Дальзавод
«Центр судоремонта „Дальзавод“» | ||||
---|---|---|---|---|
Тип | Акционерное общество | |||
Год основания | 1887 | |||
Расположение | Россия, Приморский край, Владивосток, ул. Светланская, 72 | |||
Отрасль | Судостроение | |||
Награды |
|
|||
Сайт | http://csdalzavod.ru/ | |||
AO «Центр судоремонта „Дальзавод“» — российское судостроительное и судоремонтное предприятие, находящееся в городе Владивосток на северном побережье бухты Золотой Рог. Основано в 1887 году. Входит в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).
В 2012 году по решению собрания акционеров было решено объединить мощности 178-го судоремонтного завода и Дальзавода. Часть территории бывшего «178 СРЗ» подвергнется рекультивации в рамках проекта «Редевелопмент берегового фасада бухты Золотой Рог», находящиеся на этой территории производственные мощности будут перенесены на территорию бывшего ОАО «Дальзавод»[1]. Вдоль побережья бухты будут возведены торговые центры, пивной ресторан, гостиница и СПА-центры. Территория от сухого дока имени Цесаревича Николая до КПП бывшего Дальзавода будет разделена на общественно-рекреационную, торговую и офисно-жилую зоны[2].
История
С основания в 1860 году Владивостока, как военно-морского поста, возникла необходимость в ремонте и обслуживании кораблей, приходивших из Центральной России. В 1887 году для обеспечения постоянного ремонта и поддержания боевой готовности кораблей на территории Военного порта Владивостока началось строительство артиллерийских и минно-торпедных мастерских, которые в дальнейшем стали известны как Механический завод (эти работы закончились в 1905—1910 годах). В то время постройки получили название судоремонтных мастерских Военного порта. Точной датой основания завода считается 14 (26) октября 1887 года — об организации нового завода сообщила 25 октября 1887 года газета «Владивосток»[3].
В 1891 году на заводе был собран первый плавучий док. В 1897 году был построен сухой док, названный в честь цесаревича Николая, который присутствовал при его закладке. С введением его в строй для завода стал возможен судоремонт любой степени сложности. Этот док существует до сих пор и известен как «сухой док № 3»[3].
Первым каменным зданием будущего «Дальзавода» стало здание механического завода, где располагались слесарные мастерские и управление (ныне в этом здании находится центральный склад). На выставке проектов 1902 года это здание за свои архитектурные достоинства удостоено серебряной медали[3].
В первые годы советской власти кроме судоремонта, завод вёл работу по ремонту паровозов и железнодорожных вагонов, восстанавливал мосты, изготавливал оборудование для лесной, нефтяной, угольной, рыбной промышленности Приморья[3]. В 1919 году механический завод разделился на две части: сам завод и мастерские «Совторгфлота» (последние стали предшественником 178-го судоремонтного завода, образованного в 1932 году). В этом же году завод и получил своё название «Дальзавод»[4].
В 1920 году на Дальзаводе в практику судоремонта была впервые внедрена электросварка. Пионером сварного судостроения стал руководитель технического бюро, инженер, а в дальнейшем — учёный с мировым именем, профессор и ректор ДВПИ (1925–1928) В. П. Вологдин. Он сконструировал и построил первый сварочный генератор, освоил практический опыт поддержания дуги, организовал сварочную мастерскую, а затем факультет сварки в ДВПИ[3].
В 1927–1932 годах Дальзавод построил более 700 судов, в числе которых катера, буксиры, сейнеры, понтоны, баржи, морские моторные парусные шхуны. В 1930 году на Дальзаводе было построено первое в России цельносварное судно. С 1931 года завод начал строить и достраивать корабли и подводные лодки для Тихоокеанского флота. В 1941-1945 годах кроме основной программы по судоремонту на заводе было освоено производство боеприпасов и оружия[3]. В 1943 году вступил в строй завод № 263 в Советской Гавани, ставший филиалом Дальзавода. Позже завод № 263 преобразован в отдельный Северный судоремонтный завод[5]. 2 июня 1945 года Дальзавод был награждён орденом Ленина. Также более 300 рабочих завода были награждены орденами и медалями[3].
После войны завод занимался ремонтом судов ДВМП, ВРХФ, китобойной и краболовной флотилий[3].
В 1980—1990-е годы завод занимался выпуском товаров народного потребления, а также ремонтировал корабли и суда, плавбазы и подводные лодки. В 1982 году в ремонте на заводе находился тяжёлый авианесущий крейсер «Минск»[3].
В 1993 году завод был преобразован в открытое акционерное общество, а в 1996 году — в холдинговую компанию.
В 2012 году по решению собрания акционеров, холдинговая компания «Дальзавод» была объединена с 178-м судоремонтным заводом и образован «Центр судоремонта „Дальзавод“»[2]. Центр судоремонта «Дальзавод» специализируется на ремонте надводных кораблей и подводных лодок. В рамках модернизации проведена реконструкция сухого дока, создан центр ремонта подводных лодок типа «Варшавянка», построена ремонтная набережная для универсальных десантных кораблей типа «Мистраль»[6]. Предусмотрено строительство эллинга и синхролифта грузоподъёмностью 5000 тонн, ввод в эксплуатацию плавучего дока грузоподъёмностью 35 600 тонн, возведение над сухим доком № 1 укрытия для круглогодичной эксплуатации. Программа реконструкции рассчитана на 15 лет (2012—2027 годы), объём капиталовложений в первые 5 лет составит 13 млрд рублей[2].
В 2013 году на предприятии прошли ремонт около 200 кораблей и судов[7].
В 2014 году ОАО «Центр судоремонта „Дальзавод“» направил на модернизацию производства 130 миллионов рублей собственных средств. Модернизация продиктована ростом гособоронзаказа, в 2014 году он составил 12,5 миллиардов рублей[8]. В этом же году доставлена пятая партия высокоточных станков стоимостью 23 миллиона рублей от европейских производителей. Данные токарно-винторезные и инструментально-фрезерные станки позволяют вести обработку деталей с микронной точностью. С начала 2014 года велось строительство насосной станции сухого дока № 2 и модернизация турбодизельного цеха № 9, где уже введён в строй новый балансировочный участок[9]. За 2014 год специалисты «Центра судоремонта „Дальзавод“» отремонтировали более 250 кораблей и судов, в том числе для ТОФ[7].
Основные работы по строительству нового эллинга и корпусно-докового цеха должны были начаться в первом квартале 2016 года[10]. В ноябре 2016 года был завершён первый этап модернизации единственного в составе ВМФ РФ судна измерительного комплекса «Маршал Крылов» Тихоокеанского флота (ТОФ)[11].
Производственные мощности
Завод располагает двумя сухими и двумя плавучими доками, позволяющими проводить доковые работы с кораблями длиной до 195 метров. Протяжённость набережных завода составляет 1,5 км, глубины у кордона — 6-9,5 м[2]. Территория предприятия составляет 10,7 га, пригодная для стоянки судов акватория — 15,5 га. Общая площадь застройки — более 47 тыс. м²[12].
Примечания
- ↑ ОАО Центр судоремонта «Дальзавод» Архивная копия от 30 марта 2013 на Wayback Machine Архивировано 30 марта 2013 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Крупнейший судоремонтный завод Владивостока реконструируют Архивная копия от 14 июля 2012 на Wayback Machine на сайте VL.ru, 11 апреля 2012.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Дальзавод. Краткая историческая справка на сайте dalzavod.vl.ru.
- ↑ Волгарева Е. А. Реструктуризация предприятия в условиях неплатежеспособности на примере ОАО «178 Судоремонтный завод». — Дипломная работа. ТГУ, 2009
- ↑ Завод № 202 им. К. Е. Ворошилова — oboron-prom.ru . Дата обращения: 30 марта 2019. Архивировано 30 марта 2019 года.
- ↑ ОАО «178 СРЗ» переименован в Центр судоремонта «Дальзавод» (недоступная ссылка)
- ↑ 7,0 7,1 В 2014 году «Дальзавод» отремонтирует 250 кораблей и судов ВМФ России. 2.7.2014 . Дата обращения: 3 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
- ↑ «Дальзавод» направит 130 млн рублей на модернизацию производства. 21.4.2014 . Дата обращения: 3 июля 2014. Архивировано 13 августа 2014 года.
- ↑ Дальзавод потратил 23 млн рублей на импортное оборудование. 23.6.2014 . Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
- ↑ «Дальзавод» направит 300 млн рублей на развитие производства. 22.5.2014 . Дата обращения: 3 июля 2014. Архивировано 30 мая 2014 года.
- ↑ Завершен первый этап модернизации корабля «Маршал Крылов», 15 ноября 2016 . Дата обращения: 19 ноября 2016. Архивировано 19 ноября 2016 года.
- ↑ Волгарева Е. А. Реструктуризация предприятия в условиях неплатежеспособности на примере ОАО «178 Судоремонтный завод». — Дипломная работа. ТГУ, 2009
Ссылки
- Организации, награждённые орденом Ленина
- Организации, награждённые орденом Трудового Красного Знамени
- Предприятия по алфавиту
- Предприятия, основанные в 1887 году
- Производители вооружений
- Судоремонтные заводы Приморского края
- Предприятия судостроительной промышленности СССР
- Судостроительные предприятия России