Организация Договора о коллективной безопасности

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Организация Договора о коллективной безопасности
ОДКБ
Флаг ОДКБФлаг ОДКБ
Эмблема ОДКБЭмблема ОДКБ
  Государства — члены ОДКБ
  
Членство
Секретариат Москва, Сверчков переулок, 3/2, строение 1[1]
Тип организации региональная международная организация, военно-политический блок
Руководители
Генеральный секретарь Флаг Казахстана Имангали Нургалиевич Тасмагамбетов
Начальник Объединённого штаба Флаг России Анатолий Алексеевич Сидоров
Председатель Совета Флаг Армении Никол Воваевич Пашинян
Основание
Подписание Договора о коллективной безопасности 15 мая 1992
Вступление в силу Договора о коллективной безопасности 20 апреля 1994
Подписание Договора о создании ОДКБ 7 октября 2002
Вступление в силу Договора о создании ОДКБ 18 сентября 2003
Сайт odkb-csto.org

Официальные представители ОДКБ

Никол Пашинян, председатель Совета коллективной безопасности ОДКБ
Имангали Тасмагамбетов, Генеральный секретарь ОДКБ

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — региональная международная организация[2], провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам»[3].

Начало ОДКБ было положено 15 мая 1992 года подписанием Договора о коллективной безопасности в Ташкенте (Узбекистан). Высшим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), который назначает Генерального секретаря организации[4]. Общее население стран, входящих в ОДКБ, составляет 193 835 249 человек (2021). Численность миротворческих сил на 2022 год — 3600 человек[5].

История

После распада Союза ССР постсоветские независимые государства, 15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ).
Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора; в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами — членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран ОДКБ одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Согласно подписанному документу, КСОР будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3 апреля 2009 года представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ[6].

14 июня 2009 года в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности государств, по решению которой должны были быть созданы КСОР. Однако Белоруссия отказалась от участия в сессии по причине разгоревшейся «молочной войны» с Россией, посчитав, что без прекращения действий, подрывающих основы экономической безопасности партнёров, принятие решений по другим аспектам безопасности не представляется возможным. Тем не менее, решение о создании КСОР на саммите было принято остальными странами-членами, однако оно оказалось нелегитимным: в соответствии с пунктом 1 Правила 14 Правил процедуры органов ОДКБ, утверждённых Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ о документах, регламентирующих деятельность ОДКБ от 18 июня 2004 года, неучастие страны — члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны — члена организации на принятие рассматриваемых этими органами решений и, соответственно, отсутствие консенсуса для принятия решений в соответствии с Правилом 14. Таким образом, рассматривавшиеся 14 июня на саммите ОДКБ в Москве документы не могут считаться принятыми из-за отсутствия консенсуса. Помимо Белоруссии, документ по КСОР не был подписан и Узбекистаном. На саммите в Москве документ одобрили пять из семи входящих в организацию стран: Россия, Армения, Киргизия, Казахстан и Таджикистан.

2 октября 2009 года информационные агентства распространили новость о том, что Республика Беларусь присоединилась к соглашению о КСОР на основании заявления президента РБ о том, что все процедуры по подписанию документов о КСОР уже были завершены[7]. Тем не менее, уже 6 октября выяснилось, что Белоруссия так и не подписала[8] соглашение о КСОР. Кроме того, Александр Лукашенко отказался от наблюдения за заключительной фазой учений сил оперативного реагирования ОДКБ, которые прошли 16 октября 2009 года на полигоне Матыбулак в Казахстане[9].

20 октября 2009 года в секретариат ОДКБ поступили документы, подписанные Белоруссией[10].

ГУАМГрузияАзербайджанУкраинаМолдоваТаджикистанТуркменияОрганизация Договора о коллективной безопасностиЕвразийский экономический союзУзбекистанКиргизияКазахстанАрменияСоюзное государствоБелоруссияРоссияСодружество Независимых ГосударствЗона свободной торговли СНГБалтийская ассамблеяЛитваЛатвияЭстонияСодружество непризнанных государствПриднестровская Молдавская РеспубликаАбхазияЮжная ОсетияНагорно-Карабахская Республика
Диаграмма Эйлера, показывающая соотношение наднациональных организаций на территории бывшего Советского Союза

Президент РФ Дмитрий Медведев в ходе визита в Киев 18 мая 2010 года заявил представителю Виктора Януковича, что Россия была бы счастлива видеть Украину в составе стран ОДКБ, однако украинская сторона ответила отказом.

В июне 2010 года из-за ситуации в Киргизии, связанной с противостоянием киргизской и узбекской диаспор, фактически приведшей Киргизию к состоянию гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности. КССБ был созван для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся во введении в страну частей КСОР. С этой просьбой к президенту РФ Дмитрию Медведеву обратилась и президент Киргизии Роза Отунбаева. Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве — члене ОДКБ, резкой критике эту организацию подверг президент Белоруссии Александр Лукашенко[11]. Между тем, ОДКБ помогала Киргизии: организовывала поиски зачинщиков беспорядков и координацию сотрудничества по пресечению деятельности террористических групп, которые фактически влияли на ситуацию из Афганистана, борьбу с наркомафией, работающей на юге Киргизии, контроль всех информационных источников, работавших на юге страны. Некоторые эксперты полагают, что ОДКБ поступила верно, что не послала силы КСОР в Киргизию, поскольку это бы ещё больше усугубило межнациональную рознь в стране[12].

28 июня 2012 года Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ (официально приостановлено 19 декабря того же года).

С 2005 года Россия начала безвозмездно готовить кадры для стран ОДКБ в своих военных учебных заведениях[13]. В 2010 году в РФ училось около 2,5 тыс. военнослужащих из Казахстана, Белоруссии, Армении, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана[13].

Постоянный совет ОДКБ согласовал проект Заявления Совета коллективной безопасности в связи с 30-летием Договора о коллективной безопасности и 20-летием ОДКБ

29 апреля 2022 года состоялось заседание Постоянного совета ОДКБ под председательством Постоянного и Полномочного представителя Республики Армения при ОДКБ Виктора Биягова. В его рамках была завершена работа над проектом Заявления Совета коллективной безопасности в связи с 30-летием Договора о коллективной безопасности и 20-летием ОДКБ, а также Плана консультаций представителей государств — членов ОДКБ по вопросам внешней политики, обороны и безопасности на 2022—2024 годы.

Деятельность

Согласно статье 7 устава ОДКБ, государства-члены принимают совместные меры к формированию системы коллективной безопасности и защиты[14].

Символика

На флаге организации — цитадель, ориентированная бастионами по основным сторонам света.

Структура

Участники заседания совета коллективной безопасности ОДКБ.
Москва, 23 декабря 2014 года
  • Высшим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ)  — в его состав входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности ОДКБ и принимает решения по реализации её целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
  • Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган по координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
  • Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган по координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
  • Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган по координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
  • Постоянный Совет ОДКБ — орган, занимающийся координацией взаимодействия государств-членов в реализации решений остальных органов в период между сессиями Совета. Этот орган состоит из Постоянных и Полномочных представителей, назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами, и действует в соответствии с Положением, утверждаемым Советом.
  • Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету.
  • Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
  • Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган, отвечающий за подготовку предложений по военной составляющей ОДКБ, организацию и координацию практической реализации решений органов ОДКБ по вопросам военного сотрудничества. На Объединённый штаб ОДКБ возлагаются задачи, связанные с формированием, функционированием и применением Войск (Коллективных сил) ОДКБ, подготовкой и проведением совместно с министерствами обороны (генеральными штабами вооружённых сил) государств — членов Организации совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, военно-техническим сотрудничеством, координацией совместной подготовки кадров и специалистов для вооружённых сил государств — членов ОДКБ, а также с организацией функционирования Центра кризисного реагирования ОДКБ.
  • Парламентская ассамблея ОДКБ — Согласно Временному положению о ПА ОДКБ, Парламентская ассамблея состоит из парламентских делегаций государств — членов ОДКБ, численный состав которых определяется парламентом/палатой парламента государства — члена ОДКБ. В работе Ассамблеи также принимают участие наблюдатели, которые имеют право присутствовать на открытых заседаниях, получать материалы к ним, выступать по обсуждаемым вопросам и вносить свои предложения, однако не участвуют в голосовании.

ОДКБ завершена процедура ратификации документов о предоставлении статусов наблюдателя и партнёра ОДКБ, а также протоколов о внесении изменений в основополагающие документы организации: в Договор о коллективной безопасности, Устав ОДКБ и соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности: «В целях дальнейшего развития сотрудничества с государствами, не являющимися членами организации, и международными организациями третий протокол о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности устанавливает правовые основы предоставления статусов наблюдателя при ОДКБ и партнёра организации»[прояснить].

Руководство

  1. Бордюжа, Николай Николаевич (28 апреля 2003 — 31 декабря 2016), генерал-полковник;
  2. Семериков, Валерий Анатольевич (и. о. 1 января 2017 — 13 апреля 2017), генерал-полковник;
  3. Хачатуров, Юрий Григорьевич (14 апреля 2017 — 2 ноября 2018), генерал-полковник;
  4. Семериков, Валерий Анатольевич (и. о. 1 ноября 2018 — 31 декабря 2019), генерал-полковник;
  5. Зась, Станислав Васильевич ( 1 января 2020 года — начало 2023), генерал-лейтенант;
  6. Тасмагамбетов, Имангали Нургалиевич (начало 2023—2026)[15].

Начальник объединённого штаба ОДКБ:

Сидоров Анатолий (-21.10.2022-), генерал-полковник.

Координирующее государство

В 2021 году на очередном заседании глав участников в Душанбе поднялся вопрос о вводе понятия «координирующего государства» в устав ОДКБ. Это изменение позволит странам-участникам ОДКБ принимать решение об участии в различных международных конфликтах от имени организации под предводительством координирующего государства, которое будет сообща назначаться в ночь перед принятием решения об отправке войск[16]. После начала российской спецоперации на Украине Москва форсировала принятие решения по поправке, а в апреле Россия официально ратифицировала данный протокол[17].

По мнению отдельных экспертов Казахстана, ввиду несоразмерных военных сил и различных геополитических интересов стран-участниц, фактически роль «координирующего государства» будет выполнять Россия, что означает ещё большую зависимость стран-участников ОДКБ от проводимой политики России[16].

Заседания

Дата Место проведения
1 15 мая 1992 Узбекистан Ташкент
2 6 июля 1992 Россия Москва
3 24 декабря 1993 Туркмения Ашхабад
4 10 февраля 1994 Казахстан Алма-Ата
5 25 мая 1995 Белоруссия Минск
6 3 ноября 1995 Россия Москва
7 17 мая 1996 Россия Москва
8 28 марта 1997 Россия Москва
9 5 марта 1998 Россия Москва
10 2 апреля 1999 Россия Москва
11 29 июня 2000 Россия Москва
12 25 мая 2001 Армения Ереван
13 12 мая 2002 Россия Москва
14 28 апреля 2003 Таджикистан Душанбе
15 18 июня 2004 Казахстан Астана
16 23 июня 2005 Россия Москва
17 23 июня 2006 Белоруссия Минск
18 6 октября 2007 Таджикистан Душанбе
19 5 сентября 2008 Россия Москва
20 4 февраля 2009 Россия Москва (внеочередной саммит)
21 15 июня 2009 Россия Москва
22 10 декабря 2010 Россия Москва
23 12 августа 2011 Казахстан Астана
24 15 мая 2012 Россия Москва
25 23 сентября 2013 Россия Сочи
26 8 мая 2014 Россия Москва
27 23 декабря 2014 Россия Москва
28 15 сентября 2015 Таджикистан Душанбе
29 14 октября 2016 Армения Ереван
30 30 ноября 2017 Белоруссия Минск
31 23 мая 2018 Казахстан Астана
32 28 ноября 2019 Киргизия Бишкек
33 2 декабря 2020[18] Видеоконференция
34 16 сентября 2021 Видеоконференция
35 10 января 2022[19] Видеоконференция
36 16 мая 2022 Россия Москва
37 23 ноября 2022 Армения Ереван
36 15 декабря 2022[20] Россия Санкт-Петербург


Состав

Главы государств — членов ОДКБ в Национальном центре управления обороной РФ, 23 декабря 2014 года

Начало ОДКБ было положено 15 мая 1992 года подписанием Договора о коллективной безопасности в Ташкенте (Узбекистан) главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана[21]. В 1993 году к ОДКБ присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. Впоследствии Азербайджан, Грузия и Узбекистан покинули ряды организации. Любая страна — участница ОДКБ вправе выйти из состава ОДКБ в любое время по собственному желанию[22]. На момент вступления договора в силу в 1994 году ОДКБ насчитывал 9 членов, в настоящий момент — 6.

Согласно действующему Уставу Организации Договора коллективной безопасности государствами — учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании договора коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 21 апреля 1999 года. Государствами — членами ОДКБ являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств[23].

Текущий состав
Государство Дата ратификации Соглашения о
создании ДКБ (от 15 мая 1992 года)[24]
Дата ратификации Протокола о
продлении ДКБ (от 2 апреля 1999 года)
Дата ратификации Устава ОДКБ
(от 7 октября 2002 года)
 Армения 15 мая 1992 2 апреля 1999 18 сентября 2003
 Белоруссия 31 декабря 1993 2 апреля 1999 18 сентября 2003
 Казахстан 15 мая 1992 2 апреля 1999 18 сентября 2003
 Киргизия 15 мая 1992 2 апреля 1999 18 сентября 2003
 Россия 15 мая 1992 2 апреля 1999 18 сентября 2003
 Таджикистан 15 мая 1992 2 апреля 1999 18 сентября 2003
Государства-наблюдатели при парламентской ассамблее
Бывшие государства-наблюдатели при парламентской ассамблее
Бывшие члены
  •  Азербайджан (с 24 сентября 1993 по 2 апреля 1999)
  •  Грузия (с 9 сентября 1993 по 2 апреля 1999)
  •  Узбекистан (с 15 мая 1992 по 2 апреля 1999, с 16 августа 2006 по 28 июня 2012)[28]

Коллективные силы

Основу боевых сил ОДКБ составляют Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР, 17—22 тыс. человек) и Коллективные силы быстрого развёртывания (КСБР, 5 тыс. человек), предназначенные для ликвидации внезапно возникших угроз военного характера; также в рамках ОДКБ функционируют Коллективные миротворческие силы (Миротворческие силы ОДКБ), состоящие в основном из полицейских соединений (3600 человек на 2022 год[5]).

Решение о создании Коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона (КСБР) было принято СКБ в мае 2001 г. в Ереване и предшествовало созданию ОДКБ. В декабре 2002 года организация получила статус наблюдателя в Генеральной ассамблее ООН, при этом ДКБ окончательно перестал быть частью правовой системы СНГ, став главным элементом нового механизма международной безопасности[29]. После создания организации процесс интеграции и сотрудничества сразу обрели практическое измерение и динамику, выгодно отличающуюся от характера отношений стран-участниц на стадии существования лишь ДКБ. КСБР ЦАР имеют предназначение по выполнению задач обеспечения военной безопасности стран-участниц Организации в Центральной Азии. В том числе они созданы для совместного отражения военной агрессии извне и борьбы с терроризмом. При численности КСБР около 5 тысяч человек её состав и структура зависят от характера решаемых задач и может включать различные средства усиления, в том числе и авиацию. Коллективные силы быстрого развёртывания состоят из национальных формирований государств — членов ОДКБ, которые представляются собой автономные воинские части с полным спектром подразделений обеспечения деятельности боевых подразделений. Решение стоящих перед КСБР ЦАР задач осуществляется из единого штаба ОДКБ с учётом опыта применения общевойсковых подразделений и частей специального назначения[30][аффилированный источник?].

4 февраля 2009 г. на сессии СКБ ОДКБ был подписан проект решения о формировании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), задуманных как более глубокий этап военно-тактической интеграции в рамках блока по сравнению с КСБР. Военное сотрудничество стало носить более интенсивный характер с проведением участниками Договора совместных учений и операций против криминала (не путать с боевыми и антитеррористическими операциями)[31]. Важным мотивом создания КСОР называлось противодействие наступательной линии НАТО на постсоветском пространстве, возможность которой РФ и её союзники рассматривали после событий в Южной Осетии в августе 2008 г. По словам помощника президента России С. Приходько, приоритетными задачами КСОР ставились отражение актов военной агрессии и проведение спецопераций по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма[источник не указан 762 дня]. Коллективные силы также призваны бороться с «транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[32].

В рамках ОДКБ функционируют несколько войсковых группировок, состоящих из десантных бригад и полков, подразделений спецслужб и правоохранительных органов, а также отрядов МЧС. В 2013—2014 годах в структуре блока появились объединения, специализирующиеся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков (которых к 2017 году было изъято около 340 тонн)[33].

Совместные учения

Ежегодно КСОР проводят учения «Взаимодействие», КСБР проводят манёвры «Рубеж», а миротворческие силы — учения «Нерушимое братство»[34]. Помимо этого, военными частями проводятся специальные учения: С силами и средствами материально-технического обеспечения государств — членов ОДКБ — «Эшелон», с силами и средствами разведки — «Поиск», с стратегическими ядерными силами — «Гром», с формированиями сил специального назначения — «Кобальт»[35].

Дата Название учений (место проведения) Примечание
1 17-20 августа 2020 «Эшелон-2020»
2 12-16 октября 2020[36] «Нерушимое братство-2020» (Республика Беларусь) командно-штабные учения
3 22 июля 2021 «Граница 2021» (Таджикистан)
4 18-23 октября 2021 «Взаимодействие», «Поиск» и «Эшелон» на таджикско-афганской границе
5 8-12 ноября 2021[37] «Нерушимое братство — 2021» (Российская Федерация, Республика Татарстан) учения по миротворческой операции
6 27 июня-4 июля 2022[38] «Нелегал-2022» (территория государств-членов ОДКБ) противодействие незаконной миграции
7 2-5 августа 2022[39] «Кобальт-2022»
8 26 сентября-8 октября 2022[40] «Поиск-2022», «Эшелон-2022» и «Взаимодействие-2022» (Казахстан)[41]
9 10 октября 2022 «Рубеж-2022» (Таджикистан)[42] уничтожение незаконных вооруженных формирований, вторгшихся на территорию государства-члена ОДКБ
10 «Нерушимое братство-2022» (Кыргызстан)[43] Отменено
11 «Нерушимое братство-2023» (Армения)[44] Перенесено
12 Сентябрь 2023 «Поиск-2023», «Эшелон-2023» и «Взаимодействие-2023» (Республика Беларусь)[45]

Применение

Более пяти лет[когда?] руководство организации пытается добиться от ООН получения мандата на проведение миротворческих операций за пределами стран — участниц Договора[источник не указан 1036 дней].

Казахстан (ввод)

Вследствие протестов населения и массовых беспорядков вечером 5 января 2022 года президент Казахстана обратился к лидерам ОДКБ с просьбой об оказании ОДКБ миротворческой поддержки Казахстану[46]. Своё решение Токаев объяснил тем, что в стране действуют «террористические банды, подготовленные за рубежом»[47]. В ночь c 5 на 6 января Советом коллективной безопасности (СКБ) было принято решение о введении в Казахстан миротворческих сил ОДКБ[48].

Армения (отказ)

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе юбилейного заседания Совета глав государств ОДКБ в мае 2022 года, подверг организацию критике за то, что она не ответила на просьбы его страны о помощи в 2020 году, а также в 2021 году, когда, по мнению армянской стороны, азербайджанские войска вторглись на территорию Армении[49].

В сентябре 2022 года организация вновь отказала в помощи Армении[50] после соответствующего обращения в связи с вооружёнными столкновениями вдоль не делимитированной границы с Азербайджаном[51]. Реакция ОДКБ на призыв Пашиняна о помощи была сдержанной. Подобный подход к призывам о помощи из Армении, в частности со стороны России, привел к появлению в Армении слоя разочарованных союзниками людей[49]. Некоторые из которых обратились к своему правительству с просьбой выйти или приостановить членство Армении в ОДКБ[49][52][53][54]. На этом фоне страну с визитом посетила Нэнси Пелоси, высказавшая поддержку Армении в сложившейся ситуации[55][54]. Как отмечает докторант «Центра российских исследований школы политики и международных отношений Восточно-китайского педагогического университета» в Шанхае Янко Шипанович, ОДКБ продолжает разочаровывать своих членов непоследовательностью и бездействием. Он отмечает что избирательность действий стран-членов ОДКБ, очень огорчает союзников по блоку, в частности Армению, у которой возникли проблемы во время сентябрьского конфликта[49].

Перспективы

Академия ОДКБ и ЕВРАЗЭС, Ереван, Армения

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона. Эти силы на 2009 год состояли из десяти батальонов (три от России, два от Казахстана, остальные страны ОДКБ были представлены одним батальоном), и их общая численность составляла около 4 тысяч человек[56]. Авиационная составляющая (10 самолётов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

При этом к 2010 году многие политики оценивали перспективы ОДКБ весьма неоднозначно, например Александр Лукашенко назвал бесперспективной дальнейшую деятельность ОДКБ, так как организация не реагирует на «государственный переворот в одной из стран-членов» (имелись в виду события в Киргизии)[57]. Тем не менее, Белоруссия рассматривала деятельность ОДКБ перспективной, но не в военном плане:

Организация договора о коллективной безопасности не рассматривается нами в качестве военного блока. Это международная региональная организация, которая занимается широким спектром проблем в области безопасности. В поле зрения ОДКБ, помимо военных угроз, находятся вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, [которых, слава богу, пока вроде не было], широкий спектр угроз в информационной сфере и борьба с киберпреступностью. Это не декларативная задача, которая записана в каких-то уставных документах, это реальные конкретные алгоритмы коллективного реагирования на потенциальные вызовы и угрозы[58].

В том же году на встрече с участниками заседания Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ 26 октября Лукашенко заявил: «У нас бывало недопонимание с российским руководством. Но мы — братья и друзья! И всё, что касается ОДКБ, — шутки в сторону. Здесь у нас никогда не было никаких недопониманий»[59].

К 2017 году ОДКБ избирала два пути развития сотрудничества — противодействие традиционным внешним военным угрозам (распространение наркотиков, международный терроризм, нелегальная миграция) и борьба с новыми вызовами и угрозами (киберпреступность, разжигание информационных войн). С каждым годом объём финансирования, направление военных формирований и задействование политических средств становились всё больше[60].

ОДКБ как гарант интересов государств, существующих на постсоветском пространстве, к 2020 году должна была стать одним из ключевых элементов в обеспечении региональной безопасности. В условиях непрекращающихся конфликтов, переходящих в форму открытой конфронтации, и многочисленных террористических актов, ОДКБ должна была стать реальным инструментом влияния в Европе[60].

В мае 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что государствам-членам ОДКБ пора ставить задачу подключать свои войска к миротворческой деятельности ООН[61][62]. по его словам, уже созданы и ежегодно совершенствуется миротворческие силы ОДКБ, прорабатывается план их оснащения современным вооружением, техникой и специальными средствами, а по инициативе Казахстана также учрежден институт спецпредставителя генерального секретаря по развитию миротворчества[61].

См. также

Примечания

  1. ОДКБ: Контакты. Дата обращения: 30 декабря 2019. Архивировано 30 декабря 2019 года.
  2. Ст. 1 Устава ОДКБ Архивная копия от 26 июня 2015 на Wayback Machine
  3. Ст. 3 Устава ОДКБ Архивная копия от 26 июня 2015 на Wayback Machine
  4. Структура ОДКБ. Дата обращения: 10 июля 2015. Архивировано 2 июля 2015 года.
  5. 5,0 5,1 Станислав Зась: разговоры о том, что ОДКБ оккупирует Казахстан, — глупость. РИА Новости (06.01.2022). Дата обращения: 7 января 2022. Архивировано 7 января 2022 года.
  6. ВЗГЛЯД / Иран может получить статус наблюдателя в ОДКБ. Дата обращения: 3 апреля 2009. Архивировано 22 октября 2009 года.
  7. Белоруссия присоединилась к соглашению о КСОР ОДКБ. Lenta.ru (2 октября 2009). Дата обращения: 5 октября 2009. Архивировано 15 мая 2011 года.
  8. Договор о коллективных силах ОДКБ остался без подписи Лукашенко. Lenta.ru (2 октября 2009). Дата обращения: 6 октября 2009. Архивировано 10 октября 2009 года.
  9. Лукашенко ещё раз нажал на антиКСОРовский рычаг (недоступная ссылка). Tut.by (2 октября 2009). Дата обращения: 16 октября 2009. Архивировано 18 октября 2009 года.
  10. Лукашенко подписал договор о коллективных силах ОДКБ. Lenta.ru (20 октября 2009). Дата обращения: 22 октября 2009. Архивировано 30 июня 2013 года.
  11. Бакиев просит страны ОДБК ввести войска в Кыргызстан.
  12. Турарбекова: ОДКБ сегодня находится в стадии институционализации, поэтому она не должна участвовать в урегулировании горячих конфликтов (недоступная ссылка — история ). Центр изучения внешней политики и безопасности. Дата обращения: 27 октября 2010. (недоступная ссылка)
  13. 13,0 13,1 Быстренко В. И. ДКБ — ОДКБ — непростой путь к коллективной безопасности // Наука и Мир. — 2015. — Т. 2. — № 2 (18). — С.12
  14. Устав Организации Договора о коллективной безопасности. ОДКБ (1 января 2022). Дата обращения: 1 января 2022. Архивировано 6 января 2022 года.
  15. Имангали Тасмагамбетов назначен генеральным секретарем ОДКБ. МИА «Казинформ». Казинформ (23 Ноября 2022, 19:41).
  16. 16,0 16,1 Какая страна может стать «координатором» в сегодняшней ОДКБ?. Радио Азаттык. Дата обращения: 10 мая 2022. Архивировано 27 марта 2022 года.
  17. Совфед ратифицировал протокол об использовании миротворцев ОДКБ под эгидой ООН. Interfax.ru. Дата обращения: 10 мая 2022. Архивировано 10 мая 2022 года.
  18. 2 декабря 2020 года впервые в режиме видеоконференции состоялась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ. Дата обращения: 15 января 2022. Архивировано 20 января 2022 года.
  19. 10 января в формате видеоконференции состоялось внеочередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ. Обсуждалась ситуация в Республике Казахстан и меры по нормализации обстановки в стране. Дата обращения: 15 января 2022. Архивировано 23 января 2022 года.
  20. В Санкт-Петербурге состоялось 1-е заседание Координационного совета государств - членов ОДКБ по вопросам биологической безопасности. Председателем избрана руководитель Роспотребнадзора Анна Попова. seanews.ru. Дата обращения: 15 декабря 2022.
  21. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Архивная копия от 13 июля 2015 на Wayback Machine, справка // РИА Новости
  22. Устав организации договора о коллективной безопасности. Дата обращения: 8 марта 2010. Архивировано 26 сентября 2010 года.
  23. Устав СНГ. Раздел II. Статья 7 (недоступная ссылка). Исполнительный комитет ОДКБ. Дата обращения: 14 января 2008. Архивировано 7 февраля 2009 года.
  24. Сведения о ратификации документов, принятых в рамках ОДКБ в 1991—2009 годах (действующих по состоянию на 1 января 2009 года) (недоступная ссылка). Исполнительный комитет ОДКБ. Дата обращения: 14 января 2008. Архивировано 6 апреля 2009 года.
  25. 25,0 25,1 Афганистан и Сербия стали наблюдателями при ПА ОДКБ Архивная копия от 4 июля 2013 на Wayback Machine — РИА Новости, 11.04.2013
  26. 26,0 26,1 Нарышкин: Иран мог бы стать наблюдателем в Парламентской ассамблее ОДКБ Архивная копия от 7 апреля 2018 на Wayback Machine // ТАСС, 06.11.2014
  27. Государства — члены ПА ОДКБ. Дата обращения: 20 ноября 2021. Архивировано 20 ноября 2021 года.
  28. Узбекистан второй раз выходит из ОДКБ Архивная копия от 13 июля 2015 на Wayback Machine // РИА Новости, 28.06.2012
  29. ОДКБ: проблемы и перспективы - Студенческий научный форум. scienceforum.ru. Дата обращения: 28 августа 2020. Архивировано 12 января 2022 года.
  30. Объединенный штаб Организации Договора о коллективной безопасности. Коллективные силы быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности. Дата обращения: 8 октября 2021. Архивировано 8 октября 2021 года.
  31. «Российскому НАТО» 25 лет: что сегодня представляют собой силы ОДКБ. RT на русском. Дата обращения: 8 августа 2020. Архивировано 29 июня 2020 года.
  32. Чернов Владимир Алексеевич. Формирование системы коллективной безопасности постсоветских государств // Власть. — 2009. — Вып. 8. — ISSN 2071-5358. Архивировано 12 января 2022 года.
  33. ОДКБ – 15 лет вместе во имя безопасного мира и стабильного развития. ТАСС. Дата обращения: 8 августа 2020. Архивировано 6 января 2022 года.
  34. Стало известно о планах ОДКБ на 2020 год. Российская газета. Дата обращения: 25 сентября 2020. Архивировано 12 января 2022 года.
  35. Юрий Подкопаев. Грянул «Гром»: лучшие кадры и главные выводы с учений стратегических ядерных сил. Телеканал «Звезда» (20 октября 2019). Дата обращения: 25 сентября 2020. Архивировано 29 сентября 2020 года.
  36. Как в Беларуси проходят учения "Нерушимое братство-2020". Российская газета. Дата обращения: 21 октября 2020. Архивировано 23 октября 2020 года.
  37. В России в ноябре пройдут учения миротворцев ОДКБ. aif.ru (1 ноября 2021). Дата обращения: 4 ноября 2021. Архивировано 4 ноября 2021 года.
  38. Более 1,5 тыс. нарушений миграционного законодательства в странах ОДКБ выявлено на первом этапе операции «Нелегал». БелТА (7 июля 2022). Дата обращения: 7 июля 2022. Архивировано 9 июля 2022 года.
  39. В Кыргызстане прошло тактико-специальное учение ОДКБ «Кобальт-2022». Дата обращения: 6 августа 2022.
  40. Kazahstan domaćin vojnih vježbi zemalja CSTO-a (босн.). balkans.aljazeera.net. Дата обращения: 23 сентября 2022.
  41. Putin najavio nove vojne vježbe CSTO-a (босн.). balkans.aljazeera.net. Дата обращения: 23 сентября 2022.
  42. Около тысячи военных из стран ОДКБ направляются на учение в Таджикистан. Interfax.ru. Дата обращения: 12 октября 2022.
  43. Кыргызстан отменил военные учения ОДКБ "Нерушимое братство – 2022". Радио "Свобода". Дата обращения: 9 октября 2022.
  44. В ОДКБ думают, куда перенести учения «Нерушимое братство-2023», после отказа Армении их принять. Коммерсантъ (10 января 2023). Дата обращения: 10 января 2023.
  45. Почти все учения ОДКБ в 2023 году пройдут на территории Белоруссии. Коммерсантъ (15 января 2023). Дата обращения: 1 февраля 2023.
  46. Токаев обратился к лидерам стран ОДКБ с просьбой «оказать помощь Казахстану в преодолении террористической угрозы». Новая газета (5 января 2022). Дата обращения: 6 января 2022. Архивировано 5 января 2022 года.
  47. Президент Казахстана обратился к лидерам ОДКБ с просьбой о поддержке. РБК. Дата обращения: 5 января 2022. Архивировано 7 января 2022 года.
  48. Совет ОДКБ решил направить Коллективные миротворческие силы организации в Казахстан. ТАСС. Дата обращения: 5 января 2022. Архивировано 5 января 2022 года.
  49. 49,0 49,1 49,2 49,3 Janko Šćepanović. Can Russia Still Be a Dependable ‘Sheriff’ for Eurasia?. The Diplomat (30 сентября 2022). Дата обращения: 17 октября 2022. Архивировано 17 октября 2022 года.
  50. Недееспособная РФ. ОДКБ отказала Армении в помощи. korrespondent.net. Дата обращения: 18 сентября 2022.
  51. Армения потребовала от ОДКБ оперативных мер из-за конфликта с Азербайджаном. m24.ru. Дата обращения: 18 сентября 2022.
  52. В Ереване под флагами США началась акция за выход Армении из ОДКБ. EurAsia Daily. Дата обращения: 18 сентября 2022.
  53. В Ереване начался митинг за выход Армении из ОДКБ. Lenta.RU. Дата обращения: 18 сентября 2022.
  54. 54,0 54,1 В Ереване проходит митинг с требованием выхода из ОДКБ. В стране находится спикер палаты представителей США Нэнси Пелоси. The Insider. Дата обращения: 18 сентября 2022.
  55. Нэнси Пелоси приехала в Армению. MSN. Дата обращения: 18 сентября 2022.
  56. О КСБР на сайте официального представительства ОДКБ. Дата обращения: 30 июля 2009. Архивировано 26 июля 2009 года.
  57. Бакиев просит страны ОДБК ввести войска в Кыргызстан. Bizmedia.kz.
  58. Совет безопасности: Белоруссия не рассматривает ОДКБ как военную организацию и как конкурента НАТО (недоступная ссылка). Центр изучения внешней политики и безопасности. Дата обращения: 28 октября 2010. Архивировано 24 ноября 2010 года.
  59. Александр Лукашенко встретился с участниками заседания Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 октября 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  60. 60,0 60,1 Марк Владимирович Пегушин, Алексей Александрович Мартовицкий, Юлия Александровна Черторинская, Ксения Константиновна Пегушина. Проблемные аспекты деятельности ОДКБ на современном этапе. «Молодой. Дата обращения: 28 августа 2020. Архивировано 15 апреля 2021 года.
  61. 61,0 61,1 Страны ОДКБ должны подключать войска к миротворческой деятельности ООН, считает Токаев - Аналитический интернет-журнал Власть. vlast.kz. Дата обращения: 4 августа 2022.
  62. Токаев: ОДКБ нужно подключать к миротворческой деятельности ООН. www.forbes.kz (16 мая 2022). Дата обращения: 4 августа 2022.

Литература

  • Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы). — М.: Научная книга, 2004. — 223 с. — ISBN 5-94935-031-6
  • Алёшин В. А. Россия в коллективных структурах безопасности в ближайшем геополитическим пространстве. // Военно-политический журнал. — 2009. — № 7. — С.30-34.

Ссылки