Перейти к содержанию

Российско-армянские отношения

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Армяно-российские отношения»)
Российско-армянские отношения

Армения

Россия

Дипломатические отношения между Арменией и Россией были установлены 3 апреля 1992 года.

Армения и Россия входят в СНГ, ЕАЭС, ОДКБ. Среди договоров и соглашений, определяющих межгосударственные отношения, — Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997, Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век, от 26 сентября 2000[1] и ряд документов, регламентирующих пребывание российских воинских частей и соединений на территории Армении.

10 июля 2020 года была принята новая Стратегия безопасности Республики Армения, в которой в качестве одного из приоритетов внешней политики страны обозначено стабильное углубление и расширение стратегических, союзнических отношений с Россией в политической, торгово-экономической, оборонной и гуманитарной сферах, основанных на исторической дружбе народов двух стран. Подчёркнуто, что будут приложены усилия для развития двустороннего сотрудничества в рамках многосторонних и интеграционных союзов, для укрепления национальной стабильности и безопасности[1].

Армения и Россия входят в интеграционные объединения на постсоветском пространстве — ЕАЭС, ОДКБ, СНГ. Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза 2 января 2015 года.

В России действуют генеральные консульства Армении в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону[2].

История

Торговые контакты армянских купцов с Киевской Русью известны с X века. В основном торговые маршруты пролегали через Византию, Каспийское и Чёрное моря[3]. К XIII веку, в связи с тюркскими и монгольскими вторжениями в Армению, началась миграция армян в более северные области, что ещё больше укрепило контакты между народами. В XIV веке в Москве обосновалась небольшая армянская торговая колония, а уже к XV веку армяне стали крупными импортёрами различных товаров (от шёлка до лошадей и драгоценностей). К середине XVI века торговая активность усилилась за счёт выхода России к Волге и установления её контроля над этой водной артерией[3].

Вхождение Восточной Армении в состав Российской империи

С начала XIX века территории исторической Восточной Армении постепенно присоединяются к Российской империи в результате Русско-персидских (1804—1813 и 1826—1828) и русско-турецкой (1828—1829) войн (согласно условиям Гюлистанского, Туркманчайского и Андрианопольского мирных договоров).

В 1805 году согласно Кюрекчайского договору Карабахское ханство вошло в состав России (оно было образовано в середине XVIII века после захвата армянских[4] меликств Хамсы), нагорная часть которого была населена преимущественно армянами[5][6], и Зангезур в историческом Сюнике. К 1813 году, по результатам войны, в состав России вошла половина Восточной Армении (в том числе Гянджинское ханство[7])[8].

В 1828 году завершилась очередная Русско-персидская война. По Туркманчайскому договору к России также отходили территории Восточной Армении[9]Эриванское и Нахичеванское ханства, а Персия обязалась не препятствовать переселению армян в русские пределы[10].

На территории Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, и в неё были массово переселены из Персии потомки армян, насильственно выселенных персидскими властями из Закавказья в начале XVII века. Впоследствии в 1849 году Армянская область была преобразована в Эриваньскую губернию.

К началу XX века территория Восточной Армении включала в себя Эриванскую и, частично, Тифлисскую и Елисаветпольскую губернии. Восточная Армения находилась в составе Российской империи вплоть до распада последней в 1917 году

По итогам Русско-турецкой войны 1877—1878 под контроль Российской империи перешла часть исторической (Западной Армении) — Карс и его окрестности, из которых была организована Карсская область.

Первая мировая война. Распад Российской империи

20 октября (2 ноября) 1914 года Россия объявила войну Турции. Армяне связывали с этой войной определённые надежды, рассчитывая на освобождение с помощью русского оружия Западной Армении. Поэтому армянские общественно-политические силы и национальные партии по всему миру объявили эту войну справедливой и заявили о безусловной поддержке России и Антанты. К лету 1916 года российскими войсками была занята большая часть Западной Армении. Там была установлена российская оккупационная администрация.

В сентябре 1917 года на съезде в Тифлисе был избран Армянский национальный совет. После Октябрьской революции 1917 года и полного развала Российского государства в Тифлисе был создан Закавказский комиссариат.

5 (18) декабря 1917 года между российскими и турецкими войсками было заключено так называемое Эрзинджанское перемирие. Это привело к массовому отходу русских войск из Западной (Турецкой) Армении на территорию России. К началу 1918 года турецким силам фактически противостояли лишь несколько тысяч кавказских (в основном армянских) добровольцев под командой двухсот офицеров.

12 февраля (30 января) турецкие войска, воспользовавшиеся развалом Кавказского фронта и нарушившие условия перемирия, начали крупномасштабное наступление по всему фронту. 25-тысячная турецкая армия Вехип-паши вошла в Эрзурум. С падением этого города турки фактически вернули контроль над всей Западной Арменией. В Ване армяне продолжали сопротивление турецкой армии до 18 апреля, но в конечном итоге были вынуждены эвакуироваться и отступить в Персию.

28 мая 1918 года в Тифлисе была провозглашена Демократическая Республика Армении. 29 ноября 11-я советская армия вошла в Армению. Была провозглашена Армянская Советская Социалистическая Республика.

16 марта 1921 г. между Советской Россией и Турцией был подписан Московский договор, условия которого были продублированы в октябре того же года в Карсском договоре уже с участием новых советских республик Закавказья — Армении, Грузии и Азербайджана. Согласно этому договору, Турция получала Карс, Игдыр и Ардаган, но эвакуировала войска из Гюмри и Аджарии; Нахичевань, бывшая спорной территорией между Арменией и Азербайджаном, передавалась Азербайджанской ССР).

Современность

Армяно-азербайджанский конфликт и российско-армянские отношения

Россия в Минской группе ОБСЕ

С 1992 года Россия является одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, возглавлявшей поиск путей мирного урегулирования Карабахского конфликта. Именно России, которая всё ещё имела значительное влияние на Азербайджан и Армению, удалось подвести все вовлечённые в конфликт стороны — Армению, Азербайджан и самопровозглашённую Нагорно-Карабахскую Республику — к подписанию соглашения о прекращении огня, которое было подготовлено 4-5 мая 1994 года в Бишкеке по инициативе Межпарламентской ассамблеи стран СНГ. Россия как сопредседатель Минской группы предпринимала и самостоятельные усилия в формате регулярных трёхсторонних встреч президентов России, Армении и Азербайджана.

В начале апреля 2016 года на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе между азербайджанскими и армянскими силами произошли вооружённые столкновения, которые привели к многочисленным жертвам с обеих сторон. Урегулирование конфликта произошло благодаря активному военно-дипломатическому вмешательству России. В то же время, было сделано несколько публичных заявлений о сохраняющейся роли Минской группы.

Летом 2022 года глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Минская группа ОБСЕ прекратила свою деятельность по инициативе США и Франции[11].

Вторая карабахская война и российское посредничество

27 сентября 2020 года в Нагорном Карабахе вновь вспыхнул вооружённый конфликт, который на этот раз привёл к радикальному изменению ситуации в регионе. Боевые действия были остановлены благодаря посредничеству России. На основании заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, подписанного руководителями Армении, Азербайджана и России, в Нагорном Карабахе был размещён миротворческий воинский контингент ВС России.

Второе, московское, соглашение главы государств приняли в январе 2021 года. Оно было направлено на решение проблем экономики и восстановление транспортной инфраструктуры в регионе, в том числе организации железнодорожного сообщения Армении с Россией. Третье заявление о разблокировке транспортных коридоров в районе Нагорного Карабаха и механизмах демаркации границ между Арменией и Азербайджаном стороны сделали в ноябре 2021 года[12].

Претензии Еревана к России как посреднику в Нагорном Карабахе

1-3 августа 2022 года были зафиксированы нарушения режима прекращения огня и боестолкновения между Вооружёнными силами Азербайджана и Армией обороны НКР. При посредничестве российского миротворческого контингента огонь был прекращён.

В ходе конфликта, однако, премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что произошедшие события «вызывают в армянском обществе вопросы о содержании и сути миротворческой миссии в Нагорном Карабахе», в связи с чем, по его словам, «возникает крайняя необходимость согласования деталей миротворческой операции в Нагорном Карабахе». Пашинян имел в виду отсутствие у РМК мандата, согласованного тремя сторонами. Пашинян призывал Москву ввести такой мандат в действие не ожидаясь согласия Баку. Он предложил принять меры для международного утверждения этого мандата или наделить миротворцев «более широким международным мандатом». При этом Пашинян признавал, что присутствие и деятельность российского миротворческого контингента является «ключевым фактором для обеспечения безопасности армян Арцаха»[13]. В конечном итоге мандат российского миротворческого контингента так и не был согласован Азербайджаном.

В декабре 2022 года азербайджанская сторона блокировала Лачинский коридор — единственный путь, который связывает Армению с Карабахом. 22 декабря Никол Пашинян обвинил российских миротворцев в том, что они не выполняют своих обязательств по контролю работы Лачинского коридора. Позднее, 3 сентября 2023 года, в интервью итальянской газете La Repubblica Пашинян выступил с утверждением, что миротворцы не контролируют коридор, поскольку Россия либо не хочет, либо не может этого делать, и это свидетельствует о том, что Россия «отдаляется» от Южного Кавказа[14].

Охлаждение отношений с Россией

13 сентября 2022 года в ходе очередного вооружённого конфликта на границе с Азербайджаном официальный Ереван обратился к России, а также в ОДКБ, членом которой является Армения, с просьбой об оказании военной помощи. Однако в ОДКБ предложили урегулировать ситуацию дипломатическим путём и направить в Армению миссию ОДКБ[14].

6 октября 2022 года на встрече в Праге премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев при участии главы Евросовета Шарля Мишеля и президента Франции Эмманюэля Макрона подписали заявление о признании Алма-Атинской декларации 1991 года, закреплявшей территориальную целостность бывших советских республик в границах 1991 года, когда Нагорный Карабах входил в состав Азербайджана. Таким образом, Армения признала суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом[14].

Кроме того, была достигнута договорённость разместить на армяно-азербайджанской границе гражданскую миссию Евросоюза. Как заявили в МИД РФ, Ереван предпочёл сделать выбор в пользу Евросоюза, не доведя до логического конца работу по направлению миссии ОДКБ. По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, Россия видит в гражданской миссии Евросоюза в Армении исключительно геополитическую подоплёку и попытку выдавить Россию из региона. Однако в мае 2023 года Никол Пашинян обвинил ОДКБ в том, что она «не реагирует» на просьбы Еревана прислать мониторинговую миссию, поэтому у армянской стороны сложилось впечатление, что организация «уходит из Армении». Поэтому, по его словам, республика может принять решение о приостановлении или заморозке членства в ОДКБ[14].

23 ноября 2022 года на саммите ОДКБ Никол Пашинян отказался подписывать декларацию по итогам встречи и проект о совместных мерах по оказанию помощи республике. Пашинян заявил, что документ недостаточно доработан, и предложил Совету коллективной безопасности ОДКБ «ускорить политико-дипломатическую работу», направленную на «незамедлительный и безусловный вывод азербайджанских войск с суверенной территории Республики Армения». По словам Пашиняна, отсутствие чёткой политической оценки ситуации со стороны организации «может интерпретироваться Азербайджаном как зеленый свет <…> для дальнейшей агрессии»[14].

В январе 2023 года Никол Пашинян заявил, что Армения считает нецелесообразным проведение на её территории учений ОДКБ «Нерушимое братство», запланированных на этот год. Пашинян объяснил, что решение вызвано обострением отношений с Азербайджаном, который может использовать проведение учений для эскалации ситуации на границе и линии соприкосновения в Карабахе[14].

В сентябре 2023 года по предложению Пашиняна из ОДКБ был отозван постоянный представитель Армении в ОДКБ Виктор Биягов[14]. Новый представитель Армении в ОДКБ пока не назначен [15].

Тогда же Ереван, отказавшийся ранее от проведения учений ОДКБ, объявил о проведении на территории республики совместных с США военных учений Eagle Partner[14].

29 сентября армянский министр обороны Сурен Папикян отказался принимать участие в заседании министров обороны стран СНГ в Туле[16].

На фоне охлаждения отношений Армении с Россией происходит сближение Армении с НАТО и Евросоюзом. О том, что Ереван, «поддавшись на уговоры западников, пытается переформатировать свою внешнеполитическую линию», в конце 2023 года сказал глава российского МИДа Сергей Лавров. По его словам, купировать вызовы, с которыми сталкивается Армения, с помощью Запада не получится; задача Запада на Южном Кавказе — «потеснить Москву и других регионалов, создать новый очаг напряжённости вслед за Балканами, Ближним Востоком и Украиной». Сотрудничество Армении с НАТО «не может не вызывать у нас беспокойства», отметил Лавров. «Мы неоднократно обращали внимание армянских коллег на то, что истинная цель натовцев — укрепить в регионе свои позиции, создать условия для манипуляций по схеме «разделяй и властвуй». Надеюсь, в Ереване отдают себе отчёт в том, что углубление взаимодействия с альянсом ведёт к утрате суверенитета в сфере национальной обороны и безопасности», — подчеркнул Лавров 28 декабря 2023 года в интервью ТАСС[17].

Боевые действия 19-20 сентября 2023 года

19 сентября 2023 года азербайджанская армия приступила к боевым действиям против Армии обороны НКР. Боевые действия завершились капитуляцией карабахских формирований, исходом из Карабаха большинства армянского населения и объявлением о предстоящей ликвидации НКР как государственного образования. Москва призвала стороны к дипломатическому урегулированию, отметив, что де-юре Азербайджан действует в пределах своей международно признанной территории, поскольку власти Армении признали территориальную целостность Азербайджана. Никол Пашинян заявил, что его страна не вовлечена в конфликт и в Карабахе нет армянских военных.

Российские миротворцы оказались заложниками возникшей ситуации — по сообщениям с мест, территория баз и наблюдательные посты миротворческого контингента оказались под обстрелом и армянской, и азербайджанской стороны. При этом миротворцы были скованы трёхсторонними договорённостями и не имели возможности адекватно действовать в ответ на возможные угрозы (https://t.me/rybar/52075).

Российские миротворцы, не имевшие мандата на применение силы, выполняли лишь гуманитарные функции. Женщины и дети получили укрытие на главной базе РМК, миротворцам пришлось оставить часть позиций, разрушенных (https://t.me/rybar/52111) перекрёстным огнём армянских и азербайджанских войск.

Всего с начала боевых действий на базе российских миротворцев было размещено порядка 5 тыс. человек, которые были обеспечены питанием и медицинской помощью. В Минобороны России сообщили, что эвакуация проведена из Мардакертского, Мартунинского и Аскеранского районов[18].

20 сентября при содействии российского миротворческого контингента было достигнуто соглашение о прекращении огня, после чего боевые действия были остановлены. В тот же день Никол Пашинян в послании к народу сказал, что «если [российские] миротворцы выступили с таким предложением, то это означает, что они полностью и без оговорок приняли на себя полную обязанность по обеспечению [прав] армян Нагорного Карабаха»[14].

24 сентября в послании к согражданам Пашинян заявил, что «системы безопасности и союзники, на которых мы надеялись на протяжении многих лет, поставили перед собой задачу <…> обосновать невозможность армянского народа иметь независимое государство». По словам премьера, нападение Азербайджана на Карабах «вызывает серьёзные вопросы о целях и мотивах миротворческого контингента РФ», и «если не будут созданы реальные условия жизни для армян Нагорного Карабаха», ответственность за такое развитие событий полностью ляжет на Азербайджан и миротворцев. В ответ МИД РФ 25 сентября 2023 года заявил, что послание премьер-министра Армении содержит неприемлемые выпады против РФ и демонстрирует попытку снять с себя ответственность за провалы во внутренней и внешней политике, переложив вину на Москву. В МИД РФ подчеркнули, что руководство Армении совершает ошибку, разрушая связи с Россией и делая страну «заложником геополитических игр Запада»[14].

Выступая 17 октября 2023 года в Европарламенте, Пашинян вновь обвинил российских миротворцев в бездействии на фоне переселения армянского населения из Нагорного Карабаха. Он также подверг критике «союзников в области безопасности», не называя конкретных стран. По его словам, когда 100 тыс. человек бежали из Нагорного Карабаха в Армению, союзники Еревана «не только не помогли, но и делали публичные призывы к смене власти»[19]. В России это выступление расценили как безответственное и провокационное[20].

Ратификация Римского статута МУС

В июне 2023 года министр юстиции Армении Григор Минасян сообщил, что правительство направит в парламент законопроект о ратификации Римского статута Международного уголовного суда. 1 сентября Римский статут был внесён на ратификацию в парламент. Было заявлено, что ратификация документа даст Армении возможность поставить в МУС вопрос об ответственности за преступления, в которых Ереван обвиняет Азербайджан. МИД РФ предупредил Армению о крайне негативных для отношений с Россией последствиях возможного присоединения Армении к Римскому статуту, учитывая выданные МУС ордеры в отношении руководства РФ. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что намерение армянских властей присоединиться к Римскому статуту является «чрезвычайно враждебным» по отношению к России. 3 октября парламент Армении ратифицировал Римский статут МУС. Против этого голосовали оппозиционные фракции «Армения» и «Честь имею», которые считают, что власти Армении сознательно подставляют под удар союзнические отношения с Россией, что чревато тяжелыми последствиями для страны[14][21].

Недружественные акты со стороны Армении

8 сентября 2023 года посол Армении в Москве Вагаршак Арутюнян был вызван в Министерство иностранных дел России, где ему было сделано «жёсткое представление» на фоне недружественных действий Еревана. В МИД РФ обратили внимание на появление «в официальных кругах и политической элите Республики Армения определённых сомнений в целесообразности союзнических связей» с Россией, а также в рамках ОДКБ. Было подчёркнуто, что руководством Армении был предпринят ряд недружественных действий, таких как запуск процесса ратификации Римского статута МКС, поездка 6 сентября в Киев супруги премьер-министра Анны Акопян с передачей гуманитарной помощи киевскому режиму, проведение на армянской территории военных учений с участием США. Послу Армении была передана нота протеста, в которой указано на неприемлемость оскорбительных высказываний председателя Национального собрания республики Алена Симоняна в адрес официального представителя МИД России Марии Захаровой. Российская сторона также выразила озабоченность в связи с задержанием 7 сентября на территории республики обозревателя Sputnik Армения Ашота Геворкяна и пророссийского блогера Микаэла Бадаляна. При этом в МИД России отметили, что Москва твердо исходит из того, что РФ и Армения остаются союзниками, а все договорённости по развитию и укреплению отношений будут полностью выполнены[14].

Экономическое сотрудничество

Президент России Владимир Путин и президент Армении Роберт Кочарян. Визит президента России в Армению, 14-15 сентября 2001 год.

Россия — основной внешнеэкономический партнёр Армении. Сальдо торгового баланса стабильно положительно для России. По итогам 2021 года двусторонняя торговля достигла 2,6 млрд долл., российский экспорт составил 1,9 млрд долл., импорт армянских товаров — 700 млн долл.[1]

Президент России Дмитрий Медведев и Президент Армении Серж Саргсян, 23 апреля 2009 года

Инвестиции

Россия уверенно занимает позицию главного иностранного инвестора в экономику республики. Объем российских накопленных инвестиций по состоянию на конец декабря 2020 г. составил 2,1 млрд долл., или около 40 % совокупных иностранных капиталовложений. Из них на прямые инвестиции приходилось 1,6 млрд долл. — около 41 % общего объема иностранных прямых вливаний[1]. Основной объём капиталовложений направлен в энергетический, банковский, металлургический и строительный секторы, отрасль связи.

Энергетика

Из российских компаний, действующих в сфере энергетики Армении, наиболее значима роль «Газпром Армения» (включая принадлежащий ей 5-й энергоблок Разданской ТЭС), которой принадлежат все системы транспортировки и распределения природного газа в республике.

За исключением бартерного обмена на электричество, весь потребляемый природный газ Армения закупает в России, хотя граничит с другим крупным экспортером газа — Ираном, к которому на средства государственного бюджета проложен магистральный газопровод.

Премьер-министры России и Армении Дмитрий Медведев и Карен Карапетян, 24 января 2017 года

Также системно важную роль имеет деятельность российской компании «Ташир», в собственности и управлении которой находятся системы распределения электроэнергии, Севано-Разданский каскад ГЭС, энергоблоки 1-4 Разданской ТЭС.

Транспортная инфраструктура

В 2008 году к ОАО «РЖД» перешло концессионное управление армянской железной дорогой, однако обещанные со стороны «РЖД» инвестиции не принесли заметного улучшения состояния железных дорог и подвижного состава в Армении.

С целью нормализации транспортного сообщения страны с внешним миром, что устранило бы одно из главных препятствий для развития её экономики, совместно с Россией прорабатывались возможности организации регулярного функционирования железнодорожной паромной переправы Кавказ-Поти, открытия автомобильного паромного маршрута Новороссийск-Поти, возобновления сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию. Подвижек в этом вопросе, однако, нет.

Здравоохранение

Россия оказывала содействие Армении в борьбе с коронавирусом. Армении были безвозмездно переданы тест-системы на 40 000 исследований, реагенты для пробоподготовки на 128 500 исследований, приборы для бесконтактного измерения температуры тела. По просьбе армянской стороны в стране в течение 2020–2021 г.г. работал сводный отряд войск РХБЗ ВС РФ, доставивший мобильный комплекс по дезинфекции и модуль иммуноферментного анализа. В Армению было поставлено 230,06 тыс. доз вакцины «Спутник V» (102,06 тыс. – в качестве гумпомощи, 128 тыс. – на коммерческой основе); 20 сентября 2021 г. в Армении был начат розлив препарата «Спутник Лайт» по российским технологиям[1].

Культура

Премьер-министр Армении Никол Пашинян с президентом России Владимиром Путиным.
Россия, Сочи, 14 мая 2018 года

Армения участвует в реализации российского предложения о развитии многостороннего гуманитарного взаимодействия в формате СНГ.

С 1999 года в Ереване действует Российско-армянский университет, где сейчас учится более двух тысяч студентов. В Армении работают 6 филиалов российских вузов: Академический международный институт (АМИ); Армянский институт туризма, филиал Российской международной академии туризма (АИТ); Ереванский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ЕФ МЭСИ); Российский государственный университет туризма и сервиса, Ереванский филиал (РГУТиС); Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (ИВЭСЭП), Ереванский филиал; Современная гуманитарная академия, Ереванское отделение (СГА).

На базе филиалов российских вузов в Армении успешно действует молодёжная общественная организация «Ассоциация студентов российских вузов в Армении» при Министерстве иностранных дел РФ, Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств (РОССОТРУДНИЧЕСТВО). Традиционной стала практика предоставления российских государственных стипендий гражданам Армении. В то же время в Армении сокращается число школ и классов с обучением на русском языке[22].

В республике пользуются большой популярностью и в целом достаточно широко транслируются российские телевизионные и радиопередачи, распространяются печатные издания. На Армению в полном объёме вещают каналы «Первый канал», «РТР Планета» и «Культура», на коммерческой основе доступны программы НТВ, ТВ Центр, РЕН-ТВ, информпродукты «Голоса России», Радио «Маяк» и ряда других телевизионных и радиостанций. На армянском медиа-рынке активно работают информагентства РИА «Новости» и «Регнум», создано агентство «Новости-Армения».

По оценке посольства России в Армении, в республике проживает не более 8 тысяч русских (около 0,25 % населения РА). В Армении насчитывается пять основных неправительственных организаций соотечественников, объединённых в Координационный совет общественных организаций российских соотечественников Республики Армения. Российской стороной на постоянной основе осуществляются программы социальной поддержки соотечественников и русского языка в Армении.

Согласно переписи 2010 года, в России проживало свыше 1182 тыс. армян (около 0,8 % населения РФ по итогам переписи 2010 года)[23]. Таким образом, доля армян в населении РФ более чем в 3 раза превышает долю русских в Армении. Тем не менее возможности обучения армянскому языку в России значительно уступают возможностям обучения русскому языку в Армении.

Внешние изображения
Открытие памятнику А.С. Пушкину, 22.04.2022

22 апреля 2022 года на Пушкинском перевале в Армении был открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину. В церемонии открытия приняла участие большая делегация, в том числе посол России в Армении Сергей Копыркин и посол Армении в России Вагаршак Арутюнян, а также депутат Государственной думы РФ Александр Карелин и другие члены общественных и политических организаций[24].

Галерея

Русский дом в Армении

На основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров (1997)[25][26] в Армении были открыты два Русских дома — в Ереване (в 2009 году) и в Гюмри (в 2017 году). РЦНК в соответствии со своими основными функциями способствуют развитию связей между двумя странами в сфере образования и культуры, популяризируют русский язык и русскую культуру, поддерживают соотечественников, налаживают контакты с армянской общественностью[25][27].

Военное сотрудничество

Российско-армянское взаимодействие в военной области направлено на обеспечение безопасности обоих государств, южного фланга Содружества независимых государств и стабильности в Закавказье. Армянские вооруженные силы участвуют в несении боевого дежурства в рамках Объединённой системы ПВО СНГ. На плановой основе осуществляется сотрудничество между министерствами обороны России и Армении.

На территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база. Сформирована объединённая российско-армянская войсковая группировка. Пограничная группа ФСБ России в Армении совместно с армянскими пограничниками несёт охрану границ республики с Турцией и Ираном.

В ноябре 2016 года было объявлено о создании Объединённой группировки войск (сил) России и Армении в Кавказском регионе коллективной безопасности[28]. Соглашение подписано министрами обороны России и Армении 30 ноября 2016 года. Войдут в группировку 102-я российская военная база на территории Армении и подразделения Вооруженных сил Армении[29].

В сентябре 2023 года в интервью газете La Repubblica премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что при выстраивании своей безопасности Еревану не стоило рассчитывать только на Москву. «Архитектура безопасности Армении на 99,999% была связана с Россией, в том числе по части оружия, приобретения вооружения. Но сегодня, когда сама Россия нуждается в оружии, вооружении, понятно, что при желании она не сможет обеспечить потребности Армении в сфере безопасности», — пояснил премьер[30].

В феврале 2024 года Никол Пашинян в интервью Общественному радио Армении заявил, что Армения больше не может развивать военно-техническое сотрудничество и наращивать оборонные связи только с Россией, как это было раньше. По его мнению, Армении нужно изменить концепцию развития армии, пересмотрев взаимодействие с другими государствами (Ираном, Индией, Грузией, США, Францией и Россией). «Нужно понять, с кем мы должны развивать военное и военно-техническое сотрудничество. В прошлом такого вопроса не было, как не было сложностей с концепцией. В прошлом отношения Армении в оборонной сфере были на 97% связаны с Россией. Сейчас этого не может быть в силу объективных и субъективных причин», — сказал Пашинян[31].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Российско-армянские отношения // МИД РФ, 2022
  2. Перечень дипломатических представительств зарубежных государств в России. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Дата обращения: 3 ноября 2024.
  3. 3,0 3,1 George A. Bournoutian. Eastern Armenia from the 17th Century to the Russian Annexation // The Armenian People from Ancient to Modern Times / Richard G. Hovannisian. — Palgrave Macmillan, 1997. — P. 81—107. — 493 p. — ISBN 0312101686. — ISBN 9780312101688.
  4. Петрушевский И. П., Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв., Л., 1949, с. 59:
  5. George A. Bournoutian. The Politics of Demography: Misuse of Sources on the Armenian Population of Mountainous Karabakh (англ.) // «Journal of the Society for Armenian Studies». — Society for Armenian Studies, 1999. — Vol. 9. — P. 99—103.
  6. Encyclopædia Iranica. ARMENIA AND IRAN VI. Armeno-Iranian relations in the Islamic period // Encyclopædia Iranica. Архивировано 20 ноября 2021 года.
  7. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв.. — Ленинград: Ленинградский университет, 1949. — С. 65. — 182 с. Архивная копия от 8 января 2022 на Wayback Machine
  8. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев. — М.: ИКЦ Академкнига, 2003. — С. 45. — 592 с. — ISBN 5-94628-118-6.
  9. Charlotte Mathilde Louise Hille. State Building and Conflict Resolution in the Caucasus. — Brill, 2010. — С. 64. — 359 p. — ISBN 9789004179011.
  10. Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы. А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. 1948

    ...К России отошли территории ханств Эриванского (по обеим сторонам р. Аракса) и Нахичеванского. Иранское правительство обязалось не препятствовать переселению в русские пределы армян (армяне оказывали во время войны поддержку русской армии). На Иран была наложена контрибуция в размере 20 млн руб....

  11. В Баку заявили, что Минская группа ОБСЕ «совершила самоубийство». News.ru (27 августа 2022).
  12. Лавров заявил, что работу Минской группы ОБСЕ остановили США и Франция // РБК, 24.06.2022
  13. Пашинян заявил, что события в Карабахе вызывают вопросы к российским миротворцам. Дата обращения: 9 августа 2022. Архивировано 9 августа 2022 года.
  14. 14,00 14,01 14,02 14,03 14,04 14,05 14,06 14,07 14,08 14,09 14,10 14,11 Что известно о разногласиях в российско-армянских отношениях с 2022 года // ТАСС, 03.10.2023
  15. На фоне вчерашних событий вокруг Армении и той роли, которая отведена администрации Пашиняна... // Рыбарь, 06.10.2023
  16. Как сообщают РИА Новости, сегодня в Туле проходит заседание министров обороны стран СНГ // Рыбарь, 29.09.2023
  17. Пашинян обсудил с представителем НАТО сотрудничество Армении с альянсом // РБК, 19.01.2024
  18. Российские миротворцы эвакуировали 5 тыс. человек в Нагорном Карабахе // РБК, 21.09.2023
  19. Пашинян вновь раскритиковал действия российских миротворцев в Карабахе // РИА Новости, 17.10.2023
  20. ТАСС и «РИА Новости» сообщили о реакции Москвы на выступление Пашиняна // РБК, 18.10.2023
  21. Почему Армения вопреки позиции России ратифицировала Римский статут. В Москве это решение охарактеризовали как токсичное и враждебное // РБК, 03.10.2023
  22. В странах СНГ сокращается количество русских школ, культурных центров и СМИ — ИА REGNUM. Дата обращения: 16 января 2018. Архивировано 17 января 2018 года.
  23. Итоги переписи населения (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 декабря 2017. Архивировано 30 апреля 2020 года.
  24. "Мне представились новые горы": памятник Пушкину открыли в Армении // https://ru.armeniasputnik.am/. — 2022.
  25. 25,0 25,1 Представительство Россотрудничества в Гюмри. МИД России. Дата обращения: 28 апреля 2024.
  26. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 29 августа 1997 г.. МИД РФ. Дата обращения: 26 апреля 2024.
  27. Пост от 28 декабря 2022 // Телеграм-канал Русского дома в Армении
  28. Путин одобрил создание объединенной группировки войск России и Армении. Дата обращения: 14 ноября 2016. Архивировано 14 ноября 2016 года.
  29. Министры обороны России и Армении подписали Соглашение об Объединённой группировке войск двух стран : Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 30 ноября 2016. Архивировано 30 ноября 2016 года.
  30. Зачем Николу Пашиняну понадобились совместные маневры с США. Сообщение о них стало еще одним раздражителем в отношениях между Москвой и Ереваном // РБК, 06.09.2023
  31. Пашинян заявил, что Россия уже не может быть военным партнером Армении // РБК, 01.02.2024

Литература и ссылки

на русском языке
на английском языке