Эрзурум
Город | |
Эрзурум | |
---|---|
тур. Erzurum | |
39°54′35″ с. ш. 41°16′32″ в. д.HGЯO | |
Страна | Турция |
Ил | Эрзурум |
Мэр | Мехмет, Секмен |
История и география | |
Прежние названия | Карин, Карано, Каликала, Феодосиополь, Ардзн-Рум, Арзен |
Высота НУМ | 1 890 м |
Часовой пояс | UTC+3:00 |
Население | |
Население | 382 383 человека (2011) |
Официальный язык | турецкий |
Цифровые идентификаторы | |
Телефонный код | +90 442 |
Почтовые индексы | 25x xxx |
Автомобильный код | 25 |
|
|
erzurum-bld.gov.tr (тур.) | |
|
|
Эрзуру́м, Эрзеру́м, (тур. Erzurum), Арзеру́м[1], Кари́н (арм. Կարին)[2][3][4] — город на северо-востоке Турции, административный центр (центральный район, меркези) одноимённого ила. 395 000 жителей. Город расположен на Армянском нагорье, на плато высотой более 1900 м над уровнем моря; климат континентальный.
Название и этимология
Эрзурум — город в исторической Западной Армении, получил своё нынешнее название в XI веке[5]. В 1048—1049 годы лежавший по соседству древнеармянский город Ардзн был разрушен сельджуками, и жители его бежали в Карин, который с этого времени стал называться Ардзн-Рум, что означает «Ардзн Ромеев» (ромеями называли себя византийцы, греки по преимуществу), (по-гречески «Арзен Ромеев»), и уже из этого имени с течением времени образовалось Эрзурум[6][2].
История
Древность и средневековье
Карин составлял часть домена армянских Аршакидов, а после раздела страны около 387 года, был резиденцией последнего правителя западной части Армении[2].
Византийский император Феодосий II около 421 года укрепил его и дал ему имя Феодосиополь[7][8]. В 502 году город временно находился во власти персов, точно так же и в конце VI века, когда значительная часть его жителей была переселена в Хамадан. Во время правления императора Юстиниана I (528 г.) Эрзурум был региональной столицей Византийской Армении. Центром местной власти, возможно, являлась княжество Карин, территории соответствующей после 387 года провинции Верхняя Армения[9]. Феодосиополь стал известен как центр производства различных видов ткани, а также как место расположения горячих источников[10]. Город также был резиденцией армянского епископа[10].
В 647 году арабы во главе с Хабибом завоёвывают город, после чего последний селит в городе 2000 арабов, с которыми неоднократно вступали в борьбу греки, но вскоре после 1000 года город последними окончательно оставлен. Исконно армянские князья сыграли важную роль во всех событиях связанных с арабо-византийским конфликтом в этой области[3]. В 770 году местные армянские правители организовали крупномасштабное восстание против арабов и осадили город[3].
За оказанную помощь в подавлении мятежа Варда Склира Византия передала Давиду III Куропалату ряд областей, в том числе Феодосиополь. После смерти Давида (1001 г.) Василий II унаследовал его владение и между 1001/1021 гг. создал на этих территориях фему Иверия (1001/1021-1074 гг.).
В 1049 году преимущественно армянонаселённый[11] город был взят отрядами турок, а население подверглось жестокой резне. Византийский хронист Иоанн Скилица сообщает, что при взятии Эрзурума турками было вырезано 140000 человек[12]. В сельджукский период большую часть населения города продолжали составлять армяне[13]. Для XII века Энциклопедия ислама называет Эрзурум крупным армянским городом[14].
По мнению Пикока, похоже, что между XII и XIII веками правители Эрзурума признавали грузинский сюзеренитет[15]. С начала XIII века почти вся Западная Армения, включая Эрзурум, находилась во владении сельджуков[16]. После принятия власти монгольский военачальник Байджу собрал войско из всех народов под его владычеством и отправился в западную часть Армении, которая в то время находилась под господством султана Рума. В 1242 году Байджу осадил Эрзурум и приказал снести городские стены[17]. Позднее город стал столицей турецкого княжества Салтукидов.
Испанский историк XV века во время путешествия в Самарканд, побывав в городе, говорил
Город располагался на равнине, имел мощную каменную стену с башнями, и в нем был замок. Город не очень населен, и там прекрасная церковь, так как ранее он принадлежал армянским христианам и в нем жило много армян.[18]
В 1472 году он перешёл под персидское владычество, а в 1522 году областью этой овладели турки. Под властью Османской империи Эрзурум стал главной османской военной базой против Ирана и Грузии в XVI-XVII веках.
Новое и новейшее время
Современные историки называют город «Столицей Турецкой Армении»[19][20].
Вследствие победы русских, под начальством Паскевича, над турками на Эрзурумской равнине (в июле 1829 года) пашалык Эрзурум, вместе с главным городом, оплотом Турции со стороны России и Персии, оказался во власти России, но по Адрианопольскому миру (сентябрь 1829 года) был возвращён султану. Во время этого похода Эрзурум посетил Пушкин, описавший поездку в своём «Путешествии в Арзрум».
В 1877 году Ахмед Мухтар-паша, разбитый в сражении на Аладжинских высотах, отступил за Саганлугский хребет, преследуемый отрядом генерала Геймана, который 23 октября снова нанёс поражение туркам у Деве-Бойну. Последние быстро отступили в Эрзурум; попытка овладеть крепостью посредством одного стремительного удара не удалась. Отряд Геймана расположился на зимних квартирах в окрестностях крепости. На основании заключённого в 1878 году мира Эрзурум занят был в феврале русскими войсками, но по Берлинскому трактату возвращён Турции.
В 1895 году в городе была организована резня армянского населения, в которой участвовали войска и турецкое гражданское население.
Ещё в начале 1800-х годов, в Эрзерумском вилайете насчитывалось 976 армянских деревень, в которых проживало более 400000 армян. Однако вследствие ряда погромов, организованных руководством Османской империи в 1821—1822, 1829—1830, 1854—1855, 1877—1878, и особенно после резни 1895 года, численность армян сократилась до 203000 человек, а большинство армянских сёл полностью лишились своего населения и позже в них были расселены мусульмане.
В 1915 году все оставшееся армянское население было разделено на 5 караванов и депортировано в сторону Сирии.
17 июня первый караван депортированных армян был направлен в сторону Ерзнка и, не дойдя до Харберда, истреблён. Второй караван, ведомый под надзором 400 полицейских, подвергся в Баберде нападению четников. Оставшиеся в живых погибли по дороге Камах- Акн- Арабкир- Мосул. Третий караван, состоявший из 3000 человек, был вырезан, не дойдя до Камаха, четвёртый (9000 человек) — уничтожен в с. Ашкала и местности Камах- Богази в ущелье Евфрата. Угнанный из города 18 июля пятый караван с армянами ждала участь первых четырёх. В августе 1915 года в Эрзруме оставалось всего 50 армян, часть которых в качестве квалифицированных мастеровых была оставлена для обслуживания нужд турецкой армии.
В 1916 году во время Первой мировой войны город был взят русской армией (см. Эрзурумская операция). С февраля 1916 по декабрь 1917 года город находился под контролем России. По сообщениям прессы того времени, около 25 тыс. армян вырезано в городе до прихода русской армии[21], а в целом, к лету 1916 года «65 тыс. армян из города Эрзерум и его окрестных деревень были доведены до смерти или умерли в изгнании»[22].
Летом 1916 года здесь был создан Комитет беженцев, который проделал большую работу по оказанию помощи и возвращению спасшихся от резни эрзрумцев в свои родные края. На средства состоятельных армян Москвы в Эрзруме начал действовать «Московский армянский комитет», который основал больницу и сиротскую приют-школу. Функционировали также Союз городов, Союз братской помощи, Приют-школа братьев Паксон, и другие. Назначенный в 1917 году военным комиссаром Эрзрума К. Чакрян разместил в городе и сёлах сотни возвратившихся беженцев. В начале 1918 года эрзрумцы сформировали отряд самообороны из 500 человек. Были созданы также Комитет военного союза и Добровольческий комитет. 30 января 1918 года было провозглашено восстановление армянской государственности со столицей в городе Эрзрум.
В начале 1918 года турецкие войска, воспользовавшись развалом Кавказского фронта и нарушив русско-турецкое перемирие от 5 декабря 1917 года, оккупировали город Эрзурум и 2/3 Западной и Восточной Армении. Немногочисленные армянские добровольческие отряды, взяв на себя огонь, укрыли несколько тысяч мирного населения города, которые смогли благодаря этому спастись, отступив в Закавказье.
18 февраля 1918 года, 25000-я турецкая армия Вахиб паши вошла в Эрзурум, вырезав оставшееся в городе армянское население.
В 1919—1920 годах Эрзурум стал одним из центров турецкого национального движения; в Эрзуруме была созвана первая турецкая национальная ассамблея.
С начала XXI века город развивается как центр зимних видов спорта, с 27 января по 6 февраля 2011 года в городе прошла XXV зимняя Универсиада.
Климат
В Эрзуруме горный климат с большими колебаниями суточной температуры. Высокое расположение над уровнем моря делает Эрзурум одним из самых холодных городов Турции.
Достопримечательности
Главной достопримечательностью города считается памятник «Азизие Аныты», возведённый как символ героизма жителей Эрзурума во время Русско-турецкой войны.[25] В 5 км южнее Эрзурума расположен горнолыжный курорт Паландекен с самыми протяжёнными и крутыми в мире спусками. Среди исторических мест и центров отдыха озеро Тортум с крутыми берегами и одноимённый водопад, 220-метровый мост Чобандеде, возведенный в XIII веке сельджуками на реке Аракс, крепости Пасинер и Олту.[26]
- Геотермальный источник: Ылыджа и Думлу;
- Водолечебница и минеральная вода Пасинлер,
- Источник Тортум
- Крепость Эрзурум, Ашкале, Джинис, Пыртын, Хыныс, Топраккале, Каледжик, Испир, Олту, Авник, Бардыз (Газилер), Тортум, Агджа, Азорт, Унгюзель, Хасанкале и Ван
- Церковь и город Котарус (Читаризон)
- Мечети:[27]
- Великая мечеть Эрузурума также известная как мечеть Атабеков. — 1562
- Мечеть Лала Мустафа Паша — 1562 год
- Мечеть Мурад Паша — 1573 год
- Мечеть Али Ага — 1608 год
- Мечеть Каферие — 1645 год
- Мечеть Бояхане — 1566 год
- Мечеть Нарманлы — 1738 год
- Мечеть Ибрагим-паша — 1748 год
- Шейхская мечеть — 1720 год
- Мечеть Дервиш Хаджи — 1718 год
- Мечеть Дервиш Ага — 1718 год
- Мечеть Первизоглу — 1716 год
- Мечеть Дженнетзаде — 1786 год
- Мечеть Февзие-Шейх уль-ислам — 1700 год
- Мечеть Айяз Паша — 1545 год
- Мечеть Гюрджу Мехмет Паша — 1648 год
- Мечеть Касим Паша — 1667 год
- Мечеть Эсат Паша — 1853 год
- Мечеть Кемхан Паша — 1654 год
- Мечеть Кёсе Омер Ага — 1771 год
- Мечеть Арслан Паша — 1664 год
- Крепостная мечеть
- Медресе Чифте Минарели и Якутие, известная также под именем Хатуние
- Медресе Ахмедие, Куршунлу, Первизоглу, Шейхлер и Кадыоглу
- Мечети в крепостях Эрзурума и Испира; минарет Тепси (Часовая башня)
- Мечети Лала паши, Мурат паши, Гюльджю Капысы (Али Ага), Бояхане, Джаферие, Куршунлу (Фейзие), Первизоглу, Дервиша Ага, Гюмрюк, Бакырджи, Нарманлы, Ибрагим паши, Шейхлер, Дженнетзаде, Топал Чавуш, Чарши (Тугрул Шах), Арслан паши, Сиваслы, Сулейман хана и Бардыза
- Усыпальницы: Эмир Салтук (Мелик Гази), Каранлык, Гюмюшлю, Джиджиме Султан, Рабия Хатун, Мехди Аббас (Эмир Шейх), Эврени, Сёйлемез Ана, Сёйлемез Баба, Мысри Зиннун, Феррух Хатун, Гюльпери Хатун
- Караван-сарай Ташхан (Рустема паши)
- Постоялые дворы: Гюмрюк, Дженнетзаде, Камбуроглу и Гаджи Бекир
- Бани Бояхане, Лала паша, Кырк Чешме, Мурат паша и Сарай
- Мосты Чобандеде, Дервиш Ага и Кюпели
- Эрзурумский музей археологии
- Музей конгресса в Эрзуруме.
Города-побратимы
Известные уроженцы
- Ованнес Аветаранян (при рождении — Мехмет Шюкри) — армянский христианский миссионер.
- Фетхуллах Гюлен — турецкий общественный деятель, писатель и исламский проповедник, основатель движения «Хизмет».
- Грант Гамбарян — армянский писатель (1894—1915), погиб во время геноцида армян.
- Армен Гаро (Гарегин Пастермаджян) — деятель армянского национально-освободительного движения, национальный герой Армении.
- Аршак Гафавян (Кери, 1858—1916) — деятель армянского национально-освободительного движения.
- Геворгян, Арташес Галустович (1894—1937) — деятель армянского национально-освободительного движения, народный мститель.
- Джемаль Гюрсель — турецкий военный и общественный деятель, президент Турецкой республики.
- Оваким Кочолозян (недоступная ссылка) — видный деятель армянского национально-освободительного движения.
- Аристакес Ластивертци — армянский историк XI века.
- Ованнес (Вардкес) Серенгюлян — депутат османского парламента от Эрзурума.
- Нене-хатун — турецкая национальная героиня.
- Гурген Яникян — армянский инженер и писатель, приговорённый к пожизненному заключению за убийство турецкого консула в Лос-Анджелесе.
Галерея
-
Эрзурум и одноименная область на карте Турции
-
Надгробный памятник на армянском кладбище в Эрзеруме. 1916[31]
-
Вид на старую часть города
-
Медресе двух минаретов[англ.] (медресе с двойным минаретом) сельджукской эры является символом города и появляется на его гербе.
-
«Проспект Эрзерона, столицы Армении» из книги 1717 г. Жозефа Питтона де Турнефора Отношение из путешествия от Леванта
Примечания
- ↑ Эрзерум // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Theodosioupolis // The Oxford Dictionary of Byzantium (англ.) / Editor in chief Alexander P. Kazhan. — Oxford University Press, 1991. — Vol. 3. — P. 2054.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Encyclopaedia of Islam. — E. J. BRILL, 1991. — Vol. II. — P. 712.
- ↑ Обозрение Армении в географическом, историческом и литературном отношениях / Худобашев А.М.. — СПб.: Тип. 2 Отд. Собственная Е. И. В. канцелярия, 1859. — С. 27. — 560 с.
- ↑ Россия героическая. Рассказы русских летописей и воинские повести XIV—XVI веков / Переводы с древнерусского, предисловие, комментарии доктора филологических наук Ю. К. Бегунова. — 1988. — С. 149.
- ↑ Гордлевский В. А. Избранные сочинения. — М.: Издательство восточной литературы, 1962. — Т. III. — С. 131.
- ↑ Рыжов К. В. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия
- ↑ Эрзурум — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Sagona, 2004, p. 55.
- ↑ 10,0 10,1 Sagona, 2004, p. 93.
- ↑ Trudy Ring, Robert M. Salkin, Sharon La Boda. International Dictionary of Historic Places: Southern Europe, vol. 3, Taylor & Francis, 1995, p. 223:
After the Battle of Manzikert, the mainly Armenian inhabited Erzurum fell to the Seljuks, and the way was left open for uncontrolled Turkoman clans-the new frontiersmen of Islam
- ↑ Каждан А. П. Новые исследования по византийской демографии // http://vremennik.biz/opus/BB/29/52013 Архивная копия от 21 апреля 2014 на Wayback Machine
- ↑ Islam and Christianity in Medieval Anatolia / Edited by A.C.S. Peacock, Bruno De Nicola, Sara Nur Yildiz. — Routledge, 2016. — P. 87.
As indicated already, Armenian formed an important component in a number of cities in Anatolia within the Seljuq sphere, such as Sivas and Kayseri, and constituted the majority in others like Erzincan and Erzurum, as well as in those further east like Ani and Kars.
- ↑ Encyclopaedia of Islam. — Leiden: BRILL, 1986. — Т. 1. — С. 639.
- ↑ A. C. S. Peacock. Georgia and the Anatolian Turks in the 12th and 13th Centuries // Anatolian Studies. — 2006. — Т. 56. — С. 127–146. — ISSN 0066-1546. Архивировано 3 мая 2021 года.
- ↑ Гордлевский В. А. Избранные сочинения. — М.: Издательство восточной литературы, 1960. — Т. I. — С. 11.
- ↑ Bayarsaikhan Dashdondog. The Mongols and the Armenians (1220-1335). — BRILL. — 2010. — P. 60.
- ↑ Руи Гонсалес Де Клавихо "Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура" часть 2 . Дата обращения: 31 октября 2009. Архивировано 11 марта 2008 года.
- ↑ Аллен, Муратов, 2016, с. 42: «От Кёпрюкёя идёт хорошая дорога до Хасан-Кале, от которого до столицы Турецкой Армении всего 48 км».
- ↑ Dowling, 2015, p. 265.
- ↑ Айрапетов О. Р. Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917). 1916 год. Сверхнапряжение. — М.: Кучково поле, 2016. — С. 12. — 384 с. — ISBN 978-5-9950-0479-0.
- ↑ Christopher J. Walker. World War I and the Armenian Genocide (англ.) // The Armenian People from Ancient to Modern Times — Vol. II. Foreign Dominion to Statehood: The Fifteenth Century to the Twentieth Century / Richard G. Hovannisian. — Palgrave Macmillan, 1997. — P. 256. — ISBN 0312101686.
- ↑ Erzurum Yıllık Sıcaklık Verileri - Türkiye Devlet Meteoroloji Genel Müdürlüğü (DMİ (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июля 2012. Архивировано 18 сентября 2012 года.
- ↑ Erzurum Yıllık Toplam Yağış Verileri - Türkiye Devlet Meteoroloji Genel Müdürlüğü (DMİ) (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июля 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
- ↑ Турция — Восточная Анатолия (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 января 2010. Архивировано 11 октября 2013 года.
- ↑ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТУРЦИЯ . Дата обращения: 21 февраля 2010. Архивировано 29 мая 2014 года.
- ↑ Достопримечательности Эрзурума (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 августа 2010. Архивировано 6 октября 2010 года.
- ↑ Azerbaycan Şuşa yılı Erzurum'da kutlandı
- ↑ Erzurum ile Azerbaycan’ın Şuşa şehri kardeş oldu
- ↑ ERZURUM İLE İRAN’IN URMİYE ’KARDEŞ ŞEHİR’ OLDU
- ↑ 31,0 31,1 «Нива», иллюстрированный журнал, № 31 за 1916 год.
Литература
- Эрзерум // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Басханов М. К., Колесников А. А. Накануне Первой мировой: русская военная разведка на турецком направлении. Документы, материалы, комментарии. Тула, Гриф и К., 2014.
- Э. Зеземан, М. Валицкий, П. Ставицкий. Общий обзор турецкой крепости Эрзерум // Сборник отчетов об исследовании в 1889 году турецкой крепости Эрзерум. — Тифлис, 1891. — С. 1—81. — 444 с.
- Jedidiah Morse[англ.]; Richard C. Morse. Erzerum // A New Universal Gazetteer (неопр.). — 4th. — New Haven: S. Converse, 1823.
- Robert Curzon[англ.]. Armenia: A Year at Erzeroom and on the frontiers of Russia, Turkey, and Persia (англ.). — London: John Murray, 1854.
- Erzeroom // Handbook for Travellers in Turkey (неопр.). — 3rd. — London: J. Murray[англ.].
- Erzerum // The Encyclopædia Britannica (неопр.). — 11th. — New York: Encyclopædia Britannica.
- (арм.) Ter-Ghevondyan, Aram N. «Կարին-Թեոդուպոլիսը ավանդության և պատմության մեջ» [Karin-Theodosiopolis in Tradition and History]. Lraber Hasarakakan Gitutyunneri 3 (1971).
- Meyendorff, John. Imperial unity and Christian divisions: The Church 450-680 A.D (англ.). — Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1989. — Vol. 2. — (The Church in history).
- Ostrogorsky, George[англ.]*. History of the Byzantine State (неопр.). — Oxford: Basil Blackwell, 1956.
- Erzurum // Grove Encyclopedia of Islamic Art & Architecture (англ.). — Oxford University Press, 2009.
- A. G. Sagona. Archaeology at the north-east Anatolian frontier, I. : an historical geography and a field survey of the Bayburt Province. — Louvain: Peeters Press, 2004. — С. 54—55. — ISBN 90-429-1390-8.
- Аллен У., Муратов П. Битвы за Кавказ. История войн на турецко-кавказском фронте. 1828—1921 / Пер. с англ. Е. В. Ламановой. — М.: Центрполиграф, 2016. — 606 с. — ISBN 978-5-9524-5203-9.
- Timothy C. Dowling. Volume I. A-M // Russia at War: From the Mongol Conquest to Afghanistan, Chechnya, and Beyond. — Santa Barbara, California: ABC-CLIO, 2015. — 1077 p. — ISBN 1598849484. Архивная копия от 26 июня 2015 на Wayback Machine
Ссылки
- Pourshariati, Parvaneh (2017), KĀRIN, Encyclopaedia Iranica, <http://www.iranicaonline.org/articles/karin>. Архивная копия от 19 ноября 2020 на Wayback Machine
- Erzurum Chamber of Commerce Архивная копия от 7 марта 2022 на Wayback Machine
- GCatholic — former & titular see Theodosiopolis in Armenia Архивная копия от 16 февраля 2019 на Wayback Machine
- Bilkent Üniversitesi Erzurum Yerleşkesi Архивная копия от 6 мая 2021 на Wayback Machine
- ArchNet.org. Erzurum . Cambridge, Massachusetts, USA: MIT School of Architecture and Planning. Архивировано 23 октября 2012 года.