Российско-армянские отношения
| Российско-армянские отношения | |||||
|---|---|---|---|---|---|
| | |||||
|
|||||
Дипломатические отношения между Арменией и Россией были установлены 3 апреля 1992 года.
Армения и Россия входят в СНГ, ЕАЭС, ОДКБ. Среди договоров и соглашений, определяющих межгосударственные отношения, — Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997, Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век, от 26 сентября 2000[1] и ряд документов, регламентирующих пребывание российских воинских частей и соединений на территории Армении.
10 июля 2020 года была принята новая Стратегия безопасности Республики Армения, в которой в качестве одного из приоритетов внешней политики страны обозначено стабильное углубление и расширение стратегических, союзнических отношений с Россией в политической, торгово-экономической, оборонной и гуманитарной сферах, основанных на исторической дружбе народов двух стран. Подчёркнуто, что будут приложены усилия для развития двустороннего сотрудничества в рамках многосторонних и интеграционных союзов, для укрепления национальной стабильности и безопасности[1].
Армения и Россия входят в интеграционные объединения на постсоветском пространстве — ЕАЭС, ОДКБ, СНГ. Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза 2 января 2015 года.
В России действуют генеральные консульства Армении в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону[2].
История
Торговые контакты армянских купцов с Киевской Русью известны с X века. В основном торговые маршруты пролегали через Византию, Каспийское и Чёрное моря[3]. К XIII веку, в связи с тюркскими и монгольскими вторжениями в Армению, началась миграция армян в более северные области, что ещё больше укрепило контакты между народами. В XIV веке в Москве обосновалась небольшая армянская торговая колония, а уже к XV веку армяне стали крупными импортёрами различных товаров (от шёлка до лошадей и драгоценностей). К середине XVI века торговая активность усилилась за счёт выхода России к Волге и установления её контроля над этой водной артерией[3].
Вхождение Восточной Армении в состав Российской империи
С начала XIX века территории исторической Восточной Армении постепенно присоединяются к Российской империи в результате Русско-персидских (1804—1813 и 1826—1828) и русско-турецкой (1828—1829) войн (согласно условиям Гюлистанского, Туркманчайского и Андрианопольского мирных договоров).
В 1805 году согласно Кюрекчайского договору Карабахское ханство вошло в состав России (оно было образовано в середине XVIII века после захвата армянских[4] меликств Хамсы), нагорная часть которого была населена преимущественно армянами[5][6], и Зангезур в историческом Сюнике. К 1813 году, по результатам войны, в состав России вошла половина Восточной Армении (в том числе Гянджинское ханство[7])[8].
В 1828 году завершилась очередная Русско-персидская война. По Туркманчайскому договору к России также отходили территории Восточной Армении[9] — Эриванское и Нахичеванское ханства, а Персия обязалась не препятствовать переселению армян в русские пределы[10].
На территории Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, и в неё были массово переселены из Персии потомки армян, насильственно выселенных персидскими властями из Закавказья в начале XVII века. Впоследствии в 1849 году Армянская область была преобразована в Эриваньскую губернию.
К началу XX века территория Восточной Армении включала в себя Эриванскую и, частично, Тифлисскую и Елисаветпольскую губернии. Восточная Армения находилась в составе Российской империи вплоть до распада последней в 1917 году
По итогам Русско-турецкой войны 1877—1878 под контроль Российской империи перешла часть исторической (Западной Армении) — Карс и его окрестности, из которых была организована Карсская область.
Первая мировая война. Распад Российской империи
20 октября (2 ноября) 1914 года Россия объявила войну Турции. Армяне связывали с этой войной определённые надежды, рассчитывая на освобождение с помощью русского оружия Западной Армении. Поэтому армянские общественно-политические силы и национальные партии по всему миру объявили эту войну справедливой и заявили о безусловной поддержке России и Антанты. К лету 1916 года российскими войсками была занята большая часть Западной Армении. Там была установлена российская оккупационная администрация.
В сентябре 1917 года на съезде в Тифлисе был избран Армянский национальный совет. После Октябрьской революции 1917 года и полного развала Российского государства в Тифлисе был создан Закавказский комиссариат.
5 (18) декабря 1917 года между российскими и турецкими войсками было заключено так называемое Эрзинджанское перемирие. Это привело к массовому отходу русских войск из Западной (Турецкой) Армении на территорию России. К началу 1918 года турецким силам фактически противостояли лишь несколько тысяч кавказских (в основном армянских) добровольцев под командой двухсот офицеров.
12 февраля (30 января) турецкие войска, воспользовавшиеся развалом Кавказского фронта и нарушившие условия перемирия, начали крупномасштабное наступление по всему фронту. 25-тысячная турецкая армия Вехип-паши вошла в Эрзурум. С падением этого города турки фактически вернули контроль над всей Западной Арменией. В Ване армяне продолжали сопротивление турецкой армии до 18 апреля, но в конечном итоге были вынуждены эвакуироваться и отступить в Персию.
28 мая 1918 года в Тифлисе была провозглашена Демократическая Республика Армении. 29 ноября 11-я советская армия вошла в Армению. Была провозглашена Армянская Советская Социалистическая Республика.
16 марта 1921 г. между Советской Россией и Турцией был подписан Московский договор, условия которого были продублированы в октябре того же года в Карсском договоре уже с участием новых советских республик Закавказья — Армении, Грузии и Азербайджана. Согласно этому договору, Турция получала Карс, Игдыр и Ардаган, но эвакуировала войска из Гюмри и Аджарии; Нахичевань, бывшая спорной территорией между Арменией и Азербайджаном, передавалась Азербайджанской ССР).
Современность
Армяно-азербайджанский конфликт и российско-армянские отношения
Россия в Минской группе ОБСЕ
С 1992 года Россия является одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, возглавлявшей поиск путей мирного урегулирования Карабахского конфликта. Именно России, которая всё ещё имела значительное влияние на Азербайджан и Армению, удалось подвести все вовлечённые в конфликт стороны — Армению, Азербайджан и самопровозглашённую Нагорно-Карабахскую Республику — к подписанию соглашения о прекращении огня, которое было подготовлено 4-5 мая 1994 года в Бишкеке по инициативе Межпарламентской ассамблеи стран СНГ. Россия как сопредседатель Минской группы предпринимала и самостоятельные усилия в формате регулярных трёхсторонних встреч президентов России, Армении и Азербайджана.
В начале апреля 2016 года на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе между азербайджанскими и армянскими силами произошли вооружённые столкновения, которые привели к многочисленным жертвам с обеих сторон. Урегулирование конфликта произошло благодаря активному военно-дипломатическому вмешательству России. В то же время, было сделано несколько публичных заявлений о сохраняющейся роли Минской группы.
Летом 2022 года глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Минская группа ОБСЕ прекратила свою деятельность по инициативе США и Франции[11].
Вторая карабахская война и российское посредничество
27 сентября 2020 года в Нагорном Карабахе вновь вспыхнул вооружённый конфликт, который на этот раз привёл к радикальному изменению ситуации в регионе. Боевые действия были остановлены благодаря посредничеству России. На основании заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, подписанного руководителями Армении, Азербайджана и России, в Нагорном Карабахе был размещён миротворческий воинский контингент ВС России.
Второе, московское, соглашение главы государств приняли в январе 2021 года. Оно было направлено на решение проблем экономики и восстановление транспортной инфраструктуры в регионе, в том числе организации железнодорожного сообщения Армении с Россией. Третье заявление о разблокировке транспортных коридоров в районе Нагорного Карабаха и механизмах демаркации границ между Арменией и Азербайджаном стороны сделали в ноябре 2021 года[12].
Претензии Еревана к России как посреднику в Нагорном Карабахе
1-3 августа 2022 года были зафиксированы нарушения режима прекращения огня и боестолкновения между Вооружёнными силами Азербайджана и Армией обороны НКР. При посредничестве российского миротворческого контингента огонь был прекращён.
В ходе конфликта, однако, премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что произошедшие события «вызывают в армянском обществе вопросы о содержании и сути миротворческой миссии в Нагорном Карабахе», в связи с чем, по его словам, «возникает крайняя необходимость согласования деталей миротворческой операции в Нагорном Карабахе». Пашинян имел в виду отсутствие у РМК мандата, согласованного тремя сторонами. Пашинян призывал Москву ввести такой мандат в действие не ожидаясь согласия Баку. Он предложил принять меры для международного утверждения этого мандата или наделить миротворцев «более широким международным мандатом». При этом Пашинян признавал, что присутствие и деятельность российского миротворческого контингента является «ключевым фактором для обеспечения безопасности армян Арцаха»[13]. В конечном итоге мандат российского миротворческого контингента так и не был согласован Азербайджаном.
В декабре 2022 года азербайджанская сторона блокировала Лачинский коридор — единственный путь, который связывает Армению с Карабахом. 22 декабря Никол Пашинян обвинил российских миротворцев в том, что они не выполняют своих обязательств по контролю работы Лачинского коридора. Позднее, 3 сентября 2023 года, в интервью итальянской газете La Repubblica Пашинян выступил с утверждением, что миротворцы не контролируют коридор, поскольку Россия либо не хочет, либо не может этого делать, и это свидетельствует о том, что Россия «отдаляется» от Южного Кавказа[14].
Охлаждение отношений с Россией
13 сентября 2022 года в ходе очередного вооружённого конфликта на границе с Азербайджаном официальный Ереван обратился к России, а также в ОДКБ, членом которой является Армения, с просьбой об оказании военной помощи. Однако в ОДКБ предложили урегулировать ситуацию дипломатическим путём и направить в Армению миссию ОДКБ[14].
6 октября 2022 года на встрече в Праге премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев при участии главы Евросовета Шарля Мишеля и президента Франции Эмманюэля Макрона подписали заявление о признании Алма-Атинской декларации 1991 года, закреплявшей территориальную целостность бывших советских республик в границах 1991 года, когда Нагорный Карабах входил в состав Азербайджана. Таким образом, Армения признала суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом[14].
Кроме того, была достигнута договорённость разместить на армяно-азербайджанской границе гражданскую миссию Евросоюза. Как заявили в МИД РФ, Ереван предпочёл сделать выбор в пользу Евросоюза, не доведя до логического конца работу по направлению миссии ОДКБ. По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, Россия видит в гражданской миссии Евросоюза в Армении исключительно геополитическую подоплёку и попытку выдавить Россию из региона. Однако в мае 2023 года Никол Пашинян обвинил ОДКБ в том, что она «не реагирует» на просьбы Еревана прислать мониторинговую миссию, поэтому у армянской стороны сложилось впечатление, что организация «уходит из Армении». Поэтому, по его словам, республика может принять решение о приостановлении или заморозке членства в ОДКБ[14].
23 ноября 2022 года на саммите ОДКБ Никол Пашинян отказался подписывать декларацию по итогам встречи и проект о совместных мерах по оказанию помощи республике. Пашинян заявил, что документ недостаточно доработан, и предложил Совету коллективной безопасности ОДКБ «ускорить политико-дипломатическую работу», направленную на «незамедлительный и безусловный вывод азербайджанских войск с суверенной территории Республики Армения». По словам Пашиняна, отсутствие чёткой политической оценки ситуации со стороны организации «может интерпретироваться Азербайджаном как зеленый свет <…> для дальнейшей агрессии»[14].
В январе 2023 года Никол Пашинян заявил, что Армения считает нецелесообразным проведение на её территории учений ОДКБ «Нерушимое братство», запланированных на этот год. Пашинян объяснил, что решение вызвано обострением отношений с Азербайджаном, который может использовать проведение учений для эскалации ситуации на границе и линии соприкосновения в Карабахе[14].
В сентябре 2023 года по предложению Пашиняна из ОДКБ был отозван постоянный представитель Армении в ОДКБ Виктор Биягов[14]. Новый представитель Армении в ОДКБ пока не назначен [15].
Тогда же Ереван, отказавшийся ранее от проведения учений ОДКБ, объявил о проведении на территории республики совместных с США военных учений Eagle Partner[14].
29 сентября армянский министр обороны Сурен Папикян отказался принимать участие в заседании министров обороны стран СНГ в Туле[16].
На фоне охлаждения отношений Армении с Россией происходит сближение Армении с НАТО и Евросоюзом. О том, что Ереван, «поддавшись на уговоры западников, пытается переформатировать свою внешнеполитическую линию», в конце 2023 года сказал глава российского МИДа Сергей Лавров. По его словам, купировать вызовы, с которыми сталкивается Армения, с помощью Запада не получится; задача Запада на Южном Кавказе — «потеснить Москву и других регионалов, создать новый очаг напряжённости вслед за Балканами, Ближним Востоком и Украиной». Сотрудничество Армении с НАТО «не может не вызывать у нас беспокойства», отметил Лавров. «Мы неоднократно обращали внимание армянских коллег на то, что истинная цель натовцев — укрепить в регионе свои позиции, создать условия для манипуляций по схеме «разделяй и властвуй». Надеюсь, в Ереване отдают себе отчёт в том, что углубление взаимодействия с альянсом ведёт к утрате суверенитета в сфере национальной обороны и безопасности», — подчеркнул Лавров 28 декабря 2023 года в интервью ТАСС[17].
Боевые действия 19-20 сентября 2023 года
19 сентября 2023 года азербайджанская армия приступила к боевым действиям против Армии обороны НКР. Боевые действия завершились капитуляцией карабахских формирований, исходом из Карабаха большинства армянского населения и объявлением о предстоящей ликвидации НКР как государственного образования. Москва призвала стороны к дипломатическому урегулированию, отметив, что де-юре Азербайджан действует в пределах своей международно признанной территории, поскольку власти Армении признали территориальную целостность Азербайджана. Никол Пашинян заявил, что его страна не вовлечена в конфликт и в Карабахе нет армянских военных.
Российские миротворцы оказались заложниками возникшей ситуации — по сообщениям с мест, территория баз и наблюдательные посты миротворческого контингента оказались под обстрелом и армянской, и азербайджанской стороны. При этом миротворцы были скованы трёхсторонними договорённостями и не имели возможности адекватно действовать в ответ на возможные угрозы (https://t.me/rybar/52075).
Российские миротворцы, не имевшие мандата на применение силы, выполняли лишь гуманитарные функции. Женщины и дети получили укрытие на главной базе РМК, миротворцам пришлось оставить часть позиций, разрушенных (https://t.me/rybar/52111) перекрёстным огнём армянских и азербайджанских войск.
Всего с начала боевых действий на базе российских миротворцев было размещено порядка 5 тыс. человек, которые были обеспечены питанием и медицинской помощью. В Минобороны России сообщили, что эвакуация проведена из Мардакертского, Мартунинского и Аскеранского районов[18].
20 сентября при содействии российского миротворческого контингента было достигнуто соглашение о прекращении огня, после чего боевые действия были остановлены. В тот же день Никол Пашинян в послании к народу сказал, что «если [российские] миротворцы выступили с таким предложением, то это означает, что они полностью и без оговорок приняли на себя полную обязанность по обеспечению [прав] армян Нагорного Карабаха»[14].
24 сентября в послании к согражданам Пашинян заявил, что «системы безопасности и союзники, на которых мы надеялись на протяжении многих лет, поставили перед собой задачу <…> обосновать невозможность армянского народа иметь независимое государство». По словам премьера, нападение Азербайджана на Карабах «вызывает серьёзные вопросы о целях и мотивах миротворческого контингента РФ», и «если не будут созданы реальные условия жизни для армян Нагорного Карабаха», ответственность за такое развитие событий полностью ляжет на Азербайджан и миротворцев. В ответ МИД РФ 25 сентября 2023 года заявил, что послание премьер-министра Армении содержит неприемлемые выпады против РФ и демонстрирует попытку снять с себя ответственность за провалы во внутренней и внешней политике, переложив вину на Москву. В МИД РФ подчеркнули, что руководство Армении совершает ошибку, разрушая связи с Россией и делая страну «заложником геополитических игр Запада»[14].
Выступая 17 октября 2023 года в Европарламенте, Пашинян вновь обвинил российских миротворцев в бездействии на фоне переселения армянского населения из Нагорного Карабаха. Он также подверг критике «союзников в области безопасности», не называя конкретных стран. По его словам, когда 100 тыс. человек бежали из Нагорного Карабаха в Армению, союзники Еревана «не только не помогли, но и делали публичные призывы к смене власти»[19]. В России это выступление расценили как безответственное и провокационное[20].
Ратификация Римского статута МУС
В июне 2023 года министр юстиции Армении Григор Минасян сообщил, что правительство направит в парламент законопроект о ратификации Римского статута Международного уголовного суда. 1 сентября Римский статут был внесён на ратификацию в парламент. Было заявлено, что ратификация документа даст Армении возможность поставить в МУС вопрос об ответственности за преступления, в которых Ереван обвиняет Азербайджан. МИД РФ предупредил Армению о крайне негативных для отношений с Россией последствиях возможного присоединения Армении к Римскому статуту, учитывая выданные МУС ордеры в отношении руководства РФ. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что намерение армянских властей присоединиться к Римскому статуту является «чрезвычайно враждебным» по отношению к России. 3 октября парламент Армении ратифицировал Римский статут МУС. Против этого голосовали оппозиционные фракции «Армения» и «Честь имею», которые считают, что власти Армении сознательно подставляют под удар союзнические отношения с Россией, что чревато тяжелыми последствиями для страны[14][21].
Недружественные акты со стороны Армении
8 сентября 2023 года посол Армении в Москве Вагаршак Арутюнян был вызван в Министерство иностранных дел России, где ему было сделано «жёсткое представление» на фоне недружественных действий Еревана. В МИД РФ обратили внимание на появление «в официальных кругах и политической элите Республики Армения определённых сомнений в целесообразности союзнических связей» с Россией, а также в рамках ОДКБ. Было подчёркнуто, что руководством Армении был предпринят ряд недружественных действий, таких как запуск процесса ратификации Римского статута МКС, поездка 6 сентября в Киев супруги премьер-министра Анны Акопян с передачей гуманитарной помощи киевскому режиму, проведение на армянской территории военных учений с участием США. Послу Армении была передана нота протеста, в которой указано на неприемлемость оскорбительных высказываний председателя Национального собрания республики Алена Симоняна в адрес официального представителя МИД России Марии Захаровой. Российская сторона также выразила озабоченность в связи с задержанием 7 сентября на территории республики обозревателя Sputnik Армения Ашота Геворкяна и пророссийского блогера Микаэла Бадаляна. При этом в МИД России отметили, что Москва твердо исходит из того, что РФ и Армения остаются союзниками, а все договорённости по развитию и укреплению отношений будут полностью выполнены[14].
Экономическое сотрудничество

Россия — основной внешнеэкономический партнёр Армении. Сальдо торгового баланса стабильно положительно для России. По итогам 2021 года двусторонняя торговля достигла 2,6 млрд долл., российский экспорт составил 1,9 млрд долл., импорт армянских товаров — 700 млн долл.[1]

Инвестиции
Россия уверенно занимает позицию главного иностранного инвестора в экономику республики. Объем российских накопленных инвестиций по состоянию на конец декабря 2020 г. составил 2,1 млрд долл., или около 40 % совокупных иностранных капиталовложений. Из них на прямые инвестиции приходилось 1,6 млрд долл. — около 41 % общего объема иностранных прямых вливаний[1]. Основной объём капиталовложений направлен в энергетический, банковский, металлургический и строительный секторы, отрасль связи.
Энергетика
Из российских компаний, действующих в сфере энергетики Армении, наиболее значима роль «Газпром Армения» (включая принадлежащий ей 5-й энергоблок Разданской ТЭС), которой принадлежат все системы транспортировки и распределения природного газа в республике.
За исключением бартерного обмена на электричество, весь потребляемый природный газ Армения закупает в России, хотя граничит с другим крупным экспортером газа — Ираном, к которому на средства государственного бюджета проложен магистральный газопровод.

Также системно важную роль имеет деятельность российской компании «Ташир», в собственности и управлении которой находятся системы распределения электроэнергии, Севано-Разданский каскад ГЭС, энергоблоки 1-4 Разданской ТЭС.
Транспортная инфраструктура
В 2008 году к ОАО «РЖД» перешло концессионное управление армянской железной дорогой, однако обещанные со стороны «РЖД» инвестиции не принесли заметного улучшения состояния железных дорог и подвижного состава в Армении.
С целью нормализации транспортного сообщения страны с внешним миром, что устранило бы одно из главных препятствий для развития её экономики, совместно с Россией прорабатывались возможности организации регулярного функционирования железнодорожной паромной переправы Кавказ-Поти, открытия автомобильного паромного маршрута Новороссийск-Поти, возобновления сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию. Подвижек в этом вопросе, однако, нет.
Здравоохранение
Россия оказывала содействие Армении в борьбе с коронавирусом. Армении были безвозмездно переданы тест-системы на 40 000 исследований, реагенты для пробоподготовки на 128 500 исследований, приборы для бесконтактного измерения температуры тела. По просьбе армянской стороны в стране в течение 2020–2021 г.г. работал сводный отряд войск РХБЗ ВС РФ, доставивший мобильный комплекс по дезинфекции и модуль иммуноферментного анализа. В Армению было поставлено 230,06 тыс. доз вакцины «Спутник V» (102,06 тыс. – в качестве гумпомощи, 128 тыс. – на коммерческой основе); 20 сентября 2021 г. в Армении был начат розлив препарата «Спутник Лайт» по российским технологиям[1].
Культура

Россия, Сочи, 14 мая 2018 года
Армения участвует в реализации российского предложения о развитии многостороннего гуманитарного взаимодействия в формате СНГ.
С 1999 года в Ереване действует Российско-армянский университет, где сейчас учится более двух тысяч студентов. В Армении работают 6 филиалов российских вузов: Академический международный институт (АМИ); Армянский институт туризма, филиал Российской международной академии туризма (АИТ); Ереванский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ЕФ МЭСИ); Российский государственный университет туризма и сервиса, Ереванский филиал (РГУТиС); Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (ИВЭСЭП), Ереванский филиал; Современная гуманитарная академия, Ереванское отделение (СГА).
На базе филиалов российских вузов в Армении успешно действует молодёжная общественная организация «Ассоциация студентов российских вузов в Армении» при Министерстве иностранных дел РФ, Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств (РОССОТРУДНИЧЕСТВО). Традиционной стала практика предоставления российских государственных стипендий гражданам Армении. В то же время в Армении сокращается число школ и классов с обучением на русском языке[22].
В республике пользуются большой популярностью и в целом достаточно широко транслируются российские телевизионные и радиопередачи, распространяются печатные издания. На Армению в полном объёме вещают каналы «Первый канал», «РТР Планета» и «Культура», на коммерческой основе доступны программы НТВ, ТВ Центр, РЕН-ТВ, информпродукты «Голоса России», Радио «Маяк» и ряда других телевизионных и радиостанций. На армянском медиа-рынке активно работают информагентства РИА «Новости» и «Регнум», создано агентство «Новости-Армения».
По оценке посольства России в Армении, в республике проживает не более 8 тысяч русских (около 0,25 % населения РА). В Армении насчитывается пять основных неправительственных организаций соотечественников, объединённых в Координационный совет общественных организаций российских соотечественников Республики Армения. Российской стороной на постоянной основе осуществляются программы социальной поддержки соотечественников и русского языка в Армении.
Согласно переписи 2010 года, в России проживало свыше 1182 тыс. армян (около 0,8 % населения РФ по итогам переписи 2010 года)[23]. Таким образом, доля армян в населении РФ более чем в 3 раза превышает долю русских в Армении. Тем не менее возможности обучения армянскому языку в России значительно уступают возможностям обучения русскому языку в Армении.
22 апреля 2022 года на Пушкинском перевале в Армении был открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину. В церемонии открытия приняла участие большая делегация, в том числе посол России в Армении Сергей Копыркин и посол Армении в России Вагаршак Арутюнян, а также депутат Государственной думы РФ Александр Карелин и другие члены общественных и политических организаций[24].
Галерея
-
Обелиск в честь памяти русских воинов, принимавших участие в Ошаканской битве, недалеко от Эчмиадзина
-
Мемориальный комплекс «Казакам—героям», посвящённый российским казакам — участникам Русско-персидских и Русско-турецких войн, Ереван
-
Надпись у мемориального комплекса «Казакам—героям»
-
Памятный монумент русским воинам возле Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване
-
Обелиск «Единый крест» в Ереване
-
Монумент русско-армянской дружбы, Абовян
-
Памятник А.С. Пушкину, Гюмри
Русский дом в Армении
На основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров (1997)[25][26] в Армении были открыты два Русских дома — в Ереване (в 2009 году) и в Гюмри (в 2017 году). РЦНК в соответствии со своими основными функциями способствуют развитию связей между двумя странами в сфере образования и культуры, популяризируют русский язык и русскую культуру, поддерживают соотечественников, налаживают контакты с армянской общественностью[25][27].
Военное сотрудничество
Российско-армянское взаимодействие в военной области направлено на обеспечение безопасности обоих государств, южного фланга Содружества независимых государств и стабильности в Закавказье. Армянские вооруженные силы участвуют в несении боевого дежурства в рамках Объединённой системы ПВО СНГ. На плановой основе осуществляется сотрудничество между министерствами обороны России и Армении.
На территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база. Сформирована объединённая российско-армянская войсковая группировка. Пограничная группа ФСБ России в Армении совместно с армянскими пограничниками несёт охрану границ республики с Турцией и Ираном.
В ноябре 2016 года было объявлено о создании Объединённой группировки войск (сил) России и Армении в Кавказском регионе коллективной безопасности[28]. Соглашение подписано министрами обороны России и Армении 30 ноября 2016 года. Войдут в группировку 102-я российская военная база на территории Армении и подразделения Вооруженных сил Армении[29].
В сентябре 2023 года в интервью газете La Repubblica премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что при выстраивании своей безопасности Еревану не стоило рассчитывать только на Москву. «Архитектура безопасности Армении на 99,999% была связана с Россией, в том числе по части оружия, приобретения вооружения. Но сегодня, когда сама Россия нуждается в оружии, вооружении, понятно, что при желании она не сможет обеспечить потребности Армении в сфере безопасности», — пояснил премьер[30].
В феврале 2024 года Никол Пашинян в интервью Общественному радио Армении заявил, что Армения больше не может развивать военно-техническое сотрудничество и наращивать оборонные связи только с Россией, как это было раньше. По его мнению, Армении нужно изменить концепцию развития армии, пересмотрев взаимодействие с другими государствами (Ираном, Индией, Грузией, США, Францией и Россией). «Нужно понять, с кем мы должны развивать военное и военно-техническое сотрудничество. В прошлом такого вопроса не было, как не было сложностей с концепцией. В прошлом отношения Армении в оборонной сфере были на 97% связаны с Россией. Сейчас этого не может быть в силу объективных и субъективных причин», — сказал Пашинян[31].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Российско-армянские отношения // МИД РФ, 2022
- ↑ Перечень дипломатических представительств зарубежных государств в России. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Дата обращения: 3 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 George A. Bournoutian. Eastern Armenia from the 17th Century to the Russian Annexation // The Armenian People from Ancient to Modern Times / Richard G. Hovannisian. — Palgrave Macmillan, 1997. — P. 81—107. — 493 p. — ISBN 0312101686. — ISBN 9780312101688.
- ↑ Петрушевский И. П., Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв., Л., 1949, с. 59: Оригинальный текст (рус.)Наряду с этим были и владетельные мелики — армяне в следующих округах […] в пяти округах Нагорного Карабага — Чараберд (Джраберт), Гюлистан, Хачен, Варанда и Дизак; эти пять карабагских армянских меликств обычно известны под общим именем „Хамсэй-и Карабаг“ („карабагская пятерица“)
- ↑ George A. Bournoutian. The Politics of Demography: Misuse of Sources on the Armenian Population of Mountainous Karabakh (англ.) // «Journal of the Society for Armenian Studies». — Society for Armenian Studies, 1999. — Vol. 9. — P. 99—103.Оригинальный текст (англ.)An uncited Russian survey of 1832 and my article are used as the main sources for this statement. The survey lists the Armenian population of the whole of Karabakh at 34.8 percent (slightly over one-third) and that of the Azeris at 64.8 percent. This time Altstadt confuses the reader by identifying the whole of Karabakh with Mountainous Karabakh. The Armenian population of Karabakh (as will be demonstrated below) was concentrated in 8 out of the 21 districts or mahals of Karabakh. These 8 districts are located in Mountainous Karabakh and present-day Zangezur (then part of Karabakh). Thus 34.8 percent of the population of Karabakh populated 38 percent of the land. In other words the Armenians, according to the survey cited by Altstadt, formed 91.58 percent of the population of Mountainous Karabakh.
- ↑ Encyclopædia Iranica. ARMENIA AND IRAN VI. Armeno-Iranian relations in the Islamic period // Encyclopædia Iranica. Архивировано 20 ноября 2021 года.
- ↑ Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв.. — Ленинград: Ленинградский университет, 1949. — С. 65. — 182 с. Архивная копия от 8 января 2022 на Wayback Machine
- ↑ Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев. — М.: ИКЦ Академкнига, 2003. — С. 45. — 592 с. — ISBN 5-94628-118-6.
- ↑ Charlotte Mathilde Louise Hille. State Building and Conflict Resolution in the Caucasus. — Brill, 2010. — С. 64. — 359 p. — ISBN 9789004179011.Оригинальный текст (англ.)The Karabakh, Zangezur, and Shuragel' district (eastern Shirak) became part of Russia in 1805. The remaining areas of Eastern Armenia, the Yerevan and Nakhichevan khanates, became part of the Russian Empire by the Treaty of Turkmanchai in 1828. In March 1828 an Armenian Province was created, of which Yerevan and Nakhichevan khanates were part.
- ↑ Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы. А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. 1948
...К России отошли территории ханств Эриванского (по обеим сторонам р. Аракса) и Нахичеванского. Иранское правительство обязалось не препятствовать переселению в русские пределы армян (армяне оказывали во время войны поддержку русской армии). На Иран была наложена контрибуция в размере 20 млн руб....
- ↑ В Баку заявили, что Минская группа ОБСЕ «совершила самоубийство». News.ru (27 августа 2022).
- ↑ Лавров заявил, что работу Минской группы ОБСЕ остановили США и Франция // РБК, 24.06.2022
- ↑ Пашинян заявил, что события в Карабахе вызывают вопросы к российским миротворцам. Дата обращения: 9 августа 2022. Архивировано 9 августа 2022 года.
- ↑ 14,00 14,01 14,02 14,03 14,04 14,05 14,06 14,07 14,08 14,09 14,10 14,11 Что известно о разногласиях в российско-армянских отношениях с 2022 года // ТАСС, 03.10.2023
- ↑ На фоне вчерашних событий вокруг Армении и той роли, которая отведена администрации Пашиняна... // Рыбарь, 06.10.2023
- ↑ Как сообщают РИА Новости, сегодня в Туле проходит заседание министров обороны стран СНГ // Рыбарь, 29.09.2023
- ↑ Пашинян обсудил с представителем НАТО сотрудничество Армении с альянсом // РБК, 19.01.2024
- ↑ Российские миротворцы эвакуировали 5 тыс. человек в Нагорном Карабахе // РБК, 21.09.2023
- ↑ Пашинян вновь раскритиковал действия российских миротворцев в Карабахе // РИА Новости, 17.10.2023
- ↑ ТАСС и «РИА Новости» сообщили о реакции Москвы на выступление Пашиняна // РБК, 18.10.2023
- ↑ Почему Армения вопреки позиции России ратифицировала Римский статут. В Москве это решение охарактеризовали как токсичное и враждебное // РБК, 03.10.2023
- ↑ В странах СНГ сокращается количество русских школ, культурных центров и СМИ — ИА REGNUM. Дата обращения: 16 января 2018. Архивировано 17 января 2018 года.
- ↑ Итоги переписи населения (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 декабря 2017. Архивировано 30 апреля 2020 года.
- ↑ "Мне представились новые горы": памятник Пушкину открыли в Армении // https://ru.armeniasputnik.am/. — 2022.
- ↑ 25,0 25,1 Представительство Россотрудничества в Гюмри. МИД России. Дата обращения: 28 апреля 2024.
- ↑ Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 29 августа 1997 г.. МИД РФ. Дата обращения: 26 апреля 2024.
- ↑ Пост от 28 декабря 2022 // Телеграм-канал Русского дома в Армении
- ↑ Путин одобрил создание объединенной группировки войск России и Армении. Дата обращения: 14 ноября 2016. Архивировано 14 ноября 2016 года.
- ↑ Министры обороны России и Армении подписали Соглашение об Объединённой группировке войск двух стран : Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 30 ноября 2016. Архивировано 30 ноября 2016 года.
- ↑ Зачем Николу Пашиняну понадобились совместные маневры с США. Сообщение о них стало еще одним раздражителем в отношениях между Москвой и Ереваном // РБК, 06.09.2023
- ↑ Пашинян заявил, что Россия уже не может быть военным партнером Армении // РБК, 01.02.2024
Литература и ссылки
- на русском языке
- Российско-армянские отношения (МИД РФ)
- Торгово-экономическое сотрудничество (недоступная ссылка)
- Гуманитарное сотрудничество (недоступная ссылка)
- Сношения Петра Великого с армянским народом : Документы, извлеч. из Моск. глав. и С.-Петерб. архивов М-ва ин. дел, Австрийск. придворного и Гос. архива, Королевско-Баварск. тайного гос. архива и др. учреждений : (Доложено в заседании Историко-филол. отд-ния Акад. наук 8 янв. 1897 г.) / Г. А. Эзов. — Санкт-Петербург : Тип. Имп. акад. наук, 1898. -[2], XVI, CLII, 512 с. ; 27 см -Текст на рус., фр., лат., нем. и арм. яз. Библиогр.: с. CXLVII-CXLIX.
- Глинка С.Н. Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России, с кратким предварительным изложением исторических времен Армении. / почерпнутое из современных записок Сергеем Глинкой. - Москва : В тип. Лазаревых Ин-та вост. яз., 1831. -142 с., [2] л. факс. ; 21 см.
- Чалхушьян Г.Х. Армянский вопрос в России / Гр. Чалхушьян. - (2-е издание). -Ростов-на-Дону : электро-печатня А. Тер-Абрамиан, 1905. -35, [1] с. ; 21 см.
- Ананов И.Н. Судьба Армении / И. Н. Ананов. - Москва : Задруга, 1918. -32 с. ; 23 см. - (Свобода и братство народов).
- П.Т. Арутюнян, С.А. Тер-Авакимова, В.А. Акопян. Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века. Сб. документов / А.Р. Иоаннисян. — Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1964. — Т. 2. Ч.1. — 818 с.
- П.Т. Арутюнян, С.А. Тер-Авакимова, В.А. Акопян. Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века. Сб. документов / А.Р. Иоаннисян. — Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1967. — Т. 2. Ч.2. — 430 с.
- Семёнов И. Я. Русские в истории Армении / проф. М. Д. Амирханян. — Ер.: Лусабац, 2009. — 298 с.
- Блохин В. Этапы и содержание армяно-русского межконфессионального диалога: исторический и современный опыт // Вестник Ереванского университета. — 2020. — С. 28—37.
- Вестник РАУ. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию МИД России / д.ф.н., проф. К. А. Мирумян. — Ер.: Российско-Армянский (Славянский) государственный университет, 2003. — Т. 1. — 67 с.
- У истоков русского арменоведения: историографический обзор / Симонян А.Г., Габдулин В.С.. — Ер.: ЕГУ, 2014. — 336 с.
- на английском языке
- George A. Bournoutian. Armenians and Russia, 1626-1796: A Documentary Record. — Costa Mesa, California: Mazda Publishers, 2001. — 511 p. — ISBN 9781568591322.
- George A. Bournoutian. Russia and the Armenians of Transcaucasia, 1797-1889: A Documentary Record. — Costa Mesa, California: Mazda Publishers, 1998. — 578 p. — ISBN 9781568590684.