ГАЗ-ММ

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ГАЗ-ММ
Общие данные
Производитель ГАЗ
Годы производства 19381956
Сборка Флаг СССР ГАЗ (Горький, СССР) (1938—1947)
Флаг СССР КИМ (Москва, СССР) (1938—1939),
Флаг СССР Ростовский автосборочный завод (1939—1941),
Флаг СССР УльЗиС (Ульяновск, СССР) (1947—1949, 1956)
Класс 1,5 тонны
Иные обозначения «газик», «полуторка»
Дизайн
Платформа ГАЗ-ММ
Колёсная формула 4 × 2
Двигатель
ГАЗ-ММ
Общие данные
Производитель ГАЗ
Тип Бензиновый
Производительность
Максимальная мощность 50 л. с., при 2800 об/мин
Камера сгорания
Объём 3285 см3
Цилиндров 4
Клапанов 8
Диаметр цилиндра 98,43 мм
Ход поршня 107,95 мм
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ чугун
Клапанной механизм SV
Степень сжатия 4,6
Питание
Рекомендованное топливо бензин А-66 или А-70
Система питания карбюратор
Трансмиссия
4-ст. мех.
Массово-габаритные характеристики
Длина 5250 мм
Ширина 2040 мм
Высота 1900 мм
Клиренс 200 мм
Колёсная база 3340 мм
Масса 1750 кг
Динамические характеристики
Максимальная скорость 70 км/ч
На рынке
Связанные ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА
Другая информация
Грузоподъёмность 1500 кг
Расход топлива 19,5 л/100 км
Предшественник
ГАЗ-АА
Преемник
ГАЗ-51
Двигатель ГАЗ-ММ из экспозиции Музея истории ОАО «ГАЗ», Нижний Новгород

ГАЗ-ММ (полуторка) — советский среднетоннажный грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг), представлявший собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА, укомплектованный более мощным двигателем ГАЗ-М (50 л. с.), усиленной подвеской, новым рулевым управлением и карданным валом. Изначально ГАЗ-ММ внешних различий с моделью ГАЗ-АА не имел, но в годы Великой Отечественной войны начался выпуск упрощённой модификации ГАЗ-ММ-В, характерной угловатыми крыльями, отсутствием бампера и рядом других особенностей[1].

Годы выпуска ГАЗ-ММ: на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) — 1938—1946, на Ульяновском автомобильном заводе (УАЗ) — 1947—1949[1]. По некоторым[каким?] данным, из-за дефицита моторов М-1 (уходивших на трехоски ГАЗ-ААА и броневики БА-10, фактический полномасштабный выпуск ГАЗ-ММ начался только с 1940 года, а закончился в СССР в 1956 году[источник не указан 765 дней]. В 1943—1945 годах на ГАЗе выпускался упрощённый вариант полуторки — ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13) с различными вариантами комплектации. Внешне отличался кроме деревянно-брезентовой кабины (в 1942 году и без дверей, только с брезентовыми защитными клапанами) угловатыми крыльями, получаемыми из кровельного (или любого подходящего) железа методом простой гибки, которые сохранились и на машинах выпуска 1946—1949 годов, а также устанавливались на капитально отремонтированные машины ранних лет выпуска. Основная часть послевоенного парка полуторок была списана в начале 1960-х годов в связи с запретом (с 1962 года) на эксплуатацию в СССР автомобилей с механическим приводом тормозов.

В общей сложности с 1932 года было выпущено около 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941—1945 годов — 138 600 экземпляров. К началу Великой Отечественной войны в РККА числилось 151 100 автомобилей этих моделей. Двигатель ГАЗ-ММ также использовался на БА-64, который производился до 1950-х годов и широко экспортировался в страны Восточного блока.

В 1984 году автомобилю была посвящена песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского «Грузовичок-фронтовичок», прозвучавшая в художественном фильме «Репортаж с линии огня» (реж. Леон Сааков) в исполнении Эдуарда Хиля. Экземпляр машины был выставлен в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Истринского района Московской области.

Модификации ГАЗ-ММ

  • ГАЗ-ММ — базовая модель грузовика с двигателем мощностью 50 л. с., производилась в 1938—1941 годах на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ)
  • ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13) — упрощённая модификация ГАЗ-ММ военного времени (индекс ММ-В неофициальный, индекс ММ-13 применялся на фронте), различают два типа кабин ММ-В: образца 1943 года с брезентовой крышей и брезентовыми клапанами вместо дверей и образца 1944 года с деревянной облицовкой и дверями соответственно. На грузовике 1943 года крылья были выполнены путём гибки из низкосортного (кровельного) железа. Глушитель, бампера и передние тормоза отсутствовали. Фара и стеклоочиститель устанавливалась только со стороны водителя. Платформа оснащалась только задним откидываемым бортом[1]. Производился ГАЗ-ММ-В до 1947 года на ГАЗе, а в 1947—1950 годах — на Ульяновском автомобильном заводе (УАЗ). По некоторым[каким?] данным выпуск полуторки продолжался до 1956 г.[источник не указан 765 дней]
  • ГАЗ-410 — самосвал на шасси ГАЗ-ММ и ГАЗ-ММ-В, грузоподъёмность 1,2 т, кузов цельнометаллический саморазгружающегося типа. Годы выпуска: 1938—1950.
  • ГАЗ-42 — газогенераторная модификация, использовавшая в качестве топлива деревянные чурки. Мощность двигателя 35—38 л. с., грузоподъёмность паспортная — 1,0 т (реальная меньше, так как значительную часть укороченной платформы занимал 150—200-килограммовый запас чурок). Годы выпуска: 1938—1949.
  • ГАЗ-43 — газогенераторная версия на угле. Отличалась меньшими габаритами газогенераторной установки. Выпускалась малыми партиями в 1938—1941 годах.
  • ГАЗ-44 (газобаллонный) — газобаллонная версия на сжиженном нефтяном газе (СНГ). Баллоны с газом располагались под грузовой платформой. Выпущена малой партией в 1939 году.
  • ГАЗ-60 — серийная полугусеничная модификация с резинометаллической гусеницей с приводом ленивца от стандартного моста. Годы выпуска: 1938—1943.
  • ГАЗ-65 — модификация повышенной проходимости с гусенично-колёсным движителем с приводом от стандартных задних колёс. В 1940 году была выпущена опытно-промышленная партия, показавшая полную непригодность данной схемы для условий реальной эксплуатации автомобилей как в условиях фронта, так позже и тыла (расход топлива превышал 60 л/100 км).
  • ГАЗ-03-30 — 17-местный автобус общего назначения с кузовом на деревянном каркасе с металлической обшивкой. Производился на мощностях смежника ГАЗа — ГЗА (Горьковский завод автобусов, ранее — 1-й Автосборочный завод). Годы выпуска на шасси ГАЗ-ММ: 1938—1942, на шасси ГАЗ-ММ-В — 1945—1950. Самая распространённая модель советского автобуса довоенного периода и первых послевоенных лет.
  • ГАЗ-55 (М-55) — санитарный автомобиль, оснащался амортизаторами заднего моста. Вместимость: 10 человек, включая четырех на носилках. Годы производства: 1938—1950. Самый массовый санитарный автомобиль Красной Армии в период ВОВ.

Галерея

Кабина водителя Передний мост на поперечно расположенной полуэллиптической рессоре, тормозные механизмы отсутствуют. Задний мост на продольных полуэллиптических рессорах (кантилеверная подвеска).
ГАЗ-ММ, двигатель, правая сторона ГАЗ-ММ, двигатель, левая сторона

Примечания

Литература

  • Алексей Щербаков. «ГАЗ-ММ»: спасший миллионы жизней // Автомир : журнал. — 2010. — 10 мая (№ 20). — С. 24—25. — ISSN 1681-3154.