Перечень станций стыкования ОАО «РЖД»
Это список станций Российских железных дорог, где происходит стыкование различных родов тяги (линий, электрифицированных на постоянном и переменном токе). На территории России напряжение при электрификации постоянным током составляет 3 кВ, переменным — 25 кВ. Станция, со стороны которой линия электрифицирована постоянным током, обозначается знаком (DC), переменным — (AC).
Полноценные станции стыкования
- Артышта II — направления на Новосибирск-Главный (DC) — Новокузнецк (DC) — Барнаул (AC)
- Бабаево — на линии Волховстрой-I (DC) — Вологда-I (AC)
- Балезино — на линии Киров (AC) — Пермь-II (DC)
- Белореченская — направления на Туапсе-Пассажирская (DC) — Армавир-Туапсинский (AC) — Майкоп (AC/DC)[1]
- Вековка — на линии Москва-Пассажирская-Казанская (DC) — Арзамас II (AC)
- Владимир — на линии Москва-Пассажирская-Курская (DC) — Нижний Новгород-Московский (AC)
- Вязьма — на линии Москва-Пассажирская-Смоленская (DC) — Смоленск (AC)
- Горячий Ключ — на линии Туапсе-Пассажирская (DC) — Краснодар 1 (AC)
- Данилов — направления на Ярославль-Главный (DC) — Вологда-I (AC) — Шарья (AC)
- Дербент — на линии Баку-Пассажирская (DC) — Хасав-Юрт (AC)
- Дружинино — на линии Казань (AC) — Екатеринбург-Пассажирский (DC), Пермь II (DC)
- Инзер — на линии Дема (DC) — Магнитогорск-Пассажирский (AC)
- Иртышское — на линии Карбышево I (Омск) (DC) — Среднесибирская (AC)
- Карталы I — направления на Челябинск-Главный (DC) — Магнитогорск-Пассажирский (AC) — Орск (AC) — Тобол (AC)
- Мариинск — на линии Новосибирск-Главный (DC) — Красноярск-Пассажирский (AC)
- Междуреченск — на линии Новокузнецк (DC) — Абакан (AC)
- Пенза I и Пенза III — направления на Рузаевку (DC), Сызрань I (DC), Ртищево II (AC)
- Рыбное (для грузовых)/Рязань II (для пассажирских) — на линии Москва-Пассажирская-Казанская (DC) — Ряжск I (AC)
- Свирь — на линии Волховстрой-I (DC) — Петрозаводск (AC)
- Сухиничи-Главные — на линии Москва-Пассажирская-Киевская (DC) — Брянск-Льговский (AC)
- Сызрань I — на линии Тольятти (DC) Рузаевка (DC) — Сенная (AC)
- Узуново — на линии Москва-Пассажирская-Павелецкая (DC) — Павелец-Тульский (AC), линия на Рыбное (DC)
- Черепаново — на линии Новосибирск-Главный (DC) — Барнаул (AC)
Станция Магнитогорск-Грузовой является станцией стыкования переменного тока 25 кВ со стороны ЮУЖД и переменного тока 10 кВ со стороны станций Входная и Гранитная, принадлежащих Магнитогорскому металлургическому комбинату. См. тяговый агрегат ОПЭ1.
Станции стыкования с нейтральными вставками
В некоторых случаях стыкование разных систем электрификации происходит без специальных станций с переключателями контактной сети. При этом необходим двухсистемный подвижной состав (электровозы и/или электропоезда), способный работать как на постоянном (3 кВ), так и на переменном (25 кВ) токе. Непосредственно на стыке двух полигонов электрификации контактная сеть имеет нейтральные вставки, на этих вставках происходит переключение электрооборудования. На железных дорогах России такой метод применяется там, где сооружение полноценной станции стыкования экономически нецелесообразно, либо как временное решение.
В настоящее время нейтральные вставки на стыке систем электрификации применяются в двух местах[2]:
- Перегон Бусловская (РЖД) — Вайниккала (VR) на границе Ленинградской области и Финляндии: со стороны России постоянный ток (=3 кВ), со стороны Финляндии — переменный (~25 кВ 50 Гц). Пассажирское сообщение прекращено в 2022 году в рамках корпоративных ограничений компании VR, выполняющих санкционный режим ЕС, немногочисленные грузовые поезда перевозятся тепловозами.
- Перегон Разъезд 5 км — Разъезд 12 км на участке Адлер (DC) — Роза Хутор (AC). Только пассажирское движение (двухсистемные электропоезда ЭС1).
В прошлом нейтральные вставки применялись на станциях Данилов (с 1968 г.)[3][4], Дружинино (в 1980-82 гг.)[5] до постройки полноценных станций стыкования. С 1964 по 2006 год стык с нейтральными вставками существовал также на станции Минеральные Воды[4][6].
Бывшие станции стыкования
По различным причинам на некоторых участках железных дорог была изменена система электрификации, и имевшиеся на них станции стыкования перестали выполнять такую функцию.
- Ожерелье — на линии Москва-Пассажирская-Павелецкая (DC) — Павелец-Тульский (AC) до 1989 года[7]. Стыкование систем электрификации перенесено в Узуново в связи с сооружением хордовой линии Узуново — Рыбное и переводом участка Ожерелье — Узуново на постоянный ток (=3 кВ). Проектом электрификации линии Ожерелье — Елец предусмотрено восстановление режима станции стыкования в Ожерелье, сроки его реализации не известны.
- Зима — на линии Тайшет (AC) — Иркутск (DC) до 1995 года[8]. Участок Зима — Слюдянка переведён на переменный ток (~25 кВ 50 Гц).
- Слюдянка I и Зима — на линии Тайшет — Иркутск (DC) — Улан-Удэ (AC) до 16 ноября 1995 года[8]. Участок Зима — Слюдянка переведён на переменный ток (~25 кВ 50 Гц).
- Лоухи — на линии Беломорск (AC) — Мурманск (DC) до 14 октября 2001 года[6]. Участок Лоухи — Мурманск переведён на переменный ток (~25 кВ 50 Гц). До перевода — самая северная станция стыкования в России (в 2001—2005 годах — Бабаево, с 2005 года звание отошло к Свири).
- Минеральные Воды — на линиях Батайск — Прохладная (AC) и Минеральные Воды — Кисловодск (DC) до 2006 года[6]. Линия Минеральные Воды — Кисловодск с ответвлением Бештау — Железноводск переведена на переменный ток (~25 кВ)[6].
Примечания
- ↑ Участок Белореченская — Майкоп электрифицирован по системе двойной электрификации (постоянный или переменный ток, по выбору энергодиспетчера в Белореченской). Кроме обычного движения данный участок используется для проведения испытаний электровозов и электропоездов для различных систем электрификации при движении в горных условиях. Тип электрификации на участке Майкоп — Хаджох не известен
- ↑ М. А. Гордон. Особенности работы систем управления движением поездов на станциях стыкования в Российской Федерации // Автоматика на транспорте. — 2019. — Т. 5, № 1. — С. 62—77.
- ↑ История электрификации железных дорог СССР . www.parovoz.com. Дата обращения: 16 июля 2022. Архивировано 11 мая 2021 года.
- ↑ 4,0 4,1 Абрамов Е.Р. Электроподвижной состав отечественных железных дорог. — М., 2015. — С. 142—147, 258—263. Архивная копия от 16 марта 2018 на Wayback Machine
- ↑ История электрификации железных дорог СССР . www.parovoz.com. Дата обращения: 16 июля 2022. Архивировано 11 мая 2021 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 История электрификации железных дорог СССР . www.parovoz.com. Дата обращения: 9 июля 2022. Архивировано 8 марта 2019 года.
- ↑ История электрификации железных дорог СССР . www.parovoz.com. Дата обращения: 9 июля 2022. Архивировано 2 ноября 2021 года.
- ↑ 8,0 8,1 История электрификации железных дорог СССР . www.parovoz.com. Дата обращения: 9 июля 2022. Архивировано 11 мая 2021 года.
Ссылки
- М. А. Гордон. Особенности работы систем управления движением поездов на станциях стыкования в Российской Федерации // Автоматика на транспорте. — 2019. — Т. 5, № 1. — С. 62-77.
- Схема железных дорог СНГ и Прибалтики . Архивировано 4 января 2013 года. на сайте Паровоз ИС