Российско-эстонские отношения
| Российско-эстонские отношения | |||||
|---|---|---|---|---|---|
|
|||||
Российско-эстонские отношения — двусторонние отношения между Российской Федерацией и Эстонией. Дипломатические отношения между РСФСР и Эстонской Республикой были первоначально установлены 2 февраля 1920 года. В 1940 году Эстония вошла в состав СССР.
12 января 1991 г. между РСФСР и Эстонией в Таллине был подписан Договор об основах межгосударственных отношений (вступил в силу 14 января 1992 г.). Независимость Эстонской Республики была признана постановлением Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. Дипломатические отношения между Россией и Эстонией были установлены 24 октября 1991 г.[1]
После вступления в ЕС и НАТО (2004) Эстония стала проводить политику сдерживания в отношении России, активно выступая за расширение передового присутствия НАТО и США в Прибалтике, усиление антироссийского санкционного режима, а также пытаясь противодействовать российским стратегическим энергетическим и интеграционным проектам[1].
Повторно заключённые в 2014 г. договоры о государственной границе и о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах не ратифицированы (процесс ратификации после их первоначального подписания в 2005 г. был разрушен эстонской стороной и заблокирован Таллином после 2014 г.)[1].
После начала специальной военной операции на Украине (2022) эстонская сторона объявила о закрытии российских консульских пунктов в Нарве и Тарту, сокращении вдвое кадрового состава российского посольства в Таллине. В результате российских ответных мер уровень дипломатических отношений с Эстонией был понижен до временного поверенного в делах. Эстония приостановила выдачу большинства категорий виз российским гражданам, с сентября 2022 г. запрещен также въезд российским гражданам по шенгенским визам, выданным третьими странами[1].
Предыстория взаимоотношений славян и чуди

Согласно Повести временных лет, в 1030 году князь Ярослав Мудрый пошёл войной на чудь (эстов), построил в их землях крепость Юрьев (ныне Тарту) и присоединил к Киевскому государству соседние земли. Крепость, основанная Ярославом, находилась на самой высокой возвышенности заболоченной луговой поймы реки Омовжи. Здесь проходили торговые пути, соединяющие север и юг Ливонии, а также ремесленные центры Новгорода и Пскова с гаванями Эстонии и Виронии.
Преемники Ярослава в 1054 и 1060 годах предпринимали походы и дальше в глубь Эстонии. Согласно летописи, город Юрьев был сожжён[2] местными племенами («ссолами» — представителями эстонских племён сакаласцев или сааремасцев)[2] в 1061 г.[3].
После 1061 года отношения эстов с Древнерусским государством оставались напряжёнными: до XII—XIII веков псковитяне и новгородцы часто приходили в Эстонию с набегами, на которые эсты отвечали тем же[4].
Мстислав Ростиславич Храбрый, княживший в Новгороде менее года, запомнился победоносным походом на чудь во главе 20-тысячного войска в 1179 году. Поэтому и его сын Мстислав Удатный начал своё новгородское княжение с аналогичного похода.[5]
Уже в конце 1209 г. он совершил поход в эстонскую Виронию:
«Ходи Мьстиславъ на Чюдь, рекомую Торму, съ новгородци, и много полониша, а скота бещисла приведе».
В начале 1210 г. он направился в Уганди и взял Оденпе (Медвежью голову).
«Потомъ же, на зиму, иде кнѧзь Мьстиславъ съ новгородци на чюдьскыи городъ, рекомыи Медвѣжию голову, села ихъ потрати; и приидоша подъ городъ, и поклонишасѧ Чюдь кнѧзю, и дань на нихъ взѧ; и приидоша вси здрави»20.
Мстислав взял с эстов не только дань, но и обещание креститься в православие. Это особо было отмечено немецким хронистом Генрихом Латвийским, так как впервые русский князь поступил вопреки ранее принятой традиции не вмешиваться в конфессиональные дела подданных. Он, как и немцы, использовал христианство в качестве дополнительной меры укрепления своей власти. Однако инициатива князя осталась без продолжения: вместо православных к эстам пришли священники из Риги, и таким образом Оденпе позднее вошло в круг подданных рижского епископства.[5]
Недовольный пассивностью церкви, Мстислав в январе 1211 г. добился отстранения от службы архиепископа Митрофана, предложив на его место мниха Хутынского монастыря, представителя влиятельного боярского рода Антония (Добрыни Ядрейковича), который в дальнейшем был горячим приверженцем проповедничества и миссионерства на передовых рубежах Руси[5].
В 1210 г. немцы, которые подверглись нападению куршей на юге и стремились не втянуться в межэтническую бойню враждовавших между собой эстов и леттов, постарались обезопасить себя с севера и подписали мирный договор с Полоцком, пообещав выплату «ливской» дани. В то же время был заключён мир и с Новгородом, по которому Мстислав поделил с рижским епископом Альбертом сферы влияния с учетом того, что большая часть Эстонии (Сакала, Гервен, Гария, Рявала и Приморье (нем. Maritima или Wiek, Вик; эст. Läänemaa, Ляэнемаа), Роталия (Rotalia, эст. Ridala) и Сонтагана (Sontagana; эст. Soontagana) оставалась еще не покоренной русскими и тем более немцами. Стороны оставили их на милость победителя. При этом за Новгородом были закреплены права на северные области Латгалии (Талава и Очела) и на эстонские земли вдоль Чудского озера: Вирония, Вайга, Уганди. Права рижского епископа признавались на Ливонию, Нижнее Подвинье и Латгалию (без Талавы и Очелы). Соглашение было закреплено первым русско-немецким матримониальным альянсом—браком племянницы Мстислава, дочери псковского князя Владимира Мстиславича, и младшего брата епископа Альберта Теодориха[5].
Эстония не была крещена до завоевания её немецкими и датскими крестоносцами в XIII веке.
В 1558—1582 шла Ливонская война, в которой против России выступали Дания, Великое княжество Литовское и Королевство Польское (позже Речь Посполитая), Швеция. По Ям-Запольскому договору 1582 года с Речью Посполитой и по договору со Швецией в 1583 Россия теряла выходы к Финскому заливу. Ситуация была частично восстановлена через 12 лет после новой войны между Швецией и Россией.
В результате поражения Швеции в Северной войне в 1721 году России перешли прибалтийские земли (ныне северная часть Эстонии) и Ливония (ныне Южная Эстония и Северная Латвия), за которые она заплатила 2 млн ефимков (иоахимсталеров, в то время приравненных к русскому рублю)[6]. При весе монеты в 1721 году 28 граммов — это 56 тонн серебра. Ежегодный бюджет России в те годы составлял порядка 4—5 миллионов рублей (или ефимков, серебряный рубль перечеканивался из иоахимсталера), так что царь отправил шведам половину всего бюджета страны. В то же время «Финансовая статистика Швеции в период 1719—2003 гг.» говорит, что в 1721 году бюджет этой страны составлял около 6 миллионов шведских далеров, или 2 миллиона ефимков. Таким образом, шведы получили от России сумму, эквивалентную их годовому бюджету[7].
В XX веке

1917—1920
На начало 1917 года территория современной Эстонии была разделена между Петроградской губернией, куда входил город Нарва с окрестностями, Лифляндской и Эстляндской губерниями. Ревель (совр. Таллин) стал одним из крупнейших российских портов на Балтийском море, на территории современной Эстонии была создана база Балтийского флота — Балтийский Порт (ныне г. Палдиски).
После Февральской революции Временное правительство России декларировало автономию Эстляндии и определило её новые границы, передав ей северную часть Лифляндской губернии с эстонским населением. Оставшиеся уезды Лифляндской губернии позднее вошли в состав Латвийской республики[8].
После Октябрьской революции 1917 года в Эстонии была установлена советская власть. Временный земский совет Эстляндской губернии не признал её легитимности и провозгласил себя верховной властью на период вплоть до созыва Конституционного совета. В ответ на это Земский совет был распущен большевиками[9]. Постановлением исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов Эстляндской губернии на основании проведённого плебисцита к Эстляндской трудовой коммуне был присоединён Нарвский уезд Петроградской губернии.
Советская власть в Эстляндии продержалась до февраля 1918 года, когда на эстонскую землю вступили оккупационные немецкие войска. Германия выдвинула ультиматум РСФСР с требованием отказаться от Прибалтики по линии Нарва — Псков — Двинск[10], а неделей позже начала наступление. Земский совет Эстляндии, собравшийся на чрезвычайное заседание, передал исполнительную власть созданному им Комитету спасения Эстонии во главе с Константином Пятсом. Комитет подготовил и опубликовал «Манифест ко всем народам Эстонии» (т. н. «Манифест о независимости»), объявлявший Эстляндскую губернию независимой Эстонской демократической республикой, нейтральной по отношению к российско-германскому конфликту. 24 февраля большевики покинули Ревель, который уже на следующий день был занят германскими войсками. К концу февраля 1918 года почти вся территория Эстонии была оккупирована немцами. В марте — апреле все эстонские вооружённые формирования были распущены и разоружены. Сам К. Пятс в июле — ноябре был интернирован германскими оккупационными властями на территории Польши.
В апреле — ноябре 1918 года территория Эстонии входила в состав марионеточного государственного образования — «Балтийского герцогства». В ноябре 1918 года Германия признала поражение в войне. По условиям Компьенского перемирия, Германия обязалась вывести войска со всех оккупированных территорий. Немцы, однако, не торопились с выводом войск, рассчитывая использовать их для сохранения своего влияния в Прибалтике путём установления прогерманских режимов в Латвии и Эстонии.
К 21 ноября власть в Эстонии перешла от командования немецких войск в руки сформированного с их разрешения Временного правительства под руководством Константина Пятса. Опасаясь угрозы вторжения Красной армии, эстонские лидеры, за неимением в своём распоряжении достаточных резервов и времени для формирования национальных вооружённых сил, были вынуждены принять помощь, предложенную им командованием германской армии.
Последовавшие события в эстонской историографии известны как Эстонская война за независимость (28 ноября 1918 года — 3 января 1920 года).
В связи с началом вывода немецких войск с оккупированных территорий руководство РСФСР направило части Красной армии вслед за отходящими немцами для установления контроля над территориями, потерянными в результате Брестского мира. Командованию Северного фронта было приказано начать наступление от Ямбурга на Нарву и от станции Дно — на Псков, а после занятия Нарвы и Пскова войска Северного фронта должны были наступать на Ревель и Валк. В составе советских войск сражались красные эстонские полки, сведённые вначале в Эстонскую стрелковую дивизию, а затем переформированные в Эстляндскую армию.
Советским частям противостояла эстонская армия, находившаяся в процессе формирования, германские части (на первом этапе) а также части белогвардейского Псковского добровольческого корпуса, сформированного осенью 1918 года на оккупированной немцами территории. После начала советского наступления корпус отступил на территорию Эстонии и перешёл в подчинение командования эстонской армии. Псковский добровольческий корпус, позже переименованный в Северный корпус, стал предшественником белогвардейской Северо-Западной армии. Против советских войск в Эстонии также воевали отряды, сформированные из иностранных добровольцев (главным образом финских). Финляндия оказала Эстонии значительную материальную и финансовую поддержку. Наконец, участие в боевых действиях в Эстонии приняла также эскадра британского флота. Британцы поддерживали действия эстонцев огнём корабельной артиллерии, а также высаживали эстонские десанты на берегу Финского залива в тылу советских войск. Кроме того, Англия, как и Финляндия, оказала Эстонии значительную помощь поставками вооружения, боеприпасов и продовольствия.
22-28 ноября была взята Нарва, где 29 ноября была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна. 7 декабря Совет народных комиссаров РСФСР издал декрет о признании независимости Эстляндской трудовой коммуны.
К началу января 1919 года части Красной армии заняли значительную часть территории Эстонии, включая Юрьев (Тарту), и стояли в 35 километрах от Ревеля. В Эстонии была объявлена массовая мобилизация, пришла помощь от стран Антанты, прибыли добровольцы из Финляндии, и 6 января 1919 года эстонская армия при участии Псковского корпуса начала наступление, результатом которого стало отступление советских частей с территории Эстонии к февралю 1919 года. 5 июня прекратил свою деятельность Совет Эстляндской трудовой коммуны.
23 апреля 1919 года в Таллине открылось Учредительное собрание Эстонии, которое 19 мая приняло т. н. Акт о независимости, согласно которому Эстония объявлялась самостоятельной республикой.
Попытки контрнаступления, предпринятые частями Красной армии в феврале и апреле 1919 года, не увенчались успехом. В мае и октябре 1919 года белогвардейская Северо-Западная армия дважды при поддержке эстонской армии предпринимала наступление на Петроград, но оба раза была отброшена к Нарве.
Во второй половине 1919 года в Эстонии стали склоняться к мнению, что для признания своей самостоятельности Эстония должна пойти на подписание мира с Советской Россией. К тому же в Эстонии опасались, что Северо-Западная армия, овладев Петроградом, может попытаться вернуть Эстонию обратно в состав «единой и неделимой России»[11][12].
Заключение мира соответствовало и интересам Советской России. Страны Антанты в октябре 1919 года ввели полную экономическую блокаду Советской России. Молодая республика остро нуждалась в восстановлении международного товарообмена и для получения необходимого оборудования, и для ввоза хлеба, в преодолении дипломатической изоляции и обеспечении военной безопасности Петрограда. Поэтому советская делегация была готова на самые льготные условия для эстонской стороны. В частности, Советская Россия сделала много уступок, главной из которых является уступка территорий, заселённых смешанным — русским и эстонским населением:
- населённой ижорой и ингерманландцами территории на правобережье реки Нарва, т. н. Эстонской Ингерманландии (ныне в составе Кингисеппского района Ленинградской области);
- населённого этническими русскими правобережья Нарвы от устья реки Щучка до Чудского озера (ныне в составе Сланцевского района Ленинградской области);
- населённого русскими и сету Печорского края (ныне Печорский район Псковской области)[13].
Мирный договор и установление дипломатических отношений
2 февраля 1920 года между Советской Россией и Эстонской Республикой был заключён Тартуский мирный договор, которым обе стороны официально признали друг друга.
Согласно Юрьевскому (Тартускому) мирному договору, РСФСР, исходя из провозглашённого ею права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения, признала независимость Эстонского государства, отказавшись от всех прав, в том числе и имущественных, ранее принадлежавших Российской империи[14].
С учётом того, что к моменту подписания договора в Эстонии уже была интернирована Северо-Западная армия под командованием Н. Н. Юденича, РСФСР 14 марта 1920 года распустила воевавшую на Южном фронте дивизию Эстонских красных стрелков[15].
Заключение мирного договора помогло Советской России преодолеть международную изоляцию. Во время голода 1921—1922 гг. Ревельский морской порт стал важнейшим каналом поставок продовольствия в РСФСР. При этом Эстония стала одним из важнейших каналов вывоза золота и ценностей из России. Как отметил историк А.Дюков, договор «позволил в определенной степени прорвать дипломатическую блокаду вокруг Советской республики», так как после его заключения «Эстония стала своеобразным офшором, через который осуществлялись экономические связи Советской России с европейскими странами, благодаря чему Эстонская Республика получила серьезные экономические выгоды»[16].
Межвоенный период
В 1932 году Эстония подписала Договор о ненападении с СССР. С середины 1930-х гг. Эстония ориентировалась в основном на Германию, а в 1939–40 также на СССР, в котором видела основную угрозу своему суверенитету.
Возможность превращения прибалтийских стран в плацдарм для нападения Германии на СССР, к чему могло привести заключение ими союзнических договоров с Гитлером либо утрата суверенитета и поглощение Германией в результате прямой или косвенной агрессии с её стороны, вызывала серьёзную озабоченность у советского руководства. На этом фоне Великобритания и Франция начали переговоры с СССР для сдерживания германской экспансии. Одним из ключевых вопросов Московских переговоров был вопрос о Прибалтике, который предполагалось оговорить в секретном соглашении[17]. Однако Эстония и Латвия высказались против гарантий со стороны Великобритании, Франции и СССР и 7 июня заключили с Германией договоры о ненападении.
После провала Московских переговоров и подписания пактов о ненападении между Германией и прибалтийскими странами «суть дилеммы, перед которой оказалась Москва, заключалась в том, что сохранение её позиций в регионе становилось возможным лишь посредством войны с Германией или путём достижения соглашения с ней», отмечают историки О. Н. Кен и А. И. Рупасов[18].
Советский Союз принял предложение нацистской Германии о заключении договора о ненападении. При заключении этого договора руководство СССР настояло на внесении в секретный дополнительный протокол пункта, согласно которому территория прибалтийских государств, непосредственно граничивших с СССР (Латвии, Эстонии, Финляндии), была признана сферой его интересов. Принятие Германией этого требования позволило на время снизить угрозу распространения её военно-политической активности на регион, рассматривавшийся СССР в качестве своей зоны безопасности[19].
Вторая мировая война в Европе началась с нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. На заключительном этапе германо-польской войны, стремясь исключить возможность вторжения Германии в нарушение достигнутых договорённостей в Прибалтику, СССР добился от правительств Латвии, Литвы и Эстонии согласия на заключение договоров о взаимопомощи, в соответствии с которыми разместил на территории этих стран гарнизоны и военные базы. Согласно конфиденциальному протоколу, в Эстонию вводился контингент Красной Армии численностью 25 тыс. чел.
16 июня 1940 года Совнарком СССР обвинил Эстонию в невыполнении условий пакта и выдвинул ей ультиматум, потребовав сформировать новое правительство и немедленно пропустить на свою территорию дополнительные воинские части. Руководство Эстонии было вынуждено принять эти условия: 17 июня в республику стали прибывать новые части Красной Армии, 19 июня президент Константин Пятс принял отставку правительства. В результате Июньского переворота (19–21 июня) пост премьер-министра занял радикал-социалист просоветской направленности Й. Барбарус (Варес). 14-15 июля были проведены внеочередные парламентские выборы.
На первой сессии нового состава Рийгиволикогу (21–23 июля 1940) были приняты Декларации о государственной власти в Эстонии (провозгласила создание Эстонской ССР), о вступлении Эстонии в СССР, об объявлении земли всенародным достоянием и о национализации банков и крупной промышленности. 6 августа 1940 года ЭССР была принята в состав СССР. В 1940-1941 гг. арестам и высылке подверглись члены бывшего руководства Эстонии, представители буржуазии, антисоветски настроенной интеллигенции и др. (свыше 26 тыс. чел.), часть оппозиционно настроенных лиц эмигрировала, в основном в Финляндию и Швецию.
Великая Отечественная война
Напав на СССР, германские войска к концу 1941 года полностью оккупировали территорию Эстонской ССР. Местное население сражалось как в составе частей Красной Армии, так и против неё в рядах организации «Омакайтсе» («Самооборона»), восточных батальонах и др. формированиях. Территория Эстонии вошла в состав Генерального комиссариата «Остланд», здесь действовал местный административный аппарат – Эстонское самоуправление. В 1942 году началось формирование эстонского легиона СС. Проводились политические репрессии, были уничтожены проживавшие на территории Эстонии евреи, а также около 8 тыс. жителей Эстонии, обвинённых в сотрудничестве с советскими властями. На территории Эстонии действовало несколько концлагерей.
В результате Прибалтийской операции 1944 года к 24 ноября Красная Армия полностью очистила территорию ЭССР от герм. войск, были восстановлены советские органы власти, однако вплоть до первой половины 1950-х гг. активную борьбу с советской властью вели подпольные военизированные формирования – т.н. лесные братья.
В 1944 году Печорский край был возвращён в состав РСФСР и передан во вновь образованную Псковскую область.
Вопрос о признании вхождения Эстонии в состав СССР
Некоторые государства (США, Великобритания, Канада, Австралия, Швейцария, Ирландия, Ватикан и др.) продолжали де-юре признавать Эстонскую Республику в качестве независимого государства. 29 сентября 1960 Совет Европы принял резолюцию, осуждающую военную оккупацию прибалтийских стран со стороны СССР[20].
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 30 июля — 1 августа 1975 года подтвердило нерушимость границ, установленных после Второй мировой войны.
Середина 1940-х - середина 1980-х гг
В 1944–47 в Эстонской ССР была полностью завершена земельная реформа, с 1947 года началась коллективизация сельского хозяйства, противоречившая традиционному укладу местного крестьянства. В 1946–1950 гг была восстановлена промышленность, за последовавшие годы был введён в строй ряд новых промышленных предприятий, в результате чего в Эстонской ССР выросла доля русскоязычного населения.
В 1950–60-е гг. в ЭССР активно развивалось диссидентское движение. Во 2-й половине 1960-х гг. очагом оппозиции был Тартуский университет. С 1977 года активно развивалось экологическое движение против планов широкомасштабной разработки фосфоритов.
Перестройка и выход из СССР
В апреле 1988 года был создан Народный фронт Эстонии, на первых порах поддерживавший объявленную М. С. Горбачёвым перестройку, но стремившийся к автономии Эстонии в составе СССР. Народный фронт пользовался широкой поддержкой эстонского населения. Наряду с ним, набирали силу и более радикальные течения. Начиная с осени 1988 года всё большую популярность стали приобретали идеи полной независимости Эстонии. 16 ноября 1988 года Верховный Совет ЭССР принял Декларацию о государственном суверенитете ЭССР, провозгласившую верховенство законов ЭССР над союзными.
На выборах в Верховный Совет ЭССР в марте 1990 года победу одержал Народный фронт Эстонии, поддержавший идею провозглашения независимости. 30 марта ВС ЭССР принял постановление о государственном статусе Эстонии, в котором провозгласил начало восстановления Эстонской Республики, объявив переходный период до формирования конституционных органов государственной власти. 8 мая 1990 года ВС ЭССР переименовал ЭССР в Эстонскую Республику, восстановив действие конституции 1938 года. 16 мая был принят закон об основах временного порядка управления Эстонией, согласно которому прекращалась подчинённость органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры Эстонии соответствующим органам власти СССР.
12 января 1991 г. между РСФСР и Эстонией в Таллине был подписан Договор об основах межгосударственных отношений (ратифицирован Верховным Советом Эстонии 15 января 1991 г. и Верховным Советом РСФСР 26 декабря 1991 г., вступил в силу 14 января 1992 г.).
3 марта 1991 года состоялся референдум по вопросу независимости Эстонской Республики, 78% проголосовавших поддержали идею независимости Эстонии. 13 июня был принят закон о реституции – возвращении национализированной в советский период собственности бывшим владельцам. 20 августа Верховный Совет Эстонии принял постановление «О государственной независимости Эстонии», которое подтвердило независимость республики на основании принципа «исторической правопреемственности эстонской государственности». Таким образом восстанавливалась законодательная база первой Эстонской Республики 1918–1940 гг, период существования Эстонской ССР был признан «периодом оккупации», а права гражданства получали лишь правопреемные граждане (потомки граждан Эстонской Республики 1918–1940 гг). 6 сентября 1991 г. Государственный Совет СССР признал независимость Эстонской Республики. 17 сентября 1991 года Эстонская Республика официально вступила в ООН.
Отношения Эстонии с Российской Федерацией
12 января 1991 г. между РСФСР и Эстонией в Таллине был подписан Договор об основах межгосударственных отношений (вступил в силу 14 января 1992 г.). Независимость Эстонской Республики была признана постановлением Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. Дипломатические отношения между Россией и Эстонией были установлены 24 октября 1991 г.[1] В августе 1994 года территорию Эстонской Республики покинули последние подразделения российских войск.
После вступления в ЕС и НАТО (2004) Эстония стала проводить политику сдерживания в отношении России, активно выступая за расширение передового присутствия НАТО и США в Прибалтике, усиление антироссийского санкционного режима, а также пытаясь противодействовать российским стратегическим энергетическим и интеграционным проектам[1].
В рамках финно-угорского движения Таллином предпринимаются усилия по оказанию воздействия на российские регионы компактного проживания финно-угорских народов с целью насаждения в них сепаратистских настроений[1].
28 июня 2008 года президенты Дмитрий Медведев и Тоомас Хендрик Ильвес встречались в Ханты-Мансийске, однако на другой же день делегация Эстонии предприняла демарш на V Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Ханты-Мансийске, демонстративно покинув зал заседаний во время выступления председателя комитета по международным делам Государственной думы РФ Константина Косачёва[21]. Первая после инцидента в Ханты-Мансийске встреча президентов двух государств состоялась лишь в 2019 году, когда президент Эстонской Республики Керсти Кальюлайд посетила Москву с рабочим визитом и встретилась с Владимиром Путиным.

Повторно заключённые 18 февраля 2014 г. договоры о государственной границе и о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах[22] не ратифицированы (процесс ратификации после их первоначального подписания в 2005 г. был разрушен эстонской стороной[23] и заблокирован Таллином после 2014 г.)[1].
В 2018 году страны обменялись «чёрными списками» лиц, которым закрыт въезд на территорию Эстонии и России[24].
В 2020 году российское посольство опубликовало комментарий Департамента информации и печати МИД РФ, который был посвящён 80-летию вступления Латвии, Литвы, а также Эстонии в состав СССР; отмечалось, что вхождение Прибалтики в состав Советского Союза «произошло по взаимному согласию». В ответ глава МИД Урмас Рейнсалу заявил, что республика не присоединялась к СССР добровольно, и подчеркнул, что данные заявления не идут «на пользу двухсторонним отношениям». 23 июля министр распорядился вызвать посла РФ и выразить ему протест, заявив о том, что Москва пытается «исказить» некоторые исторические события и «переписать историю».
В Эстонии по переписи 2000 года проживало 86 067 граждан России (6,28 % населения)[25], по данным на 2011 год — 95 570 (7 % населения)[26]. В России в 2002 году проживало 1066 граждан Эстонии[27]. По оценке ФСБ 2007 года, однако, в приграничном Печорском районе Псковской области жило около 10 000 человек с двойным гражданством России и Эстонии[28].
Специальная военная операция России на Украине
После начала специальной военной операции на Украине (2022) эстонская сторона объявила о закрытии российских консульских пунктов в Нарве и Тарту, сокращении вдвое кадрового состава российского посольства в Таллине. В результате российских ответных мер уровень дипломатических отношений с Эстонией был понижен до временного поверенного в делах. Эстония приостановила выдачу большинства категорий виз российским гражданам, с сентября 2022 г. запрещен также въезд российским гражданам по шенгенским визам, выданным третьими странами[1].
Эстония свернула двустороннее сотрудничество с Россией, в одностороннем порядке вышла из целого ряда отраслевых соглашений. По инициативе эстонской стороны свёрнуты все официальные контакты и программы сотрудничества по линии ведомств, а также межрегиональные и приграничные связи (включая культуру, спорт, образование, ППС «Россия-Эстония», побратимские договорённости между городами)[1].
Эстония сыграла ведущую роль в принятии и реализации решений об исключении России из Совета Европы, о приостановлении российского участия в СГБМ и СБЕР, призывает к пересмотру членства России в других международных структурах, активно выступает за «создание международного спецтрибунала для расследования военных преступлений Владимира Путина и его окружения», за дальнейшее ужесточение санкционного давления на Россию вплоть до полного торгового эмбарго, изъятие «замороженных» российских активов в интересах Украины[1], полный запрет на деятельность российского «теневого танкерного флота».
Активно наращивается присутствие сил НАТО на территории Эстонии, актуализировался вопрос о создании постоянной военной базы США в Прибалтике[1].
Усугубляется ситуация с дискриминацией в Эстонии российских соотечественников. Представители составляющей почти треть населения русскоязычной диаспоры вообще не допущены к процессу обсуждения и принятия решений. Таллином игнорируются замечания и рекомендации профильных международных организаций по этому поводу. Сохраняется позорный для современной Европы институт массового отказа в предоставлении гражданства постоянным жителям Эстонии (ок. 65 тыс. «неграждан» — российских соотечественников лишены основополагающих политических и социально-экономических прав, для них действуют запреты на профессии). Сокращение числа «неграждан» происходит не в результате натурализации, а главным образом из-за ухода из жизни[1].
Властями ЭР проводится целенаправленная линия на вытеснение русского языка из образовательной и других сфер общественной жизни Эстонии, сворачивание российского информационного присутствия. В стране запрещены более 40 российских телеканалов и более 50 веб-сайтов. Из-за угрозы уголовного преследования закрыт портал «Спутник-Медиа», в отношении его руководителей возбуждено уголовное дело[1].
В сентябре 2022 года Эстония, наряду с Литвой, Латвией и Польшей, приняла решение запретить въезд гражданам России по шенгенским визам, в том числе выданным третьими странами[29].
18 октября 2022 года парламент Эстонии (Рийгикогу) объявил российский режим террористическим, а Россию — государством-спонсором терроризма[30].
В 2022 году в парламенте ЭР приняты законы, устанавливающие наказание вплоть до тюремного заключения за поддержку России, включая демонстрацию российской и советской символики. Эти законы позволяют лишать гражданства страны тех лиц, которые получили его в порядке натурализации, в случае поступления на государственную или военную службу России как враждебного государства[1].
В декабре 2022 года был принят закон о переходе на эстоноязычное образование. Перевод на эстонский язык обучения в детских садах и начальных школах осуществляется с сентября 2024 года, а полностью должен быть завершён на всех образовательных ступенях, включая гимназии, к 2035 году[1].
11 января 2023 года в МИД Эстонии был вызван российский посол Владимир Липаев, где его проинформировали о необходимости до 1 февраля сократить количество дипломатов, работающих в дипмиссии в Таллине, до восьми (решение принято для того, чтобы уравнять число должностей в российском и эстонском посольствах, действующих в столицах стран). 23 января МИД России принял решение о понижении уровня дипломатических отношений с Эстонией до временного поверенного в делах, причиной для этого шага в ведомстве назвали тотальную русофобию и культивирование враждебности в отношении Москвы со стороны официального Таллина[31][32].
Ущемление прав русскоязычных в Эстонии
- см. Русофобия
В советский период доля русскоговорящих в Эстонии увеличилась с менее 10 % до более 30 %, составляя почти половину населения в столице Таллине, и даже большинство в некоторых районах на северо-востоке Эстонии. После восстановления Эстонией независимости, эстонский снова стал единственным официальным языком. В автоматическом предоставлении гражданства было отказано большей части русскоязычного меньшинства: советским переселенцам периода 1940—1991, а также их потомкам.
1 июля 1993 года, в ответ на эстонский «Закон об иностранцах», Верховный Совет России принял резолюцию «О мерах в связи с нарушением прав человека на территории Эстонской Республики», предусматривающую санкции в отношении Эстонии[33]. Ряд заявлений по Эстонии приняла в 1995—2001 г. Государственная Дума РФ[34].
По сообщению DELFI, в феврале 2002 года замминистра иностранных дел России Евгений Гусаров в устной форме высказал послу Эстонии Карин Яани список из семи требований, которые Эстонии необходимо выполнить в целях улучшения отношений между двумя странами. Эти требования включали: сделать русский язык официальным в регионах, где русскоязычные составляют большинство; предоставление гражданства путём натурализации как минимум 20 000 жителей ежегодно; официальную регистрацию Русской Православной Церкви; обеспечение получения среднего и высшего образования на русском языке[35].
Россия участвовала в качестве третьей стороны в делах «Миколенко против Эстонии»[36] и «Коробов и другие против Эстонии»[37] в Европейском суде по правам человека.
В 2009 году МИД РФ отметил дискриминацию русскоязычного меньшинства в Эстонии и расценил законопроект о государственном языке как иллюстрацию усиливающего её развития мысли эстонских законотворцев[38]. В 2011 году МИД РФ отметил, что «в Эстонии сохраняется целый ряд острых правозащитных проблем, особенно в сфере обеспечения прав национальных меньшинств»[39].
Обвинения в оправдании фашизма
В рамках государственной линии на фальсификацию истории в Эстонии очерняется советское прошлое, поощряется героизация неонацизма, ликвидируется советское мемориальное наследие, поддерживается на плаву тематика территориальных претензий и «ущерба за советскую оккупацию»[1].
Эстония неоднократно обвинялась официальными представителями России в оправдании сотрудничества c нацистской Германией во Второй мировой войне и воскрешении нацизма[40][41][42][43][44][45].
Бронзовый солдат
В 2007 г. властями Эстонии осуществлён демонтаж в Таллине памятника Воину-Освободителю («Бронзовая ночь»).
Перемещение Бронзового солдата из Таллина и эксгумация захоронений с площади в центре Таллина в апреле 2007 года спровоцировали резкую реакцию России. 27 апреля Совет Федерации утвердил заявление, в котором содержался призыв принять «максимально жёсткие меры» в отношении Эстонии[46].
В 2017 г. Государственная прокуратура Эстонии, воспользовавшись истечением срока давности, приняла политически мотивированное решение о закрытии дела об убийстве в 2007 г. в ходе этих событий российского гражданина Д.Ганина. Под предлогом «недостаточного уровня защиты персональных данных в России» было также отказано в правовой помощи в рамках возбужденного СК России в 2015 г. собственного уголовного дела, несмотря на наличие двустороннего договора в этой сфере от 1993 г.[1]
Инцидент с Кохвером
5 сентября 2014 года эстонские власти заявили, что на границе с Псковской областью России, близ пограничного пункта Лухамаа, на территории Эстонии сотрудник полиции безопасности Эстон Кохвер был похищен вооруженными неизвестными и вывезен ими в Россию. В свою очередь, ФСБ России заявила о том, что сотрудник полиции безопасности Эстонии был задержан на российской стороне границы при проведении агентурной операции. Инцидент произошел вскоре после визита президента США Барака Обамы, в ходе которого он заверил своих балтийских союзников, что США и НАТО в случае необходимости окажут им военную поддержку, а также роста напряженности между Россией и НАТО на фоне обострения вооруженного конфликта на Востоке Украины[47]. 19 августа 2015 года Кохвер осуждён в России по обвинению в шпионаже в пользу Эстонии, и приговорён к 15-ти годам заключения с отбыванием наказания в колонии строгого режима, а также к штрафу в 100 тысяч рублей. МИД Эстонии резко осудил решение российского суда, заявив, что «похищение Кохвера с территории Эстонской Республики сотрудниками ФСБ 5 сентября прошлого года и последовавшее противоправное удержание его в России — это грубое нарушение международного права и прав человека»[48].
Одним из следствий конфликта вокруг дела Кохвера стало решение Эстонии возвести на границе с Россией заграждения. Директор Центра исследований в области безопасности и стратегии Латвийской национальной военной академии Янис Берзиньш считает, что «эстонцы также хотят укрепить свою границу, чтобы было невозможно похищать на их территории граждан Эстонии, как это произошло с Эстоном Кохвером»[49]. Кроме того, запланировано усиление охраны границы вооружённым спецназом[50].
Послы
См. также
- Отношения СССР и государств Прибалтики
- Страны Балтии и Специальная военная операция России на Украине
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 Российско-эстонские отношения. МИД России, май 2024
- ↑ 2,0 2,1 Р. Пуллат, Э. Тарвел, «История города Тарту», Таллин, изд. «Ээсти раамат», 1980 г., стр.13
- ↑ Toivo Miljan. Historical Dictionary of Estonia. — Scarecrow Press, 2004. — P. xxv. — 624 p. — ISBN 9780810865716.
- ↑ Отношения с Древне-Русским государством. Histrodamus. НКО Центр Живой Истории Эстонии. Дата обращения: 1 апреля 2014. Архивировано 14 октября 2013 года.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Хрусталёв Денис Григорьевич. Новгород и его власть в Прибалтике в XII - первой четверти XIII в // «Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII—XIII вв.» / научный редактор В.Ю.Трофимов. — 3-е издание. — Санкт-Петербург: Евразия, 2018. — С. 68—138. — 622 с. — ISBN 978-5-91852-183-0.
- ↑ Ништадтский мирный договор. www.hist.msu.ru. Дата обращения: 9 сентября 2021. Архивировано 12 апреля 2021 года.
- ↑ Подлубный, Виктор Степанович. Исторический анекдот за два миллиона // Бизнес-Класс : журнал. — 2012. — Август (№ 7). — С. 40—47. — ISSN 1691-0362.
- ↑ ЛИФЛЯНДСКАЯ ГУБЕРНИЯ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 20 декабря 2021.
- ↑ Sputnik Эстония. Историческому решению Земского совета исполнилось сто лет. Рамблер (28.11.2017).
- ↑ Межевич Николай Маратович. Российско-эстонская граница: история формирования и современное значение для развития Северо-Запада России // Псковский регионологический журнал. — 2007. — Вып. 4. — ISSN 2219-7931.
- ↑ Великая российская революция 1917 года: проблемы истории и проблемы преподавания / Сборник статей. — Москва: МПГУ, 2017. — С. 153—154. — 398 с. — ISBN 978-5-4263-0556-4.
- ↑ Антон Крутиков. Большевики и Тартуский мирный договор 1920 г.. Портал "Перспективы".
- ↑ Григонис Э. П. Исторические судьбы территорий, присоединённых к Российской империи по Ништадскому миру 1721 г. и в результате разделов Речи Посполитой : Сборник избранных статей. — СПб.: Лема, 2014. — С. 173—181. — ISBN 978-5-98709-723-6.
- ↑ Юрьевский мирный договор с Эстонией (1920) — Викитека. ru.wikisource.org. Дата обращения: 20 декабря 2021.
- ↑ Сергей Тамби. К 100-летию установления дипломатических отношений между Россией и Эстонией // Международная жизнь. — 2020. — № 7.
- ↑ Антон Алексеев. Историк Александр Дюков: Тартуский мир позволил прорвать дипблокаду вокруг Советской России. ERR.ee (2 февраля 2020).
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>; для сносок:03не указан текст - ↑ О.Н. Кен, А.И. Рупасов. Москва и страны Балтии: опыт взаимоотношений, 1917-1939 гг. // Страны Балтии и Россия: Общества и государства : Публикации Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова / Д.Е. Фурман, Э.Г. Задорожнюк. — 2002. — Т. 5. — С. 248.
- ↑ Кабанов Н.Н., Дюков А.Р., Симиндей В.В. Вводная статья // Вынужденный альянс. Советско-балтийские отношения и международный кризис. 1939-1940. — Москва: Институт российской истории РАН, Ассоциация книгоиздателей "Русская книга", 2019. — С. 13—15, 25-27. — 448 с. — ISBN 978-5-907211-25-4.
- ↑ John Hiden & other. The Baltic Question During the Cold War. — Routledge, 2008. — P. 119. — 224 p. — (Cold War History). — ISBN 9781134197309.
- ↑ Глава МИД Эстонии поддержал демарш президента страны. Вести.ру (29 июня 2008).
- ↑ Россия и Эстония подписали договор о границе. Дата обращения: 4 мая 2014. Архивировано 18 февраля 2014 года.
- ↑ Россия отозвала подписи под договорами о границе с Эстонией Архивная копия от 2 октября 2013 на Wayback Machine «Российская газета» 01.09.2005 Договор о границе Архивная копия от 20 августа 2011 на Wayback Machine Посольство Эстонии в России
- ↑ Обнародован составленный властями Эстонии список Магнитского Архивная копия от 20 июня 2018 на Wayback Machine Postimees 2018; СМИ: запрет на въезд в РФ введен для 20 жителей Эстонии // ТАСС, 2018 / Архивная копия от 20 июня 2018 на Wayback Machine
- ↑ Данные переписи населения Эстонии 2000 г. — гражданство Архивировано 9 июня 2007 года. (англ.)
- ↑ Гражданство Архивная копия от 10 августа 2011 на Wayback Machine Посольство ЭР в РФ
- ↑ Население по гражданству Архивная копия от 8 ноября 2012 на Wayback Machine Всероссийская перепись населения (2002)
- ↑ В Печорском районе начались проверки на наличие двойного эстонско-российского гражданства DELFI 2012
- ↑ Эстония, Латвия, Литва и Польша закроют въезд россиянам с 19 сентября. РИА Новости (8 сентября 2022). Дата обращения: 13 сентября 2022.
- ↑ Эстония признала Россию страной-спонсором терроризма, Коммерсантъ (18 октября 2022).
- ↑ Россия решила понизить уровень дипломатических отношений с Эстонией — РИА Новости, 23.01.2023
- ↑ Захарова назвала заслуженным решение понизить уровень дипотношений с Эстонией // Известия, 23 января 2023
- ↑ Text available online Архивная копия от 19 августа 2011 на Wayback Machine. Accessed 22.07.2010
- ↑ Перечень постановлений Государственной Думы по проблемам отношений с государствами Балтии и защиты интересов соотечественников (1995—2002 гг.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 ноября 2011. Архивировано 15 декабря 2013 года.
- ↑ DELFI: Moskva nõudis KGB töötajatele tagatisi DELFI
- ↑ Ответ официального представителя МИД России А. А. Нестеренко на вопрос СМИ в связи с признанием Европейским Судом по правам человека нарушений прав российского военного пенсионера Н. Миколенко в Эстонии
- ↑ Постановление ЕСПЧ по жалобе № 10195/08 Архивная копия от 4 мая 2014 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с языковой политикой Эстонии
- ↑ О рекомендациях Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам в связи с рассмотрением правозащитной ситуации в Эстонии Архивная копия от 2 марта 2022 на Wayback Machine МИД России, 08.12.2011
- ↑ Europe must assess neo-Nazism in Estonia — Kokoshin, Interfax (13 ноября 2006). Архивировано 30 сентября 2007 года. Дата обращения 25 июля 2007.
- ↑ State Duma condemns Estonia's 'glorification' of fascism, wants world to 'adequately' assess it, Interfax (15 ноября 2006). Архивировано 30 сентября 2007 года. Дата обращения 25 июля 2007.
- ↑ Estonia blames memorial violence on Russia, London: The Daily Telegraph (1 мая 2007). Архивировано 7 марта 2021 года. Дата обращения 25 июля 2007.
- ↑ Estonia’s Nazi fete assailed — Jewish News of Greater Phoenix Архивировано 27 сентября 2011 года.
- ↑ Ответ заместителя директора Департамента информации и печати МИД России М. В. Захаровой на вопрос РИА «Новости» о принятии эстонским Парламентом заявления о дани уважения «борцам за свободу» Эстонии Архивная копия от 12 июня 2015 на Wayback Machine 2012
- ↑ Об участии эстонского легиона СС в военных преступлениях в 1941—1945 гг. и попытках пересмотра в Эстонии приговора Нюрнбергского трибунала (недоступная ссылка) (рус.) (недоступная ссылка)
- ↑ Россия категорически не приемлет варварское отношение эстонских властей к памяти тех, кто спас Европу от фашизма — заявление сенаторов Архивировано 30 сентября 2007 года. Interfax, April 27, 2007. Retrieved: 2007-04-27
- ↑ Россия не разрешает консулу Эстонии встречу с Кохвером. Русская служба Би-би-си. Дата обращения: 19 августа 2015. Архивировано 23 августа 2015 года.
- ↑ Эстония резко осудила приговор контрразведчику Кохверу. Русская служба Би-би-си. Дата обращения: 19 августа 2015. Архивировано 22 августа 2015 года.
- ↑ Двадцать километров забора на эстонско-российской границе. Дата обращения: 20 сентября 2015. Архивировано 19 сентября 2015 года.
- ↑ Эксперты спорят о целесообразности отправки спецназа к российской границе. Дата обращения: 20 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
Ссылки
- Документы о двусторонних отношениях на портале МИД РФ
- Посольство России в Эстонии
- Посольство Эстонии в России
- Зубкова Е. «Трудные вопросы российско-эстонских отношений (1939-40, 1944-45 гг.): взгляд историка» на http://www.urokiistorii.ru
- Эстония // О ситуации с правами человека в ряде государств мира МИД России, 2011. Стр. 69-72
- Бронштейн М. Л. На службе национальных интересов Эстонии в Москве // Iseseisvuse anatoomia. Анатомия независимости. The anatomy of independence. Kripta, Tartu, Sankt Petersburg 2004, ISBN 5-98451-007-3. Стр. 200—215