ГАЗ-ММ
ГАЗ-ММ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общие данные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | ГАЗ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1938—1956 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка |
ГАЗ (Горький, СССР) (1938—1947) КИМ (Москва, СССР) (1938—1939), Ростовский автосборочный завод (1939—1941), УльЗиС (Ульяновск, СССР) (1947—1949, 1956) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | 1,5 тонны | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иные обозначения | «газик», «полуторка» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дизайн | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Платформа | ГАЗ-ММ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 4 × 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трансмиссия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4-ст. мех. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массово-габаритные характеристики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина | 5250 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 2040 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота | 1900 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс | 200 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 3340 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса | 1750 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамические характеристики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная скорость | 70 км/ч | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рынке | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связанные | ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другая информация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузоподъёмность | 1500 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расход топлива | 19,5 л/100 км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предшественник | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-АА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преемник | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-51 |
ГАЗ-ММ (полуторка) — советский среднетоннажный грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг), представлявший собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА, укомплектованный более мощным двигателем ГАЗ-М (50 л. с.), усиленной подвеской, новым рулевым управлением и карданным валом. Изначально ГАЗ-ММ внешних различий с моделью ГАЗ-АА не имел, но в годы Великой Отечественной войны начался выпуск упрощённой модификации ГАЗ-ММ-В, характерной угловатыми крыльями, отсутствием бампера и рядом других особенностей[1].
Годы выпуска ГАЗ-ММ: на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) — 1938—1946, на Ульяновском автомобильном заводе (УАЗ) — 1947—1949[1]. По некоторым[каким?] данным, из-за дефицита моторов М-1 (уходивших на трехоски ГАЗ-ААА и броневики БА-10, фактический полномасштабный выпуск ГАЗ-ММ начался только с 1940 года, а закончился в СССР в 1956 году[источник не указан 765 дней]. В 1943—1945 годах на ГАЗе выпускался упрощённый вариант полуторки — ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13) с различными вариантами комплектации. Внешне отличался кроме деревянно-брезентовой кабины (в 1942 году и без дверей, только с брезентовыми защитными клапанами) угловатыми крыльями, получаемыми из кровельного (или любого подходящего) железа методом простой гибки, которые сохранились и на машинах выпуска 1946—1949 годов, а также устанавливались на капитально отремонтированные машины ранних лет выпуска. Основная часть послевоенного парка полуторок была списана в начале 1960-х годов в связи с запретом (с 1962 года) на эксплуатацию в СССР автомобилей с механическим приводом тормозов.
В общей сложности с 1932 года было выпущено около 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941—1945 годов — 138 600 экземпляров. К началу Великой Отечественной войны в РККА числилось 151 100 автомобилей этих моделей. Двигатель ГАЗ-ММ также использовался на БА-64, который производился до 1950-х годов и широко экспортировался в страны Восточного блока.
В 1984 году автомобилю была посвящена песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского «Грузовичок-фронтовичок», прозвучавшая в художественном фильме «Репортаж с линии огня» (реж. Леон Сааков) в исполнении Эдуарда Хиля. Экземпляр машины был выставлен в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Истринского района Московской области.
Модификации ГАЗ-ММ
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
- ГАЗ-ММ — базовая модель грузовика с двигателем мощностью 50 л. с., производилась в 1938—1941 годах на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ)
- ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13) — упрощённая модификация ГАЗ-ММ военного времени (индекс ММ-В неофициальный, индекс ММ-13 применялся на фронте), различают два типа кабин ММ-В: образца 1943 года с брезентовой крышей и брезентовыми клапанами вместо дверей и образца 1944 года с деревянной облицовкой и дверями соответственно. На грузовике 1943 года крылья были выполнены путём гибки из низкосортного (кровельного) железа. Глушитель, бампера и передние тормоза отсутствовали. Фара и стеклоочиститель устанавливалась только со стороны водителя. Платформа оснащалась только задним откидываемым бортом[1]. Производился ГАЗ-ММ-В до 1947 года на ГАЗе, а в 1947—1950 годах — на Ульяновском автомобильном заводе (УАЗ). По некоторым[каким?] данным выпуск полуторки продолжался до 1956 г.[источник не указан 765 дней]
- ГАЗ-410 — самосвал на шасси ГАЗ-ММ и ГАЗ-ММ-В, грузоподъёмность 1,2 т, кузов цельнометаллический саморазгружающегося типа. Годы выпуска: 1938—1950.
- ГАЗ-42 — газогенераторная модификация, использовавшая в качестве топлива деревянные чурки. Мощность двигателя 35—38 л. с., грузоподъёмность паспортная — 1,0 т (реальная меньше, так как значительную часть укороченной платформы занимал 150—200-килограммовый запас чурок). Годы выпуска: 1938—1949.
- ГАЗ-43 — газогенераторная версия на угле. Отличалась меньшими габаритами газогенераторной установки. Выпускалась малыми партиями в 1938—1941 годах.
- ГАЗ-44 (газобаллонный) — газобаллонная версия на сжиженном нефтяном газе (СНГ). Баллоны с газом располагались под грузовой платформой. Выпущена малой партией в 1939 году.
- ГАЗ-60 — серийная полугусеничная модификация с резинометаллической гусеницей с приводом ленивца от стандартного моста. Годы выпуска: 1938—1943.
- ГАЗ-65 — модификация повышенной проходимости с гусенично-колёсным движителем с приводом от стандартных задних колёс. В 1940 году была выпущена опытно-промышленная партия, показавшая полную непригодность данной схемы для условий реальной эксплуатации автомобилей как в условиях фронта, так позже и тыла (расход топлива превышал 60 л/100 км).
- ГАЗ-03-30 — 17-местный автобус общего назначения с кузовом на деревянном каркасе с металлической обшивкой. Производился на мощностях смежника ГАЗа — ГЗА (Горьковский завод автобусов, ранее — 1-й Автосборочный завод). Годы выпуска на шасси ГАЗ-ММ: 1938—1942, на шасси ГАЗ-ММ-В — 1945—1950. Самая распространённая модель советского автобуса довоенного периода и первых послевоенных лет.
- ГАЗ-55 (М-55) — санитарный автомобиль, оснащался амортизаторами заднего моста. Вместимость: 10 человек, включая четырех на носилках. Годы производства: 1938—1950. Самый массовый санитарный автомобиль Красной Армии в период ВОВ.
Галерея
Кабина водителя | Передний мост на поперечно расположенной полуэллиптической рессоре, тормозные механизмы отсутствуют. | Задний мост на продольных полуэллиптических рессорах (кантилеверная подвеска). |
ГАЗ-ММ, двигатель, правая сторона | ГАЗ-ММ, двигатель, левая сторона |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Щербаков, 2010.
Литература
- Алексей Щербаков. «ГАЗ-ММ»: спасший миллионы жизней // Автомир : журнал. — 2010. — 10 мая (№ 20). — С. 24—25. — ISSN 1681-3154.
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |