авиалайнера SSJ-NEW, ОДК-Сатурн, 18.05.2021
  8. Ростех успешно запустил «сердце» отечественного двигателя для нового поколения «Суперджетов», ОДК-Сатурн, 17.06.2021
  9. Завершены испытания второго газогенератора российского двигателя для «Суперджета» // naukatehnika.com, 30 сентября 2021
  10. Газогенератор двигателя ПД-8 прошёл испытания 12-километровой высотой // «Авиация России», 2.02.2022
  11. ОДК готовит демонстратор двигателя ПД-8 к началу испытаний // «Авиация России», 22.02.2022
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 12,2 ОДК завершила испытания первого опытного двигателя ПД-8, ОДК-Сатурн, 11.05.2022
  13. Создание и сертификацию полностью российского двигателя для Superjet 100 планируется ускорить. ato.ru (9 марта 2022). Дата обращения: 19 марта 2022. Архивировано 14 марта 2022 года.
  14. В России придумали новый способ спасти Superjet (рус.) ?. lenta.ru (07.12.2020). Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 7 декабря 2020 года.
  15. Начались лётные испытания российского двигателя ПД-8 // IXBT.com, 26 декабря 2022
  16. НПО Энергомаш готовится к серийному производству камер сгорания двигателей для самолетов SSJ-New, ТГ Госкорпорация «Роскосмос», 15.08.2023 10:00
  17. Энергомаш поставил ОДК первую камеру сгорания двигателя для SSJ-New, ТГ Госкорпорация «Роскосмос», 24 мая 2023 года 10:00
  18. Двигатель ПД-8 впервые запустили на самолете SSJ-100, ТАСС, 12 октября 2023 года
  19. Минпромторг назвал сроки сертификации российского авиадвигателя ПД-8, Известия, 1 июня 2023 года
  20. Перейти обратно: 20,0 20,1 ПД-8: испытан газогенератор, Взлет, Андрей Фомин, 5 октября 2021 года
  21. Перейти обратно: 21,0 21,1 21,2 21,3 21,4 SaM146, ОДК Сатурн
  22. Первый опытный образец нового отечественного двигателя ПД-8 собираются собрать в декабре 2021 года, Жуковские вести, Юрий Пономарев, 05.08.2021
  23. 78,5 кН
  24. 86,5 кН
  25. 85,4 кН
  26. 19G: 92,79 кН
  27. Дело за двигателями, Ведомости, Арина Литова, 13 июля 2022 года