Л-11
Л-11 | |
---|---|
История корабля | |
Государство флага | СССР |
Порт приписки | Владивосток |
Спуск на воду | 4 декабря 1936 |
Выведен из состава флота | 20 февраля 1959 |
Современный статус | разобрана на металл |
Основные характеристики | |
Тип корабля | подводный минный заградитель |
Обозначение проекта | серия XI, «Ленинец» |
Скорость (надводная) | 14,5 узла |
Скорость (подводная) | 8,5 узла |
Рабочая глубина погружения | 75 м |
Предельная глубина погружения | 90 м |
Автономность плавания | 28 суток[1] |
Экипаж | 52 человека |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 1040 т |
Водоизмещение подводное | 1340 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
79,9 м |
Ширина корпуса наиб. | 7,3 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
4,3 м |
Силовая установка | |
Дизель-электрическая. Дизели: 2x 1100 л.с. модели 42БМ6, электродвигатели 2х650 л.с. модели ПГ. Аккумуляторная батарея ЛС: 3 группы по 112 элементов. | |
Вооружение | |
Артиллерия | 1 x 102-мм/45 Б-2, 120 снарядов |
Минно-торпедное вооружение |
6 носовых 533-мм ТА (16 торпед), 2 кормовые минные трубы, 20 мин типа ПЛТ. |
ПВО | 1 x 45-мм/46 21-К, 500 снарядов |
Л-11 — советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны. Пятый корабль серии XI типа «Ленинец», в 1934 году предлагалось дать кораблю имя «Свердловец».
История корабля
Лодка была заложена 10 июня 1934 года на заводе № 198 в Николаеве, заводской номер 284, в виде отдельных секций была перевезена в Комсомольск-на-Амуре, на завод № 199, где была собрана. 4 декабря 1936 года спущена на воду, 5 ноября 1938 года вступила в строй.
В ходе боевых действий в августе 1945 года 22 — 30 августа совершила поход, высадив десант в 61 человек в порту Маока, Сахалин. Во время похода транспортировала также 45-мм орудие, закреплённое за ограждением прочной рубки.
В 1949—1951 годах прошла капитальный ремонт. В 1949 году переименована в Б-11. В 1952 году случился пожар в аккумуляторной яме.
Осенью 1953 года на Б-11 (с экипажем Б-12) проводилось испытание новой системы регенерации воздуха. После покладки на грунт в прибрежной полосе при температуре воды +10 °C было отмечено повышение температуры воздуха в отсеках. На четвёртые сутки эксперимента, при температуре в отсеках +30 °C, лодка всплыла, однако неполадок в оборудовании не оказалось, а виновником нагрева стал горячий подводный источник, на который Б-11 случайно легла.
20 февраля 1959 года Б-11 разоружена и исключена из состава флота, впоследствии разделана на металл.
Рубка Л-11 поставлена в Вилючинске в качестве памятника погибшей Л-16. В 2017 году её демонтировали и отправили на реставрацию.
Командиры
- март 1937 — май 1938: С. Е. Чурсин[2]
- май 1938 — апрель 1940: Н. М. Мишенин
- апрель 1940 — ноябрь 1943: В. Н. Твердохлебов
- ноябрь 1943 — ноябрь 1945: К. В. Барбитов
- ноябрь 1945 — октябрь 1949: В. М. Гарвалинский
- 1949—1953: А. П. Касаткин
- 1957—1959: Белашев, Виктор Григорьевич[3]
Примечания
- ↑ Проектное значение
- ↑ А. С. Николаев. Л-11, Б-11 Тип «Л» XI серии . www.deepstorm.ru (2004-2020). Дата обращения: 27 мая 2022. Архивировано 27 мая 2013 года.
- ↑ Тимур Гайнутдинов. В Фокино открыта мемориальная доска в честь вице-адмирала Белашева . Центральный военно-морской портал (24 марта 2011). Дата обращения: 27 мая 2022. Архивировано 12 мая 2021 года.
Литература
- Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок 1941—1945. — М.: АСТ, 2004. — С. 379—380. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-024904-7.
- Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы». — М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. — С. 145—156. — 160 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-37235-5.
Ссылки
- Великая Отечественная под водой
- Николаев А. С. Л-11, Б-11, Тип «Л» XI серии . «Штурм Глубины». deepstorm.ru (2002-2010). Дата обращения: 12 марта 2011.