Калининско-Солнцевская линия
Калининско-Солнцевская линия | |
---|---|
Московский метрополитен | |
Открытие первого участка | 30 декабря 1979 года |
Длина, км | 16,3 + 24,9 |
Количество станций | 8 + 12 |
Макс. число вагонов в составе поезда | 8 |
Число вагонов в составе поезда | 8 |
Наземные участки | Метромост через р. Ликова |
|
Кали́нинско-Со́лнцевская ли́ния — проектируемая линия Московского метрополитена, в состав которой войдут действующие Калининская и Солнцевская линии[1][2]. Длина объединённой линии от станции «Аэропорт Внуково» до «Новокосино» составит около 42 км, в неё войдут 25 станций. Определить сроки строительства центрального участка «Третьяковская» — «Деловой центр» планируется после 2023 года[3], когда завершатся работы на Большой кольцевой линии, однако уже 13 сентября 2022 года в правительстве Москвы возобновились обсуждения проекта[4]. В то же время проект не предусмотрен утверждённой программой строительства[5]. Он представляет собой строительство участка «Деловой центр» — «Третьяковская» с промежуточными станциями «Волхонка», «Плющиха» и «Дорогомиловская». Эксплуатационная длина будущего участка составит 6,124 км[6]. Проект носит полуофициальное наименование «Центральный участок Калининско-Солнцевской линии» (ЦУ КСЛ)[7].
История
Планируется, что Калининско-Солнцевская линия включит в себя 3 участка: юго-западный «Аэропорт Внуково» — «Деловой центр», центральный «Деловой центр» — «Третьяковская» и восточный «Третьяковская» — «Новокосино». Определить сроки открытия участка «Деловой центр» — «Третьяковская» планируется после завершения работ на Большой кольцевой линии[3].
Первый участок Калининской линии начали строить в 1975—1979 годах, к Московской Олимпиаде 1980 года. Протяжённость этого участка составила 12,2 километра, он включал в себя 6 станций. В 1986 году открыт участок «Марксистская» — «Третьяковская». Его длина составила 1,7 километров. Планировалось также построить станцию у платформы «Реутово» и станцию между «Перово» и «Шоссе Энтузиастов», которая должна была быть построена на месте пересечения Перовской улицы, Зелёного проспекта и улицы Плеханова, но эти планы реализованы не были.
В 2010 году принято решение приступить к строительству западного радиуса, проходящего от «Парка Победы» в направлении района Солнцево, который впоследствии должен быть соединён с Калининской линией. Линия получила название Калининско-Солнцевская. Первые станции нового радиуса на перегоне «Парк Победы» — «Деловой Центр» были введены в эксплуатацию в 2014 году[8]. Протяжённость участка составила 3,4 километра. В 2017 году открыт участок «Парк Победы» — «Раменки», его длина составляет 7,3 километра. Участок «Раменки» — «Рассказовка» длиной 15,3 километров с 7 станциями и электродепо «Солнцево» открыт 30 августа 2018 года[9].
Перспективы
Центральный участок
Станцию «Третьяковская» планируется соединить с существующей станцией «Деловой центр» после 2023 года[3]. На данном участке планируются промежуточные станции «Волхонка», «Плющиха» и «Дорогомиловская».
В связи с переносом строительства центрального участка линии, неготовностью тупиков за станциями «Деловой центр» Большой кольцевой линии и «Деловой центр» Солнцевской линии к моменту сдачи участка «Парк Победы» — «Раменки», а также неизбежной перегрузкой перегона Арбатско-Покровской линии «Парк Победы» — «Киевская», в конце 2014 года было принято решение временно объединить Солнцевский радиус и северо-западный участок БКЛ со строительством второго соединительного тоннеля между «Парком Победы» и «Шелепихой» (первый соединительный тоннель планировалось построить в качестве ССВ). Поезда, прибывающие на «Шелепиху» со стороны «Петровского парка», по очереди отправлялись на Солнцевский радиус и на станцию «Деловой центр» в соотношении 2:1. С продлением линии до «Рассказовки» соотношение изменилось на 3:1. При этом станция «Деловой центр» Солнцевского радиуса была закрыта до окончания строительства пошёрстного съезда за ней. Повторное открытие станции состоялось 12 декабря 2020 года[10].
В декабре 2017 года была объявлена закупка на строительство в 2018 году перегонных тоннелей между станциями «Деловой центр» и «Дорогомиловская». По данным закупки строительство планировалось начать одновременно с закрытием станции «Деловой центр»[11].
В начале 2018 года участок «Деловой центр» — «Третьяковская» полностью исчез из планов по строительству метрополитена[12], несмотря на заявления о том, что строительные работы на центральном участке предполагалось начать в 2021—2022 годах, после замыкания Большой кольцевой линии[13]. В августе 2018 года Марат Хуснуллин подтвердил, что от проекта строительства центрального участка не отказались и что этот вопрос будет решаться после завершения работ на Большой кольцевой линии[3]. Однако 13 марта 2019 года Сергей Собянин на интервью с каналом «ТВ Центр» заявил, что строительство центрального участка не планируется[14]. К этому вопросу могут вернуться после 2023 года после замыкания БКЛ, так как центральный участок заложен в генеральный план Москвы[15].
18 февраля 2020 года заместитель мэра по Градостроительной политике Андрей Бочкарёв заявил, что сейчас изучаются возможности соединения Калининского и Солнцевского радиусов и о проблемах строительства в местах повышенной сложности из-за нестабильного грунта и плотной исторической застройки на поверхности. Он сказал, что центральный участок будет строиться и что тоннелепроходческий комплекс завершит свою работу на «Третьяковской», однако даты начала и конца строительства не уточнил[16].
Западный участок
Началось также продление линии на запад, в сторону аэропорта «Внуково», с двумя станциями — «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». Длина участка, согласно утверждённому проекту, составит 5,2 км[17]. Его открытие запланировано на 2023 год[18].
Пересадки
Рядом со станцией «Площадь Ильича» располагается железнодорожная платформа Серп и Молот Горьковского направления МЖД, а недалеко от станции метро «Авиамоторная» находится платформа Авиамоторная Казанского направления МЖД. Также недалеко от станции метро «Шоссе Энтузиастов» располагается станция Шоссе Энтузиастов МЦК, от станций метро «Новогиреево» и «Новокосино» — соответственно платформа Новогиреево и станция Реутово Горьковского направления МЖД.
Существующие пересадки
Пересадка на линию | Со станции | На станцию |
---|---|---|
Калининский радиус | ||
Замоскворецкая | Третьяковская | Новокузнецкая |
Кольцевая | Марксистская | Таганская |
Калужско-Рижская | Третьяковская | Третьяковская |
Таганско-Краснопресненская | Марксистская | Таганская |
Люблинско-Дмитровская | Площадь Ильича | Римская |
Большая кольцевая | Авиамоторная | Авиамоторная |
Московское центральное кольцо | Шоссе Энтузиастов | Шоссе Энтузиастов |
Солнцевский радиус | ||
Арбатско-Покровская | Парк Победы | Парк Победы |
Филёвская | Деловой центр | [[|]] |
Большая кольцевая | Деловой центр Мичуринский проспект |
Деловой центр Мичуринский проспект |
Планируемые пересадки
Пересадка на линию | Со станции | На станцию |
---|---|---|
Солнцевский радиус | ||
Рублёво-Архангельская | Деловой центр | Деловой центр |
Центральный участок | ||
Сокольническая | Волхонка | Кропоткинская |
Арбатско-Покровская | Плющиха | Смоленская |
См. также
Примечания
- ↑ «Тверская, 13»: Строим круглые сутки . stroi.mos.ru. Дата обращения: 10 марта 2018. Архивировано 17 декабря 2021 года.
- ↑ http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/print-form/show.html?pfid=4924911 (недоступная ссылка). zakupki.gov.ru. Дата обращения: 10 марта 2018. Архивировано 27 февраля 2018 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Центральный участок желтой ветки метро начнут строить после БКЛ . stroi.mos.ru. Дата обращения: 14 августа 2018. Архивировано 25 октября 2019 года.
- ↑ Власти Москвы обсуждают соединение двух частей желтой линии метро, ТАСС (13.09.2022).
- ↑ Когда построят Бирюлевскую ветку и будут ли соединять Калининскую и Солнцевскую линии? Ответ властей . msk1.ru - новости Москвы (23 февраля 2023). Дата обращения: 23 февраля 2023.
- ↑ Московский метрополитен -- Архитектурная концепция участка КСЛ . news.metro.ru. Дата обращения: 25 декабря 2022. Архивировано 7 декабря 2021 года.
- ↑ Центральный участок Калининско-Солнцевской линии Московского метрополитена - Студенческий научный форум . scienceforum.ru. Дата обращения: 25 декабря 2022.
- ↑ «Желтая» линия метро Москвы: история создания и планы на будущее Архивная копия от 18 октября 2018 на Wayback Machine РИА Новости
- ↑ Открыты новые станции Солнцевской линии метро Архивная копия от 17 октября 2018 на Wayback Machine Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
- ↑ Две станции БКЛ метро закроют для подключения нового участка . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (11 декабря 2020). Дата обращения: 20 декабря 2020. Архивировано 5 марта 2021 года.
- ↑ Закупка №31705887561. Общая информация (недоступная ссылка). zakupki.gov.ru. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (14 декабря 2017). Дата обращения: 24 декабря 2017. Архивировано 24 декабря 2017 года.
- ↑ От идеи к реализации: история больших и малых колец метро . Сайт Москвы (26 февраля 2018). Дата обращения: 25 марта 2018. Архивировано 27 февраля 2018 года.
- ↑ Строительство центрального участка "желтой" ветки метро начнется после 2021 года . Дата обращения: 25 марта 2018. Архивировано 20 марта 2018 года.
- ↑ Собянин - о зимней уборке города, новых парковках и медцентре в Новой Москве . Комсомольская правда. Дата обращения: 16 марта 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
- ↑ Соединение Солнцевской и Калининской линий метро: Проект начнут рассматривать после 2023 года . KP.RU - сайт «Комсомольской правды» (25 марта 2019). Дата обращения: 25 марта 2019. Архивировано 25 марта 2019 года.
- ↑ Как пройдет Калининско-Солнцевская линия (18 февраля 2020). Дата обращения: 21 февраля 2020. Архивировано 21 февраля 2020 года.
- ↑ На Калининско-Солнцевской линии появится метромост . stroi.mos.ru. Дата обращения: 5 апреля 2019. Архивировано 28 февраля 2020 года.
- ↑ Схема развития метрополитена в Москве (июнь 2018) . Дата обращения: 5 апреля 2019. Архивировано 12 июня 2018 года.