Перейти к содержанию

Псалом 142

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Начало псалма в «Великолепном часослове герцога Беррийского», XV век

Сто сóрок вторóй псалóм — 142-й псалом из книги Псалтирь (143-й в масоретской нумерации). Известен по латинскому инципиту Domine, exaudi orationem meam.

Псалом представляет собой личную молитву о защите[1]. Псалмопевец признаёт, что полностью праведных людей не существует. Надежду и утешение он находит в размышлениях о милостях Господа, неоднократно явленных израильскому народу[2]. Его просьбы к Богу можно свести к двум — «услышь меня» и «ответь мне»[3].

Относят к покаянным псалмам[4][a]. В «Толковой Библии Лопухина» этот псалом отнесён к числу мессианских псалмов[6], хотя далеко не все христианские богословы следуют такой классификации.

Особенности

Надписан как «псалом Давида». При этом сходство с другими псалмами Давида столь сильно, что по мнению Чарльза Сперджена, не вызывает сомнения. «История самого Давида служит иллюстрацией к этому псалму, в каждой строчке которого живёт дух его автора», — отметил Сперджен[5].

Возможно, псалом был создан Давидом, когда он подвергался преследованиям со стороны взбунтовавшегося сына Авессалома[4]. По другому предположению, псалом был написан Давидом во время изгнания, когда он скрывался от Саула[3][7].

Содержание

Описывая отчаяние своей ситуации, Давид молит, чтобы Бог услышал его. Можно предположить, в постигших его несчастиях Давид видел наказание и за свои собственные согрешения. Во всяком случае он признаёт, что человеческая праведность — ущербна в сравнении с Божией («не оправдается пред Тобой ни один из живущих»), поэтому Давид просит не судить его строго[2]. «Освещение человеческой греховности страшным судом Божиим делает слишком очевидной и яркой эту греховность, делает совершенно немыслимым и невозможным человеческое самомнение и самооправдание безгрешности», — отмечал Павел Юнгеров[8].

Размышляя о прежних делах, совершённых Богом для израильского народа, Давид находит надежду и утешение. Ещё горячее простирает он руки к Господу. Душа его жаждет Бога, как земля — дождя. Поющий молит Бога о скорой помощи, чтобы окончательно не упасть духом («чтобы я не уподобился нисходящим в могилу»)[2].

В 10-м стихе псалмопевец обращается к Богу за постоянным водительством, обеспечивающим исполнение Божией воли во всём. Он хочет достойно жить в земле, которую Бог отвёл для праведных Своих[2][b].

Псалом завершается молитвой об отмщении, основанной на жажде справедливости. В то же время Давид, будучи по природе своей великодушным человеком, поступал с Саулом вполне благородно. Поэтому завершающий стих, видимо, преувеличивает его подлинные чувства[5].

Комментарии

  1. У Чарльза Сперджена подобная классификация псалма вызывала недоумение. «Он звучит скорее как провозглашение Давидом его собственной праведности и негодующая молитва об отмщении клеветникам, чем исповедь. […] Он едва ли проникнут сокрушенным духом покаяния», - писал Сперджен[5].
  2. По мнению Павла Юнгерова, здесь речь идёт о будущей вечной жизни[9].

Примечания

Литература