Под его руководством созданы первые отечественные транспортные суда, а также судостроительные заводы в Комсомольске-на-Амуре и в Северодвинске. Автор 90 публикаций по гидродинамике, броневой защите кораблей, организации судостроительного производства, а также воспоминаний «На „Орле“ в Цусиме»[2].
1900—1904 — учёба на кораблестроительном отделении Морского инженерного училища императора Николая I (ныне ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского). Окончил с золотой медалью с занесением его фамилии на Мраморную доску училища. Тема диплома — проект нового облегчённого быстроходного броненосногокрейсера.
Летом 1907-го года Костенко был командирован в Англию в г. Барроу сроком на полтора года помощником наблюдающего за постройкой броненосного крейсера «Рюрик», который строился фирмой Виккерс.[3] Костенко входил в «Центральное военно-организационное бюро» Партии социалистов-революционеров, ведшее революционную пропаганду в армии и пытавшееся организовать восстания. Согласно рассказу самого Костенко В. Н. Фигнер, благодаря многолетней пропаганде, ему удалось на «Рюрике» завести обширную организацию среди матросов. Во главе её стоял комитет из 30 человек, а около него группировалось до 200 матросов. В 1908 году Костенко свёл приехавших в ЛондонБ. В. Савинкова, Е. Ф. Азефа и П. В. Карповича с матросами крейсера Авдеевым, Поваренковым и Котовым для переговоров о покушении на царя при ожидавшемся посещении им крейсера.[4]
В июле — октябре 1909 года находясь в командировке в Англии как руководитель группы слушателей Военно-морской академии, Костенко обратил внимание конструктора «Титаника» Томаса Эндрюса на потенциальную опасность того, что водонепроницаемые переборки отсеков судна не доходят до главной палубы. Последний оставил совет В. П. Костенко без внимания, что впоследствии явилось одной из причин гибели судна[5][нужна атрибуция мнения].
После установления советской власти В. П. Костенко до 1922 года, возглавлял техническое руководство завода «Наваль» и был членом правления Объединённых Николаевских Государственных судостроительных заводов.[6]
В период 8.1917-1.1918 Костенко Владимир Полиевктович — Председатель городского совета народных комиссаров.
Мемориальная доска на Каменноостровском проспекте, 24а
Памятная доска в Комсомольске-на-Амуре, проходная ПАО "АСЗ". Адмиралтейство (Адмиралтейский проезд, дом 2, в здании Высшего военно-морского инженерного училища). Текст: «Здесь работал воспитанник училища, выдающийся инженер-кораблестроитель, лауреат Государственной премии, живой герой известного романа «Цусима» /Васильев/ В.П. Костенко (1881–1956)». До 1977. Мрамор.
Амурский судостроительный завод (г. Комсомольск-на-Амуре), проходная. Открыта 10 июня 2022 года [9].
21 апреля 2022 года Постановлением № 719-па Администрации города Комсомольска-на-Амуре Парку культуры и отдыха "Судостроитель" присвоено имя В.П. Костенко [10].
Примечания
↑Костенко, Владимир Полиевктович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
↑Костенко В. П. На «Орле» в Цусиме. — Л.: Судпромгиз, 1955. — 544 с. — 35000 экз.
↑Журнал «Изобретатель и Рационализатор» № 1 1984 год Герман Смирнов. «Не забывал о Цусиме». Статья составлена на основании архивных изысканий и устных рассказов В. П. Костенко.
↑Силу духа В. П. Костенко характеризуют, например, такие воспоминания его дочери Натальи Владимировны: «Его посадили в металлическую клетку так, что он даже не мог пошевелить головой, и на зимней улице под краном ему капали воду на голову, пока он не потерял сознание. Когда я его спросила: „Папа, как же ты это выдержал?“, услышала в ответ: „Я в это время занимался дифференциальным исчислением“.» (Газета «Корабел», № 93 от 28 ноября 2006 г.)