Л-11

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Л-11
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Владивосток
Спуск на воду 4 декабря 1936
Выведен из состава флота 20 февраля 1959
Современный статус разобрана на металл
Основные характеристики
Тип корабля подводный минный заградитель
Обозначение проекта серия XI, «Ленинец»
Скорость (надводная) 14,5 узла
Скорость (подводная) 8,5 узла
Рабочая глубина погружения 75 м
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 28 суток[1]
Экипаж 52 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 1040 т
Водоизмещение подводное 1340 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
79,9 м
Ширина корпуса наиб. 7,3 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
4,3 м
Силовая установка
Дизель-электрическая. Дизели: 2x 1100 л.с. модели 42БМ6, электродвигатели 2х650 л.с. модели ПГ. Аккумуляторная батарея ЛС: 3 группы по 112 элементов.
Вооружение
Артиллерия 1 x 102-мм/45 Б-2, 120 снарядов
Минно-торпедное
вооружение
6 носовых 533-мм ТА (16 торпед), 2 кормовые минные трубы, 20 мин типа ПЛТ.
ПВО 1 x 45-мм/46 21-К, 500 снарядов

Л-11 — советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны. Пятый корабль серии XI типа «Ленинец», в 1934 году предлагалось дать кораблю имя «Свердловец».

История корабля

Лодка была заложена 10 июня 1934 года на заводе № 198 в Николаеве, заводской номер 284, в виде отдельных секций была перевезена в Комсомольск-на-Амуре, на завод № 199, где была собрана. 4 декабря 1936 года спущена на воду, 5 ноября 1938 года вступила в строй.

В ходе боевых действий в августе 1945 года 22 — 30 августа совершила поход, высадив десант в 61 человек в порту Маока, Сахалин. Во время похода транспортировала также 45-мм орудие, закреплённое за ограждением прочной рубки.

В 1949—1951 годах прошла капитальный ремонт. В 1949 году переименована в Б-11. В 1952 году случился пожар в аккумуляторной яме.

Осенью 1953 года на Б-11 (с экипажем Б-12) проводилось испытание новой системы регенерации воздуха. После покладки на грунт в прибрежной полосе при температуре воды +10 °C было отмечено повышение температуры воздуха в отсеках. На четвёртые сутки эксперимента, при температуре в отсеках +30 °C, лодка всплыла, однако неполадок в оборудовании не оказалось, а виновником нагрева стал горячий подводный источник, на который Б-11 случайно легла.

20 февраля 1959 года Б-11 разоружена и исключена из состава флота, впоследствии разделана на металл.

Рубка Л-11 поставлена в Вилючинске в качестве памятника погибшей Л-16. В 2017 году её демонтировали и отправили на реставрацию.

Командиры

  • март 1937 — май 1938: С. Е. Чурсин[2]
  • май 1938 — апрель 1940: Н. М. Мишенин
  • апрель 1940 — ноябрь 1943: В. Н. Твердохлебов
  • ноябрь 1943 — ноябрь 1945: К. В. Барбитов
  • ноябрь 1945 — октябрь 1949: В. М. Гарвалинский
  • 1949—1953: А. П. Касаткин
  • 1957—1959: Белашев, Виктор Григорьевич[3]

Примечания

  1. Проектное значение
  2. А. С. Николаев. Л-11, Б-11 Тип «Л» XI серии. www.deepstorm.ru (2004-2020). Дата обращения: 27 мая 2022. Архивировано 27 мая 2013 года.
  3. Тимур Гайнутдинов. В Фокино открыта мемориальная доска в честь вице-адмирала Белашева. Центральный военно-морской портал (24 марта 2011). Дата обращения: 27 мая 2022. Архивировано 12 мая 2021 года.

Литература

  • Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок 1941—1945. — М.: АСТ, 2004. — С. 379—380. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-024904-7.
  • Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы». — М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. — С. 145—156. — 160 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-37235-5.

Ссылки