Р-13-300
Р-13-300 | |
---|---|
Тип | турбореактивный |
Страна | СССР |
Использование | |
Применение | Су-15, МиГ-21 |
Создан на основе | Р-11-300 |
Развитие | Р-25-300 |
Производство | |
Конструктор | С. А. Гаврилов |
Год создания | 1963 |
Производитель | Уфимский завод № 26 (ныне ОАО НПП "Мотор") |
Обозначение | Изделие 95 |
Годы производства | 1968-1986 |
Массогабаритные характеристики | |
Полная масса | 1211 кг |
Сухая масса | 1135 кг |
Длина | 4605 мм |
Ширина | 950 мм |
Высота | 1078 мм |
Диаметр | 907 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга взлётная | 4230 кгс |
Тяга крейсерская | 3400 кгс |
Тяга на форсаже | 6500 кгс |
Компрессор |
КНД - осевой, 3-ступенчатый, с высоконапорными трансзвуковыми ступенями КВД - осевой, 5-ступенчатый |
Турбина |
ТВД - осевая, 1-ступенчатая, охлаждаемая ТНД - осевая, 1-ступенчатая |
Температура турбины | 1005 °C |
Камера сгорания | трубчато-кольцевая, 10 жаровых труб |
Степень повышения давления | 8,9 |
Расход воздуха | 66 кг/с |
Удельный расход топлива |
взлётный режим - 0,91 форсажный режим - 2,2 кг/(кгс·ч) |
Удельная тяга | 5,88/1 кгс/кг |
Р-13-300 – авиационный турбореактивный двигатель. Серийно выпускался на АО «Уфимское моторостроительное ПО» с 1968 по 1986 годы. Устанавливался на ряд модификаций МиГ-21 (МиГ-21СМ, МиГ-21СМТ, МиГ-21МФ) и Су-15М, Су-15ТМ.
Конструкция
Двигатель с форсажной камерой выполнен по двухвальной схеме с трёхступенчатым КНД и пятиступенчатым КВД. Форсажная камера с радиально-кольцевыми стабилизаторами имеет теплозащитный экран, перфорированный отверстиями малого диаметра.
Модификации
- Р13Ф-300 – на двигателе установлена новая форсажная камера с тремя кольцевыми стабилизаторами и дополнительный форсажный насос. Сопло имеет дополнительный теплозащитный экран. Эти конструктивные изменения позволяют эксплуатацию двигателя в «чрезвычайном режиме» (режим повышенной форсированной тяги).
- Р13Ф2-300 – с максимальной тягой 6600 кгс предназначен для Су-15ТМ.
Р13-300 производился в Китае с 1978 года под обозначением WP-13. Предназначался для установки на самолёты F-7 и F-8. Известны следующие модификации:
- WP-13A II – в двигателе введено охлаждение лопаток турбины высокого давления, модифицированы камера сгорания и форсажная камера. Длина двигателя больше на 550 мм, а масса меньше на 10 кг.
- WP-13F – повышена степень сжатия в компрессоре, увеличился расход воздуха. Устанавливался на истребителе F-7MG.
На основе двигателя также был разработан турбореактивный двигатель Р-95Ш для штурмовика Су-25.
Литература
- Зрелов В. А. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы. — Машиностроение, 2005. — С. 98, 100. — 336 с. — (Для вузов). — ISBN 5-217-03254-5.