Армяне в России

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Армяне в России
Ռուսահայեր
Современное самоназвание Հայերը Ռուսաստանում
Численность

 Россия
1 712 000, из которых граждане РФ 1 182 388 (перепись 2010 года); более 2,5 млн (оценка 2002 года)[1]

Данные по регионам, без учета граждан Армении:

Язык армянский, русский
Религия христиане (ААЦ, РПЦ)
Входит в армяне
Этнические группы черкесогаи, амшенцы, донские армяне

Армяне в России или российские армяне (арм. Հայերը Ռուսաստանում) — жители Российской Федерации армянского происхождения. По данным переписи 2020—2021 года, в России проживало 946 172 армянина[2]. Согласно переписи 2010 года, в России проживало более 1,700,000 армян, из которых свыше 1,182,000 армян-граждан России и 515,000-граждан Армении[3] (в 2001 г. — свыше 1130 тыс.; в 1989 г. — свыше 532,4 тыс.)[4][5]: , то есть 0,86 % от общего населения России, согласно данным официальной переписи населения[6]. По оценке «Союза армян России», число армянской диаспоры в России превышает 2,5 млн человек (2002)[1]. Около половины российских армян компактно проживают в трёх южных субъектах РФ — Краснодарском (см. Армяне в Краснодарском крае, черкесогаи и амшенцы), Ставропольском (см. Армяне в Ставропольском крае) краях, Ростовской области (см. Донские армяне).

История

Армяне в Древнерусском государстве

На территории Киевской Руси присутствие армян фиксируется уже в XI веке. В частности, согласно «Житии святого и блаженного Агапита» (Слово 27 из «Патерика» Киево-Печерской лавры), описывается полемика вокруг вопросов врачевания между Агапитом и врачом-армянином. Врач-армянин давал точные прогнозы о скорейшей смерти человека и того он не лечил, но за лечение таких больных брался Агапит и вылечивал их своими зельями. А когда врач-армянин дал три дня жизни Агапиту, но тот смог прожить три месяца на своих зельях, то это дало основание армянину поверить в силу врачевания Агапита, принять православие и стать монахом Печерского монастыря[7][8].

Предполагается участие в строительстве памятников Владимиро-Суздальской земли, так как некоторые черты похожи на армянскую орнаментацию. В Новгороде был распространён культ армянского святого Григория Просветителя, имеются изображения на иконах в новгородских храмах с XII века, а также в честь него была в 1445 году построена церковь в Хутынском монастыре под Новгородом[9].

Армяне на Северном Кавказе и Предкавказье

Армянская часовня святого Григориса, возведена на месте его гибели в IV веке

Первое появление армян на Северном Кавказе неизвестно, однако есть свидетельства, подтверждающие наличие значительного армянского населения на юге современной России уже в I веке до н. э. и связано это было с экспансией царя Великой Армении Тиграна Второго в 95—55 годах до н. э. Хотя сама территория Северного Кавказа в состав Великой Армении не входила, но там располагался многотысячный контингент армянских легионов и их семей согласно договору о военном союзе между Тиграном и Понтийским царём Митридатом, в чьи владения входили Северное Причерноморье, включая Крым и прибрежные части современных Краснодарского края и Ростовской области.

Дальнейшее расселение армян на Северном Кавказе происходит в раннем средневековье и связано с христианской миссионерской деятельностью Великой Армении, стремящейся распространить христианство среди своих соседей-язычников. В то время территория юга России входило в состав Аланского царства, главными жителями которой были ираноязычные аланы — предки современных осетин. Существует история, записанная в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (V век), о войне алан с Арменией, которая благополучно завершилась бракосочетанием аланской царевны Сатеник с царём Великой Армении Арташесом I (II век до н. э.).

На территории современного Дербентского района Дагестана в начале IV века во время своей миссионерской деятельности от рук язычников погибает святой Григорис, внук Григория Просветителя, направленный распространять христианство в Иверии и Кавказской Албании. На месте его смерти (на окраине совр. села Нюгди) была возведена часовня святого Григориса, которая является местом паломничества для множества верующих. В 680—885 гг. Дербент входил в состав Армянского эмирата.

Новый массовый поток армян на Северный Кавказ, датируется XI—XIII веками в связи с тюркским нашествием на Армению и падением армянской столицы-города Ани. А. Новосельцев отмечает, что в Армении расселилось особенно много тюрок-кочевников, которые сгоняли коренное армянское население с его земель[10]. В районах Кубани к XIV веку насчитывалось 11 армянских сёл, жители которых, позже основали город Армавир на территории современного Краснодарского края.

В XVII—XVIII веках десятки тысяч армян покинули территорию Восточной Армении (преимущественно Равнинный Карабах) и обосновались на территории современных Ставропольского края, Чечни и Дагестана, создав свои колонии близ Кизляра (село Карабаглы), Ставрополя, Моздока, а также основав город Сурб Хач, соответствующий современному городу Будённовск Ставропольского края. В конце XVIII века в селе Нюгди под Дербентом проживали армяне, об этом находим подтверждение в письме католикоса Иосифа Аргутинского командиру одной из частей графа Зубова (его направила на юг Екатерина II) генералу Сергею Булгакову, датированном августом 1796 года. В этом письме приводится список 9 армянских деревень и их жителей в Дербентской и Мушкурской провинциях, в том числе «Нугди»[11]. В изданном в 1865 году «Гeогpaфичeско-cтaтиcтичeском cлoваpе Рoссийcкой Импеpии» говорилось, что в Дербенте насчитывалось до 1500 садов, в которых выращивались различного рода фрукты. Отмечалось что в Дербенте, из винограда водку и вино делали армяне[12]. В Буйнакске (Темир-Хан-Шура) помимо армянской церкви имелось и армянское приходское училище, руководил которым священник Оганес Паримузов[13]. В Дербенте согласно «Кавказскому календарю» за 1917 год проживало 2604 армян[14].

По дороге, идущей вдоль побережья Каспийского моря в Карабудахкент, учителем Шурииского реального училища А. Барсовым была засвидетельствована статуя армянина — Эрмани-булаг. Она представляла собой всадника в полном вооружении, сидящего на коне. Воин сложил пальцы на лоб, как будто желая перекреститься. По легенде это был окаменевший армянский воин. Когда на него напали мусульмане и захотели его убить, он перекрестившись попросил Бога обратить его в камень. Бог услышал его молитвы и превратил его в камень[15].

Новый массовый поток армян на Северный Кавказ приходится на XIX век и особенно, на начало XX века, в связи с Хамидийской резнёй 1894—1896 годов и геноцидом армян 1915—1923 годов в Западной Армении. Практически всё оставшееся в живых армянское население Трапезундского вилайета Османской Империи в 1835—1916 годах эмигрировало на Черноморское побережье Северного Кавказа, поселившись, в основном, в бывших адыго-черкесских аулах, чьи жители (шапсуги, убыхи и т. д.), наоборот, вынуждены были эмигрировать в Османскую Империю и поселились, в свою очередь, в сёлах, оставленных армянами.

Часть армян, считающихся выходцами из древнего малоазиатского города Эдесса (современный город Шанлыурфа (тур. Şanlıurfa) в Турции), несмотря на это предки эдессийских армян переехали в Ставропольский край из районов Дербента, Кубы и основали здесь поселение Эдиссия, расположенное в современном Курском районе. Сейчас существует миф о том, что до этого они жили в городе Эдесия, в «Армянской Месопотамии»[16].

К 1921 году на Северном Кавказе и Предкавказье проживало около 150 тысяч армян, в 1989 году, ввиду высокого естественного прироста населения, их число превысило 400 тысяч.

После 1989 года в регион хлынул новый поток армян, и связано это было с землетрясением в Спитаке и Ленинакане, погромами и резней армян в Азербайджане (Сумгаите, Баку, Марага и т. д.), Карабахской войной, с трагическими событиями на Южном Кавказе: грузино-абхазским конфликтом, сухопутной блокадой Армении Азербайджаном и Турцией, и т. д. В итоге, сотни тысяч армян из Южного Кавказа вновь нашли своё убежище на Северном Кавказе.

По состоянию на 2010 год в регионе, по официальным данным, насчитывалось около 600 тысяч армян, но эти данные считаются искусственно заниженными. По данным армянских источников, число армян на Северном Кавказе и Предкавказье составляет около 2 миллиона человек.

Армяне в Крыму в VIII—XVIII веках

Монастырь Сурб Хач в Крыму. 1358 год

В VIII веке Крым находился в составе Византии, и армяне переселялись из различных городов Византийской империи, находящихся на Армянском нагорье, в Крым.

В течение XI—XII веков налёты сельджуков подрывают устои армянского региона и жители постепенно эмигрируют в другие области Византии, в том числе Крым. Среди первых поселений — Каффа (ныне — Феодосия), Солхат, Карасубазар (ныне — Белогорск), Орабазар (ныне — Армянск).

Стабильность региона позволила вести активную экономическую деятельность. Даже монгольское нашествие не сильно поколебало благополучие армянской общины Крыма.

Присутствие генуэзцев в Крыму также способствовало экономическому развитию. По мере усиления трудностей в Армении, в Крым переезжало всё больше поселенцев. В XII веке насчитывалось более сорока приходов армянских апостольских христиан, армяне стали второй по численности этнической группой Крыма (после крымских татар), количество армян было так велико, что некоторое время генуэзцы называли юго-восточное побережье Крыма «Морской Арменией», в частности в городе Каффа (современная Феодосия) армяне составляли 2/3 населения.

В 1475 году Крым перешёл туркам-османам, начались гонения на иноверцев, Крымское ханство стало союзником Османской империи.

Несмотря на усиление ислама в регионе, армянские общины продолжали существовать в Кафе, Карасубазаре, Балаклаве, Гёзлёве, Перекопе и Сурхате. В 1770-х годах в целях ослабления Крымского ханства, А. В. Суворов переселил всё армянское и греческое население в Азовскую губернию. В 1783 году Крым перешёл к России.

Армяне в Поволжье в XII—XV веках

В XII веке армяне появляются в Волжске-Камской Болгарии, а к концу XIII века, относится основание армянских колоний на территориях Золотой Орды в городе Сарай-Берке. В XIV веке татары разоряют северные области Армении, в результате тысячи армянских пленных попадают в Астрахань. После падения Золотой Орды и образования Астраханского ханства армяне поселяются в его столице — Хаджи-Тархан.

Армянский след остался в топонимии Поволжья. Так на правом берегу реки Волги, около поселка Усолье (ныне пригород Самары), расположена гора Кабацкая, которая также называется Армянская гора. На вершине её сохранились остатки укрепления[17][18]

Армяне в Русском царстве

Армянский переулок
Армянский переулок, 1

Армяне живут в Москве 800 лет. В Посаде была основана армянская колония и известно, согласно церковным книгам, что между армянами и остальными жителями Москвы заключались браки и кумовство.

В XVI веке тюркские племена, Персия и Османская империя окончательно разрушают армянское государство и делят между собой на Западную и Восточную часть, вследствие, большое число армян покидают родину и рассеиваются на обширных пространствах от Китая до Европы, много армян переезжают в Московскую Россию, основывая колонии.

В основном, все эти колонии состояли из купцов, строителей, священников, врачей, художников, ювелиров и ремесленников. Армяне в России пользовались особыми привилегиями, так как способствовали торговле, были рабочей силой и ресурсом для призыва в армию, например, по указу Ивана Грозного армяне пользовались налоговыми льготами. Тем самым царь стремился привлечь под своё подданство, по возможности, большее число армян, как и других христианских народов из стран, захваченных Турцией. Благодаря этому в Россию приезжали различные мастера-«золотописцы», художники, чеканщики, ювелиры, кузнецы, и молодые люди желавшие заняться солдатским делом.

Понимание того, что иммигранты, особенно те, кто имел определённые навыки оказывали, в положительном отношении, влиянии на экономику страны, особенно для страны имеющие широкие не обжитые земли для занятия сельским хозяйством. А колонии в мусульманских регионах оказывали дополнительно и политическую поддержку, заставляло российских правителей создавать всё новые привилегии для колонизаторов.

Согласно летописному источнику, в 1552 году, во время взятия Казани русскими войсками, армянские пушкари, состоявшие у татар на службе, отказались стрелять по русским войскам, а когда их принудили, то стреляли поверх голов. В благодарность армянам, Иван Грозный посвятил верхний ярус одного из девяти приделов Покровского собора в Москве (храм Василия Блаженного), построенного в честь взятия Казани, святому Григорию Армянскому.

В XVI веке, в Москве появляется гостиный «Армянский двор», куда завозятся товары со всех концов света.

Царь Алексей Михайлович способствовал поселению в Москве многих армян — купцов, ремесленников. В Московском Кремле при нём начал работать армянский художник Богдан Салтанов, его росписи в Кремле сохранились до сих пор.

В XVII веке, русские цари продолжали поощрять деятельность армянских купцов.

В 1660 году армянский купец из Новой Джуги Ходжа Закар Саградов (Шариманян) подарил русскому царю Алексею Михайловичу алмазный трон[арм.].

«1660 года, Великому Государю Царю Алексею Михайловичу челом ударил Кизилбашскаго шахова бляжняго человека Ихто Модевлетова, купчина Армянин Захарей Сарадаров в дарех: кресла оправлены золотом с каменьи, с алмазы и с яхонты и с жемчуги, по оценке 22,591 руб. алтын».

Для украшения трона купцы приобрели в Индии огромное количество драгоценных камней, в числе которых 800 замечательных алмазов. Трон обложен золотой басмой и чеканными сетчатыми накладками, которые были украшены драгоценными камнями. Из четырёх столбиков основы сидения, на двух задних были поставлены два дополнительных, отклоняющихся назад столбика, образующих спинку. На спинке, покрытом чёрным бархатом, золотом и жемчугами вышиты два Гения. Одной рукой Гении держат трубу, а другой поддерживают корону сплошь покрытую алмазами, яхонтами и жемчугами. Груди Гениев также украшены яхонтами и жемчугами, а между ними расположена унизанная жемчугом надпись: «Могущественнейшему и непобедимому Московии Императору Алексею, на земле благополучно царствующему, сей трон великим искусством сделанный; да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659».

Этот удивительный алмазный трон сделал своё дело. Отчасти благодаря этому в 1667 между Россией и Армянской торговой компанией Нор-Джуги, был заключён договор согласно которому армянским купцам даровались привилегия свободной торговли на водных путях от Астрахани до Архангельска и право транзита через Россию в Западную Европу.

Это богатейшее произведение искусства, ныне хранится в Оружейной палате Кремля, как памятник геополитического сотрудничества русских и армян.

Армянские архитекторы оставили значительный след среди памятников на всей территории Русского государства, а армянские купцы сыграли большую роль в деле укрепления торговых и культурных связей Руси не только с регионами лежащими на юге, но и со всем миром, ведь армянским купцам удавалось добиться особых привилегий не только на Руси, но практически во всех странах мира.

Армяне в Российской империи

Церковь св. Екатерины в Петербурге

После нескольких лет скитаний по Европе, и не добившись положительного ответа от европейских монархов на свой проект по освобождению Армении, армянский князь Исраэль Ори в 1701 году прибыл в Москву, с целью обратиться к русскому государю Петру I. Пётр I внимательно выслушал просьбу карабахских меликов (князей) о заступничестве от персидского ига, после чего царь обещал помочь Армении сразу же после окончания войны со Швецией. Исраэл Ори получил звание полковника русской армии и во главе специального русского посольства был направлен в Персию. Однако, планы Исраэла Ори не были реализованы полностью. По возвращении из Персии в 1711 году в Астрахани русский посланник Исраэл Ори скоропостижно скончался. Но Пётр I, не забыл своего обещания начать войну за освобождение Армении, закончив войну со Швецией, он в 1721 году предпринял свой известный «Каспийский поход». Овладения армянским Карабахом, составляющим северные провинции Персии, тогда не состоялось, у Российской Империи ещё не было достаточных сил. Тем не менее, армяне узнали о возможностях реализации военно-политического содружества с Россией во имя освобождения своей страны. И в результате политические связи стали возрастать. После этого появились указы Петра I, в которых он поощрял переселение армян в российские пределы. 10 ноября 1723 года Пётр I подписал указ, по которому армянам, жившим на Северном Кавказе и в прикаспийских областях, предоставлялся ряд привилегий, им отводились места для поселений в прикаспийских территориях и предусматривалась значительная помощь. В эти годы из Карабаха в Кизляр, Моздок и другие города прибывали тысячи армянских поселенцев. Многие армяне за их вклад в развитие торговли России с зарубежьем получили дворянские титулы. Это известные и сегодня имена меценатов Лазаревых, Атрапетовых, Абамелек, Аргутинских, Деляновых, Лорис-Меликовых и других

Вслед за Петром I, политику покровительства армян продолжила императрица Екатерина II. Из указа Екатерины II: «Мы даём дозволение выходцам из-за Кавказских гор селиться и признаём за полезное основать города для армян». С тех пор существуют города и районы компактного проживания армян в Краснодарском и Ставропольском краях, в Астраханской, Волгоградской, Ростовской и других областях России, в Николаевской, Херсонской, Одесской областях. Так на юге России появились города, основанные и заселённые армянами. Это Нахичевань-на-Дону (1779) и прилегающие к городу пять селений, Григориополь (ныне Приднестровье) (1792), Святой Крест (Будённовск) (1799), а немного позже был заложен Армавир (1837) (ныне Краснодарский край). Все эти поселения основывались с ведома, разрешения и по приказу российских правителей, в городах жили не только армяне, а также представители других национальностей, но при их закладке, армяне были подавляющим большинством. Помимо этого существовали обширные армянские общины в различных городах России: Каменец-Подольский, Астрахань, Москва, Санкт-Петербург и в других населённых пунктах. К тому же в XVIII веке, проводятся активные переговоры между армянским купечеством и российскими правителями по присоединению или точнее, по освобождению Восточной Армении из-под власти персидских шахов, а впоследствии предполагалась война за Западную Армению. А в 1770 году императирица издала указ, разрешающий строительство Армянских церквей в Москве и Санкт-Петербурге[19].

В 1780 году в Санкт-Петербурге была открыта армянская типография где были опубликованы ряд классических армянских текстов[20].

Существовали проекты по освобождению Армении, в среде крупных армянских идеологов освободительного движения. Таких как: Иосиф Эмин (1726—1809), Мовсес Баграмян (середина XVIII), Шаамир Шаамирян (1723—1798) и др. Была написана конституция будущей свободной Армении представителями индийских армян. Кроме того, основные идеологи освободительного движения армянского народа свои надежды на освобождение Армении связывали с Российской империей.

В июле 1768 года по просьбе Эчмиадзинского католикосата ААЦ, Екатерина II издала указ, согласно которому, руководство духовной епархией всех армян, проживающих в пределах России, возлагалось на Эчмиадзин [21].

Восточная Армения в составе Российской Империи

Министр внутренних дел М. Лорис-Меликов и министр народного просвещения И. Делянов

Как отмечает «Кавказский календарь» на 1846 год, среди жителей Закавказья, армяне занимают важно место по своей деятельности, способностям и стремлению к образованию. Согласно изданию армяне считались деятельнейшими тружениками Востока. В деревнях жизнь армян особо не отличалась от жизни других народов. В свою очередь в городах армяне сполна проявили свой ум. Не было рукоделия и промысла, которым бы не занимались армяне. Кроме этого, согласно календарю, армяне будучи одаренными духом предприимчивости, с незапамятных времён владели не только торговлей Грузии, но и почти всех других провинций Закавказья. Армянские купцы самостоятельно проложили торговые пути в глубь России, которая через них сбывала свои товары в Грузию. В то же время армянские предприниматели наладили торговлю с европейскими промышленными центрами такими как Марсель, Триест, Гамбург и Лейпциг. Тифлисские армяне отчасти обеспечивали рынок Персии европейскими товарами. Как отмечает «Кавказский календарь» стоит только указать армянам на какую-либо новую отрасль торговли, и они готовы пуститься в дела, мало им известные и даже сопряженные с опасностью[22].

В крупнейших Российских городах (Москве, Баку, Тифлисе и др.), армяне из городского среднего класса были одними из пионеров в развитии машинного производства текстильных изделий, переработки молока, нефтяной промышленности и торговле. Их успех вызывал сильную зависть и враждебность со стороны конкурентов других национальностей[23]. Армяне составляли самую многочисленную этническую группу в столице Тифлисской губернии Тифлисе, а армянская община города была самой представительной в Российской империи в целом[24].

Значительное число армян считало, что именно российское подданство может обеспечить рост их благосостояния и безопасность в границах Российской империи. В составе России, в Восточной Армении начала развиваться торговля и появились промышленные предприятия, а население чувствовало себя в безопасности. У армян появилась возможность поступать в Российские и Европейские средние и высшие учебные заведения[24].

К 1913 году, армяне составляли 23 % населения Закавказья и 40 % городского населения. Армянский инвестированный капитал доминировал в промышленности и торговле, одновременно с этим, армянонаселённые области оставалась в основном сельскохозяйственными[25]. К 1917 году, число армян, проживающих на Кавказе, составляло около 1 783 000 человек[23].

Армяне в Советской России в 1921—1991 гг.

1924 г. Анастас Микоян, Иосиф Джугашвили (Сталин) и Григорий («Серго») Орджоникидзе
Почтовые марки Армении:
Баграмян, Исаков, Бабаджанян, Худяков

Согласно официальной советской переписи 1926 года, на территории СССР проживало 1567568 армян, из которых 195000 (12.4 %) проживали на территории РСФСР, главным образом в регионе Северо-Западного Кавказа и низовьях Дона. В самой Армянской ССР проживало 743 571 (47.4 %). Армяне имели один из самых высоких показателей естественного прироста. Так, с 1926 по 1989 года, зафиксировано 3-х кратное увеличение численности армянского населения. К моменту распада СССР на территории страны проживало почти 5 миллионов армян, в том числе ок. 600 тысяч на территории РСФСР. Сами армянские организации оспаривают эти цифры, считая, что во время советских переписей многие армяне умышленно записывались в «русские» и реальная численность армян в РСФСР накануне его распада должна была составлять около 1 миллиона человек[источник не указан 1124 дня].

Армяне героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Свыше 600 тысяч армян ушли на фронт, половина из них не вернулись. Среди военачальников Советской Армии было 60 генералов и адмиралов-армян. Одним из организаторов Военно-Морского флота СССР и зачинателей научного направления в области истории военно-морского искусства был адмирал флота Союза ССР И. С. Исаков (Тер-Исаакян). В период войны на флоте он занимал высокие командные посты, вплоть до заместителя министра и начальника штаба ВМФ СССР. Его «Морской атлас» стал учебным пособием во многих академиях мира.
Армяне дали стране четырёх маршалов (Баграмян, Бабаджанян, Худяков (Ханферянц), Аганов) и одного Адмирала Флота Советского Союза. Всего их было три — это Исаков, Кузнецов и Горшков. Примечательно то, что перечисленные полководцы-армяне представляют все рода войск Вооружённых сил советской армии. Для сравнения скажем, что вся Средняя Азия, всё Закавказье (кроме Берия) и вся довоенная многомиллионная Москва, не дали ни одного боевого маршала. Таманская стрелковая дивизия (единственная национальная дивизия в составе Советской Армии) под командованием генерал-майора Нвера Сафаряна участвовала в штурме Рейхстага. Плечом к плечу с русскими и другими народами СССР армяне героически защищали Москву и Ленинград, бились за Брест и Киев, Одессу и Севастополь, сражались у стен Сталинграда и на просторах Северного Кавказа, громили врага на Курской Дуге и на Днепре, участвовали в освобождении Украины и Белоруссии, прибалтийских республик и Молдавии, приняли участие в разгроме империалистической Японии.

Армяне в Российской Федерации

Стас Намин
Церковь Святого Вардана Мамиконяна, Ставропольский край

После распада СССР число армян, теперь уже в Российской Федерации, значительно выросло за счёт беженцев из Азербайджана, Абхазии, Нагорного Карабаха, также армяне, наряду с русскими, покидали республики Средней Азии. Из самой бывшей Армянской ССР, около 600—700 тысяч армян вынуждены были переехать в Россию, в связи со Спитакским землетрясением, войной с Азербайджаном и экономическим кризисом, вызванным блокадой Армении со стороны Турции и Азербайджана. По некоторым данным, число армян в России может достигать 3-х миллионов человек.

Армяне играют важную роль в общественной жизни России. Так, например, армяне представлены в правительстве и других государственных органах (Чилингаров, Багдасаров, Лавров, Карапетян и др.), в шоу-бизнесе (И. Аллегрова, В. Добрынин, Ф. Киркоров, А. Руссо и др.), в науке, искусстве и во всех других сферах деятельности.

16 июня 2000 года в Москве был учреждён Союз Армян России. В 63 республиках, краях и областях Российской Федерации имеются региональные отделения Союза Армян России. Региональные отделения САР ведут активную работу, по всей стране строятся новые и восстанавливаются старые церкви, ставятся хачкары, открываются и успешно работают воскресные школы и культурные центры. Отмечаются исторические даты и национальные праздники. Издаются армянские газеты и журналы. В жизни региональных отделений САР принимают деятельное участие президент САР А. А. Абрамян и члены правления организации, оперативно откликаясь на проблемы, возникающие в регионах.

В течение 1996—2011 гг. в Москве был построен Армянский храмовый комплекс, который стал резиденцией Патриаршего Экзарха (Главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви) и одним из духовных центров армян России. Храм строился строго по армянским канонам. Скульптурные объёмы храма основаны на традициях классической армянской архитектуры. Здание храма размещается на стилобате, являющимся традиционным каменным основанием, характерным для церковной архитектуры Армении. За основу проекта главного объекта ансамбля храма взят тип классического христианского сооружения Армении.

В 2015 году на территории Армянского храмового комплекса был открыт Армянский музей Москвы и культуры наций. Проект стал результатом совместной работы главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви Архиепископа Езраса и бизнесмена, общественного деятеля Рубена Григоряна. Открытие было приурочено к 100-летию Геноцида Армян[26].

7 июня 2018 года в Москве состоялся запуск новой общественной организации «Объединение армян России». Учитывая прошлый опыт формирования, организация делает упор на прозрачность, доступность и репрезентативность[27].

Факты

Армяне в казачестве

Армяне-казаки, резервные войска Министерства обороны Армении[29] По мнению декана истфака МГУ, академика Сергея Карпова, первые письменные свидетельства про армян, входивших в наёмные отряды конников (тогда называвшихся «казаками» генуэзцами и венецианцами) относятся к XIV веку и зафиксированы в архивах Венеции и Генуи. Так, согласно этим архивам, армяне входили в наёмную военную силу (конницу), которая охраняла от набегов Тану и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье. помимо армян, в данные отряды входили люди разных национальностей[30]. Сегодня в России и Армении, действует Совет атаманов армяно-казачьих организаций, которые объединены в Международное армяно-казачье объединение (МАКО). По словам атамана, генерал-лейтенанта казачьих войск Карапета Затояна, сегодня, только на территории Армении, зарегистрировано около 5 тыс. казаков-армян. Все они зачислены в резервные войска Министерства обороны Армении, прошли воинскую службу и являются либо офицерами, либо военнослужащими Вооружённых сил Армении[31].

Язык

По данным на 1997 год, армянским языком владело 67,8 % от общего числа армян в России[32].

Регионы проживания

Расселение армян в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение армян в ПФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение армян в УФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение армян в СФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение армян в СЗФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение армян в ДФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение армян в ЦФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Численность Армян Дагестана 5.000 человек по переписи 2010
Доля армян по субъектам России (перепись населения 2010)

Наиболее крупные армянские общины проживают преимущественно в городах на Северном Кавказе, в Москве, Московской области и Петербурге, а также в Поволжье, в частности (2002 год[4]):

Регион Численность Доля от общей численности армян в России
Краснодарский край 274 566 24,3
Ставропольский край 149 249 13,2
город Москва 124 425 11,0
Ростовская область 109 994 9,7
Московская область 39 660 3,5
Волгоградская область 26 974 2,4
Саратовская область 24 976 2,2
Самарская область 21 566 1,9
город Санкт-Петербург 19 164 1,7
Республика Северная Осетия - Алания 17 147 1,5
Республика Адыгея 15 268 1,4
Свердловская область 11 093 0,25
Нижегородская область 10 786 0,31
Республика Крым 8 769 0,43
Новосибирская область 7 850 0,29
Хабаровский край 2 666 0,19
город Севастополь 1 319 0,35

Численность и доля

Доля армян по районам на 2010 год по переписи (указаны где их доля больше 5 %):

армяне ' '
Мясниковский МР Ростовская 56,1
ГО город-курорт Сочи Краснодарский 19,5
ГО Город-курорт Пятигорск Ставропольский 14,8
Курский МР Ставропольский 14,7
Георгиевский МР Ставропольский 14,1
Туапсинский МР Краснодарский 13,7
ГО Город Георгиевск Ставропольский 11,6
Апшеронский МР Краснодарский 10,7
Майкопский МР Адыгея 10,5
Грачевский МР Ставропольский 10,2
Отрадненский МР Краснодарский 9,8
ГО город Армавир Краснодарский 9,4
ГО город-курорт Анапа Краснодарский 9,1
Балтайский МР Саратовская 9
ГО Город-курорт Кисловодск Ставропольский 8,9
Белореченский МР Краснодарский 8,6
Егорлыкский МР Ростовская 8,5
Минераловодский МР Ставропольский 8,4
Курганинский МР Краснодарский 7,7
ГО Город Буденновск Ставропольский 7,4
Предгорный МР Ставропольский 7,2
Новокубанский МР Краснодарский 7
Шпаковский МР Ставропольский 6,5
ГО Город-курорт Железноводск Ставропольский 6,1
Андроповский МР Ставропольский 5,5
ГО город Горячий Ключ Краснодарский 5,4
Кавказский МР Краснодарский 5,4
Труновский МР Ставропольский 5,1
Озерский МР Калининградская 5

Армянский национальный район

С 1925 по 1953 годы на территории Краснодарского края (в 1925—1934 — Северо-Кавказского, в 1934—1937 Азово-Черноморского края), населённой преимущественно армянами, существовал Армянский национальный район.

Центром района было назначено село Елисаветпольское. Район входил в Майкопский округ. После ликвидации окружного деления в 1930 году район перешёл в прямое подчинение краевым властям.

В конце 1930-х годов термин «национальный район» перестаёт употребляться, и район называется просто Армянским.

С 1943 по 1946 год центром района было село Черниговское.

В 1953 году район упразднили, а его территорию — разделили между соседними районами.

Армяне в России в 2008 году составляли большинство в Мясниковском районе Ростовской области[33].

Бизнесмен Артём Михайлович Тарасов, черкесогай
Филипп Киркоров — эстрадный певец, композитор и продюсер.
Певица Ирина Аллегрова, донская армянка
Художник Мартирос Сергеевич Сарьян, донской армянин

Этнические группы — черкесогаи, амшенцы и донские армяне

Сюда они начали проникать в X веке из Крыма, и к XII веку уже имели значительную колонию на Таманском полуострове. В 1475 г., когда турки окончательно захватили Крым и стали истреблять мирное население, армяне начали активно эмигрировать, при этом часть из них нашла убежище на Кавказе среди адыгов и абхазов, в то время ещё христиан или язычников. Армяне-переселенцы, прожив в горах 300 лет, переняли язык, нравы, обычаи, особенности быта, весь уклад жизни адыгов, среди которых они поселились, однако сохранили своё этническое самосознание и христианскую веру — армяно-григорианскую, близкую к русскому православию. В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась новая этническая группа черкесогаев — горских армян (черкесогаев).

C конца XVIII века среди адыгов стал распространяться ислам, и для горских армян возникла угроза потери национальной религии. В конце 1836 года они обратились к начальнику Кубанской линии генерал-майору барону Г. Ф. фон Зассу с просьбой «принять их под покровительство России и дать им средства поселиться вблизи русских». В 1837 году на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, возник небольшой аул горских армян. В 1839 году поселение черкесогаев переместилось ближе к устью реки Уруп. Этот год считается официальной датой основания Армавира (первоначальное название — Армянский аул).

В настоящее время черкесогаи проживают в основном в городах Армавир, Майкоп и Сочи.

  • Амшенцы — субэтническая группа армян, проживающих на черноморском побережье.

Амшенский субэтнос сформировался в VI веке, на черноморском побережье Малой Азии, на основе местного армянского населения и примкнувшей к ней 12 тысячной армии (с их семьями) князя Шапухра, из рода Аматуни и его сына Хамама. В VIXV вв имели своё полунезависимое княжество на берегу Чёрного моря, восточнее современного города Трабзон. В XV веке в результате длительной войны с османами, амшенское княжество было уничтожено и включено в состав Османской Империи, а его князя и войско истреблены. Далее шёл длительной процесс насильственной исламизации, в результате часть амшенцев, принявших ислам, сформировались в отдельную группу-хемшилы, которые до сих пор проживают в регионе исторической области Амшен, на территории современной Турции. Остальная часть, не пожелавшая принять ислам, подвергалась долгим гонениям, привлёкшим их массовый исход начиная с XVIII века, на территорию черноморского побережья Кавказа, в районе современных Краснодарского края и Абхазии. Сегодня амшенцы компактно проживают на всём черноморском побережье от Анапы до Сухума, местами наиболее компактного расселения амшенцев являются Сухуми, Гагра, Гудаута, Адлер, Сочи, Лазаревское, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Апшеронск. В ряде из вышеперечисленных районов амшенцы составляют большинство населения.

  • Донские армяне — также употребляются названия «анийские армяне» или «крымско-анийские армяне», субэтническая группа армян, сформировавшаяся на территории Крыма в XI—XIII вв., на основе местного армянского населения (с I—V вв.) и примкнувших к ним в XI—XIII вв., армян-выходцев из Анийского царства.

Армяне поселились в Крыму в I—V веках, далее их численность постоянно росла, особенно в XI веке. Это были беженцы из Анийского царства. Спустя ещё полвека, другая большая группа беженцев из Ани, которая жила до этого в Киликии, переселилась в Крым. Киликия — это древнее армянское государство на берегу Средиземного моря, которое было основано армянами к концу XI века и просуществовало около 300 лет (1080—1375 гг.). В 1375 году египетский султан Мелик-эль-Ашреф-Шабан уничтожил это государство. Впервые генуэзцы появились в Крыму в 1281 году при крымском хане Оран-Тимуре. На купленной у хана территории они устроили торговую факторию, осваивали прибрежные районы Крыма. Крымские татары располагались в основном в степной части полуострова. Благодаря большому притоку итальянцев из Генуэзской республики, эта фактория быстро разрослась и в XIII—XIV веках стала крупным торговым центром под именем Кафа (нынешняя Феодосия). Кафа была хорошо укреплена, защищена широким рвом и обнесена валом. Город и все поселения генуэзцев управлялись своим консулом, который находился под властью Генуи. Генуэзцы были фактическими хозяевами всей 'приморской части полуострова с городами: Кафа, Солдая (Судак), Гезлов (Евпатория), Сурхат и другими, платя хану лишь пошлину с привозимых и вывозимых товаров.

Армяне были радушно приняты генуэзцами, они пользовались всеми правами, которые были у тех, и даже имели особые привилегии. Армяне и генуэзцы жили довольно дружно и при необходимости рука об руку защищались от внешних врагов. По инициативе и на средства армян строились оборонительные сооружения, покупалось оружие. Такая в общем-то безмятежная жизнь у армян продолжалась до 1475 года, когда турецкий султан Магамет II снарядил флот и повелел дотла разорить и уничтожить Кафу. Началась осада города. Генуэзцы и армяне стойко и мужественно защищались, но турецкая артиллерия разбила толстые стены крепости. Часть жителей была уничтожена, другая часть бежала в горы, многие нашли спасение в татарских аулах. Большинство генуэзцев спаслось бегством и покинуло Крым. Имущая часть армян и других христиан также покинула полуостров. Они нашли себе убежище в Польше, Молдавии, Валахии и других странах. Крым стал подвластной территорией оттоманской империи. Управлялся ханом, который назначался турецким султаном. Те из армян кто смог уцелеть, в скорое времени смогли восстановить своё экономическое влияние на полуострове. Они составляли вместе с греками к тому времени значительную часть городского населения в Крыму. Греки также были одним из аборигенных народов Крыма.

Пётр I постоянно думал о расширении границ России на юг, о выходе к морю. В 1637 году казаки взяли Азов, но в 1643 г. по требованию российского правительства город-крепость был возвращён туркам. В 1696 г. Пётр I овладел Азовом, а в 1698 г. начал строить город Таганрог.

В 1711 году Россия была вынуждена отказаться от своих завоеваний в Приазовье и возвратить туркам Азов вместе с Таганрогом. Но в 1739 г. утраченные земли были вновь возвращены России. По условиям Белградского мирного договора, заключённого с Турцией в 1739 году, Россия не могла иметь в Азове и Таганроге укреплений. Поэтому русское правительство, чтобы надёжнее защитить свою южную границу, добилось права на постройку новой крепости в низовьях Дона, между Черкасском и Азовом. Как мы видим, Россия с большим трудом и ценой невероятных усилий пробивала выход к Чёрному морю.

В 1774 году в результате войны с Турцией русским правительством был заключён Кучук-Кайнарджийский мир, по которому татарское ханство в Крыму признано было независимым от Турции. Россия усиливает своё влияние в Крыму и серьёзно начинает претендовать на то, чтобы стать могучей морской державой. В частности, контролировать Чёрное море. Для того, чтобы упрочить своё влияние в Крыму, русское правительство возвело на ханский престол своего ставленника Шагин-Гирея, человека для того времени образованного и эрудированного. Чтобы поставить хана, его чиновников и мурз в ещё более зависимое положение от России, правительство Екатерины II задумало экономически ослабить ханство, выселив из Крыма греков и армян, так как уплачиваемые ими подати составляли главную статью доходов хана, они держали в своих руках почти всю торговлю, земледелие и ремесленное дело полуострова. Другой немаловажной причиной, побудившей российское правительство организовать переселение армян и греков, было стремление поскорее положить начало колонизации тогда ещё безлюдного Новороссийского края. Агенты царского правительства начали вести тайные переговоры с армянским и греческим духовенством, а также с авторитетными представителями этих народов. Многие армянские купцы по своим торговым делам имели деловую связь с населёнными пунктами Южной России и, конечно, не прочь были переехать в новые края и здесь широко развернуть свою коммерческую деятельность, тем более в христианском окружении. Ведь армяне страшно боялись, что турецкий султан вытеснит русских из Крыма. Слухи о переселении христианского населения Крыма дошли до хана и его мурз. Хан был в бешенстве. Он требовал разъяснений от российского правительства, лично от А. В. Суворова. Официальные ответы гласили о том, что эта акция проводится по просьбе христианского населения Крыма, по человеколюбию и долгу, и, конечно, Россия готова принять своих единоверцев. Татары были очень взволнованы. По их признанию, они теряли христиан «как душу из тела».

Отношение к христианам настолько ухудшилось, что греческий митрополит выехал из Бахчисарая в русский лагерь, а армянский архимандрит счёл за благо скрыться в Кафе у своей паствы. Но щедрые подарки и заманчивые обещания русского правительства подействовали на хана и его мурз. Они пошли на уступки. Дело принимало большой размах и сдвинулось с мёртвой точки. Командующего русскими войсками в Крыму князя Прозоровского, не согласного с политикой переселения, как и фельдмаршал Румянцев, сменяет в апреле 1778 года решительный и энергичный генерал А. В. Суворов. Екатериной II Суворову приказано дело ускорить. Суворов организовывает и командует переселением христианского населения Крыма.

Армяне, однако, ещё раньше жили на территории низовьев Дона. Так, армянские купцы обосновались одно время в Золотоордынском Азате (Азове)в XIV—XV вв. Ещё раньше армянские фактории существовали в рамках Хазарского каганата IX—Х вв. Но массовое переселение армян на Дон осуществилось только в XVIII веке. После полутора лет переселения, связанного с большими трудностями, армяне получили право на постоянное жительство. В устье Дона, на имперской территории, а не на казачьей, с востока крепости Дмитрия Ростовского, где располагался его форштадт Полуденка, был основан армянский город Нахичеван со своими селениями, названный по аналогии с Нахичеванью в Закавказье и существовавшим некогда одноимённым армянским городом в Крыму. Название Нахичеван следует понимать не как первый привал (что получается при дословном переводе), а как первенствующий (главенствующий) среди окружающих его населённых пунктов. Оно отвечало функциональной роли города как населённого пункта армянской колонии на Дону, включавшей также пять селений, расположенных под защитой русских крепостей и оборонительных сооружений.[35]

Армянам было даровано со стороны императрицы 86 тысяч га земли «на вечное пользование» (так написано в указе). Армяне на новом месте основали город Нахичеван и 5 сёл в его округе: Чалтырь, Крым, Султан-Салы, Большие Салы и Несветай. Город Нахичеван в 1838 году был переименован в Нахичевань-на-Дону. Город располагался на территории современного Ростова-на-Дону, занимал полностью территорию современно Пролетарского района, также включал Каменку, часть нынешнего Первомайского района и Сурб Хач в Мясниковани (Северный район). Всего через 5 лет после основания, в 1783 году была открыта типография, построены 7 церквей и жилые кварталы, состоящие в основном из двухэтажных домов особнякового типа, в соответствии с распространёнными европейскими архитектурными стилями своего времени, с использованием традиционных армянских архитектурных элементов. К началу XIX века Нахичевань-на-Дону стал ремесленно-промышленным и торговым центром. Действовали духовная семинария, женские и мужские гимназии, ремесленное и коммерческое училища. В 1900 году было построено новое здание театра. В общей сложности, в 1819 году в городе действовало 9 благотворительных и просветительских учреждений. В армянских селениях близ города развивались хлебопашество и скотоводство. Город продолжал застраиваться мастерскими, общественными зданиями, расположенными на прямых и широких улицах. Помимо 7 армянских церквей и 1 русской церкви внутри самого города, было построено ещё 5 армянских церквей в его округе. Армяне пользовались правами автономии, имея собственное правительство, законодательство, на основе судебника Мхитара Гоша. На всей территории, выделенной армянам, армянский язык имел статус официального, на нём заполнялись судебные иски и решения, издавались газеты, обучались в школах и ставились спектакли в театрах. Также донские армяне пользовались особыми льготами, первое время они освобождались от налогов и воинской службы.

Надо сказать, что особую роль в жизни армянской колонии на Дону сыграл Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Лазарян) — крупный российский государственный деятель (1735—1801 гг.), который приложил немало усилий для развития и укрепления дружественных отношений между армянским и русским народами. Он был один из семи крупных предпринимателей и миллионеров России, приложил немало усилий для создания института восточных языков (Лазаревского института).

В ноябре 1780 года к переселенцам приехал из Петербурга их новый духовный глава — архиепископ князь Иосиф Аргутинский, официальный преемник архимандрита крымских армян Петроса Маркосяна, умершего во время переселения. У донских армян появился свой новый духовный глава. Вслед за основанием города и окружающих сёл в Нахичеване был учреждён армянский магистрат, то есть судебно-административное учреждение, в котором было сосредоточено внутреннее управление городом и селениями;

Магистрат управлял всеми делами в колонии. В магистрате была должность городского головы. Нахичеванский магистрат распадался на два отдела — армянский и общий. Армянский отдел заведовал всеми делами, за исключением дел уголовных, которые передавались в общий отдел и рассматривались в соответствии с действовавшими тогда общегосударственными законами. Интересно, что судебные дела разбирались и рассматривались на основании обычного права, с одной стороны, а с другой — на основании сборника писаных законов Мхитара Гоша, учёного монаха, умершего в 1213 году. Этот армянский судебник был приспособлен к законам императора Юстиниана.

В сёлах власть принадлежала духовенству и выборным старостам, которые подчинялись магистрату. Колония имела свой герб, утверждённый в 1811 году, печать. Герб изображал щит, разделённый на две половины наискось. В верхней половине, в серебряном поле, изображены; золотые пчёлы, а в нижней половине, в зелёном поле, — золотой улей. Основание Нахичевана как первого торгового и ремесленного города Российской империи конца XVIII века на юге страны продиктовало характер главных занятий его жителей. По-видимому, по своему режиму город был приписан к крепостям и форштадтам, населению которых в соответствии со специальным сенатским указом конца XVIII — начала XIX в. заниматься сельским хозяйством не только не рекомендовалось, но даже запрещалось. Вот поэтому это входило в обязанность армянских крестьян окрестных селений, в чём они значительно преуспевали. Выращиваемое ими зерно вывозилось как на внутренний рынок, так и в зарубежные страны, в частности, парижский хлеб выпекался уже не из крымской, а из нахичеванской муки. Уже позднее, в середине XIX века, в связи с переездом в Нахичеван жителей армянских сёл изменился состав городского населения. Многие из горожан стали содержать домашний скот и птицу, а зажиточные — лошадей для личных экипажей, что повлияло на состав строений и планировку городских усадеб.

Коренные горожане — интеллигенция, торговцы и ремесленники скот не держали. Обязательным занятием горожан была торговля и различные ремёсла. Выгодно используя предоставленные Екатериной II льготы и местные условия, купцы Нахичевана организовывали торговлю не только в своём городе, но и в Ростове-на-Дону, в Центральной России, на Кубани и Тереке, в Екатеринодаре (ныне Краснодар), Ставрополе, Таганроге и Азове, Ейске и других местах, где были построены здания торговых пунктов по закупке местных товаров и продаже зерна, шёлка, шерсти, кожи, сала и иных продуктов. Городские ремесленники занимались производством шёлковых, шерстяных, кожевенных и прочих товаров. В 1825 г. по «Статистическому описанию городов и посадов Российской империи» в Нахичеване число фабрик — водочных, рыбных, салотопенных, кожевенных, хлопчатобумажных и других — достигало 33. В Таганроге же их было 26, а в Ростове-на-Дону только 12. С 1860-х годов пошёл рост ремесленных предприятий. Особенно предприятий, связанных со строительством — кирпичных, черепичных, известковых, кафельных и других. Благодаря развитию торговли и ремёсел, а также городского благоустройства Нахичеван вскоре после своего основания стал привлекать внимание видных русских и европейских путешественников и учёных XVIII и XIX веков, таких как К. де Барта, С. Палласа, Н. Раевского, И. Безбородко, М. Бжишкяна, А. Демидова, Гомера де Гелля и других. Они отмечали не только многолюдность, оригинальность образа жизни и быта населения, его большую, чем у жителей южнорусских городов способность к торговой деятельности, хорошую планировку города и армянских селений, но и высокий художественный уровень их сооружений.

В 1928 году Нахичевань-на-Дону был упразднён в связи с включением в состав Ростова-на-Дону. Тем не менее, топоним «Нахичевань» продолжает неофициально использоваться жителями Ростова применительно к соответствующей части города. 10 мая 1926 году решением Большого Президиума Донисполкома, территории населённые донскими армянами, были выделены из состава Аксайского района в отдельный Армянский район, названный в честь погибшего незадолго до того в авиационной катастрофе крупного политического и государственного деятеля большевистской партии, уроженца города Нор Нахичеван Александра Фёдоровича Мясникова (Мясникяна) С мая 1926 года по 1928 год центром района был город Нор Нахичеван. С конца 1928 года, в виду присоединения города Нахичеван-на-Дону в состав Ростова, центром района был перенесён в село Крым, а с сентября 1929 года и по сей день райцентром является село Чалтырь. В 1929 году в состав района был включён хутор Калинин. В 1933 году в состав района также включается Хапёрский сельский совет с хуторами Недвиговка, Хапры и Мокрый Чалтырь.

Донские армяне, сосредоточенные главным образом в низовьях реки Дон, говорят на уникальном самобытном языке, который сильно отличается от литературного армянского. Также у них сохраняются самобытная культура и традиции, включающие в себя как архаичные традиции Древней Армении, так и культуру и традиции народов Крымско-Донского региона, среди которых они живут уже более тысячи лет. Общая численность субэтноса неизвестна, оценочные цифры — от 130 тысяч до 500 тысяч человек.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 В России проживает более 2,5 млн армян Архивная копия от 13 сентября 2018 на Wayback Machine // РИА Новости, 16.12.2002
  2. Федеральная служба государственной статистики. Всероссийская перепись населения 2020 года. Том 5: Национальный состав и владение языком. Таблица 1: Национальный состав населения
  3. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 марта 2012. Архивировано 30 апреля 2020 года.
  4. 4,0 4,1 Лица России. Проект ИА Росбалт (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 сентября 2010. Архивировано 7 февраля 2011 года.
  5. ФМС России. Дата обращения: 7 февраля 2019. Архивировано 30 апреля 2016 года.
  6. Армяне — 6-я по численности [[нация]] в России (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 августа 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
  7. Патерик Киевского Печерского монастыря. — СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1911. — С. 93-95.
  8. Даркевич В. П. Художественный металл Востока VIII—XIII вв. — М.: Наука, 1976. — С. 162.
  9. Арутюнова-Фиданян В. А. Православные армяне в Северо-Восточной Руси Архивная копия от 11 марта 2012 на Wayback Machine // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1992—1993 годы. — М.: Наука, 1995. — С. 196—208.
  10. А. П. Новосельцев. Освобождение Руси от золотоордынского ига и народы Кавказа и Закавказья // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины (материалы юбилейной научной конференции). — М., 1983.
  11. Армяно-русские отношения в XVIII веке / Сборник документов. — Ереван: изд-во АН АрмССР, 1990. — С. 434—435.
  12. П.Семенов. Дербент // Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкий cлoваpь Рoccийcкой Импepии. Том II. — Санкт-Петербург, 1865. — С. 36—37.
  13. Кавказский календарь на 1878 год. /часть № 2 -Адрес календарь/ «Управление учебною частью на Кавказе и за Кавказом» — стр. 95
  14. Кавказский календарь Архивная копия от 12 июля 2020 на Wayback Machine 1917 г.
  15. А. Барсов /Эрмани-булаг / Предания о некоторых местностях Дагестана /Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 2. 1881 г. страница 140
  16. Tатоязычныe Армянe: 15 Веков от «Армянства» к «Армянству» (англ.), Böll SOUTH CAUCASUS. Архивировано 6 марта 2019 года. Дата обращения 9 мая 2018.
  17. Кабацкая гора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. П.Семенов. Кабацкая гора// Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкий cлoваpь Рoccийcкой Импepии. Том II. — Санкт-Петербург, 1865. — С. 385—386.
  19. George A. Bournoutian. From the Kur to the Aras. A Military History of Russia’s Move into the South Caucasus and the First Russo-Iranian War, 1801–1813. — Brill, 2021. — P. 245. — 318 p. — (Iran Studies, vol. 22). — ISBN 978-90-04-44516-1. — ISBN 978-90-04-44515-4.
  20. Oshagan V.[англ.]. Modem Armenian Literature and Intellectual History from 1700 to 1915 // The Armenian People From Ancient to Modern Times: The Dynastic Periods: Foreign Dominion to Statehood: The Fifteenth Century to the Twentieth Century / Edited by Richard G. Hovannisian. — Macmillan, 1997. — Vol. II. — P. 148.
  21. Семёнов И. Я. Русские в истории Армении / проф. М. Д. Амирханян. — Ер.: Лусабац, 2009. — С. 24. — 298 с. Архивная копия от 16 февраля 2022 на Wayback Machine
  22. Народонаселение /Основные промышленные силы Закавказья /Отделение третье/Кавказский календарь на 1846 год. — Тифлис, 1845. — стр. 138
  23. 23,0 23,1 Ronald Grigor Suny. Eastern Armenians under tsarist rule // The Armenian People from Ancient to Modern Times / Richard G. Hovannisian. — Palgrave Macmillan, 1997. — P. 121—123. — 493 p. — ISBN 0312101686. — ISBN 9780312101688.
  24. 24,0 24,1 Ronald Grigor Suny. Eastern Armenians under tsarist rule // The Armenian People from Ancient to Modern Times / Richard G. Hovannisian. — Palgrave Macmillan, 1997. — P. 126. — 493 p. — ISBN 0312101686. — ISBN 9780312101688.
  25. Armenia // The Oxford Encyclopedia of Economic History. / Joel Mokyr. — NY: Oxford University Press, 2003. — Vol. 5. — P. 157. — 2824 p. — ISBN 9780195105070. Архивная копия от 5 октября 2021 на Wayback Machine
  26. Органы власти / Сайт Москвы. www.mos.ru. Дата обращения: 18 августа 2021. Архивировано 18 августа 2021 года.
  27. Состоялась презентация общественной организации «Объединение армян России» (рус.), ИА REGNUM. Архивировано 12 июня 2018 года. Дата обращения 9 июня 2018.
  28. Справочная статья о Лорис-Меликове в крупной энциклопедической интернет энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Дата обращения: 21 апреля 2012. Архивировано 17 ноября 2015 года.
  29. На Кубани гостили армянские казаки | Маштоц. Дата обращения: 22 апреля 2012. Архивировано 16 сентября 2011 года.
  30. Карпов С. Причерноморье. Перекрёсток цивилизаций — 2-я лекция в программе «ACADEMIA» на телеканале «Культура» от 18.05.2010. (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 апреля 2012. Архивировано 19 августа 2011 года.
  31. Новости — Армения. Дата обращения: 22 апреля 2012. Архивировано 2 октября 2013 года.
  32. Перепелкин Л. С. / Социальные предпосылки современных межэтнических конфликтов в РФ / Институт востоковедения РАН, М., 1997, стр.22 (37)
  33. Мерников А. Г. Мясниковский район // Геральдика России: полная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008. — С. 349. — 510 с. — ISBN 9785043185679.
  34. Л. В. Бурыкина. Черкесогаи Северо-Западного Кавказа в XIX в.. Дата обращения: 11 сентября 2010. Архивировано 26 февраля 2012 года.
  35. Георгий Багдыков. «Краткая история донских армян» 2006 г. Ростов-на-Дону

Литература

Ссылки