Мессианские псалмы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Царь Давид в молитве. Картина Питера де Греббера

Мессианские псалмы — некоторые псалмы из входящей в Ветхий Завет книги Псалтирь. В христианстве они воспринимаются как прообразные или пророческие в отношении Иисуса Христа и некоторых евангельских событий, произошедших через сотни и даже тысячу лет позднее времени написания[1].

После Своего воскресения Христос сказал ученикам: «вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24:44). Здесь Христос ясно говорит о том, что псалмы — наиболее христологичная и насыщенная мессианскими пророчествами книга третьей части Ветхого Завета[2] (Ктувим). В Новом Завете насчитывается 400 ссылок и цитат на Псалтирь[3]. Христос в Новом Завете цитировал псалмы не менее шести раз, ранняя Церковь тоже использовала их[3].

Во времена Ветхого Завета смысл некоторых псалмов был далеко не всегда ясен. Псалмопевец мог описывать личные переживания и события своей жизни, но при этом использовать выражения и образы, не укладывающиеся в личный опыт. Значение этих псалмов становилось понятным лишь после прихода Иисуса Христа[4].

Какие псалмы считать мессианскими

Выводы о том, что тот или иной псалом имеет мессианский смысл богословы делают на основании контекста, прямых новозаветных цитат, церковного учения и ясного смысла изречений псалмов[5]. Все же из-за разницы в требованиях к четкости прообразов и пророчеств богословы расходятся во мнениях, сколько именно псалмов следует относить к мессианским. Так, авторы «Библейского справочника Геллея» сочли мессианскими 11 псалмов: это псалмы 2, 8, 15, 21, 44, 68, 71, 88, 109, 117 и 131[6]. Авторы справочника подчёркивают, что эти псалмы содержат отрывки, ясно и определённо мессианского характера, неприменимые к кому-либо другому, кроме Иисуса Христа[6].

Авторы «Толковой Библии Лопухина» не дали такого категоричного определения и причислили к мессианским 23 псалма: 2, 8, 15, 19, 21, 39, 40, 44, 46, 50, 67, 68, 71, 77, 88, 94, 96, 101, 117, 118, 129, 131, 142[7].

В свою очередь, Павел Юнгеров относит к общепризнанным мессианскими следующие псалмы (или фрагменты псалмов): 2, Пс. 15:5—10, 21, Пс. 39:7—11, 44, 68, 71, 109. Однако он не настаивает, что этот список законченный. Более того, он поясняет, что ряд других псалмов также содержит параллельные, аналогичные или тесно связанные с этими мессианскими псалмами изречения, а также приводимые в мессианском смысле в новозаветных книгах и христианских вероучительных системах[8].

Пророчества псалмопевцев о Мессии

По мнению Павла Юнгерова, мессианские пророчества, содержащиеся в отдельных псалмах, взаимно дополняют друг друга, складываясь в единое цельное учение о спасении человека Господом через Мессию и Его служение. Это учение не противоречит пророчествам из других книг Ветхого Завета, отмечает Юнгеров[9].

Исходным пунктом для изложения картины пророчеств Псалтири о Мессии, по мнению Юнгерова, следует считать Пс. 39:7—9. Здесь сказано о предстоящей отмене ветхозаветных жертв, как очистительных перед Богом, и замене их единократным совершением жертвы в виде тела Иисуса Христа, закланного за грехи всех людей. При том, что в Пс. 49, а также в Пс. 50:18 сказано о недостаточности ветхозаветных жертв для спасения людей[8].

Причиной явления Мессии, по Юнгерову, станет возмущение против Бога земных народов и их князей (Пс. 2:2, 3) и, как следствие, необходимость войны и победы Мессии над Его врагами (Пс. 109:5, 6, Пс. 2:9, 10, сравните с Пс. 67:22—24). При этом возмущение против Бога враждебных царей и народов будет иметь не политическую, а нравственную основу (Пс. 44:5—8)[10].

Мессия, по Юнгерову, будет сочетать в Себе царственное и священническое достоинство (Пс. 109:4, Пс. 71:17). Согласно пророчествам псалмопевцев, Мессия будет Лицом Божественным, Богом и от вечности рожденным Сыном Божьим, престол Его будет вечен. В то же время Мессия будет истинным человеком, сыном Царя, помазанным над Сионом Иеговою. К этом образу следует присоединить еще и образ Мессии-Страдальца, невинного перед Богом, но вынужденного претерпеть жестокие преследования, о чем подробно повествуют псалмы 68 и 21[11][12].

В мессианских псалмах предсказано основание царства Мессии среди людей, отмечает Юнгеров. Псалмы предсказывают обращение этих людей к Богу и освобождение от грехов, дарование им вечного блаженства в постоянном пребывании близ Господа — источника блаженства[13].

Общий мессианизм Псалтири

Александр Мень обратил внимание на мессианизм книги Псалтирь в целом. Он определял мессианизм как пророчество и учение о грядущем спасении Богом Своих людей (из всех народов) через потомка Давида. Это откровение, согласно А. Меню, не было дано в Ветхом Завете разом в законченном виде, а раскрывалось постепенно, по мере углубления религиозного сознания людей[1].

Мень выделил пять фаз мессианского откровения:

  • Божье обетование Аврааму, что в нем «благословятся все племена земные» (Быт. 12:3, Быт. 18:18 и другие).
  • Создание ветхозаветного царства в Земле обетованной.
  • Данное Давиду откровение о том, что на смену его царству придет Вечное Царство его Потомка.
  • Проповедь пророков о Помазаннике, Мессии, Христе после падения Дома Давидова, а также о времени Богоявления и распространении нового Царства на весь мир.
  • Мессия не только Царь, но и Священник. Которому надлежит пройти через страдания.

По мнению А. Меня, все эти этапы мессианского откровения отражены в различных группах псалмов. Именно поэтому, считал он, Псалтирь служит своеобразным «ключом» к христианскому пониманию Ветхого Завета[14].

Классификация мессианских псалмов

В зависимости от характера откровения некоторые богословы делят мессианские псалмы на пять типов:

  • Чисто пророческие.

Примером может служить Пс.109, прямо предсказывающий приход Царя и священника по чину Мелхиседека, в Новом Завете чётко отождествляемого с Иисусом Христом. (Мф. 22:44)

К ним можно отнести Пс.95-98 («псалмы воцарения»). Они описывают приход Господа и установление Его Царства. В них читаются намеки, что это произойдёт во второе пришествие Христа.

  • Прообразовательно-пророческие.

Псалмопевец пишет о своих переживаниях, но используемые им образы и язык явно выходят за рамки его земного опыта. Пример — Пс.21.

  • Косвенно-мессианские.

Эти псалмы посвящались современникам и рассказывали о реальных событиях того времени, но окончательно исполнились в Иисусе Христе (Пс. 2, 44, 71).

  • Псалмы с мессианской символикой (частично-мессианские).

Мессианский характер этих псалмов менее очевиден. Отдельные отрывки имеют отношение ко Христу, но не всё в этих псалмах к Нему применимо. Впоследствии Иисус и ученики могли использовать для описания собственных переживаний фразы и образы из этих псалмов (например, использование в Деян. 1:20 фрагмента Пс. 108:8)[15].

Терминология

В богословской литературе по отношению к мессианским псалмам используются такие термины как псалмы царские, пророческие, прообразные (прообразовательные).

К «царским» относят псалмы (2, 44, 71, 109 и другие), в центре которых стоит царь (чаще Давид) в качестве прообраза Христа и которые посвящены важным эпизодам царской жизни (воцарение, брак и т. д.). Эти псалмы имеют двойной смысл. Они прославляют царя или Дом Давида в целом, но в конечном итоге относятся ко Христу, как Мессии[16].

«Пророческими» называются псалмы (фрагменты псалмов), где псалмопевец просто излагает грядущие события в данном ему откровении. Примером может служить Псалом 109, описывающий грядущее господство над миром Сына Божия через описание побед Давида[7].

«Прообразные (прообразовательные)» псалмы — те, где будущие события и персоны преподносятся в чертах уже произошедших, исторических фактов и персон. Прообразные псалмы отличаются от пророческих тем, что распознаются только после свершения события, «оглянувшись назад»[4]. Примером может служить Псалом 8, где через описание прославления Бога даже младенцами после перехода через Чермное море точно воспроизводится события будущего времени — восхваление Иисуса Христа малыми детьми после Его входа в Иерусалим[7].

Основные темы

Пс. 2: божественность Мессии, Его всемирное царство

Пс. 8: человек — венец творения, который займет высокое положение в дни Мессии

Пс. 15: воскресение Мессии из мертвых

Пс. 21,68: будущие страдания Мессии

Пс. 44: царственная невеста Царя и вечный престол.

Пс.71: слава и величие Мессианского царства

Пс. 88: Божье обетование вечного престола Мессии

Пс. 109: Мессия — вечный царь и священник

Пс. 117: отвержение Мессия вождями своего народа

Пс. 131: обетование Мессии вечного престола Давида[6]

Примечания, ссылки

  1. 1,0 1,1 Мень, 2000, с. 418.
  2. Янг, 1998, с. 24.
  3. 3,0 3,1 Уирсби, 2011, с. 188.
  4. 4,0 4,1 Харчлаа, 1993, с. 396.
  5. Юнгеров, 2009, с. 587-588.
  6. 6,0 6,1 6,2 Геллей, 1998, Псалтирь.
  7. 7,0 7,1 7,2 Лопухин, 2021, О Псалтири.
  8. 8,0 8,1 Юнгеров, 2009, с. 588.
  9. Юнгеров, 2009, с. 587—588.
  10. Юнгеров, 2009, с. 589.
  11. Юнгеров, 2009, с. 590.
  12. ВЗН, 2011, с. 400.
  13. Юнгеров, 2009, с. 610.
  14. Мень, 2000, с. 418-421.
  15. Харчлаа, 1993, с. 396-397.
  16. Мень, 2000, с. 419.

Литература

  • Толковая Библия Лопухина. — СЗКЭО, 2021. — P. 912. — (Библиотека мировой литературы). — ISBN 978-5-9603-0603-4.
  • Библейский справочник Геллея. — СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1998. — P. 352. — ISBN 5-7454-0212-1.
  • Генри, Мэтью. Толкование книг Ветхого Завета = Matthew Henry’s Commentary of the Whole Bible, Complete and Unabridged in One Volume (англ.). — Dutch Reformed Tract Society, Branch of the Netherlands Reformed Congregations Netherlands, 2007. — P. 987.
  • Ветхий Завет на страницах Нового = Commentary on the New Testament Use of the Old Testament (англ.) / Бил Г. К., Карсон Д. А.. — Черкассы: Коллоквиум, 2011. — Vol. 2. — 592 p. — ISBN 978-966-8957-31-4.
  • Мень, Александр (протоиерей). Исагогика. Ветхий Завет (курс по изучению Священного Писания) / Свящ. Георгий Чистяков. — Библиотека Киевской Духовной Академии (сканирование). — Москва: Фонд имени Александра Меня, 2000. — ISBN 5-89831-003-7.
  • Моздор С. А. Мессианские псалмы: исагогико-экзегетический анализ // Воронежская духовная семинария Воронежской Епархии РПЦ Сборник статей преподавателей и выпускников Воронежской православной духовной семинарии : статья в журнале - научная статья. — Воронеж, 2006. — № 1(1). — С. 9-28.
  • Моздор С. А. Мессианские псалмы: исагогико-экзегетический анализ // Воронежская духовная семинария Воронежской Епархии РПЦ Сборник статей преподавателей и выпускников Воронежской православной духовной семинарии : статья в журнале - научная статья. — Воронеж, 2007. — № 2(2). — С. 3-16.
  • Смук С. А. Мессианские псалмы царя и пророка Давида // Перервинская духовная семинария Русской православной церкви Труды Перервинской православной духовной семинарии : статья в журнале - научная статья. — Москва, 2013. — № 9. — С. 4-22. — ISSN 2220-9530.
  • Толкование ветхозаветных книг от Первой Книги Царств по Книгу Песни Песней = The Bible Knowledge Commentary / главный редактор Платон Харчлаа. — Славянское Миссионерское Общество. — Киев: Славянское Миссионерское Издательство, 1993. — 617 с.
  • Янг, Эдвард. Введение в Ветхий Завет. — Заокская духовная академия. Издательский отдел. — 1998.
  • Уирсби Уоррен. Комментарий на Ветхий Завет = The Wiersbe Bible Commentary (англ.) / Цыганков Ю. А.. — Санкт-Петербург: Библия для всех, 2011. — Vol. 2. — P. 1099. — ISBN 978-5-7454-1275-2.
  • Юнгеров П. А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения // Российская академия государственной службы при Президенте РФ, кафедра государственно-конфессиональных отношений Государство, религия, Церковь в России и за рубежом : научная статья. — 2009. — № S4. — С. 554-610. — ISSN 2073-7203.