ПД-8
ПД-8 | |
---|---|
Тип | турбовентиляторный |
Страна |
|
Использование | |
Годы эксплуатации | проходит лётные испытания |
Применение | SJ-100 «Суперджет» |
Создан на основе | ПД-14 (горячая часть), SaM146 (холодная часть) |
Производство | |
Конструктор | ОДК-Сатурн |
Год создания | 2023[1] |
Годы производства | 2024 (план) |
Массогабаритные характеристики | |
Полная масса | 2300 кг |
Диаметр | 1228 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга взлётная | 7477[2] кгс |
Степень повышения давления | 28 |
Удельный расход топлива | 0,61 кг/(кгс·ч) |
Степень двухконтурности | 4,4 |
ПД-8 — российский двигатель семейства перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей поколения 5 и 5+. Создан на основе технических решений двигателя ПД-14, в сторону уменьшенной тяги до 7—9 тонн.
Разрабатывается для новых SJ-100 «Суперджет» в целях замены импортных двигателей SaM146 в изначальном проекте Sukhoi Superjet 100[3]. Планируется запустить в производство не ранее 2024 года.
Возможно создание «морской» версии для продолжения выпуска Бе-200[4]. А также замены Д-436ТП на построенных самолётах по мере истечения продлённого ресурса двигателей.
В инициативном порядке ОАК прорабатывает возможность создания ПД-8В для вертолётов Ми-26.
Разработка
Разработка началась в 2019 году. Согласно первоначальным планам в 2021 году должен быть сделан технический проект двигателя, в 2022 — рабочая конструкторская документация, на 2023 год была запланирована технологическая подготовка производства опытных образцов маршевых силовых установок (МСУ) с ПД-8. В 2024 году должны быть изготовлены опытные образцы МСУ с ПД-8, в этом же году ожидается получение сертификата типа на новый двигатель.
На разработку двигателя будет потрачена примерно половина выделенной суммы от заложенной на создание лайнера Sukhoi SuperJet New (120 млрд рублей)[5].
Работы по двигателю ведут пять структурных подразделений ОДК. Головным разработчиком и интегратором выступает «ОДК-Сатурн», на котором в рамках СП с французами выпускались двигатели SaM146.
Новый газогенератор и стендовые испытания
В апреле 2021 года завершено изготовление основных узлов и систем опытных газогенераторов двигателя ПД-8: компрессора высокого давления, камеры сгорания, турбины высокого давления.[6]
В мае 2021 года завершена сборка первого опытного газогенератора, после чего приступили к его испытаниям.[7] Первый этап испытаний газогенератора завершён в июне 2021 года.[8] Натурный образец газогенератора планировалось представить на выставке МАКС-2021.
К концу сентября 2021 года завершены испытания второго опытного газогенератора двигателя[9].
В феврале 2022 года в Центральном институте авиационного моторостроения им. Баранова прошёл первый этап испытаний газогенератора с имитацией условий, характерных для полёта на высоте до 12 000 метров[10]. К концу февраля на НПЦ «Салют» (вошёл в кооперацию по ПД-8 в конце 2020 года) изготовлены центральный привод, коробка приводов агрегатов и угловая коническая передача, которые вместе составляют узел приводов демонстратора двигателя (создан за полтора года)[11]. В 2022 году планируется собрать узлы уже для опытной партии двигателей. На март запланировано начало испытаний демонстратора ПД-8 с установленными на него узлами.
Стендовые испытания двигателя завершились в мае 2022 года.[12] В ходе испытаний выполнялась отладка систем автоматического управления в различных режимах работы.[12] Данные о состоянии деталей и узлов опытного двигателя ПД-8 снимались в ходе испытаний с помощью 500 датчиков.[12]
Летные испытания и сертификация
В марте 2022 года появилась информация, что поcтупило распоряжение Министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, о сокращении сроков создания самолёта SSJ100-NEW и, прежде всего, ускорения сертификации двигателя ПД-8 в течение ближайших 12—14 месяцев[13]. Сертификация двигателя, как надеются, завершится в 2023 году[14].
В конце декабре 2022 года начались лётные испытания ПД-8 в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ[15]. После которых последовали доработки.
В мае 2023 года НПО «Энергомаш» поставило «ОДК-Пермские моторы» первый образец камеры сгорания двигателя ПД-8, в августе 2023 года — третий опытный образец для проведения сертификации.[16][17] Контрактом предусмотрено изготовление на НПО «Энергомаш» 6 опытных и 12 серийных камер сгорания.
12 октября главный конструктор Кирилл Кузнецов сообщил, что двигатель ПД-8 впервые запущен в составе самолета Sukhoi Superjet 100.[18]
Сертификат планируется получить до конца 2023 года.[19]
Конструкция
- Тип двигателя: турбовентиляторный с безредукторным одноступенчатым вентилятором с широкохордными лопатками
- Схема двигателя: 1+3+7 - 1+3 (из слайда презентации на МАКС-2021)
Технические характеристики
- Диаметр вентилятора: 1228 мм (из слайда презентации на МАКС-2021)
- Сухая масса двигателя с мотогондолой: 2300 кг (из слайда презентации на МАКС-2021)
- Тяга на взлётном режиме (H=0, M=0): 7,477 тс
- Температура газа перед турбиной, в °С: н/д
- Удельный расход топлива в крейсерском режиме: 0,61 кг/кгс в час (из слайда презентации на МАКС-2021)
- Степень двухконтурности: 4,4 (из слайда презентации на МАКС-2021)
- Степень повышения давления в компрессоре: 28 (из слайда презентации на МАКС-2021)
Сопоставимые двигатели тягой около 8 тс
SaM146-1S18 | Д-436Т1 | ПД-8 | CF34-10 | CFM56-7 | PW1700G | PW1900G | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Диаметр вентилятора, мм | 1220 | 1370 | 1228 | 1300 | 1550 | 1422,4 | 1854,2 |
Сухая масса двигателя, кг | 1708 | 1450 | 1690[20] | 1700 | 2370 | ||
Постановочная масса с мотогондолой, кг | 2259 | 1890 | 2300[20] | ||||
Взлётная тяга (H=0, M=0), кгс | 7477…8056[21] | 7500 | 7477…8056[22] | 8004[23] | 8820[24] | 8708[25] | 9462[26] |
Крейсерская тяга, кгс | 1700 | 1600 | |||||
Удельный расход топлива
в крейсерском режиме кг/кгс в час |
0,63[21] | 0,64 | 0,61 | 0,634 | 0,64 | ||
Степень двухконтурности | 4,43[21] | 4,95 | 4,4 | 5-5,4 | 5,1-5,5 | 9 | 12 |
Степень повышения давления в компрессоре | 22,8 | 22 | 28 | 29 | 32,7 | ||
Ступеней в двигателе | 14 | 19 | 15 | 18 | 13 | 16 | 17 |
Компрессор | 1В-3КНД-6КВД[21] | 1В-3КНД-7КВД | 1F+3LP+9HP | 1ВР-2КНД-8КВД | 1ВР-3КНД-8КВД | ||
Турбина | 1ТВД-3ТНД[21] | 1ТВД-3ТНД | 2ТВД-3ТНД | 2ТВД-3ТНД | |||
Назначенный ресурс, часов | 20 000 | 4 000 | |||||
Назначенный ресурс, циклов | 2667 |
Производственные планы
Согласно программе развития авиаотрасли, серийное производство ПД-8 в количестве 44 штук начнется в 2024 году. К 2030 году планируется выпустить 314 двигателей ПД-8.[27]
В программе развития ПД-8 младший из тройки по мощности и объемам производства: в больших объемах планируется выпускать ПС-90А и ПД-14 — 120 и 160 двигателей к 2030 году.
Сроки работ по ПД-35 смещаются вправо из-за перераспределения финансов на более важные проекты.
Ссылки
- Первый опытный двигатель на испытательном стенде (фото)
- Летные испытания на Ил-76ЛЛ (фото), 26 декабря 2022 года
Примечания
- ↑ «Энергомаш» поставил третью камеру сгорания для двигателя ПД-8 самолета SSJ-New, РГ, Наталия Ячменникова, 15.08.2023
- ↑ 8056 кгс в чрезвычайном режиме
- ↑ Самолёты Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), которые уже эксплуатируются, не получат двигатели ПД-8.
- ↑ «Широкий спектр применения»: как российская промышленность создаёт новые авиационные двигатели . RT на русском. Дата обращения: 18 августа 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
- ↑ «Ростех» на создание лайнера Sukhoi SuperJet New потратит 120 млрд рублей . Ведомости. Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 21 октября 2020 года.
- ↑ ОДК завершила изготовление основных узлов газогенератора нового перспективного двигателя ПД-8, ОДК-Сатурн, 13.04.2021
- ↑ ОДК собрала первый опытный газогенератор двигателя ПД-8 для авиалайнера SSJ-NEW, ОДК-Сатурн, 18.05.2021
- ↑ Ростех успешно запустил «сердце» отечественного двигателя для нового поколения «Суперджетов», ОДК-Сатурн, 17.06.2021
- ↑ Завершены испытания второго газогенератора российского двигателя для «Суперджета» // naukatehnika.com, 30 сентября 2021
- ↑ Газогенератор двигателя ПД-8 прошёл испытания 12-километровой высотой // «Авиация России», 2.02.2022
- ↑ ОДК готовит демонстратор двигателя ПД-8 к началу испытаний // «Авиация России», 22.02.2022
- ↑ Перейти обратно: 12,0 12,1 12,2 ОДК завершила испытания первого опытного двигателя ПД-8, ОДК-Сатурн, 11.05.2022
- ↑ Создание и сертификацию полностью российского двигателя для Superjet 100 планируется ускорить . ato.ru (9 марта 2022). Дата обращения: 19 марта 2022. Архивировано 14 марта 2022 года.
- ↑ В России придумали новый способ спасти Superjet (рус.) ?. lenta.ru (07.12.2020). Дата обращения: 8 января 2021. Архивировано 7 декабря 2020 года.
- ↑ Начались лётные испытания российского двигателя ПД-8 // IXBT.com, 26 декабря 2022
- ↑ НПО Энергомаш готовится к серийному производству камер сгорания двигателей для самолетов SSJ-New, ТГ Госкорпорация «Роскосмос», 15.08.2023 10:00
- ↑ Энергомаш поставил ОДК первую камеру сгорания двигателя для SSJ-New, ТГ Госкорпорация «Роскосмос», 24 мая 2023 года 10:00
- ↑ Двигатель ПД-8 впервые запустили на самолете SSJ-100, ТАСС, 12 октября 2023 года
- ↑ Минпромторг назвал сроки сертификации российского авиадвигателя ПД-8, Известия, 1 июня 2023 года
- ↑ Перейти обратно: 20,0 20,1 ПД-8: испытан газогенератор, Взлет, Андрей Фомин, 5 октября 2021 года
- ↑ Перейти обратно: 21,0 21,1 21,2 21,3 21,4 SaM146, ОДК Сатурн
- ↑ Первый опытный образец нового отечественного двигателя ПД-8 собираются собрать в декабре 2021 года, Жуковские вести, Юрий Пономарев, 05.08.2021
- ↑ 78,5 кН
- ↑ 86,5 кН
- ↑ 85,4 кН
- ↑ 19G: 92,79 кН
- ↑ Дело за двигателями, Ведомости, Арина Литова, 13 июля 2022 года