ГАЗ-53

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ГАЗ-53-12
Общие данные
Производитель ГАЗ
Годы производства 19611993
Сборка Союз Советских Социалистических Республик ГАЗ (Горький/Нижний Новгород, СССР)
Флаг России (1991—1993) ГАЗ (Нижний Новгород, Российская Федерация)
Класс Грузовой
Иные обозначения

ГАЗон

Без затей 53-й
Дизайн
Тип кузова Грузовой
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
Двигатель
ЗМЗ-53А
Общие данные
Производитель ЗМЗ
Тип Бензиновый
Производительность
Максимальная мощность 115 л. с., при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент 284,5 Н·м, при 2000 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация V8
Объём 4250 см3
Цилиндров 8
Клапанов 16
Диаметр цилиндра 92 мм
Ход поршня 80 мм
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Материал блока цилиндров алюминий
Материал ГБЦ алюминий
Клапанной механизм OHV
Степень сжатия 7,6
Питание
Рекомендованное топливо А-76
Охлаждение жидкостное
Система питания двухкамерный карбюратор К-126Б
ЗМЗ-511/5234
Общие данные
Производитель ЗМЗ
Тип Бензиновый
Макс. скорость 90
Производительность
Максимальная мощность 125/130 л. с., при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент 299/314 Н·м, при 2000 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация V8
Объём 4250/4670 см3
Цилиндров 8
Клапанов 16
Диаметр цилиндра 92 мм
Ход поршня 80/88 мм
Тактность (число тактов) 4
Материал блока цилиндров алюминий
Материал ГБЦ алюминий
Клапанной механизм OHV
Степень сжатия 6,5
Питание
Рекомендованное топливо Бензин А-76, АИ-92, АИ-95
Охлаждение жидкостное
Система питания карбюратор К-135
Экологические нормы ЕВРО 1...5
Расход топлива при смешанном цикле 32
Трансмиссия
Массово-габаритные характеристики
Длина 6394 мм
Ширина 2020 мм
Высота 2220 мм
Масса 3200 кг
Динамические характеристики
Максимальная скорость 75-85 км/ч
На рынке
Связанные ГАЗ-52,
КАвЗ-685,
ГАЗ-66,
ПАЗ-672 (3201)
Похожие модели ЗИЛ-130
Другая информация
Объём бака 90 л. Есть модификации с дополнительным баком на 105 л.
Предшественник
ГАЗ-51А
Преемник
ГАЗ-3307

ГАЗ-53-12 — советский и российский среднетоннажный грузовой автомобиль, серийно выпускавшийся Горьковским автомобильным заводом с 1961 по 1993 год.

ГАЗ-53 представляет собой третье (после ГАЗ-АА/ММ и ГАЗ-51) поколение грузовиков ГАЗ. Выпускался серийно под индексами ГАЗ-53Ф (1961—1967), ГАЗ-53А (1965—1983) и ГАЗ-53-12 (1983—1993).

ГАЗ-53 с последующими модификациями — самый массовый грузовик на территории бывшего СССР. Общий выпуск составил свыше 4 млн автомобилей.

С 1964 по 1993 год выпускался ГАЗ-52 — гибридная модель, спроектированная с рядным шестицилиндровым двигателем грузовика ГАЗ-51 и с использованием узлов и деталей автомобиля с бо́льшей грузоподъёмностью ГАЗ-53.

Описание семейства

В модельный ряд грузовых автомобилей ГАЗ третьего поколения входили, наряду с ГАЗ-53 грузоподъёмностью 3,0 (позже 3,5, 4,0 и 4,5 т), также ГАЗ-52 грузоподъёмностью 2,5 т и полуторатонный ГАЗ-56 (серийно не выпускался) и полноприводные автомобили ГАЗ-62 грузоподъёмностью 1,2 т и ГАЗ-66 грузоподъёмностью 2 т. Ранние автомобили ГАЗ-53Ф 1963 года выпуска имели грузоподъёмность 3,5 тонны, но с учётом результатов эксплуатации была снижена до 3,0 тонн. Модернизированная модель ГАЗ-53А (1965—1983) была 4-тонной, а модель ГАЗ-53-12 (1983—1993) — 4,5-тонной.

Двигатель ГАЗ-53 был таким же, как у лимузина ГАЗ-13, но с некоторыми доработками. Впоследствии этот же двигатель еще использовался до 1993 года.

Автомобили ГАЗ-53 и ГАЗ-52 оснащались унифицированной кабиной. Щиток приборов автомобилей ГАЗ-53Ф не имел амперметра и указателя давления масла. Вместо них были сигнальные лампы. Кабины первых ГАЗ-53А были оборудованы часами. По облицовке радиатора было три основных типа:

  • Общая идея дизайнерского решения первой серийной версии облицовки была созвучна с облицовкой ЗИЛ-130: фары вверху, подфарники — внизу. Этот тип соответствовал ГАЗ-52-03 и первым ГАЗ-53Ф.
  • С 1975 года — подфарники вверху, над фарами[1]. Это ГАЗ-53 и ГАЗ-53А.
  • С июня 1984 года появляется очередная, последняя версия облицовки, «грустная» — отверстия решетки вытянулись по вертикали, подфарники сместились каждый ближе к своему краю. Эта модификация (обычно была с форсированным двигателем) ГАЗ-53-12.

А еще через год на всех новых машинах спереди стандартно были установлены комбинированные двухламповые, с неравными по размеру, оранжево-прозрачными рассеивателями, «подфарники» (указатель поворота/габарит) нового типа. Кроме того, внешние отличия ГАЗ-53 от ГАЗ-52 заключались и в колёсных дисках, так ГАЗ-52 и его модификации имели диски с шестью вентиляционными отверстиями и шинами размером 220—508 (7,50-20 дюймов), а на ГАЗ-53 устанавливались шины несколько бо́льшего размера — 240—508 (8,25-20 дюймов) и колёсные диски с тремя отверстиями, размещёнными под углом 120°. На поздних автомобилях ГАЗ-53Ф устанавливались колёсные диски с двумя отверстиями, размещёнными под углом 180°. Колёсные диски автомобилей ГАЗ-53Ф 1963 года выпуска имели бортовые и замочные кольца. В дальнейшем диски этих автомобилей стали комплектоваться одним кольцом. На автомобилях ГАЗ-53Ф 1964 года выпуска на бампере появился «фартучек».

Создатели

Специалисты ГАЗ:

Технические характеристики ГАЗ-53

Модификации

ГАЗ-53А
Пожарный автомобиль АЦ-30(53А)-106А на базе ГАЗ-53А
  • ГАЗ-53Ф (с октября 1961 года, по январь 1967 года) — бортовой грузовик и шасси с форсированным двигателем ГАЗ-51 предыдущего поколения мощностью 82 л. с., задним мостом ГАЗ-51 с редуктором от ГАЗ-63 (i=7,6), грузоподъёмность 3,5/3,0 т, максимальная скорость до 75 км/ч;
  • ГАЗ-53 (с июня 1964 года по 1965 год) — базовая модель грузовика с двигателем ЗМЗ-53, V8, мощностью 115 л. с., максимальная скорость до 85 км/ч;
  • ГАЗ-53А (с июня 1965 года по 1983 год) — модернизированная версия бортового грузовика ГАЗ-53 грузоподъёмностью 4 т;
  • ГАЗ-53Б — самосвал, серийное производство начато 3 октября 1966 года[3]
  • ГАЗ-53Н (с 1966 года по 1983 год) — армейская модификация ГАЗ-53А с дополнительным топливным баком на 105 л, предпусковым подогревателем и комплектом дополнительного оснащения;
  • ГАЗ-53-02 — шасси под самосвал ГАЗ-САЗ (САЗ-3503);
  • ГАЗ-53-05 — бортовой грузовик для постоянной работы с 2-осным прицепом, серийно не выпускался;
  • ГАЗ-53-40 (с 1971 года по 1984 год) — удлинённое шасси ГАЗ-53А с оперением, но без кабины для поставок Курганскому автобусному заводу для монтажа кузовов автобуса КАвЗ-685, в небольших количествах поставлялось и на СемАР для монтажа специальных кузовов;
  • ГАЗ-53-50 — экспортная модификация ГАЗ-53А для стран с тропическим климатом;
  • ГАЗ-53-70 — экспортная модификация ГАЗ-53А для стран с умеренным климатом;
  • ГАЗ-53-12 (с 1983 года по январь 1993 года) — модернизированная базовая модель с двигателем ЗМЗ-53-11 мощностью 120 л. с., грузоподъёмность 4,5 т, максимальная скорость до 90 км/ч, коробка передач без синхронизаторов;
  • ГАЗ-53-19 (с 1984 года по 1992 год) — модификация на сжиженном газе, мощность двигателя 105 л. с., максимальная скорость до 80 км/ч;
  • ГАЗ-53-27 (с 1984 года по 1992 год) — модификация на сжатом природном газе, мощность двигателя 100 л. с., максимальная скорость до 80 км/ч.

Машины на базе

  • МПР-9924 (мастерская передвижная ремонтная) — передвижная ремонтная мастерская на шасси автомобиля ГАЗ-53 или ГАЗ 52-01.
  • ТШН-2,5А - транспортировщик штабеля тюков сена и соломы на базе самосвала ГАЗ-53Б (серийное производство для сельского хозяйства СССР начато в 1977 году)[4].

Экспорт

Грузовые автомобили семейства ГАЗ-52/53 до 1993 года экспортировались в:

В 1967[5]—1991 годах грузовики ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12 собирал из советских сборочных комплектов Шуменский завод грузовых автомобилей. При этом, с начала 1970-х годов машины оснащали 80-сильным дизелем производства варненского моторостроительного завода[6].

В игровой и сувенирной индустрии

Примечания

  1. Сходства и различия семейств ГАЗ-52/53. Дата обращения: 17 апреля 2014. Архивировано 18 апреля 2014 года.
  2. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. — издание десятое, переработанное и дополненное. — Москва: Транспорт, 1985. — С. 58. — 220 с. — 350 000 экз.
  3. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1967 (вып. 11). М., «Советская энциклопедия», 1967. стр.56
  4. Машины для кормопроизводства // Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1978 (вып. 22). М., «Советская энциклопедия», 1978. стр.529
  5. Интеграция — будущее болгарского автомобилестроения // «Болгария», № 6, 1978. Стр. 7-9
  6. Болгария автомобильная // «За рулём», № 9, 1984. Стр. 4-5

Ссылки