ГАЗ-63
ГАЗ-63 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общие данные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | ГАЗ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1948—1968 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка | ГАЗ (Горький, СССР) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | грузовой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дизайн | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновка | переднемоторная, полноприводная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 4 × 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трансмиссия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массово-габаритные характеристики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина | 5525 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 2200 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота | 2250 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс | 270 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 3300 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 1600 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 1590 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса | 3200 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса | 5350 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамические характеристики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная скорость | 65 км/ч | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рынке | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связанные | ГАЗ-51 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другая информация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузоподъёмность | 2000 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 90+105 л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предшественник | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-ААА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преемник | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-66 |
ГАЗ-63 — советский среднетоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости с колёсной формулой 4 × 4, грузоподъёмностью две тонны. Всего было выпущено 474 464 экземпляра всех модификаций.
История
Проектирование автомобиля началось ещё в 1938 году. Первые опытные образцы ГАЗ-63 были созданы перед Великой Отечественной войной в 1939 и 1940 году, серийное производство развёрнуто с 1948 года. Наиболее массовый полноприводный грузовик Советской Армии и в народном хозяйстве СССР в 1950—60-х. В 1968 году уступил место модели ГАЗ-66. Степень унификации с народнохозяйственной моделью ГАЗ-51 до 80 %.
Выпуск продолжался до 1968 года, всего было выпущено 474 464 автомобиля.
Особенности конструкции
Автомобиль имел рамную конструкцию, полный привод с отключаемым передним мостом (два карданных вала к ведущим мостам и промежуточный между коробкой передач и раздаточной коробкой), короткие свесы и односкатные колёса с регулируемым внутренним давлением.
Автомобильные шины размером 280—457 мм позволяли при движении по снежной целине или заболоченной местности кратковременно снижать давление до 0,7 кг/см2. При этом скорость движения автомобиля не должна была превышать 10 км/ч. Ресурс шин при такой езде не превышал 150 км (при эксплуатации с нормальным давлением 2,8 кг/см2 гарантийный пробег шин составляет 10 тыс. км). Компрессор, разумеется, отсутствовал. Для подкачки шин в полевых условиях применялось устройство, вворачиваемое в двигатель вместо одной из свечей зажигания. Двигатель запускался и работал на пяти цилиндрах, поршень одного из цилиндров накачивал воздух в шины. Не следует думать, что в шины поступала бензиновоздушная смесь. Впускной воздушный клапан устройства обладал значительно меньшим сопротивлением, чем впускной коллектор и карбюратор с инерционно-масляным воздухоочистителем[1].
Под капотом на правой стороне двигателя монтировался котёл предпускового подогрева. В зимнее время необходимо было вывернуть руль влево, в крыле правого переднего колеса открыть люк и в жаровую трубу котла вставить работающую паяльную лампу. Прогревалась жидкость в системе охлаждения, горячими газами согревалось моторное масло в поддоне картера. При подогреве «сухого» двигателя в котёл заливалось 5 литров воды, затем следовал подогрев образующимся паром. Затем — запуск двигателя и долив воды в радиатор.
Расположенный в кабине отопитель подавал при помощи электрического вентилятора тёплый воздух только на ветровое стекло. К ногам водителя и пассажира тёплый воздух поступал только при движении автомобиля через открывающийся за капотом воздухозаборник. Зимой в кабине стоящего автомобиля было холодно.
Боковые панели облицовки капота были съёмные, летом это значительно облегчало охлаждение двигателя. Поднимающиеся вперёд-вверх рамки ветрового стекла делали поездку нежаркой («с ветерком» и с соответствующим количеством дорожной пыли).
Кузов представлял собой деревянную платформу с высокими бортами и с открывающимся задним бортом.
Модификации
Проверить информацию. |
- ГАЗ-63А — модификация ГАЗ-63 с лебёдкой с тяговым усилием 4,5 тс и приводом через коробку отбора мощности. Снаряжённая масса 3,52 т против 3,28 т у ГАЗ-63. Серийный выпуск в 1948—1968
- ГАЗ-63Д — седельный тягач для работы с самосвальными полуприцепами
- ГАЗ-63Е — шасси для автобусов
- ГАЗ-63Э — модификация ГАЗ-63 с экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-63АЭ — модификация ГАЗ-63А с лебёдкой и экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-63У — модификация ГАЗ-63 в экспортном варианте
- ГАЗ-63АУ — модификация ГАЗ-63А (с лебёдкой) в экспортном варианте
- ГАЗ-63ЭУ — модификация ГАЗ-63Э (с экранированным электрооборудованием) в экспортном варианте
- ГАЗ-63Ю — модификация ГАЗ-63 в экспортном тропическом варианте
- ГАЗ-63ЭЮ — модификация ГАЗ-63 в экспортном тропическом варианте и экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-33 — полноприводный трёхосный (6 × 6) грузовик грузоподъёмностью 2,5—3,0 т на базе ГАЗ-63. Опытный образец был построен в 1946 году, в серию не пошёл из-за недостаточной мощности двигателя ГАЗ-51, но компоновка ведущих мостов ГАЗ-33 была использована для грузовика ЗИС-151
- ГАЗ-63П — полноприводный седельный тягач с двухскатной ошиновкой заднего моста (существовала и модификация с односкатной ошиновкой), серийное производство 1958—1968
- БТР-40 (ГАЗ-40) — бронетранспортер на 8 десантников плюс 2 члена экипажа. Создан на агрегатах ГАЗ-63 в 1947 году. Двигатель форсирован до 80 л.с. Серийный выпуск в 1950—1960. Дальнейшим развитием БТР-40 стала плавающая бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1, также с созданная с использованием узлов и агрегатов ГАЗ-63 и серийно выпускавшаяся в 1959—1966.
На шасси ГАЗ-63 выпускались специальные автомобили:
- АЦП-20(63)-19 (ПМГ-19) — пожарная автоцистерна. Выпускалась на Варгашинском заводе противопожарного оборудования.
- АЦУ-20(63)-60 (ПМГ-60) — упрощенная пожарная автоцистерна. Выпускалась на Варгашинском заводе противопожарного оборудования.
- АР-1,6(63) — пожарный рукавный автомобиль. Выпускался на Московском заводе пожарных машин.
- АС-3 — санитарный автомобиль для перевозки 7 носилок и 2 сидячих больных или четырёх лежачих и 6 сидячих или 14 только сидячих больных. Выпускался на 101-м авторемонтном заводе.
- АСОП-5(63)-97 (АСО-97) — пожарный автомобиль связи и освещения. Выпускался на Варгашинском заводе противопожарного оборудования.
- АТЗ-2,2(63) — цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов.
- АШ-3 — штабной автомобиль. Выпускался на 101-м авторемонтном заводе.
- АШ-4 — штабной автомобиль с кузовом автобусного. Выпускался на 101-м авторемонтном заводе.
- АШ — штабной пожарный автомобиль. Выпускался в двух вариантах - Московским и Ленинградским отрядами технической службы Пожарной охраны.
- БМ-14-17 (8У36) — боевая машина реактивной артиллерии.
- ВЦПТ-1,5 — цистерна для перевозки молока.
- КАвЗ-651АП — автоперевязочная. Выпускалась на Курганском автобусном заводе.
- МЗ-3904 — маслозаправщик. Разработан ГОСНИТИ. Выпускался на Квасиловском машиностроительном заводе.
- РС-363 — шнекороторный снегоочиститель. Выпускался на Мценском заводе коммунального машиностроения.
- ПАЗ-654 — штабной автобус. Разработан на Павловском автобусном заводе. Выпущена небольшая серия.
- ПАЗ-659 — автомагазин. Выпускался на Павловском автобусном заводе, затем на Курганском автобусном заводе.
- ПАЗ-663 — автобус для монтажа специального оборудования, например геофизической лаборатории. Выпускался на Павловском автобусном заводе, затем на Курганском автобусном заводе.
- ТЗ-63 — топливозаправщик.
В культуре
В этом разделе не должны перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения в произведениях культуры. |
В мюзикле Старые песни о главном (1996 г.) Леонид Агутин ездит на ГАЗ-63 (с несколько удлинённым бортом), при этом вместе с Владимиром Пресняковым исполняет песню "Крепче за баранку держись шофер".
Примечания
- ↑ Автомобиль ГАЗ-63, инструкция по эксплуатации.
Ссылки
- Автоклуб ГАЗ-63
- ГАЗ-63
- Автомобильное бюро: ГАЗ-63
- Государственный научно-исследовательский институт автомобильного хозяйства НИИАТ. Краткий автомобильный справочник / Н. Н. Аникушин. — Москва: Транспорт, 1983. — С. 205. — 223 с.
Для улучшения этой статьи желательно: |