Амурский судостроительный завод

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Амурский судостроительный завод
Тип Публичное акционерное общество
Год основания

1933 (начало строительства)

1936 (ввод в строй)
Расположение  СССР Россия: Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Отрасль Судостроение
Продукция Военные корабли, суда
Оборот 8,184 млрд руб. (2014)
Чистая прибыль 68 млн руб. (2014)
Число работников около 4000
Материнская компания Объединённая судостроительная корпорация
Награды Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Трудового Красного Знамени
Сайт асзкмс.рф
Амурский судостроительный завод, вид с акватории Амура.

ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, в прошлом судостроительный завод № 199 имени Ленинского Комсомола, сокращённо ЗЛК — завод имени Ленинского комсомола) — крупное градообразующее судостроительное предприятие, расположенное в Комсомольске-на-Амуре.

Производственные мощности и техническое оснащение приспособлены для строительства кораблей и судов спусковой массой до 10 000 тонн, длиной до 150 метров и шириной до 19 метров. Стапельный комплекс АСЗ имеет 9 горизонтальных доков, расположенных в закрытых отапливаемых эллингах, наливной бассейн и акваторию.

История

13 февраля 1932 года приказом наркома тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе был образован государственный трест по сооружению судостроительного завода «Дальпромстрой». Для выбора места строительства была создана правительственная комиссия под председательством заместителя наркома по военным и морским делам Я. Б. Гамарника. 3 апреля 1932 года на совещании комиссии руководитель группы работников проектного бюро «Проектверфь» В. П. Костенко определил место строительства и уникальный план будущего завода.

13 ноября 1932 года было принято постановление о строительстве судостроительного завода вблизи села Пермское-на-Амуре.

12 июня 1933 года состоялась закладка корпусного цеха — первого промышленного объекта завода и является Днём города — города Комсомольска-на-Амуре.

25 мая 1935 года на заводе была заложена первая подводная лодка — Л-11 серии XI.

30 июня 1936 года, в день спуска на воду первого построенного корабля, завод официально вошёл в эксплуатацию.

До июня 1938 года подводные лодки, лидеры эсминцев проекта 38 и эсминцы проекта 7 собирались из поступавших железнодорожным и речным путём заготовок и оборудования, изготовленного Николаевским заводом им. А. Марти, так как АСЗ не имел собственного корпусообрабатывающего и машиностроительного производства.

12 июня 1938 года заложен первый корабль, построенный начиная с первых этапов — крейсер проекта 26-бис «Калинин».

До 1941 года были спущены на воду подводные лодки Л-11 и Л-12, лидеры эсминцев «Баку» и «Тбилиси», эсминцы «Решительный», «Расторопный», «Ретивый», «Поспешный», «Разъярённый», «Ревностный» и «Редкий».

В период Великой Отечественной войны на заводе было освоено производство вооружения, производились фугасные бомбы ФАБ-100 и ФАБ-250, успешно прошли ремонт 17 подводных лодок. Возглавлял завод в годы войны А. Л. Токарев.

7 июня 1944 года ГКО принял решение о форсированном строительстве на заводе паромов. Из-за отсутствия моста через Амур обеспечить железнодорожное сообщение до Советской Гавани и переброску наших войск и грузов на театр военных действий с Японией могла только паромная переправа. 31 июля 1945 года первый паром проекта 723 был принят в эксплуатацию точно в установленный срок.

После окончания войны завод активно наращивал производственные мощности, осуществляя строительство эсминцев пр. 30-К, малых противолодочных кораблей пр. 122-А, сторожевых кораблей пр. 29 и большой серии эсминцев пр. 30бис. За период с 1946 по 1957 годы заводом построено 75 кораблей и судов различного назначения.

В 1958 году завод приступил к строительству первой в своей истории АПЛ пр. 659. С 1959 года завод был включён в список особо важных объектов СССР.

В июне 1962 года сдано головное крупнотоннажное океанское ледокольно-транспортное судно серии «Амгуема».

В конце 1969 года завод передал Тихоокеанскому флоту первую АПЛ с 16 баллистическими ракетами пр. 667А.

В 1990-е начались трудные времена для всей оборонной промышленности, не стал исключением и АСЗ. В 1992 году завод стал акционерным обществом.

Всего за историю своей деятельности завод выпустил более 300 кораблей и судов различного назначения. Для военно-морского флота было построено 57 атомных подводных лодок, 41 дизель-электрическая подводная лодка, 57 боевых надводных кораблей.[1]

В августе 2021 года на АО «Амурский судостроительный завод» прошла церемония закладки для ВМФ России двух корветов — «Грозный» (заводской номер 2105) проекта 20380 и «Буйный» (заводской номер 2107) проекта 20385[2].

Собственники и руководство

Номинальные акционеры предприятия на конец 2008 года — Росимущество (17,91 %), ООО «Антик» (14,46 %), ЗАО «Торгово-финансовая группа» (17,91 %), ЗАО «ПКК „Инпак“» (30 %). Фактическим владельцем контрольного пакета акций завода считался Межрегиональный инвестиционный банк (МИБ) и его структуры.

В начале мая 2009 года, в связи с тяжёлым финансовым положением предприятия, когда «Хабаровскэнергосбыт» обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании предприятия банкротом[3], была достигнута договорённость о продаже 59 % его акций частными акционерами Сбербанку за символическую плату. В дальнейшем Сбербанк произвёл передачу предприятия государственной Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).[4][5]

Доля владения ОСК в уставном капитале АСЗ на 01.01.2015 г. — 59,12 %, на 01.01.2016 г. — 98,85 %.

Директор: Волик Георгий Кононович 02.1952-1954-1964?

Генеральный директор:
с 2010 по 2012 годы — Анатолий Николаевич Гуров.
с 15.03.2012 по 17.02.2015 — Генеральный директор Андрей Георгиевич Басаргин.
с 17.02.2015 по 15.09.2015 — ВрИО Генерального директора Сергей Александрович Большедворский.
с 15.09.2015 по 16.05.2016 — ВрИО Генерального директора Михаил Васильевич Боровский.
с 16.05.2016 г. в должность вступил Кулаков Владимир Викторович[6].

Деятельность

Основная продукция предприятия — атомные подводные лодки (c 2011 завод не планирует строить подлодки[7]), военные корабли, суда гражданского назначения и т. п.

17 ноября 2016 года было объявлено, что завод будет специализироваться на строительстве корветов проектов 20380 и 20386[8].

  • Выручка предприятия за 9 месяцев 2008 года составила 139 млн руб., чистый убыток — 1,5 млрд руб.
  • Выручка завода за 2013 год — 3,807 млрд руб., чистый убыток — 209 млн руб.
  • Выручка завода за 2014 год — 8,184 млрд руб., чистая прибыль — 68 млн руб.
  • Выручка завода за 2015 год — 8,638 млрд руб., чистый убыток — 60 млн руб.[9]

Перечень построенных и строящихся кораблей

См. также

Примечания

  1. О заводе ПАО «Амурский судостроительный завод». www.amurshipyard.ru. Дата обращения: 1 ноября 2015. Архивировано 7 октября 2014 года.
  2. На Амурском судостроительном заводе заложены корветы «Грозный» и «Буйный». bmpd.livejournal.com. Дата обращения: 7 июня 2022.
  3. Амурский судостроительный завод — банкрот? Архивная копия от 29 июня 2012 на Wayback Machine // debri-dv.ru
  4. Сбербанк получил очередной проблемный актив — Амурский судостроительный завод // banki.ru, 12.05.2009
  5. Завод за $100 [1] Архивная копия от 31 марта 2022 на Wayback Machine // Ведомости, 12.05.2009, № 84 (2354)
  6. О вступлении в должность генерального директора. xn--80aojiwd.xn--p1ai. Дата обращения: 24 ноября 2016. Архивировано 25 ноября 2016 года.
  7. Амурский судостроительный завод перестанет строить подлодки Архивировано 21 марта 2013 года. // Lenta.ru
  8. Амурский судозавод будет строить корветы, а не подлодки, заявили в ОСК. Дата обращения: 16 ноября 2016. Архивировано 17 ноября 2016 года.
  9. Годовой отчет АО «Объединенная судостроительная корпорация» за 2015 г. (недоступная ссылка). www.ar2015.oaoosk.ru. Дата обращения: 24 ноября 2016. Архивировано 25 ноября 2016 года.
  10. Проект 675. www.deepstorm.ru. Дата обращения: 6 ноября 2015. Архивировано 25 февраля 2020 года.
  11. Проект 667А. www.deepstorm.ru. Дата обращения: 7 ноября 2015. Архивировано 22 марта 2012 года.
  12. Проект 667Б. www.deepstorm.ru. Дата обращения: 6 ноября 2015. Архивировано 9 февраля 2012 года.
  13. Проект 671РТМ и 671РТМК «Щука». www.deepstorm.ru. Дата обращения: 2 ноября 2015. Архивировано 19 декабря 2014 года.
  14. «Совершенный». flot.com. Дата обращения: 25 декабря 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  15. "Громкий". flot.com. Дата обращения: 1 июля 2022.
  16. В состав ТОФ вошел новейший корвет "Алдар Цыденжапов". rg.ru. Дата обращения: 1 июля 2022.
  17. Закладка корвета «Резкий». асзкмс.рф. Дата обращения: 25 декабря 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  18. Корвет «Резкий» покинул стапельный цех Амурского судостроительного завода. асзкмс.рф. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 9 июля 2021 года.
  19. Закладка двух малых ракетных кораблей состоялась на АСЗ. асзкмс.рф. Дата обращения: 4 июля 2019. Архивировано 7 июля 2019 года.
  20. Амурские "Каракурты" заложат в два приема. ФлотПром. Дата обращения: 1 августа 2020.
  21. На Амурском судостроительном заводе заложили третий "Каракурт". ФлотПром. Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  22. На Амурском судостроительном заводе заложен новый серийный корабль. асзкмс.рф. Дата обращения: 1 августа 2020. Архивировано 2 августа 2020 года.
  23. На Амурском судостроительном заводе заложены корветы «Грозный» и «Буйный». vpk.name. Дата обращения: 1 июля 2022.
  24. На Амурском судостроительном заводе состоялась закладка шестого корвета "Бравый". korabel.ru. Дата обращения: 29 сентября 2021. Архивировано 29 сентября 2021 года.
  25. Корвет «Разумный» заложили на АСЗ в День города. komcity.ru. Дата обращения: 1 июля 2022.
  26. Корвет «Быстрый» заложили на Амурском судостроительном заводе. komcity.ru. Дата обращения: 1 июля 2022.

Литература

  • Флот с Амурских стапелей. Энциклопедия кораблестроения на Амуре. 1936—2006. — Хабаровск, 2006.
  • Корабли и судьбы. Амурскому судостроительному заводу — 70 лет. — Хабаровск, 2002.
  • Филиппова А. В. Создание судостроительного комплекса на Амуре (1932—1941 гг.) // Военно-исторический журнал. — 2017. — № 10. — С.39—46.

Ссылки