НК-32
НК-32 | |
---|---|
Тип | ТРДДФ |
Камер сгорания | многофорсуночная кольцевая |
Страна | СССР/ Россия |
Использование | |
Время эксплуатации | с 1983 года |
Применение | Ту-160, Ту-144ЛЛ |
Производство | |
Конструктор | Николай Кузнецов |
Время создания | 1977 год |
Производитель | Куйбышевский моторный завод |
Производилось | с 1983 года |
Всего выпущено | около 250[1] |
Варианты |
НК-32 для Ту-160 НК-32-1 для Ту-144 |
Массогабаритные характеристики |
|
Полная масса | 3650[2] |
Длина | 7453 |
Диаметр | 1785 |
Рабочие характеристики | |
Тяга | 14000 |
Тяговооружённость | 6,85 [3] |
Управление | электронное, с гидромеханическим дублированием |
НК-32 (изделие «Р») — двухконтурный трёхвальный турбореактивный двигатель с общей форсажной камерой (ТРДДФ), разработанный на Куйбышевском моторном заводе под руководством Н. Д. Кузнецова.
Конструкция
Компрессор имеет трёхступенчатый вентилятор, пять ступеней среднего давления и семь ступеней высокого давления[4]. Лопатки компрессора изготовлены из титана, стали и (в каскаде высокого давления) никелевого сплава.
Камера сгорания кольцевая многофорсуночная. Турбина имеет одну ступень высокого давления (диаметр около 1 м, температура горения 1575 K) с охлаждаемыми монокристаллическими лопатками, одну ступень среднего давления и две — низкого давления. Сопло двигателя регулируемое, автомодельное. Система управления электронная, с гидромеханическим дублированием.
Сфера применения
В настоящее время используется на стратегических бомбардировщиках-ракетоносцах Ту-160. Двигатель также был установлен на «летающей лаборатории» Ту-144ЛЛ.
История
Разработка началась в 1977 году. В серийном производстве с 1983 года. В рамках разработки сверхзвукового пассажирского самолёта (СПС) второго поколения в конце 1970-х годов был также разработан двигатель НК-321. Двигатель испытывался и эксплуатировался на самолётах Ту-142ЛЛ и Ту-144ЛЛ.
В 1993 году серийное производство было прекращено[5].
В декабре 2006 года после подписания соглашения между РЖД и Самарским научно-техническим комплексом имени Н. Д. Кузнецова началась разработка газотурбинного двигателя НК-361 на базе двигателя НК-32 для самого мощного в мире газотурбовоза ГТ1.
В 2016 году ПАО «Кузнецов» заявило о том, что возобновляет серийный выпуск двигателей НК-32 для ракетоносцев Ту-160[источник не указан 908 дней], в этом же году был заключён контракт на производство четырёх двигателей НК-32-02 установочной партии[6].
В 2018 году был заключён второй контракт на серийный выпуск 22 двигателей НК-32-02. 3 ноября 2020 года состоялся первый полёт Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02[6].
На базе двигателя НК-32 планируется создать двигатель для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА)[7].
Также на базе НК-32 планируется создать новый двигатель для Ан-124 взамен производившегося на Украине Д-18Т[8].
Примечания
- ↑ Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой НК-321 . Дата обращения: 18 апреля 2010. Архивировано 9 сентября 2021 года.
- ↑ ОАО «Кузнецов»
- ↑ форсажная
- ↑ Затучный А. М., Ригмант В. Г., Синеокий П. М. «Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160» — М., Полигон-пресс, 2016, 552 стр., цв. ил., ISBN 978-5-98734-021-9 . Дата обращения: 1 декабря 2018. Архивировано 9 сентября 2021 года.
- ↑ Р. И. А. Новости. Бомбардировщики Ту-160 будут оснащены новыми двигателями . РИА Новости (20140723T1448). Дата обращения: 2 июля 2022. Архивировано 2 июля 2022 года.
- ↑ 6,0 6,1 Первый полёт модернизированного бомбардировщика Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02 (4 ноября 2020). Дата обращения: 15 ноября 2020. Архивировано 9 сентября 2021 года.
- ↑ Р. И. А. Новости. Двигатель для ПАК ДА будет создан на базе двигателя Ту-160 . РИА Новости (20140814T1107). Дата обращения: 2 июля 2022. Архивировано 2 июля 2022 года.
- ↑ Самолеты Ан-124 «Руслан» получат российские двигатели вместо украинских . Lenta.RU. Дата обращения: 2 июля 2022. Архивировано 2 июля 2022 года.
Ссылки
- Двигатель НК-32 — ОАО «КУЗНЕЦОВ»
- ВВС России: люди и самолёты
- Двухконтурный турбореактивный двигатель, СНТК им. Н. Д. Кузнецова НК-32
Для улучшения этой статьи желательно: |